АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2021 г. город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Хробуст Н.О.,
судей коллегии Диких Е.С., Крука А.В.,
при секретаре Габриелян Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Амурской области о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней, возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Амурской области на решение Бурейского районного суда Амурской области от 1 декабря 2020 г.
Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., пояснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Амурской области ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к УПФР в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней, возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы. В обоснование требований указала, что 6 марта 2020 г. она обратилась в УПФР в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное) с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 23391 рубль 97 копеек. Решением от 19 марта 2020 г. № 038F7200000390, № 039F7200000391 в удовлетворении ее заявления отказано на основании ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ в связи с имеющейся недоимкой. С принятым решением административный истец не согласна, указала, что согласно справке от 28 февраля 2020 г. № 3676317 у нее имелась переплата по налогам и сборам на общую сумму 47262 рубля 50 копеек. За возвратом переплаты она обратилась в Межрайонную ИФНС России № 2 по Амурской области. В соответствии с ее заявлением налоговым органом произведен возврат излишне уплаченных взносов в размере 13750 рублей 32 копейки, на сумму в размере 9332 рубля 53 копейки произведен зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов. В остальной части, а именно в части излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., ее заявление было перенаправлено в УПФР в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное).
Просила суд признать незаконным отказ УПФР в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное) от 19 марта 2020 г. № 038F7200000390, № 038F07200000391 в удовлетворении ее заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней в размере 23391 рубль 97 копеек; обязать УПФР в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное) принять решение о возврате ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов в размере 23391 рубль 97 копеек, направив его в Межрайонную ИФНС России № 2 по Амурской области.
Определением Бурейского районного суда Амурской области от 16 октября 2020 г. произведена замена административного ответчика УПФР в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Амурской области, УПФР в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное) привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие неявившихся представителя административного ответчика ОПФР по Амурской области, представителей заинтересованных лиц УПФР в г. Райчихинске, УПФР в г. Благовещенске, Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области, извещение которых о времени и месте рассмотрения дела признано судом надлежащим.
При этом из представленного в адрес суда письменного отзыва ОПФР по Амурской области следовало, что административный ответчик не согласен с заявленными требованиями, в обоснование возражений указав, что решением Отделения от 19 марта 2020 г. № 038F7200000390, № 038F07200000391 ФИО1 отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых вносов, пеней и штрафов на основании ч. 3 ст. 21 Федерльного закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ. 24 марта 2020 г. в Отделение поступило письмо Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области № 06-14/03/002909, в котором указаны данные об излишне уплаченных страховых взносах, принятых сальдо-расчетах по состоянию на 20 марта 2020 г. Данная информация была направлена в Отделение для проведения сверки. В результате проведенной сверки было установлено, что часть платежей при передаче по сальдо расчетам некорректно отражена на индивидуальном лицевом счете ФИО1 С целью устранения данных неточностей Отделением в адрес УФНС России по Амурской области направлена корректировка сведений о сальдо расчетов страховых взносов в отношении: страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 3864 рубля 13 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховых пенсий (в сумме платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в размере 18157 рублей 81 копейка. Таким образом, после осуществления корректировки данные суммы учтены (разнесены) ПФР на индивидуальном лицевом счете ФИО1 Соответственно в случае удовлетворения требований истца о возврате указанных сумм страховых взносов, спорные суммы в результате повторной корректировки лицевого счета при назначении пенсии учтены не будут. Кроме того, согласно п. 13 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 34 рубля 82 копейки были уплачены 29 декабря 2015 г.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 г.) (переплаты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному) в размере 160 рублей 13 копеек были уплачены 19 января 2015 г.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в размере 1121 рубль 26 копеек были уплачены 29 декабря 2015 г., пени в размере 53 рубля 82 копейки были уплачены 29 декабря 2015 г., что свидетельствует о том, что заявление о возврате страхового взноса было подано по истечении трех лет со дня их уплаты. На основании изложенного, административный ответчик полагал, что решение ОПФР по Амурской области от 19 марта 2020 г. № 038F7200000390, № 038F07200000391 является законным и обоснованным, а требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Решением Бурейского районного суда Амурской области от 1 декабря 2020 г. административные исковые требования ФИО1 удовлетворены – признан незаконным отказ Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Амурской области от 19 марта 2020 г. № 038F7200000390, № 038F7200000391 в удовлетворении заявления ФИО1 о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в размере 23391 рубля 97 копеек; на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Амурской области возложена обязанность осуществить возврат ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов в размере 23391 рубля 97 копеек за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., направив решение о возврате в инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по Амурской области.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ОПФР по Амурской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, а также допущены существенные нарушения норм материального права. Указывает, что с 1 января 2017 г. согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов переданы от ПФР в ФНС России. Вместе с тем согласно ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В судебном заседании судом была исследована справка о наличии у ФИО1 задолженности и переплат по состоянию на 11 ноября 2020 г., однако данная информация не учтена судом при вынесении решения. Указанная административным истцом сумма излишне уплаченных взносов не соответствует сумме, полученной в результате проведения сверки расчетов. Исходя из актуальной справки расчетов ФИО1 Отделение правомочно рассматривать заявление и принимать решение в отношении:
1) страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в сумме 67 рублей 28 копеек;
2) страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 34 рубля 82 копейки;
3) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пении (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в сумме 160 рублей 13 копеек;
4) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.), в сумме 1175 рублей 08 копеек;
5) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.), в сумме -2 рубля 37 копеек.
В отношении остальных сумм Отделение не правомочно рассматривать заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов и выносить по данным заявлениям решения.
Указывает, что согласно справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 4 мая 2021 г. по состоянию на 1 января 2017 г. у ФИО1 имелась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 1198 рублей 67 копеек за 2016 год, информация о которой была передана в налоговые органы. Согласно реестру платежей ФИО1 спорная сумма в размере 19356 рублей 48 копеек была уплачена 20 декабря 2016 г. платежным поручением № 112 в счет уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в фиксированном размере на выплату страховой части трудовой пенсии за 2016 год, спорная сумма в размере 3796 рублей 85 копеек была уплачена 20 декабря 2016 г. платежным поручением № 113 в счет уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование за 2016 год. Иных платежей в счет уплаты названных страховых взносов от ФИО1 не поступало. В связи с подачей ФИО1 заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора пени, штрафа) от 4 марта 2020 г., в ходе проведения сверки сальдо-расчетов было установлено, что указанные суммы были переданы в налоговый орган как «свободные», не обеспеченные обязательствами как уплаченные в счет начисленного фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2016 год и фиксированного размера страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию за 2016 год. Налоговыми органами произведен зачет недоимки в размере 1198 рублей 67 копеек за счет денежных средств, уплаченных платежным поручением от 20 декабря 2016 г. № 112, вследствие чего в качестве переплаты была отражена сумма 18157 рублей 81 копейка. Вследствие выявленного расхождения между сведениями, переданными Пенсионным фондом РФ в налоговые органы и сведениями, принятыми налоговыми органами, Отделением в адрес УФНС России по Амурской области направлена информация от 12 мая 2020 г. № 10-21-4310 в рамках регулярного обмена информацией с целью исправить некорректно отраженные сведения по уплаченным ФИО1 страховым взносам за 2016 год В результате исправления некорректно отраженных сведений сумма в размере 19356 рублей 48 копеек начислена в счет уплаты фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2016 год, сумма в размере 3796 рублей 85 копеек начислена в счет уплаты фиксированного размера страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию за 2016 год, а недоимка по страховому взносу за 2016 год, определяемому как 1,0 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей, в размере 1198 рублей 67 копеек списана 21 октября 2020 г.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ФИО1 полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу ОПФР по Амурской области – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОПФР по Амурской области ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ФИО1 отказать.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобам извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело по апелляционным жалобам рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела следует, подтверждается впиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 13 мая 2021 г., что ФИО4 в период с 20 мая 2011 г. по 5 июля 2018 г. состояла на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области в качестве индивидуального предпринимателя.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с 1 января 2017 г. регулируются главой 34 НК РФ.
До 1 января 2017 г. указанные правоотношения регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившим силу с 1 января 2017 г.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся индивидуальные предприниматели.
Таким образом, будучи зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов, которые до 1 января 2017 г. подлежали уплате ею в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в размере, определяемом на основании ст. 14 данного Федерального закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
С 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальной и медицинское страхование возложен на налоговые органы.
Вместе с тем согласно ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 21 указанного Федерального закона решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из материалов дела следует, что согласно справке № 3676317 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 28 февраля 2020 г., выданной Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области, у ФИО1 по состоянию на указанную дату числилась переплата по следующим страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017г.:
- страховые взносы па обязательное пенсионное страхование в РФ зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.): переплата по страховым взносам 1121 рублей 26 копеек, переплата по пене 53 рубля 82 копейки;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 г.) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): переплата по страховым взносам 160 рублей 13 копеек;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетный периоды, истекшие до 1 января 2017 г.: переплата по пене 34 рубля 82 копейки;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.: переплата по страховым взносам 3864 рублей 13 копеек.
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.: переплата по страховым взносам 18157 рублей 81 копейка.
Из материалов дела следует, что 4 марта 2020 г. ФИО1 обратилась в Межрайонную ИФНС России № 2 по Амурской области с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов, пени, штрафа), в котором в числе прочих просила вернуть ей вышеуказанные излишне уплаченные страховые взносы.
Указанное заявление в части возврата переплаты по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г. было направлено Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области для рассмотрения в УПФР в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное), о чем административному истцу было сообщено 19 марта 2020 г.
Оспариваемым решением ОПФР по Амурской области от 19 марта 2020 г. № 038F7200000390, № 038F7200000391 по результатам рассмотрения заявления ФИО1 в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на общую сумму 23391 рубль 97 копеек было отказано на основании ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ.
23 марта 2020 г. УПФР в г. Райчихинске (межрайонное) в адрес ФИО1 направлено уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишней уплаченных (взысканных) денежных средств в связи с наличием недоимки по требованию.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г.
Не согласившись с законностью указанного решения ОПФР по Амурской области, административный истец обратилась в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела административным исковым заявлением.
Удовлетворяя требования административного истца и признавая незаконным отказ ОПФР по Амурской области от 19 марта 2020 г. № 038F7200000390, № 038F7200000391 в удовлетворении заявления ФИО1 о возврате излишне уплаченных страховых взносов, суд первой инстанции исходил из отсутствия сведений о наличии у ФИО1 на момент вынесения оспариваемого решения недоимки по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., поскольку согласно справке № 3676317 от 28 февраля 2020 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, по состоянию на 28 февраля 2020 г. у ФИО1 имелась переплата по страховым взносам, пеням за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в сумме 23391 рубль 97 копеек.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в данной части не усматривает.
Действительно, сведения о наличии у ФИО1 на момент принятия ОПФР по Амурской области оспариваемого решения недоимки по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждены, опровергаются вышеуказанной справкой о состоянии расчетов по состоянию на 28 февраля 2020 г., согласно которой задолженность по страховым взносам за указанные периоды у ФИО1 отсутствовала, напротив, имелась переплата.
Доводы административного ответчика о наличии у ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в размере 1573 рубля 44 копейки, сведения о которой были переданы в налоговые органы 30 августа 2017 г., по мнению судебной коллегии, о законности оспариваемого решения ОПФР по Амурской области не свидетельствуют.
Как следует из ответа Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области от 21 мая 2021 г., сведения об указанной недоимке действительно были получены налоговым органом от Пенсионного фонда РФ 31 октября 2017 г. Однако меры принудительного взыскания в отношении указанной недоимки не применялись, в связи с тем, что по состоянию на 31 октября 2017 г. у налогоплательщика числилась переплата по страховым взносам в сумме 19731 рубль 25 копеек, информация о наличии которой также была передана Пенсионным фондом РФ 16 февраля 2017 г. 1 июня 2020 г. Пенсионным фондом РФ в налоговый орган была передана информация о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2016 год в сумме 19356 рублей 48 копеек, в связи с чем по состоянию на 1 июня 2020 г. образовалась недоимка в сумме 1198 рублей 67 копеек, в связи с наличием которой налоговым органом было выставлено требование об уплате от 22 июня 2020 г. № 20135, которое было размещено в личном кабинете налогоплательщика. Требование о взыскании указанной суммы недоимки в судебном порядке не предъявлялось. 21 октября 2020 г. на основании ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» было произведено списание недоимки по страховым взносам за 2016 год в сумме 1198 рублей 67 копеек.
Таким образом, из изложенного следует, что в связи с числящейся у ФИО1 переплатой по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., фактически недоимка по данным страховым взносам возникла только 1 июня 2020 г., а, следовательно, на момент вынесения оспариваемого решения отсутствовала.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в удовлетворении заявления ФИО1 административным ответчиком отказано исключительно ввиду наличия задолженности по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., факт наличия которой на момент принятия оспариваемого решения не подтвержден, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности данного решения и нарушении им прав административного истца на возврат излишне уплаченных страховых взносов и пени. Иные доводы административного ответчика в обоснование законности принятого решения, в том числе о пропуске административным истцом трехлетнего срока на обращение с соответствующим заявлением, судебной коллегией не принимаются, поскольку в оспариваемом решении они не приведены, основанием для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 не являлись.
Вместе с тем рассматривая доводы административного ответчика о необоснованном возложении на ОПФР по Амурской области обязанности осуществить возврат ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов в размере 23391 рубль 97 копеек ввиду отсутствия переплаты в указанном размере по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто административным истцом путем предоставления иных допустимых доказательств, числящаяся у ФИО1 по состоянию на 28 февраля 2020 г. переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 3864 рублей 13 копеек и переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 18157 рублей 81 копейка образовалась в результате внесения ФИО1 20 декабря 2016 г. по платежному поручению № 113 денежных средств в размере 3796 рублей 85 копеек в счет уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 год, по платежному поручению № 112 денежных средств в размере 19356 рублей 48 копеек в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2016 год.
При этом доказательств ошибочности или излишней уплаты указанных сумм страховых взносов за 2016 год административным истцом не представлено, из материалов дела не усматривается.
Из представленных административным ответчиком документов усматривается, что в 2020 году в ходе проведения сверки сальдо-расчетов было установлено, что указанные суммы ошибочно были переданы в налоговый орган как «свободные» и не были учтены как уплаченные в счет фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2016 год и фиксированного размера страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию за 2016 год.
В целях исправления некорректно отраженных сведений по уплаченным страховым взносам за 2016 год в рамках регулярного обмена информацией 12 мая 2020 г. ОПФР по Амурской области в УФНС России по Амурской области была направлена информация о начислении суммы 19356 рублей 48 копеек в счет уплаты страховых вносов по обязательному пенсионному страхованию в фиксированном размере за 2016 год, суммы в размере 3796 рублей 85 копеек в счет уплаты страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию в фиксированном размере за 2016 год, которые фактически были уплачены ФИО1 20 декабря 2016 г. по платежным поручениям № 112 и № 113.
При этом образовавшаяся в результате произведенной корректировки недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в размере 1198 рублей 67 копеек была списана налоговым органом 21 октября 2020 г. на основании ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 указанного Федерального закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в ч. 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Ответом Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области от 26 ноября 2020 г. подтверждается, что в связи с указанными обстоятельствами по состоянию на 11 ноября 2020 г. у ФИО1 имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в следующем размере:
1) страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 67 рублей 28 копеек;
2) пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 34 рубля 82 копейки;
3) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пении (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в размере 160 рублей 13 копеек;
4) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.), в сумме 1121 рубль 26 копеек и пени в сумме 53 рубля 82 копейки, а всего 1437 рублей 31 копейка.
Вместе с тем указанные обстоятельства судом первой инстанции при рассмотрении дела не учтены, на ОПФР по Амурской области необоснованно возложена обязанность осуществить возврат ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 23391 рубль 97 копеек, несмотря на то, что на момент рассмотрения дела в суде наличие переплаты по страховым взносам в указанном размере подтверждено не было.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части размера подлежащих возврату излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в сумме, превышающей 1437 рублей 31 копейку, отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Однако наличие по состоянию на 11 ноября 2020 г. задолженности по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.), в сумме -2 рубля 37 копеек, по мнению судебной коллегии, не является препятствием для возвращения ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов в размере 1437 рублей 31 копейка в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 28 февраля 2020 г. указанная задолженность по пене отсутствовала, а, следовательно, была начислена в связи с образовавшейся в результате произведенной корректировки по состоянию на 1 июня 2020 г. недоимкой по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год, которая была списана налоговым органом 21 октября 2020 г. Документально подтвержденных сведений об иных основаниях начисления пени в указанном выше размере, суду не представлено.
Вместе с тем, поскольку в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» безнадежными к взысканию и подлежащими списанию признаются как недоимка по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., так и задолженность по соответствующим пеням, учитывая, что пени носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы страховых взносов, вышеуказанная задолженность по пене подлежала списанию одновременно с основной суммой задолженности и не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, в отношении которых принято решение о списании, а, следовательно, препятствием для возврата ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., не является.
То обстоятельство, что с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов ФИО1 обратилась за пределами трехлетнего срока со дня уплаты данных сумм, также не является основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца о возврате излишне уплаченных страховых взносов в полном объеме.
В соответствии с ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Аналогичная норма в настоящее время содержится в п. 7 ст. 78 НК РФ
Однако право плательщиков страховых взносов на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов предусмотрено ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, что также следует из п.п. 33 и 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
В соответчики с ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Из материалов дела следует и иными допустимыми доказательствами не опровергнуто, что о факте переплаты страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., ФИО1 стало известно только из справки № 3676317 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 28 февраля 2020 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.
Вместе с тем каких-либо сведений о своевременном извещении ФИО1 в соответствии с указанной нормой об излишней уплате страховых взносов и размере излишне уплаченных страховых взносов административным ответчиком не представлено, из пояснений представителя ОПФР по Амурской области ФИО2 в суде апелляционной инстанции следует, что такое информирование не осуществлялось.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов ФИО1 обратилась 4 марта 2020 г., а после отказа в его удовлетворении с соответствующими требованиями обратилась в суд 2 мая 2020 г., судебная коллегия приходит к выводу, что срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных страховых взносов административным истцом не пропущен.
В связи с изложенным, оснований для отмены или изменения решения суда в остальной части судебной коллегией не усматривается. Однако в связи с отменой решения суда в части его резолютивная часть подлежит изложению в новой редакции.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бурейского районного суда Амурской области от 1 декабря 2020 г. отменить в части размера подлежащих возврату излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в сумме, превышающей 1437 рублей 31 копейку, принять в этой части новое решение, изложив резолютивную часть решение в следующей редакции:
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Амурской области от 19 марта 2020 г. № 038F7200000390, № 038F7200000391 об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.
Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Амурской области обязанность возвратить ФИО1 излишне уплаченные страховые взносы, пени за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 1437 рублей 31 копейка, направив решение о возврате в соответствующий налоговый орган.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в остальной части отказать.
В остальной части апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Амурской области оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>) через суд первой инстанции, то есть через Бурейский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
1версия для печатиДело № 33АПа-1351/2021 (Определение)