28RS0001-01-2019-000819-41
Дело № 33АПа-4864/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Михайленко В.Г. Дьячкова Н.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2019 года город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Михайленко В.Г.,
судей коллегии Диких Е.С., Костыревой Е.Л.,
при секретаре Китаеве И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гончарова А.П. на решение Архаринского районного суда Амурской области от 11 сентября 2019 года, которым удовлетворены требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области о взыскании с Гончарова А.П. недоимки по транспортному налогу за 2017 год, земельному налогу за 2015 – 2016 годы, пени, всего на общую сумму 29172 рубля 46 копеек.
Заслушав дело по докладу судьи Михайленко В.Г., пояснения представителя межрайонной ИФНС №2 по Амурской области Гостевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Амурской области в лице своего представителя Брянцева В.В. обратилась в Архаринский районный суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что согласно сведениям, представленным в инспекцию регистрирующими органами в порядке ст. 85 Налогового кодекса РФ, Гончаров А.П. является плательщиком имущественных налогов. По состоянию на дату выписки заявления за данным налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу за 2017 год и земельному налогу за 2015 – 2016 годы в сумме, определенной налоговым уведомлением № 55166576 от 28 сентября 2018 года. Сумма транспортного налога исчислена инспекцией в следующей последовательности: ставка налога, определенная в зависимости от вида транспортного средства в соответствии со ст. 2 Закона Амурской области от 18.11.2002 г. № 142-ОЗ, умножена на количество лошадиных сил транспортного средства, разделена на количество месяцев в году (12) и умножена на количество месяцев владения. Неисполнение обязанности по уплате сумм налогов и пени явилось основанием для направления инспекцией в адрес Гончарова А.П. требования № 17487 от 18 декабря 2018 года, в котором налогоплательщику предлагалось добровольно оплатить имущественные налоги и пени до 21 января 2019 года. В установленный требованием срок и на день подачи административного искового заявления налогоплательщик не исполнил налоговую обязанность в полном объеме путем оплаты задолженности по транспортному и земельному налогам на общую сумму 37008 рублей 46 копеек. Указанные обстоятельства послужили основанием для взыскания налоговым органом недоимки и пени по имущественным налогам в судебном порядке.
В дополнении к административному исковому заявлению представитель Межрайонная ИФНС России № 2 по Амурской области Брянцев В.В. указал, что с учетом перерасчета земельного налога по состоянию на 29 августа 2019 года за Гончаровым А.П. числится задолженность по имущественным налогам в размере 29172 рублей 46 копеек, в том числе по земельному налогу за 2015 – 2016 годы в отношении объектов по ОКТМО 10606456, а именно:
- земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1346 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 68 рублей;
- пени в размере 32 рублей 46 копеек.
Транспортный налог за 2017 год, исчисленный в сумме 48489 рублей, был оплачен Гончаровым А.П. частично, а именно в сумме 20763 рублей в отношении следующих транспортных средств: «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер> и «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак <номер>. При этом транспортный налог в сумме 27726 рублей за автомобили «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, и «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, налогоплательщиком не оплачивался.
На основании изложенного, уточнив административные исковые требования, административный истец просил суд взыскать с налогоплательщика Гончарова А.П. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 27726 рублей, задолженность по земельному налогу за 2015 – 2016 годы в сумме 1414 рублей, пени по земельному налогу за 2015 – 2016 годы в сумме 32 рублей 46 копеек, всего в сумме 29172 рублей 46 копеек.
Решением Архаринского районного суда от 11 сентября 2019 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области удовлетворены, с Гончарова Александра Прохоровича в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 27726 рублей, задолженность по земельному налогу за 2015 – 2016 годы в сумме 1414 рублей, пени по земельному налогу за 2015 – 2016 годы в сумме 32 рублей 46 копеек, всего в сумме 29172 рублей 46 копеек.
В апелляционной жалобе Гончаров А.П. выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, полагает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушены нормы материального права, что послужило принятию незаконного решения.
Указывает, что сумма земельного налога за 2017 год, с учетом перерасчета за 2015 и 2016 годы, указанная в налоговом уведомлении № 55166576 от 28 сентября 2018 года, была уплачена им в полном объеме по платежным поручениям №№ 135-138 от 29 ноября 2018 года. Требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области об уплате транспортного налога за 2017 года в размере 27726 рублей были исполнены им частично, оплата произведена на сумму 20763 рубля, что подтверждается платежным поручением № 134 от 29 ноября 2018 года. При этом требования налогового органа в части оплаты транспортного налога за иные транспортные средства являются необоснованными, так как транспортные средства, суммы исчисленного налога за которые им не были оплачены, зарегистрированы не на него, а на крестьянское (фермерское) хозяйство и используются для производства сельскохозяйственной продукции, в связи с чем в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ не являются объектом налогообложения.
С учетом изложенного просит отменить решение Архаринского районного суда от 11 сентября 2019 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В ответе на судебный запрос № 02/5-08/013145 от 26.11.2019 года начальник Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области Брянцев В.В. указывает, что 29 ноября 2018 года Гончаровым А.П. была произведена оплата земельного налога в сумме 59016 рублей, исчисленного согласно налогового уведомления от 28.09.2018 г. № 5516676. Денежные средства в сумме 25658 рублей, оплаченные по платежному поручению от 29.11.2018 г. № 135 зачтены инспекцией в счет оплаты земельного налога по ОКАТО 10605456, исчисленного за 2017 год по сроку уплаты 3.12.2018 г. в сумме 24244 рублей и за 2016 год по сроку уплаты 16.02.2018 г. в сумме 39179 рублей (уведомление от 20.12.2017 г. № 83112678). Налогоплательщиком платеж в сумме 25658 рублей был произведен как текущий, за налоговый период 2017 года. Соответственно была оплачена недоимка за 2017 год в сумме 24244 рублей, а оставшаяся сумма 1414 рублей зачтена в ранее образовавшуюся недоимку по сроку уплаты 16.02.2018 г. в сумме 39179 рублей. Таким образом, у Гончарова А.П. образовалась недоимка по земельному налогу в сумме 1414 рублей за 2015 и 2016 годы по сроку уплаты 3.12.2018 года.
Денежные средства в сумме 3314 рублей согласно платежного поручения от 29.11.2018 г. № 136 зачтены инспекцией в счет оплаты земельного налога по ОКАТО 10605468, исчисленного за 2017 год по сроку уплаты 3.12.2018 года.
Денежные средства в сумме 29125 рублей согласно платежного поручения от 29.11.2018 г. № 137 зачтены инспекцией в счет оплаты земельного налога по ОКАТО 10605151, исчисленного за 2015 год по сроку уплаты 3.12.2018 г. в сумме 2822 рубля, за 2016 год по сроку уплаты 3.12.2018 г. в сумме 5014 рублей, а также за 2017 год по сроку уплаты 3.12.2018 г. в сумме 21289 рублей.
Денежные средства в сумме 919 рублей согласно платежного поручения от 29.11.2018 г. № 138 зачтены инспекцией в оплату земельного налога ОКАТО 10605402, исчисленного за 2017 год, по сроку уплаты 3.12.2018 г. в сумме 919 рублей.
Начисление земельного налога за 2015, 2016 годы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер>; <номер>; <номер> согласно налогового уведомления от 28.09.2018 г. № 55166576 было произведено по налоговым ставкам, установленным Положением «О земельном налоге на территории поселка Архара», утвержденным решением Архаринского Совета народных депутатов от 27.11.2012 г. № 2/18. Решением от 27.11.2014 г. № 16 в Положение «О земельном налоге на территории поселка Архара» были внесены изменения, согласно которым налоговые ставки по земельному налогу для категории «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий» были увеличены. Решение вступило в законную силу 1 января 2015 года, в связи с чем инспекцией в 2018 году произведен перерасчет земельного налога за периоды 2015 и 2016 годов.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, расположенных в с. Отважное Архаринского района, земельный налог за 2015 и 2016 годы был исчислен по льготной ставке 0,3 процента, предусмотренной Положением Отважненского сельсовета Архаринского района от 26.09.2012 г. № 6/16 для земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства. Категория земельного участка с кадастровым номером <номер> – земельные участки, используемые для строительства животноводческой фермы, категория земельного участка с кадастровым номером <номер> – земельные участки, используемые для зернового двора. В связи с тем, что Положением Отважненского сельсовета не предусмотрены данные виды разрешенного использования земельных участков, налоговым органом указанные участки были отнесены к категории «прочие земельные участки» с применением ставки в размере 1,5 процента. В 2018 году инспекцией произведен перерасчет земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в с. Отважное Архаринского района с кадастровыми номерами <номер>, <номер> согласно уведомлению от 28.09.2018 г. № 55166576.
Транспортный налог за 2017 год исчислен инспекцией в сумме 77677 рублей, что подтверждается уведомлением от 28.09.2018 г. № 55166576. 29 ноября 2018 года Гончаровым А.П. произведена оплата транспортного налога в сумме 20763 рублей по платежному поручению № 134. Налогоплательщиком оплачен налог, исчисленный инспекцией в отношении «<данные изъяты>» <номер> в сумме 14950 рублей, «<данные изъяты>» <номер> в сумме 5400 рублей и «<данные изъяты>» <номер> в сумме 1350 рублей. 3 декабря 2018 года инспекцией произведено уменьшение налога в сумме 29188 рублей, исчисленного в отношении остальных транспортных средств согласно уведомления от 28.09.2018 г., за исключением «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» <номер>. Таким образом, транспортный налог в сумме 26780 рублей в отношении транспортных средств «<данные изъяты>» в сумме 26367 рублей и «<данные изъяты>» <номер> в сумме 413 рублей не был оплачен налогоплательщиком Гончаровым А.П. Согласно сведений, представленных органами ГИБДД, указанные транспортные средства отнесены к категории «С» как грузовые автомобили, при этом они не являются специальными автомашинами в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359, в связи с чем признаны инспекцией объектами налогообложения.
В ответе на судебный запрос № 14-26/1/022151 от 9.12.2019 года представитель УФНС России по Амурской области Радюк С.С. приводит сведения о наличии у налогоплательщика транспортных средств и земельных участков, являвшихся объектами налогообложения в рассматриваемые налоговые периоды, а также порядок исчисления сумм налогов. Указывает, что за 2017 год транспортный налог исчислен Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области в сумме 77677 рублей. В связи с подачей Гончаровым А.П. 4 декабря 2018 года заявления о предоставлении льготы как сельскохозяйственному товаропроизводителю на транспортные средства категории «трактора, комбайны и специальные автомашины» Инспекцией проведен пересчет транспортного налога в сторону уменьшения в размере 29188 рублей. Сумма налога к уплате за 2017 год по сроку уплаты 3.12.2018 г. составила 48489 рублей, в том числе:
- по транспортному средству «<данные изъяты>» (<номер>) в сумме 413 рублей;
- по транспортному средству марки «<данные изъяты>» (<номер>) в сумме 5400 рублей;
- по транспортному средству марки «<данные изъяты>» (<номер>) в сумме 26376 рублей;
- по транспортному средству марки «<данные изъяты>» (<номер>) в сумме 14950 рублей;
- по транспортному средству марки «<данные изъяты>» (<номер>) в сумме 1350 рублей.
Частичная оплата налога за 2017 год проведена Гончаровым А.П. 30.11.2018 на сумму 20763 рубля (платежное поручение от 29.11.2018 № 134), 25.10.2019 проведена оплата задолженности по налогу за 2017 год в сумме 27726 рублей. Таким образом, по состоянию на 25.10.2019 года задолженность по транспортному налогу за 2017 год уплачена Гончаровым А.П. в полном объеме.
На основании сведений, полученных из регистрирующих органов, инспекцией с учетом проведенного перерасчета исчислен земельный налог за 2015 и 2016 год в сумме 64043 и 62659 рублей соответственно. Перерасчет земельного налога за 2015 год проведен налоговым органом в связи с исключением из объектов налогообложения земельного участка с кадастровым номером 28:08:011137:10. Также перерасчеты земельного налога за 2015-2016 годы проведены налоговым органом в связи с тем, что при первичном расчете налога за 2015-2016 годы Гончарову А.П. необоснованно была предоставлена льгота как пенсионеру на все земельные участки, расположенные на территории Отважненского сельсовета. При этом в соответствии с Положением «О земельном налоге на территории Отважненского сельсовета» налогоплательщик не имеет право на предоставление льготы по земельному налогу. Льгота предоставляется пенсионерам, имеющим постоянное место жительства и зарегистрированным на территории муниципального образования «Отважненский сельсовет». Фактически налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства <адрес>. Перерасчет земельного налога за 2015-2016 годы по налоговому уведомлению от 28.09.2019 г. № 55166576 проведен в связи с уточнением ставок земельного налога. По состоянию на 25.10.2019 года задолженность по земельному налогу за 2015-2016 годы уплачена Гончаровым А.П. в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель межрайонной ИФНС №2 по Амурской области Гостева О.С. доводы апелляционной жалобы административного ответчика не поддержала, просила решение Архаринского районного суда от 11 сентября 2019 года оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии с положениями ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ апелляционная жалоба рассмотрена при состоявшейся явке.
Проверив материалы административного дела в полном объеме, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 19 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о их взыскании (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, Гончаров Александр Прохорович, <дата> года рождения, в 2017 году являлся собственником транспортных средств, в том числе: «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>.
Согласно налоговому уведомлению № 55166576 от 28 сентября 2018 года транспортный налог за 2017 год был исчислен Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области в сумме 77677 рублей.
Также в 2017 году Гончаров А.П. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, расположенных на территории <адрес>.
Из налогового уведомления № 55166576 от 28 сентября 2018 года следует, что земельный налог за 2017 год был исчислен Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области в сумме 49766 рублей, при этом с учетом перерасчета земельного налога за 2015 и 2016 годы подлежащая к уплате общая сумма налога составила 59016 рублей.
В связи с неуплатой Гончаровым А.П. сумм исчисленных налогов в установленный законом срок, налоговым органом в порядке ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 32 рублей 46 копеек, налогоплательщику выставлено требование № 17487 от 18 декабря 2018года об уплате налогов, пени в срок до 21 января 2019 года.
22 апреля 2019 года мировым судьей Амурской области по Архаринскому районному судебному участку вынесен судебный приказ о взыскании с Гончарова А.П. задолженности по транспортному и земельному налогам, пени на общую сумму 37008 рублей 46 копеек.
Определением мирового судьи от 6 мая 2019 года данный судебный приказ отменен в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями относительно его исполнения.
С учетом частичной оплаты налогоплательщиком недоимки по транспортному и земельному налогам, Межрайонная ИФНС России № 2 по Амурской области 11 июля 2019 года обратилась в Архаринский районный суд с административным исковым заявлением о взыскании с Гончарова А.П. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 27726 рублей, задолженности по земельному налогу за 2015 – 2016 годы в сумме 1414 рублей, пени по земельному налогу за 2015 – 2016 годы в сумме 32 рублей 46 копеек, всего в общей сумме 29172 рублей 46 копеек.
Административный иск подан Межрайонная ИФНС России № 2 по Амурской области в пределах срока, определенного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции признал требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области обоснованными, указав, что Гончаровым А.П. не оплачен транспортный налог за 2017 год в сумме 27726 рублей за транспортные средства: «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, и «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, при этом данные транспортные средства являются объектами налогообложения и не подлежат отнесению к категории транспортных средств, определенной пп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в результате перерасчета налоговым органом земельного налога за 2015 и 2016 годы у налогоплательщика установлена недоимка в сумме 1414 рублей в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, расположенных в <адрес>, ОКТМО 10605456. Наличие недоимки по земельному налогу послужило основанием для начисления налоговым органом пени в размере 32 рублей 46 копеек. Таким образом, по состоянию на 29 августа 2019 года общая сумма недоимки по налогам и пеням составила 29172 рубля 46 копеек, в связи с чем требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области о взыскании данной суммы с налогоплательщика Гончарова А.П. подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на результатах надлежащей правовой оценки представленных в материалах дела доказательств, а также обусловлены неверным определением фактических обстоятельств дела.
Из содержания налогового уведомления № 55166576 от 28 сентября 2018 года (л.д. 6-9) усматривается, что сумма транспортного налога за 2017 год в отношении транспортных средств: «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, была исчислена налоговым органом в размере 48480 рублей.
В возражениях на административное исковое заявление Гончаров А.П. указал, что оплатил транспортный налог за 2017 год в отношении транспортных средств: «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, и «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, в сумме 20763 рубля, что подтверждается платежным поручением № 134 от 29 ноября 2018 года (л.д. 31-32).
Оплата налогоплательщиком транспортного налога за 2017 год в сумме 20763 рубля не оспаривается Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области и подтверждается представителем налогового органа в дополнении к административному исковому заявлению от 29 августа 2019 года (л.д. 32, 63-64).
Таким образом, требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области в части взыскания с Гончарова А.П. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 27726 рублей обусловлены неуплатой налогоплательщиком исчисленных сумм налога в отношении объектов налогообложения: «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, и «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>.
Между тем из налогового уведомления № 55166576 от 28 сентября 2018 года следует, что транспортный налог за 2017 год по данным объектам налогообложения был исчислен инспекцией в размере 27717 рублей, а именно 26367 рублей за грузовой самосвал «<данные изъяты>» и 1350 рублей за вездеход «<данные изъяты>».
По указанным основаниям требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области в части взыскания с Гончарова А.П. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 27726 рублей не являются обоснованными и противоречат содержанию налогового уведомления № 55166576 от 28 сентября 2018 года (л.д. 6-9).
Кроме того, в ответе на судебный запрос № 02/5-08/013145 от 26.11.2019 года начальник Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области Брянцев В.В. указывает, что транспортный налог за 2017 год не был оплачен Гончаровым А.П. в отношении иных транспортных средств, а именно «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, и «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, в связи с чем задолженность по транспортному налогу составила 26780 рублей, в том числе 26367 рублей за грузовой самосвал «<данные изъяты>» и 413 рублей за «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>.
Обстоятельства, указанные в ответе на судебный запрос № 02/5-08/013145 от 26.11.2019 года противоречат материалам администратвиного дела, в том числе налоговому уведомлению № 55166576 от 28 сентября 2018 года (л.д. 6-9), пояснению административного ответчика от 7.08.2019 г. (л.д. 31), а также содержанию административного искового заявления (л.д. 2-5) и дополнению от 29.08.2019 г., подписанному начальником Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области Брянцевым В.В., в связи с чем не могут быть признаны состоятельными.
Вместе с тем, согласно решению Архаринского районного суда от 28 сентября 2017 года, вынесенному по административному делу № 2а-304/2017 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области о взыскании с Гончарова А.П. задолженности по имущественным налогам, вездеход «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, не является объектом налогообложения по основанию, предусмотренному пп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ, поскольку зарегистрирован на сельскохозяйственного товаропроизводителя – КФХ Гончаров А.П. и используется в сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (л.д. 42-44). Решение Архаринского районного суда от 28 сентября 2017 года вступило в законную силу 20 октября 2017 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии у налогоплательщика Гончарова А.П. по состоянию на 29 августа 2019 года задолженности по транспортному налогу за 2017 года вследствие неуплаты суммы транспортного налога, исчисленной на вездеход «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, не является состоятельным, поскольку данное транспортное средство по основанию, предусмотренному пп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ, не является объектом налогообложения, что подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу.
Требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области о взыскании с Гончарова А.П. недоимки по транспортному налогу за 2017 года вследствие неуплаты суммы налога, исчисленной на грузовой самосвал «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, судебной коллегией признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе указание в паспорте транспортного средства о его регистрации на крестьянское (фермерское) хозяйство как сельскохозяйственного товаропроизводителя не свидетельствует об отнесении данного транспортного средства к категории транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения.
В силу пп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции не являются объектами налогообложения.
Согласно паспорту транспортного средства <номер> № <номер> (л.д. 40) грузовой самосвал «<данные изъяты>» 12 декабря 2013 года зарегистрирован за КФХ Гончаров А.П., транспортное средство <дата> года выпуска, относится к категории «С», мощность двигателя – <данные изъяты> л.с., тип двигателя – дизельный, масса транспортного средства без нагрузки – <данные изъяты> кг.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2018-ст, автосамосвалы с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 тонн, определены кодом классификации 310.29.10.41.120 и не относятся к видам транспортных средств, перечисленным в пп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ, в том числе к категории специальных автомашин.
Факт использования Гончаровым А.П. грузового самосвала «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, исключительно для сельскохозяйственных работ не подтверждается материалами административного дела, в связи с чем доводы административного ответчика в данной части не могут быть признаны заслуживающими внимания.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерном исчислении Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области суммы транспортного налога за 2017 год с учетом объекта налогообложения –грузового самосвала «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <номер>, принадлежащего в 2017 году Гончарову А.П.
Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств оплаты суммы налога, исчисленной за данное транспортное средство в рассматриваемый налоговый период, недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 26367 рублей подлежит взысканию с Гончарова А.П. как собственника грузового самосвала «<данные изъяты>».
Согласно материалам дела, требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области в части взыскания с Гончарова А.П. задолженности по земельному налогу за 2015 – 2016 годы в сумме 1414 рублей обусловлены неуплатой налогоплательщиком исчисленных сумм налога в отношении объектов налогообложения: земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, расположенных в с. Отважное Архаринского района, ОКТМО 10605456.
Из содержания налогового уведомления № 55166576 от 28 сентября 2018 года (л.д. 6-9) усматривается, что сумма земельного налога за 2017 год, подлежащего уплате Гончаровым А.П., была исчислена налоговым органом в сумме 49766 рублей, при этом недоимка по земельному налогу за 2015 и 2016 годы, определенная по результатам перерасчета, составила в общей сумме 9250 рублей. Таким образом, общая сумма земельного налога за 2017 год и недоимки по земельному налогу за 2015-2016 годы составила 59016 рублей.
К возражениям на административное исковое заявление административным ответчиком были приложены платежные поручения № 135 от 29.11.2018 года на сумму 25658 рублей, № 136 от 29.11.2018 года на сумму 3314 рублей, № 137 от 29.11.2018 года на сумму 29125 рублей, № 138 от 29.11.2018 года на сумму 919 рублей, подтверждающие факт оплаты земельного налога в соответствии с налоговым уведомлением № 55166576 от 28 сентября 2018 года (л.д. 36-39), между тем данным доказательствам судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка.
Согласно налоговому уведомлению № 55166576 от 28 сентября 2018 года взыскиваемая Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области задолженность по земельному налогу за 2015 – 2016 годы в сумме 1414 рублей, образованная вследствие перерасчета земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, входит в сумму земельного налога по ОКТМО 10605456, а также в итоговую сумму подлежащего к уплате земельного налога за 2017 год и недоимки по земельному налогу за 2015 и 2016 годы, составляющей 59016 рублей.
Таким образом, представленные административным ответчиком платежные поручения №№ 135, 136, 137, 138 от 29.11.2018 года на общую сумму 59016 рублей подтверждают факт исполнения Гончаровым А.П. налоговых обязательств по уплате земельного налога в полном объеме, в том числе в части оплаты недоимки, образованной по результатам перерасчета, на общую сумму 9250 рублей.
Доводы представителя Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области Брянцева В.В. о том, что денежные средства в сумме 1414 рублей, оплаченные по платежному поручению № 135 от 29.11.2018 г., были зачтены инспекцией в счет погашения ранее образовавшейся недоимки по земельному налогу по сроку уплаты 16.02.2018 г. не могут быть признаны состоятельными по следующим основаниям.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 3-5 ст. Налогового кодекса РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» статьи 78 и 79 НК РФ не содержат положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания. В то же время, имея в виду, что предусмотренный названными статьями зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов. Следовательно, соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена. Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.
В силу п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Форма платежного поручения определена Приложением № 2 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
Приказом Минфина России от 12.11.2013 г. № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее Правила указания информации).
Согласно п. 3 Правил указания информации распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации. В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Пунктом 7 Правил указания информации определено, что в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать значения, в том числе «ТП» - платежи текущего года, «ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов).
В силу п. 8 Правил указания информации в реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой.
Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.
В реквизите «108» распоряжения о переводе денежных средств указывается номер документа, который является основанием платежа (п. 9 Правил).
Таким образом, по смыслу положений п. 1 ст. 32, п. 7 ст. 45, п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ, правовой позиции, изложенной в п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57, а также Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных Приказом Минфина России от 12.11.2013 г. № 107н, налоговые органы вправе производить зачет поступивших сумм в счет погашения ранее возникшей недоимки только в отношении излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога. При этом право определять назначение, период и вид платежа предоставлено налогоплательщику, следовательно, отраженные им в платежном поручении данные, касающиеся назначения платежа, не могут быть самостоятельно изменены налоговым органом. Налоговый орган не вправе произвольно изменять назначение платежа, указанного в платежном документе налогоплательщика, и относить сумму поступившего платежа в счет погашения иной задолженности.
Оплата, произведенная Гончаровым А.П. 29 ноября 2018 года по платежным поручениям №№ 135-138 на общую сумму 59016 рублей (л.д. 36-39) не является излишне уплаченной суммой налога, поскольку представляет собой земельный налог, исчисленный за 2017 год в сумме 49766 рублей, а также задолженность в сумме 9250 рублей, сформированную в данном налоговом периоде по результатам проведенного перерасчета.
Представленные административным ответчиком платежные поручения №№ 135-138 от 29 ноября 2018 года (л.д. 36-39) на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации соответствуют требованиям Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных Приказом Минфина России от 12.11.2013 г. № 107н, и позволяют однозначно определить налоговый период, за который налогоплательщиком произведена уплата земельного налога. В уведомлениях в реквизите «106» содержится отметка «ТП», определяющая платеж текущего года, в реквизите «107» указан налоговый период, за который произведен платеж, кроме того в реквизите «108» указан номер документа, который является основанием платежа – налоговое уведомление № 55166576.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для зачисления денежных средств в сумме 1414 рублей, оплаченных по платежному поручению № 135 от 29.11.2018 г., в счет погашения ранее образовавшейся недоимки по земельному налогу по сроку уплаты 16.02.2018 года.
Рассматривая требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области в части взыскания с Гончарова А.П. пени по земельному налогу за 2015 и 2016 годы в сумме 32 рублей 46 копеек судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку вступившим в законную силу решением Архаринского районного суда от 28 сентября 2017 года установлено отсутствие у налогоплательщика Гончарова А.П. задолженности по имущественным налогам, в том числе по земельному налогу за 2015 год. Наличие недоимки по земельному налогу за 2016 год не подтверждается материалами дела, в том числе доказательствами, представленными Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области и УФНС России по Амурской области по запросу суда, требования о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 год Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области в судебном порядке не заявлялись.
Таким образом материалами дела не подтверждается правомерность начисления налоговым органом пени в сумме 32 рублей 46 копеек по земельному налогу за 2015 и 2016 годы, в нарушение требований ч. 1 ст. 62 ч. 2 ст. 287, ч. 4 ст. 289 КАС РФ таковых доказательств суду первой и апелляционной инстанции административным истцом представлено не было.
Частью 1 статьи 176 КАС РФ определено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Архаринского районного суда от 11 сентября 2019 года по вышеуказанным обстоятельствам не отвечает требованиям законности и обоснованности, в связи с чем оно подлежит отмене как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
На основании изложенного, с учетом правовой оценки совокупности представленных в материалах дела доказательств, проведенной в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, и фактически установленных обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Архаринского районного суда Амурской области от 11 сентября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области удовлетворить частично.
Взыскать с Гончарова Александра Прохоровича, <дата> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 26367 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Архаринский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
28RS0001-01-2019-000819-41
Дело № 33АПа-4864/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Михайленко В.Г. Дьячкова Н.С.