НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 16.12.2020 № 2А-1487/20

Судья Курбанова М.Р. дело № 2а-1487\2020

№ 33а-4076\2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 16 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Степина А.Б.,

судей областного суда: Берстневой Н.Н., Сорокиной О.А.,

при помощнике судьи: Кондратьеве С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани на решение Трусовского районного суда города Астрахани от 21 октября 2020 года по административному иску Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани об оспаривании представления прокурора Трусовского района города Астрахани,

УСТАНОВИЛА:

Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани обратилось в суд с административным иском об оспаривании представления прокурора Трусовского района города Астрахани.

В обоснование административного иска указано, что выводы прокурора о нарушении пенсионным учреждением требований законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, при реализации Арабаджиевой К.А., Ивановой Н.Ю., Филякиной И.П. средств материнского капитала не основаны на законе и фактических обстоятельствах. Указанные лица, действуя через представителя по доверенности, обратились в УПФР Трусовского района города Астрахани с заявлением о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий, на погашение основного долга и уплату процентов по договорам потребительского займа. На момент подачи заявлений названные лица проживали в других регионах, заявления поданы по месту жительства представителя, что соответствует требованиям пункта 4 Правил направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Решение об удовлетворении заявления Филякиной И.П. принято в отсутствие сведений о лишении, ограничении ее в родительских правах в месячный срок с даты приема заявления, оснований для отказа в удовлетворении заявления не имелось. Имеется ответ на запрос, поступивший в электронном виде 12 сентября 2019 года, а том, что архивные записи действительные. При нотариальном удостоверении доверенности представителя представление копии паспорта поверенного не требуется. Полагает, что прокурор неверно истолковал нормы законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, а потому оспариваемое представление является незаконным.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани Голинко Н.Н. требования административного иска поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика - прокурор Тлеулеева С.Р. возражала против удовлетворения административного иска.

Решением Трусовского районного суда города Астрахани от 21 октября 2020 года в удовлетворении административного иска Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани отказано.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального права. Повторяя доводы административного иска, указывает, что требования представления являлись не обоснованными, они противоречат действующему нормативному регулированию и обстоятельствам дела.

Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя административного истца Голинко Н.Н. и заинтересованного лица Перепечкину М.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Дюйсембееву Э.М., возражавшую против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Трусовского района города Астрахани во исполнение поручения прокуратуры Астраханской области о проверке информации ООО «МИЦ «Известия» проведена проверка законности реализации материнского (семейного) капитала.

В ходе проверки из ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани Астраханской области истребованы и изучены дела лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки: Арабаджиевой К.А., Ивановой Н.Ю. и Филякиной И.П.

Указанные лица реализовали средства МСК на погашение основного долга по договорам потребительского займа, заключенным с кредитным потребительским кооперативом «Авуар» на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных в селе Гандурино Камызякского района Астраханской области.

Заявления о распоряжении средствами МСК поданы названными лицами через одного и того же представителя по доверенности Рахманину О.А., которая зарегистрирована на территории Трусовского района города Астрахани. Арабаджиева К.А. на момент подачи заявления в пенсионный орган зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес> Доверенность Арабаджиевой К.А. на представление Рахманиной О.А. выдана в городе Москва нотариусом Бахтадзе Э.Ю. 10 сентября 2019 года и в тот же день нотариусом заверено обязательство Арабаджиевой К.А. оформить жилой дом.

Иванова Н.Ю. и Филякина И.П. на момент подачи заявлений в пенсионный орган зарегистрированы и проживали в городе Москва.

К заявлениям, подданным Рахманиной О.А., в интересах доверителей копии паспортов Арабаджиевой К.А., Ивановой Н.Ю. и Филякиной И.П. не приложены.

На момент принятия решения по заявлению Филякиной И.П. о распоряжении средствами МСК пенсионный орган не располагал сведениями о лишении, ограничении ее в родительских правах, отобрании детей.

С учетом указанных обстоятельств, по результатам прокурорской проверки 27 марта 2020 года в Управление пенсионного фонда России по Трусовскому району города Астрахани вынесено представление № 126-2020 об устранении нарушений законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.

Полагая представление прокурора незаконным, и, нарушающим права учреждения, пенсионный орган обратился в суд с административным иском.

Разрешая заявленные пенсионным органом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое представление вынесено прокурором в пределах его полномочий, основано на законе, а потому, прав истца не нарушает.

С выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается.

Так, судья районного суда, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 1, части 2 стать 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, обосновано указал, что прокурор, реализуя предоставленные ему законом полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Приходя к выводу, что оспариваемое представление прокурора соответствует нормативному регулированию, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

Основания возникновения права на материнский (семейный) капитал и порядок распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала установлены Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ предусмотрено, что распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении).

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ одним из направлений для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала является улучшение жилищных условий.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ определено, что Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил лицо, получившее сертификат, вправе лично либо через представителя обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Пункт 4 Правил четко конкретизирует, заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, получившего сертификат, но никак ни представителя данного лица.

Указание на необходимость обращения с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала по месту жительства именно лица, получившего сертификат, носит учетный характер. Реализация права на средства материнского капитала всегда связана в правами конкретного лица на дополнительные меры социальной поддержки. Реализация этого права не связана с правами представителя лица, имеющего право на меры государственной поддержки. Представитель такого лица не имеет самостоятельного субъективного права и интереса в реализации мер государственной поддержки, поскольку его права производны от прав его доверителя и в том объеме, в котором доверены.

Ссылка административного ответчика на пункт 11 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденного приказом Минтруда от 29 октября 2012 года № 346н, основана на неверном применении указанного регламента административным ответчиком.

При применении названного регламента следовало учитывать, что Приказом Минтруда России от 2 августа 2017 № 606н утверждены новые Правила подачи заявления и перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.

Согласно пункту 6 указанных новых Правил, заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) либо фактического проживания заявителя, а в силу пункта 2 Правил заявителем является лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, но не его представитель.

Обоснован и вывод прокурора о нарушении должностными лицами ГУ-Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 октября 2012 года № 346 н.

Согласно названному Приказу, при приеме заявления о распоряжении средства МСК специалист территориального органа ПФР (ПФР), в том числе, сверяет данные представленных документов с данными, указанными в заявлении; проверяет комплектность документов, правильность оформления и содержание представленных документов, соответствие сведений, содержащихся в разных документах (пункт 4 Административного регламента).

Основанием для начала рассмотрения ПФР, территориальным органом ПФР заявления о распоряжении является прием заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами и поступление ответов на запросы об информации, влияющей на право заявителя, и о сведениях, необходимых для вынесения решения по заявлению о распоряжении (пункт 63 Административного регламента).

Материалами дела подтверждено, что указанные нормативные требования выполнены пенсионным органом не в полном объеме, поскольку в подданных заявлениях отсутствовали ксерокопии паспортов заявителей - лиц получивших сертификат, несмотря на наличие ссылки на приложение указанных документов к заявлениям.

Решение об удовлетворении заявления Филякиной И.П. принято в отсутствие сведений о лишении, ограничении её в родительских правах, отобрании детей. Между тем, отсутствие на момент рассмотрения заявления указанного лица таких сведений препятствовало принятию законного решения.

Вопреки доводам жалобы, поступившие в электронном виде сведения одного из отделений ЗАГС города Москвы о том, что архивные записи в отношении Филякиной И.П. действительны, не содержат информации о наличии либо отсутствии в актовой записи о рождении ребенка Филякиной И.П. сведений о лишении (ограничении) родительских прав, как того требует закон.

Данная позиция соответствует и судебной практике (Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 6 августа 2020 года по делу № 2а-331\2020).

Оснований для иных выводов с учетом установленных по делу обстоятельств и действующего правового регулирования, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Трусовского районного суда города Астрахани от 21 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе города Астрахани – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: А.Б. Степин

судьи областного суда: Н.Н. Берстнева

О.А. Сорокина