НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 03.02.2022 № 2-4203/2021

УИД 29RS0018-01-2021-006017-43

Строка 2.095, г/п 150 руб.

Судья Валькова И. А.

Докладчик Сафонов Р. С. Дело № 33-821/2022 3 февраля 2022 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Хмара Е. И.,

судей Бланару Е. М., Сафонова Р. С.,

при секретаре Торцевой И. А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-4203/2021 по иску Ефремовой К.С. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о возложении обязанности установить региональную социальную доплату к пенсии по случаю потери кормильца со дня, с которого назначена пенсия, с апелляционной жалобой Ефремовой К.С. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 8 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия

установила:

Ефремова К. С. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее – ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения») о возложении обязанности установить региональную социальную доплату к пенсии по случаю потери кормильца со дня, с которого назначена пенсия.

В обоснование заявленных требований указала, что 6 октября 2020 года она обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца и с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью отца. 12 октября 2020 года в назначении страховой пенсии и социальной пенсии ей отказано в связи с достижением возраста 18 лет и не подтверждением факта нахождения на иждивении умершего. Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 1 апреля 2021 года установлен факт нахождения её на иждивении умершего отца, на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) возложена обязанность назначить ей социальную пенсию по случаю потери кормильца с 6 октября 2020 года. Решение суда вступило в законную силу 12 мая 2021 года. 8 июня 2021 года ей назначена социальная пенсия с 6 октября 2020 года в размере 6 956 рублей 11 копеек. 9 июня 2021 года она устно обратилась в отделение социальной защиты населения по Исакогорскому и Цигломенскому территориальным округам города Архангельска за назначением доплаты к назначенной социальной пенсии с 6 октября 2020 года, доплата назначена ей с 1 июля 2020 года. Просила назначить региональную социальную доплату к пенсии по случаю потери кормильца с 6 октября 2020 года, ссылаясь на то, что время подачи заявления было упущено из-за обстоятельств, от неё не зависящих.

В судебном заседании истец Ефремова К. С. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика Арюткина Е. В. требования не признала, просила в иске отказать.

Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 8 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований Ефремовой К. С. к ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о возложении обязанности установить региональную социальную доплату к пенсии по случаю потери кормильца со дня, с которого назначена пенсия, отказано.

С указанным решением не согласилась истец Ефремова К. С., в поданной апелляционной жалобе она просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.

Полагает, что поскольку является получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца, то имеет право на беззаявительное установление региональной социальной доплаты к указанной пенсии в соответствии с пунктом 16 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, её установления и выплаты, утверждённых постановлением Правительства Архангельской области от 8 декабря 2009 года № 178-пп, со дня, с которого назначена соответствующая пенсия.

Обращает внимание, что своевременно обратиться за указанной доплатой у неё не было возможности по независящим от неё обстоятельствам, для установления доплаты она обратилась в отделение социальной защиты населения незамедлительно, при первой возможности.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика Арюткина Е. В. с жалобой не согласилась, полагает, что решение суда является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, заслушав истца Ефремову К. С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы о незаконности постановленного судом решения, представителя ответчика Арюткину Е. В., возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы и поддержавшую письменные возражения на апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.

В силу абзаца седьмого статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии – предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счёт средств федерального бюджета, с учётом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

На основании части 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определённая в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учётом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Частью 10 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьёй, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно части 6 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (действовала до вступления в силу Федерального закона от 26 мая 2021 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьёй, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.

Как указано в части 7 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 26 мая 2021 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливается в соответствии с настоящей статьёй в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что с 6 октября 2020 года истцу Ефремовой К. С. на основании вступившего в силу решения Ломоносовского районного суда города Архангельска от 1 апреля 2021 года установлена к выплате социальная пенсия по государственному пенсионному обеспечению в размере 6 956 рублей 11 копеек.

9 июня 2021 года Ефремова К. С. обратилась в отделение социальной защиты населения по Исакогорскому и Цигломенскому территориальным округам города Архангельска ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» с заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии

Региональная социальная доплата к пенсии установлена истцу с 1 июля 2021 года.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Ефремова К. С. полагала, что региональная социальная доплата к пенсии должна быть ей назначена с 6 октября 2020 года, так как время подачи заявления было упущено из-за обстоятельств, не зависящих от неё.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что установление региональной социальной доплаты к пенсии носит заявительный характер, за исключением установления такой доплаты к пенсиям по случаю потери кормильца детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет. Приняв во внимание, что истец достигла возраста 18 лет в июле 2020 года, суд первой инстанции пришёл к выводу, что ответчик обоснованно установил истцу региональную социальную доплату к пенсии с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в отделение социальной защиты населения.

С данными выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Исходя из необходимости обеспечения минимального материального обеспечения пенсионеров, проживающих на территории Российской Федерации, не осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, законодатель в статье 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрел возможность назначения данной категории граждан социальных доплат к пенсии (федеральной и региональной) в случае, если сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, а также закрепил механизм реализации права пенсионеров на указанные доплаты, в том числе установив в части 6 этой статьи порядок обращения за их назначением (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2019 года № 1103-О).

Порядок обращения граждан за региональной социальной доплатой к пенсии, а также порядок установления, выплаты и пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии в Архангельской области определены в Правилах обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, её установления и выплаты, утверждённых постановлением Правительства Архангельской области от 8декабря 2009 года № 178-пп (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия.

За установлением региональной социальной доплаты к пенсии пенсионеры обращаются в государственные учреждения социальной защиты населения Архангельской области по месту жительства или пребывания (пункт 4 Правил).

Как следует из пункта 15 Правил, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную региональную социальную доплату к пенсии на срок, на который установлена соответствующая пенсия.

Региональная социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную региональную социальную доплату к пенсии (пункт 16 Правил).

Таким образом, истцу обоснованно региональная социальная доплата к пенсии по случаю потери кормильца была назначена с 1 июля 2021 года на основании соответствующего заявления, поданного в отделение социальной защиты населения по Исакогорскому и Цигломенскому территориальным округам города Архангельска ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» 9 июня 2021 года.

Ссылка истца на то обстоятельство, что пенсия по случаю потери кормильца назначена ей на основании решения Ломоносовского районного суда города Архангельска от 1 апреля 2021 года, которое вступило в законную силу 12 мая 2021 года, не свидетельствует о неправомерности действий ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения», поскольку региональная социальная доплата к пенсии назначена истцу в соответствии с установленными вышеназванными нормативными актами требованиями. Оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате истцу региональной социальной доплаты со дня назначения пенсии по случаю потери кормильца не имеется.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда и получили соответствующую правовую оценку в обжалуемом решении, по существу направлены на неправильное применение норм материального права.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене или изменению оспариваемого решения не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 8 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ефремовой К.С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Е. И. Хмара

Судьи

Е. М. Бланару

Р. С. Сафонов