НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 29.06.2017 № 33А-3130/2017

Судья Сергеева М.Н.

стр.011а г/п 150 руб.

Докладчик Пыжова И.А.

№ 33а-3130/2017

29 июня 2017 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Верещагина Г.С.,

судей Голдобова Е.А., Пыжовой И.А.,

с участием прокурора Подчередниченко О.С.

при секретаре судебного заседания Мироненко М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 29 июня 2017 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 20 февраля 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Плесецкое» о признании недействующей Методики расчета размера ущерба за вырубку (снос) зеленых насаждений на территории муниципального образования «Плесецкое», утвержденной постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Плесецкое» № 313 от 20.05.2013 года - отказать.

Настоящее решение подлежит опубликованию в газете «Плесецкие новости» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу».

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Плесецкое» о признании не действующей утвержденную постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Плесецкое» № 313 от 20.05.2013 Методики расчета размера ущерба за вырубку (снос) зеленых насаждений на территории муниципального образования «Плесецкое».

В обоснование иска указал, что постановлением и.о. главы администрации МО «Плесецкое» от 20.05.2013 № 313 утверждена Методика размера ущерба за вырубку (снос) зеленых насаждений на территории МО «Плесецкое» (далее - Методика). 20.05.2013 указанные постановление и Методика опубликованы на официальном сайте МО «Плесецкое». Пунктом 2 данной Методики установлен порядок определения размера ущерба, подлежащего внесению в бюджет МО «Плесецкое», за вырубку (снос) зеленых насаждений (деревьев, кустарников, газона, естественного травяного покрова), который определяется исходя из оценочной стоимости зеленого насаждения, количества уничтоженных зеленых насаждений, поправочных коэффициентов в зависимости от фактического состояния зеленного насаждения. Считает, что указанный нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления с превышением полномочий. Ссылаясь на положения ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, указывает, что таксы и методика определения вреда, причиненного лесам, а также деревьям, кустарникам и лианам, не отнесенным к лесным насаждениям, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007 утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям, кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, а также методика исчисления вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, лианам вследствие нарушения лесного законодательства. Считает, что ущерб, причиненный муниципальным лесам, а также отдельно произрастающим в черте МО «Плесецкое» деревьям, кустарникам, лианам, а также деревьям, кустарникам, лианам, произрастающим в аллеях, парках, полосах отвода железных, автомобильных дорог, подлежит определению в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации № 273. При этом орган местного самоуправления не вправе устанавливать по своему усмотрению собственное нормативное регулирование по этому вопросу. Кроме того, указал, что оспариваемый нормативный правовой акт не отвечает общеправовым критериям ясности и вызывает неоднозначное толкование, допуская возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, что также является основанием для признания его недействующим. Считает, что данный нормативный правовой акт затрагивает его права, поскольку оспариваемая методика была применена при определении суммы ущерба подлежащей взысканию с него в пользу МО «Плесецкое», установленной приговором Плесецкого районного суда Архангельской области от 24.02.2015 в размере 875 500 рублей.

В судебное заседание ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении административных исковых требований ФИО1 Указал, что органу местного самоуправления не предоставлены полномочия по разработке и утверждению методик расчета размеров ущерба, причиненных лесонарушением, это прерогатива Министерства природных ресурсов. Оспариваемая методика противоречит Лесному кодексу Российской Федерации и ст. 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации. На основании приговора Плесецкого районного суда от 24.02.2015 с ФИО1 взыскан ущерб, который был определен в соответствии с оспариваемой Методикой. Просит административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Административный ответчик – администрация МО «Плесецкое», извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. В письменных возражениях просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласился ФИО1

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, в связи с неправильным применением норм материального права.

В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Кроме того, ссылается на п.5.2, 5.2.44 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404, согласно которым разработка и принятие методик и такс исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, деятельностью хозяйствующих субъектов относится к исключительной компетенции Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Считает, что вопросы материальной ответственности за нарушение лесного законодательства относятся к сфере правового регулирования Правительства Российской Федерации, а вопросы материальной ответственности за причинение вреда окружающей среде - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. При этом правовое регулирование данных вопросов к компетенции органов местного самоуправления не относится независимо от формы собственности объекта причинения вреда (ущерба). Также указывает на неправильное распределение судом при рассмотрении спора бремени доказывания.

В представленных возражениях глава МО «Плесецкое» О.А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, заслушав ФИО1, заслушав заключение прокурора Подчередниченко О.С., полагавшего решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением и.о. главы администрации МО «Плесецкое» от 20.05.2013 № 313 утверждена Методика размера ущерба за вырубку (снос) зеленых насаждений на территории МО «Плесецкое».

20.05.2013 указанные постановления и Методика опубликованы на официальном сайте МО «Плесецкое».

Согласно преамбуле Методики, данная Методика расчета размера ущерба за вырубку (снос) зеленых насаждений на территории муниципального образования «Плесецкое» разработана в соответствии с Положением «О благоустройстве, обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования «Плесецкое», утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 19.07.2012 № 405. Методика предназначена для исчисления размера ущерба или убытков, вызываемых повреждением или уничтожением зеленых насаждений на территории муниципального образования «Плесецкое». Средства, полученные от указанных платежей, направляются в размере 100% в местный бюджет.

В разделе 1 Методики, приведены классификация и идентификация зеленых насаждений для определения ущерба.

Согласно п.1.2. Для расчета размера ущерба за вырубку (Снос) зеленых насаждений принимается следующая классификация растительности вне зависимости от вида функционального использования, формы собственности и ведомственной принадлежности поселения: деревья, кустарники, травянистый покров (газоны и естественная травянистая растительность).

При этом согласно п.1.3. Методики породы деревьев в МО «Плесецкое» распределяются по своей ценности (декоративным свойствам) и объединяются в группы. Выделены 4 группы: хвойные деревья (пихта, сосна, ель, кедр, лиственница, туя, можжевельник); 1-я группа лиственных деревьев (особо ценные) (дуб, липа, клен, ясень, боярышник, плодовые декоративные (яблоня)); 2-я лиственных деревьев (ценные) (рябина, береза, тополь, черемуха, сирень); 3-я группа лиственных деревьев (малоценные) (ива, осина, ольха).

В разделе 2 данной Методики содержится непосредственно порядок определения размера ущерба за вырубку (снос) зеленых насаждений.

Согласно п.2.1. Методики Ущерб за вырубку (снос) зеленых насаждений (деревьев, кустарников, газона, естественного травяного покрова) определяется по формуле: С = А х Н х К х Ки, где

С – ущерб зеленых насаждений (деревьев, кустарников, газона, естественного травяного покрова) руб.;

А – оценочная стоимость зеленого насаждения (деревьев, кустарников, газона, естественного травяного покрова) руб., порядок определения которой установлен п.2.3. Методики.

Н – количество уничтоженных зеленых насаждений шт., кв.м.

К, Ки - поправочные коэффициенты, значение которых установлены в п.2.4. Методики: К –коэффициент поправки на текущее состояние зеленых насаждений учитывает фактическое состояние зеленых насаждений и устанавливается в размере: 1,0 – для зеленых насаждений в хорошем состоянии; 0,5 – для зеленых насаждений в неудовлетворительном состоянии.

В случае невозможности определения фактического состояния уничтоженных зеленых насаждений принимается К = 1,0.

В указанном пункте также приведены признаки (критерии), по которым определяется качественное состояние деревьев, кустарников, газонов как хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное.

При этом пунктом 2.9. Методики предусмотрено применение повышающего коэффициента К = 5 при незаконном повреждении зеленых насаждений.

Согласно п.2.2. Методики размер ущерба, подлежащий внесению в бюджет МО «Плесецкое» нарушителем, определяется как сумма стоимости всех видов уничтоженных (поврежденных) зеленых насаждений.

В пунктах 2.5, 2.6, 2.7, 2.8 предусматриваются особенности исчисления ущерба за повреждение или уничтожение зеленых насаждений не вошедших в перечень, предусмотренный разделом 2 (таблица 2); в случае невозможности определения видового состава и фактического состояния уничтоженных зеленых насаждений; при повреждении деревьев и кустарников, не влекущем прекращение роста; в зимний период при невозможности определения в натуре утраченных газонов и травяного покрова в результате строительных работ.

Раздел 3 Методики предусматривает порядок исчисления размера ущерба за уничтожение (вырубку, снос), повреждение зеленых насаждений, исходя из количества и (или) площади уничтоженных зеленых насаждений, объектов озеленения или их отдельных элементов, степени их повреждения; а также устанавливает порядок фиксации объема причиненного ущерба посредством составления акта обследования зеленых насаждений (п.3.1.); оформление расчета размера материального ущерба, направление расчета нарушителю, который в десятидневный срок должен произвести оплату счета (п.3.2.).

Таким образом, утвержденная постановлением органа местного самоуправления Методика содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование отношений возникающих в связи с причинением ущерба лесным насаждениям и не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, травяному покрову, расположенных на территории МО «Плесецкое». В частности, в оспариваемой Методике содержатся правовые нормы, регулирующие порядок определения ущерба и его возмещения, при этом установлена обязанность причинителя вреда в десятидневный срок произвести оплату суммы ущерба, согласно направленному расчету, составленному в порядке, установленном Методикой. Указанное позволяет сделать вывод о том, что оспариваемая Методика, утвержденная постановлением и.о. главы администрации МО «Плесецкое» от 20.05.2013 № 313, является нормативным правовым актом, законность которого подлежит проверки в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

Данная методика является действующей и была применена в отношении административного истца при определении размера ущерба, подлежащего взысканию с него в пользу МО «Плесецкое» за незаконную рубку не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, что подтверждается вступившим в законную силу приговором Плесецкого районного суда Архангельской области от 24 февраля 2015 года и постановлением о возбуждении в отношении ФИО1 исполнительного производства.

Соответственно, вывод суда первой инстанции о наличии правового интереса у административного истца в оспаривании данного нормативного правового акта и, соответственно, права на его обжалование, является правильным.

Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к ошибочному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, принят органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно ч.ч. 1, 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Правовую основа местного самоуправления, согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Пунктами 1, 2, 4 статьи 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п.1 ст.1 Устава МО «Плесецкое», данное муниципальное образование наделено статусом городского поселения.

Перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения установлены в ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ).

Частью 1 указанной нормы к вопросам местного значения городского поселения отнесены в том числе: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19); осуществление муниципального лесного контроля (п.32).

При этом согласно ст.5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Между тем по смыслу положений ч.1.1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, имеющих в частности статус городского поселения, по решению вопросов местного значения, указанных в ст.14 Закона № 131-ФЗ, могут устанавливаться только федеральными законами и уставами муниципальных образований.

Совокупный анализ положений пунктов «д, к» ч.1 ст.72, ст.ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 4, 7, 14, ч.1.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законодательства, регулирующего лесные отношения (ст.ст. 2, 81-84, 100 ЛК РФ), отношения в сфере охраны окружающей среды (ст.ст. 2, 5-8, 61, 75, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), а также уголовного законодательства (ст.ст.260, 261 УК РФ), ст.ст. 26, 28, 32 Устава МО «Плесецкое» позволяет сделать вывод о том, что к полномочиям органов местного самоуправления не относится правовое регулирование вопросов в сфере установления такс и методик определения ущерба, причиненного лесным насаждениям, зеленому фонду городских поселений, включая отдельно произрастающих деревьев, кустарников и т.д. Положениями вышеуказанных федеральных законов утверждение такс и методик определения размера возмещения такого вреда, отнесено к компетенции федеральных органов.

Так, положениями ч.4 ст.100 ЛК РФ предусмотрено, что особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом согласно п.п. 2,3 ч.1 ст.84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины.

Таким образом, Лесным кодексом РФ к компетенции органов местного самоуправления не отнесены полномочия на установление таксы и методики определения ущерба, причиненного лесам.

Согласно ч.3 ст.100 ЛК РФ размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон № 7-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст.75 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 ст.77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 статьи 78 указанного закона предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу пунктов 1, 2 статьи 8 Закона № 7-ФЗ государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Таким образом, Законом №7-ФЗ также не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования вопросов возмещения вреда, причиненного окружающей среде и её объектам.

Статьями 260, 261 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений и уничтожение или повреждение лесных насаждений. Согласно примечаниям к указанным нормам размер ущерба подлежит определению исходя из суммы ущерба исчисленного по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» предметом преступлений, предусмотренных ст. ст. 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", в соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 191.1, 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, утверждены: таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

Согласно п.1 Методики, в соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Таким образом, ни федеральным законом, ни положениями Устава МО «Плесецкое» не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по нормативному правовому регулированию в сфере утверждения методик возмещения ущерба за уничтожение (снос), повреждение зеленых насаждений. Соответственно, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления с нарушением требований ст.7, ч.1.1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, ст.ст. 8, 77, 78 Закона № 7-ФЗ, ст.ст. 84, 100 ЛК РФ.

Вывод суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не направлен на правовое регулирование отношений в сфере возмещения вреда, причиненного в результате нарушения лесного законодательства либо законодательства об охране окружающей среды, а принят в соответствии с утвержденными в МО «Плесецкое» Положением «О благоустройстве, обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования «Плесецкое», утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от 19.07.2012 № 405, является ошибочным.

Из содержания оспариваемой Методики, её преамбулы следует, что она предназначена для исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых повреждением или уничтожением зеленых насаждений на территории МО «Плесецкое».

При этом возмещение ущерба (убытков) вследствие уничтожения, повреждения имущества, по смыслу ст.15 ГК РФ, является мерой гражданско-правовой ответственности, подлежащей применению в случае противоправного поведения причинителя ущерба.

Между тем согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и согласно п.2 ст.3 ГК РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Следует также указать, что оспариваемая Методика предусматривает порядок определения ущерба за уничтожение и повреждение зеленых насаждений в целом и при их незаконном уничтожении и повреждении, устанавливая при этом в п.2.9. повышающий коэффициент К=5. Вместе с тем, как указывалось выше понятие причинение ущерба (убытков), вреда, в том числе в результате уничтожения, повреждения зеленых насаждений, само по себе предполагает совершение субъектом противоправных, то есть незаконных действий. Из чего следует, что оспариваемая Методика не отвечает общеправовым критериям ясности и вызывает неоднозначное толкование, допуская возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, что в силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», является основанием для признания нормативного акта недействующим полностью или в части.

Выше изложенное не было учтено судом первой инстанции.

Принимая во внимание, что оспариваемая Методика не отвечает общеправовым критериям ясности, принята органом местного самоуправления с превышением полномочий на принятие нормативного правового акта, была применена в отношении истца при определении размера ущерба, подлежащего взысканию с него в пользу МО «Плесецкое» за незаконную рубку деревьев, не отнесенных к лесным насаждениям, то при таких обстоятельствах судебная коллегия находит доказанным факт нарушения прав административного истца. В этой связи судебная коллегия считает, что имеются основания для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим, с учетом того, что он ранее применялся – с даты вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного истца.

Кроме того, в соответствии со ст.ст.103, 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при подаче административного искового заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины всего в сумме 450 руб.

Руководствуясь ст.ст. 215, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 20 февраля 2017 года отменить, вынести по делу новое решение, которым:

«административные исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «Плесецкое» удовлетворить.

Признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Плесецкое» № 313 от 20 мая 2013 года «Об утверждении методики расчета размера ущерба за вырубку (снос) зеленых насаждений на территории муниципального образования «Плесецкое», в редакции постановления главы администрации муниципального образования «Плесецкое» № 393 от 01 июня 2016 года «О внесение изменений в Постановление № 313 от 20 мая 2013 года «Об утверждении методики расчета размера ущерба за вырубку (снос) зеленых насаждений на территории муниципального образования «Плесецкое».

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте администрации муниципального образования «Плесецкое» и в печатном издании, предназначенном для официального опубликования правовых актов администрации муниципального образования «Плесецкое».

Взыскать с администрации муниципального образования «Плесецкое» в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 450 рублей.»

Председательствующий

Г.С. Верещагин

Судьи

Е.А. Голдобов

И.А. Пыжова