НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Амурского областного суда (Амурская область) от 18.02.2019 № 33АП-419/19

УИД 28RS0017-01-2018-001207-50

Дело № 33АП-419/2019 Судья первой инстанции:

Докладчик Бережнова Н.Д. Соколинская О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 февраля 2019 г. г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей Бережновой Н.Д., Маньковой В.Э.,

при секретаре Перепелициной Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 к войсковой части № 34948, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)», войсковой части № 03415, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о защите трудовых прав,

по апелляционным жалобам представителя Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ФИО16, представителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» ФИО17 на решение Свободненского городского суда Амурской области от 14 июня 2018 г.

Заслушав дело по докладу судьи Бережновой Н.Д., выслушав пояснения истцов –ФИО1, ФИО4, их представителя адвоката Синицыной Е.Н., действующей на основании ордера № 15 от 18 февраля 2019 г., пояснения представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» ФИО18, действующей на основании доверенности от 09 января 2019 г., представителя в/ч 34948 ФИО19, действующего на основании доверенности от 15 февраля 2019 г., изучив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд с данным иском, указав в иске и в пояснениях в судебном заседании, что являются работниками пожарной команды (гражданским персоналом) войсковой части № 34948. Приказом Министерства обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, которым установлено, что гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах, боеприпасов и вооружения, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки).

Коллективным договором, заключенным 23.06.2017 г. между командованием и гражданским персоналом войсковой части 34948 на 2017-2019 гг., принято Положение об оплате труда гражданского персонала. Пунктом 3 данного Положения предусмотрено, что дополнительно к должностным окладам (тарифным ставкам) работникам войсковой части 34948 производится выплата компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных Приложением № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255, и данным положением. Основанием для осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера является приказ командира войсковой части.

Пунктом 3.2.1 Положения об оплате труда гражданского персонала предусмотрено, что гражданскому персоналу подразделения пожарной охраны устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки). Размер выплат, перечень профессий рабочих и должностей специалистов, которым производится компенсационная выплата, определен в Приложении № 8 к Положению. В данном приложении указаны наименования должностей, в том числе - начальник пожарной команды, командир отделения пожарной команды, пожарный, водитель пожарного автомобиля, на которых работают истцы.

До 01 декабря 2017 г. истцам выплачивалась компенсационная выплата в размере 100% должностного оклада за особые условия труда, так как пожарная команда входила в штат Базы хранения, на территории которой находился склад ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ). В результате реорганизации с 01 декабря 2017 г. в в/части 34948 изменился штат, склад РАВ организационно передан в другую войсковую часть. Ссылаясь на это обстоятельство, работодатель прекратил выплату компенсации за особые условия труда.

Несмотря на произошедшую реорганизацию, объем должностных обязанностей работников штатной пожарной команды не изменился. Штатная пожарная команда в/части 34948 по – прежнему осуществляет пожарную охрану опасного объекта – склада боеприпасов, так как это вменено истцам в обязанность приказами командира войсковой части. Данный объект является секретным, поэтому пожарная команда фактически содержится при складе РАВ. В то же время после реорганизации командиром войсковой части 34948, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» не издан приказ о производстве истцам компенсационной выплаты, поэтому права истцов на получение компенсационной выплаты за работу в особых условиях нарушены.

Уточнив требования, истцы требовали:

- Признать за истцами с 01 декабря 2017 г. право на получение компенсационной выплаты за работу в особых условиях труда, установленной приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583»;

- Признать незаконным бездействие командира войсковой части 34948, выразившееся в не издании приказа о возложении на пожарную команду войсковой части 34948 обязанности по осуществлению ведомственного пожарного надзора (контроля) и пожарной охраны объектов войсковой части 03415 и подчинённых ей воинских частей, складов ракетно-артиллерийского вооружения войсковой части 98565 и 98566;

- возложить на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в лице его структурного подразделения – войсковой части 34948 обязанность установить истцам ежемесячную компенсационную выплату за работу в особых условиях труда в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки), установленной приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583»;

- обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» произвести компенсационную выплату за работу в особых условиях труда за период с 01 декабря 2017 г. по 30 апреля 2018 г. в пользу: ФИО1, ФИО7, ФИО12, ФИО6 – по 46 183 рубля 78 копеек каждому, в пользу ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13, ФИО15 – по 45 198 рублей 94 копейки каждому;

- обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» производить истцам компенсационную выплату за работу в особых условиях труда с 01 мая 2018 г. по день фактического установления компенсационной выплаты за работу в особых условиях труда в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки), установленной приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583»;

- взыскать с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» за счет средств, находящихся на лицевом счете войсковой части 34948 в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)», компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей в пользу каждого из истцов.

Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» ФИО18 с иском не согласилась, указала, что после исключения из штата в/ч 34948 склада боеприпасов и вооружения, истцы не относятся к лицам, имеющим право на получение компенсационной выплаты, предусмотренной с приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. N 255, так как войсковая часть не является арсеналом, базой, складом боеприпасов и вооружений. До 01 декабря 2017 г. указанная компенсационная выплата производилась истцам в связи с тем, что ранее пожарная часть находилась при базе, на территории которой имелся склад боеприпасов и вооружения.

Требования истцов о признании незаконным бездействия подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Выбранный истцами способ защиты права – требование об установлении их права на компенсационную выплату на будущее время - не предусмотрен законодательством. Истцами не доказан факт причинения им морального вреда по вине ответчиков, незаконность действий ответчиков.

Заявила о пропуске истцами срока исковой давности на предъявление иска, полагая, что данный срок составляет три месяца.

Также пояснила, что войсковая часть 34948 является обособленным подразделением ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и входит в него. Войсковая часть 03415 является самостоятельным юридическим лицом.

Представитель войсковой части 34948 ФИО20 с иском не согласился. Пояснял, что с 01 декабря 2017 г. в в/части 34948 введен новый штат, из ведения в/части исключен штат склада ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ), склад передан в ведение в/части 03415. В связи с этим прекращена выплата истцам компенсационной надбавки.

Несмотря на организационные изменения в штате войсковой части 34948, должностные обязанности сотрудников пожарной команды не изменились. Склад ракетно-артиллерийского вооружения по-прежнему находится на территории военной части 34948, его охраняет караул части, но фактически он закреплен за другой войсковой частью. Наличие пожарной части в штате войсковой части 34948 необходимо для предотвращения чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть при возникновении пожара на опасном объекте. Также пояснял, что войсковая часть 34948 не входит в состав войсковой части 03415, а является обособленным подразделением ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовали.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от 14 июня 2018 г. иск удовлетворён частично. Постановлено признать за истцами с 01 декабря 2017 г. право на получение компенсационной выплаты за работу в особых условиях труда, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5.08.2008 г. № 583».

Обязать Федеральное казённое учреждение «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа» в лице его структурного подразделения - войсковой части 34948 установить истцам ежемесячную компенсационную выплату за работу в особых условиях труда в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки), установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5.08.2008 г. № 583».

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» произвести компенсационную выплату за работу в особых условиях труда за период с 01 декабря 2017 г. по 30 апреля 2018 г. в пользу ФИО1 46 183 рубля 78 копеек, ФИО2 45 198 рублей 94 копейки, ФИО3 45 198 рублей 94 копейки, ФИО4 45 198 рублей 94 копейки, ФИО5 45 198 рублей 94 копейки, ФИО7 46 183 рубля 78 копеек, ФИО8 45 198 рублей 94 копейки, ФИО9 45 198 рублей 94 копейки, ФИО10 45 198 рублей 94 копейки, ФИО11 45 198 рублей 94 копейки, ФИО12 46 183 рубля 78 копеек, ФИО13 45 198 рублей 94 копейки, ФИО14 46 183 рубля 78 копеек, ФИО15 45 198 рублей 94 копейки, ФИО6 46 183 рубля 78 копеек.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» производить истцам компенсационную выплату за работу в особых условиях труда с 01 мая 2018 года по день фактического установления компенсационной выплаты за работу в особых условиях труда в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки), установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5.08.2008 г. № 583».

Взыскать с Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа» за счёт средств, находящихся на лицевом счёте войсковой части 34948 в Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике САХА (Якутия)», компенсацию морального вреда в пользу каждого из истцов по 1 000 рублей.

В апелляционных жалобах представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ФИО16, представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» ФИО17 ставят вопрос об отмене постановленного по делу решения, принятии нового постановления об отказе в удовлетворении иска. В жалобе указывают, что с 01 декабря 2017 г. пожарная команда войсковой части 34948 не содержится при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружений. В войсковой части 34948 введен новый штат, из которого исключен склад ракетно-артиллерийского вооружения, в связи с этим истцы утратили право на компенсационную выплату. То обстоятельство, что компенсационная выплата предусмотрена коллективным договором, не является основанием для ее выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, поскольку право на ее получение возникает только при соблюдении условий, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления правительства Российской Федерации от 5.08.2008 г. № 583». Условие о производстве компенсационной выплаты, отсутствует в трудовых договорах, заключенных с истцами. Местом работы истцов, согласно трудовым договорам, является пожарная команда войсковой части, без указания на закрепление данной пожарной команды за определенным объектом – складом РАВ.

Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» считает, что требование о возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату в соответствии с законодательством РФ на будущее время не может подлежать удовлетворению. Суд необоснованно возложил обязанность по установлению и осуществлению компенсационной выплаты на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» с учетом того, что указанные учреждения работодателями по отношению к истцам не являются. Войсковая часть 34948 входит в состав ФБУ «Войсковая часть 03415» в качестве структурного подразделения. В отсутствие приказа командира части о назначении компенсационных выплат, на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» не может быть возложена обязанность по производству выплаты.

Суд не учел, что компенсационная надбавка должна выплачиваться пропорционально отработанному времени.

Судом не рассмотрен довод ответчика о пропуске истцами трехмесячного срока исковой давности.

В письменных возражениях истцы считают апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.

При рассмотрении дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» настаивала на доводах апелляционной жалобы и дополнениях к жалобе.

Истцы ФИО1, ФИО4, их представитель считали решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представитель в/ч 34948 пояснил, что после перевода склада РАВ в подчинение другой войсковой части истцы по-прежнему осуществляют пожарную охрану склада, так как он является особо опасным объектом. Иные лица в целях пожарной охраны склада допуска на склад не имеют.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционных жалоб и письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцы являются работниками пожарной команды (гражданским персоналом) войсковой части 34948, с ними заключены трудовые договоры.

Согласно уведомлению о постановке на налоговый учет российской организации в налоговом органе, войсковая часть 34948 поставлена на налоговый учет в качестве обособленного подразделения юридического лица – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ( т.2 л.д. 168).

До 01 декабря 2017 г. истцам выплачивалась компенсационная выплата в размере 100 % должностного оклада за особые условия труда в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583» как гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения.

В связи с проведением реорганизационных мероприятий из штата войсковой части 34948 был исключен склад ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ), который передан в штат войсковой части 03415, после чего указанная компенсационная выплата истцам не производится с 01 декабря 2017 г. Об изменении существенных условий труда, а также об изменении состава заработной платы истцы не предупреждались.

При рассмотрении спора судом первой инстанции верно установлено, что, несмотря на вышеуказанные реорганизационные мероприятия, трудовые обязанности истцов по пожарной охране склада РАВ не изменились, истцы по-прежнему обеспечивают пожарную охрану указанного объекта.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Доводы заявителей апелляционных жалоб об отсутствии у истцов права на компенсационную выплату после 01 декабря 2017 г. судебной коллегией не принимаются в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как установлено ч. 1 ст. 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 данной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч. 2 ст. 349 ТК РФ).

Согласно п. 18 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255) работа в подразделениях пожарной охраны гражданского персонала, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, является работой в особых условиях и основанием для компенсационной выплаты в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки).

К арсеналам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций (п. 17 Приложения № 2 к приказу Министерства обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255).

Свои доводы ответчики обосновывают тем, что склад РАВ организационно не относится к восковой части 34948, с которой у истцов заключены трудовые договоры.

Судебная коллегия эти доводы отклоняет и считает, что само по себе отнесение склада РАВ к структуре иной войсковой части, с которой истцы не состоят в трудовых отношениях, при обстоятельствах, установленных судом, не имеет правового значения и не свидетельствуют об отсутствии особых (опасных) условий труда истцов, при которых приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 установлена компенсационная выплата.

Выплата компенсационной надбавки истцам до 01 декабря 2017 г. свидетельствует о признании работодателем того, что трудовая обязанность осуществлялась истцами в особых условиях, отклоняющихся от нормальных.

Приказом командира войсковой части 34948 от 07.12.2017 г. № 310 утвержден перечень помещений, подлежащих ежедневной проверке на противопожарное состояние в присутствии пожарного наряда. В перечень входит склад РАВ.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части 34948 от 16.04.2018 г., начальнику пожарной команды предписано организовать лично или через командира пожарного отделения прием под охрану складов структурных подразделений войсковой части и складов ракетно – артиллерийского вооружения войсковой части 98565 и войсковой части 98566 (подчиненные части войсковой части 34015).

Пояснения представителя войсковой части 34948 подтверждают, что в случае пожара склад РАВ представляет особую опасность, что требует организации специальных усиленных охранно-противопожарных мероприятий, и в связи с этим командованием в/ч 34948 изданы вышеуказанные приказы, разработан План противопожарной охраны, Инструкция по мерам пожарной безопасности в складе РАВ.

Факт возложения на работников пожарной команды в/части 34948 компетентным лицом обязанности пожарной охраны склада РАВ установлен судом первой инстанции по совокупности исследованных доказательств, лицами, участвующими в деле, этот факт не оспаривался.

Также ответчиками не оспаривались доводы истцов о том, что склад РАВ является секретным объектом, и доступ на этот объект, в том числе – в целях обязательных ежедневных профилактических противопожарных охранных мероприятий- возможен только ограниченному кругу лиц, имеющим соответствующий допуск. Иные противопожарные подразделения ( кроме пожарной команды истцов) доступа к складу РАВ для выполнения вышеуказанных задач не имеют и могут участвовать лишь в качестве дополнительных сил в случае возникновения пожара на складе.

Склад вооружения (РАВ) относится к объектам, поименованным в п. 17 Приложения № 2 к приказу Министерства обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцы в силу своих трудовых обязанностей осуществляют трудовую деятельность в особых условиях, в подразделении пожарной охраны, содержащейся при складе вооружения.

То, что помимо склада РАВ истцы осуществляют пожарную охрану иных объектов, а также то, что склад не входит организационно в структуру войсковой части 34948, не отменяет факта работы истцов в особых условиях при пожарной охране склада РАВ.

Ссылки ответчиков на то, что компенсационная надбавка может выплачиваться только в том случае, когда объекты, указанные в приказе Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255, находятся на «самостоятельных штатах», судебной коллегией не принимаются как не основанные на нормах права. Приказ Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 такого условия ( ограничения) не содержит.

Доводы ответчиков об отсутствии у истцов права на компенсационную выплату, изложенные в апелляционной жалобе, исходят из формальных условий применения правовых норм, в противоречии с фактическими обстоятельствами.

Судом установлено, что, возложив на истцов обязанности по обеспечению пожарной охраны склада РАВ, руководством в/ч 34948 и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» не издан приказ о назначении истцам соответствующей компенсационной выплаты, предусмотренной приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255, что является нарушением законных прав истцов.

Действующее законодательство, локальные нормативные акты не устанавливают периодичность и сроки издания приказов о назначении указанной компенсационной выплаты. В то же время, отсутствие соответствующего приказа повлекло нарушение законных прав истцов, имеющих право на данную выплату с момента начала исполнения трудовых обязанностей в особых условиях.

Исходя из положений ч. 1 ст. 129 ТК РФ работник, фактически выполняющий работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, не может быть произвольно лишен права на надбавки компенсационного характера.

Доводы апелляционной жалобы о том, что условия заключенных с истцами трудовых договоров не содержат в себе указание на производство истцам спорных компенсационных выплат, судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии со ст. 135 ТК РФ доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются не только трудовыми договорами. В рассматриваемом случае компенсационная выплата установлена приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255, коллективным договором.

Согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из коллективного договора от 23 июня 2017 г., утвержденного командованием войсковой части 34948 и гражданским персоналом части на 2017-2019 гг., следует, что данный договор распространяет свое действие на всех работников войсковой части 34948 и сохраняет свое действие, в том числе в случае перевода на новый штат войсковой части (пп. 1.7, 1.10 договора).

В п. 3 Положения об оплате труда гражданского персонала (приложение № 7 к Коллективному договору) установлено, что дополнительно к должностным окладам (тарифным ставкам) работникам войсковой части 34948 производится выплата компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных приложением № 2 к приказу (Министра обороны РФ от 24.04.2014 г. № 255) и настоящим Положением. Также указано, что компенсационные выплаты – это доплаты и надбавки, выплачиваемые за работу в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных. Основанием для осуществления данных выплат является приказ командира войсковой части.

Гражданскому персоналу подразделения пожарной команды устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) (п. 3.2.1 коллективного договора).

Данным локальным нормативным актом персоналу подразделения пожарной команды была установлена указанная компенсационная выплата, производство которой не поставлено в зависимость от того, при каких объектах содержатся пожарные части (арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения), в отношении каких объектов пожарная команда осуществляет пожарную охрану, также не имеется ссылки в указанной части на приказ Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583», из чего следует, что сам факт работы в пожарной команде войсковой части 34948 предполагает особые условия работы и выплату указанной компенсации.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о наличии нарушений прав истцов - невыплате истцам компенсационной надбавки к окладу в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) являются верными, а доводы апелляционных жалоб о несогласии с указанными выводами, основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат фактическим обстоятельствам, не подтверждены допустимыми доказательствами.

В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В пункте 1.7 Положения об оплате труда гражданского персонала, утвержденного командиром войсковой части 34948 от 23 июня 2017 г., установлено, что заработная плата работникам войсковой части 34948 выплачивается ежемесячно два раза в месяц – 25 числа текущего месяца (за 1 половину месяца) и 10 числа следующего месяца (за 2 половину месяца). При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

В отсутствие доказательств выплаты заработной платы за декабрь 2017 г. ранее 10 января 2018 г., в соответствии с утвержденным войсковой частью Положением об оплате труда, о невыплате причитающихся сумм, истцам могло быть известно не ранее 10 января 2018 г., следовательно, настоящий иск предъявлен ими в пределах установленного срока (10 мая 2018 г.).

Ссылка в апелляционной жалобе на п. 1 ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, судебная коллегией не принимает во внимание, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ компенсационные выплаты являются составной частью заработной платы. Настоящий спор заявлен в связи с невыплатой работодателем части заработной платы, поэтому подлежит применению специальный срок исковой давности, установленный п. 2 ст. 392 ТК РФ.

Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республики САХА (Якутия)», на данного ответчика верно возложена обязанность по производству истцам компенсационной выплаты за работу в особых условиях труда, поскольку в соответствии с Положением об учреждении (Т 2 л.д. 208-216), учреждение осуществляет финансовое обеспечение воинских частей дислоцирующихся на территории субъекта РФ – Амурской области и обеспечивает своевременную и в полном объеме выплату личному составу заработной платы (п. 29 Положения), что следует также из договора на обслуживание № 24 от 01 декабря 2017 г. заключенного между учреждением и войсковой частью 34948.

Не издание командиром войсковой части 34948 приказов о производстве компенсационных выплат, не может явиться причиной отказа в удовлетворении требований истцов о защите их нарушенных прав, возложении данной обязанности на Учреждение, поскольку в этом случае постановленное по делу решение является правовым основанием для производства данных выплат.

Судебная коллегия отмечает, что одновременно с возложением на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республики САХА (Якутия)» обязанности по производству выплаты суд возложил на надлежащее лицо - работодателя истцов обязанность установить истцам данную компенсационную выплату.

Статьей 55 ГК РФ определено, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Суд первой инстанции верно возложил обязанность по установлению истцам компенсационной выплаты, выплате компенсации морального вреда на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», поскольку войсковая часть 34948 не является юридическим лицом, а является обособленным подразделением указанного казенного учреждения, что следует из уведомления МИФНС № 5 по Амурской области о постановке на учет в налоговом органе ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (Т 2 л.д. 168). Факт того, что войсковая часть является структурным подразделением и входит в состав ФБУ «Восковая часть 03415» материалами дела не подтверждается, выписка из ЕГРЮЛ на войсковую часть 03415 данных сведений также не содержит.

Доводы апелляционной жалобы представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республики САХА (Якутия)» со ссылкой на ст. 12 ГК РФ о том, что признание за истцами права на выплату на будущие периоды является ненадлежащим способом защиты права, судебной коллегией отклоняются, поскольку перечень способов защиты права, отраженный в ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим, а выбранный истцами способ восстановит их нарушенное право и создаст условия для пресечения действий, нарушающих их права.

При рассмотрении спора ответчиками не опровергнут расчет недоплаченной компенсации, представленный истцами, поэтому суд первой инстанции, взыскивая невыплаченную компенсацию, обоснованно принял во внимание данный расчет.

При рассмотрении спора суд первой инстанции верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Оснований для отмены, изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свободненского городского суда Амурской области от 14 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ФИО16, Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике САХА (Якутия)» ФИО17 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: