НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Амурского областного суда (Амурская область) от 13.01.2021 № 33АП-3805/20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 января 2021 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Воробьёвой В.С.,

судей коллегии: Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,

при секретаре: Перепелициной Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о взыскании денежных средств при увольнении, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 04 февраля 2020 года.

Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения представителя Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, действующей на основании доверенности, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Приамурскому межрегиональному управлению Росприроднадзора о взыскании денежных средств при увольнении, указав в его обоснование, что в период с 25 февраля 2019 года по 30 сентября 2019 года работал в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области (далее – Управление Росприроднадзора по Амурской области) в должности начальника отдела экологического надзора. С 30 сентября 2019 года его должность сокращена. При увольнении были произведены компенсационные выплаты за 4 месяца, а также расчет компенсации за неиспользованные дни отпуска. При этом указанные суммы были рассчитаны неверно, без учета при определении размера среднего заработка суммы выплаченной премии, которая должна входить в расчет среднего заработка при расчете компенсации при сокращении и компенсации за неиспользованный отпуск.

Уточнив требования, просил взыскать с Управление Росприроднадзора по Амурской области в свою пользу недоплаченную компенсацию 4-х месячного денежного содержания в размере 101 287 рублей 50 копеек, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 28 дней в размере 57 766 рублей 80 копеек, компенсацию за несвоевременную выплату денежных средств в размере 7 086 рублей 72 копеек.

В судебном заседании суда первой инстанции истец на требованиях иска настаивал, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что в расчет среднего заработка при определении размера компенсации 4-х месячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск не были учтены премия за особо важные и сложные задания, выплаченная в сентябре 2019 года в размере 11 050 рублей, премии к праздникам, ко дню эколога, геолога, просил требования иска удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика с иском не согласился, суду пояснил, что истец был принят на работу на основании приказа о приеме работника на работу № 18 – к от 25 февраля 2019 года на должность начальника отдела экологического надзора. С ним был заключен Служебный контракт № 01/19 от 25 февраля 2020 года. Приказом № 143 – к от 23 сентября 2019 года в связи с сокращением должностей гражданской службы служебный контракт с ФИО1 был расторгнут, он освобожден от занимаемой должности и уволен 30 сентября 2019 года. При увольнении истцу была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска и компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания. Порядок расчета регламентирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 06 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила), в соответствии с которыми при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются премии за выполнение особо важных и сложных зданий, также материальная помощь в размере ? каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Данными Правилам определен ограниченный перечень случаев, при которых исчисление денежного содержания гражданских служащих производится в установленном ими порядке. Выплата премий в Управлении производится на основании приказа руководителя при наличии денежных средств в фонде экономии оплаты труда. В связи с чем, единовременные премии, произведенные за рамками премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий, не подлежат учету, просил в иске отказать. При этом, в связи с перерасчетом в результате счетной ошибки ответчик требования ФИО1 признал в части недоплаченной компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания в размере 833 рублей 33 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 313 рублей 28 копеек.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 04 февраля 2020 года требования ФИО1 удовлетворены частично, судом постановлено взыскать с Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в пользу ФИО1 недополученную компенсацию 4-хмесячного денежного содержания в размере 833 рублей 33 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 1 313 рублей 28 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат в сумме 118 рублей, отказав в удовлетворении остальной части требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 не соглашается с постановленным судебным актом, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правовая природа выплаченных истцу в 2019 году поощрений не попадает под понятие «дополнительная выплата» в смысле нормы права, содержащейся в ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ), в связи с чем данные выплаты не подлежат учету при расчете среднего месячного содержания для выплаты четырехмесячной компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск. Настаивает, что судом не опровергнуты доводы истца об отнесении указанных материальных премий к числу выплат, предусмотренных ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

В письменных возражениях и дополнениях к ним на апелляционную жалобу представитель ответчика частично признал требования иска. Указано, что Управлению действительно в 2019 году расходными расписаниями выделены дополнительные лимиты бюджетных обязательств на выплаты материального стимулирования: 17 мая 2019 года в размере 335,9 тысяч рублей и 30 июля 2019 года 839,8 тысяч рублей. Указанные суммы выплачены сотрудникам приказами № 32-к от 4 июня 2019 года и № 45-к от 16 августа 2019 года, в том числе ФИО1 в размере 9 760 рублей 24 копейки и 41 877,50 рублей соответственно. Управлением произведен перерасчет компенсации четырехмесячного денежного содержания и доплата составляет 17 245 рублей 53 копейки, а также доплата компенсации за неиспользованный отпуск 3 973,05 рублей.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 на доводах дополнений к письменным возражениям настаивала. Пояснила, что ответчик признает иск на сумму 21 218 рублей 58 копеек, в остальной части просит отказать.

Иные лица в судебное заседание не явились, все были извещены надлежащим образом. Представитель истца согласно телефонограмме просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

С учетом мнения представителя ответчика, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, руководствуясь сь.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив письменные возражения и дополнения к ним, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа о приеме работника на работу № 18 – к от 25 февраля 2019 года, служебного контракта № 01/19 от 25 февраля 2019 года и подтверждается записями в трудовой книжке ТК-II серии 1424400 ФИО1 принят на должность начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Амурской с 25 февраля 2019 года.

Приказом руководителя Управления № 143-к от 23 сентября 2019 года служебный контракт с ФИО1 расторгнут, ФИО1 освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы 30 сентября 2019 года и уволен в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ в связи с сокращением должностей.

В связи с увольнением по приведенному основанию ФИО1 выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания – 140 508 рублей 10 копеек, а также выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за 28 дней в размере 30 399 рублей 84 копеек.

Не согласившись с размером произведенных ему выплат, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском. Истец полагает незаконным невключение ответчиком в расчет сумм выплаченных премий за 2019 год, предшествовавших увольнению.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно заявлению об уточнении исковых требований и приложенному к нему расчету (т. 1 л.д. 189,190) ФИО1 не согласен с невключением в расчет компенсационных выплат при увольнении премий, указанных в лицевом счете за 2019 год: 16 791 рубль за март, 5 750 рублей за май, 29 851 рубль за июнь, 9 760, 24 рублей за июнь, 41 977, 50 рублей за август, 39 179 рублей за сентябрь, 11 050 рублей за сентябрь.

Согласно представленным расчетным листам: в марте 2019 года ФИО1 выплачена премия к дню эколога, геолога в размере 16 791 рубль, а также межрасчет премия к празднику 14 608 рублей; в мае 2019 года истцу выплачена премия к празднику в размере 5 750 рублей; в июне 2019 года истцу выплачена премия к дню эколога, геолога в размере 9 760 рублей 24 копейки, премия к празднику с районным и дальневосточным коэффициентом 29 851 рубль; в августе 2019 года истцом получена премия к празднику 41 977 рублей 50 копеек; в сентябре 2019 года премия к празднику 39 179 рублей (т. 1 л.д. 168-173).

Также усматривается, что в сентябре 2019 года истцу выплачена премия в размере 11 050 рублей за выполнение особо важных и сложных заданий (т. 1 л.д. 169).

При этом из представленных ответчиком расчетом денежного содержания следует, что суммы выплаченных премий за выполнение особо важных и сложных заданий были учтены при расчете.

Из дела видно, что приказами Управления Росприроднадзора по Амурской области № 16-к от 27 марта 2019 года, № 21-к от 23 апреля 2019 года, № 26-к от 7 мая 2019 года, № 28-к от 27 мая 2019 года, № 32-к от 4 июня 2019 года, № 45-кот 16 августа 2019 года, № 58-к от 25 сентября 2019 года государственным гражданским служащим, работникам управления произведена выплата единовременного поощрения в связи с празднованием Дня геолога, Дня государственного флага РФ, Дня работников леса, Дня эколога, ко Дню Победы.

При этом приказы Управления Росприроднадзора по Амурской области № 16-к от 27 марта 2019 года, № 21-к от 23 апреля 2019 года, № 28-к от 27 мая 2019 года, № 58-к от 25 сентября 2019 года содержат указание на выплату поощрения за счет экономии фонда оплаты труда.

Приказы № № 45-к от 16 августа 2019 года, № 32-к от 4 июня 2019 года, № 26-к от 07 мая 2019 года – не содержат указания на источник выплат.

Вышеуказанные суммы единовременных поощрений не учтены работодателем при расчете ФИО1 компенсационных выплат в связи с увольнением.

Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных ФИО1 требований о составе его денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ему управлением выплат в виде единовременных поощрений.

Не соглашаясь с доводами истца, суд первой инстанции пришел к выводам, что ФИО1 в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил доказательства того, что в 2019 годах материальное стимулирование (премии к праздникам) в Управлении Росприроднадзора по Амурской области было сформировано и выплачивалось федеральным государственным гражданским служащим и работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, что позволило бы учитывать премиальные выплаты к праздникам при расчете среднего денежного довольствия. Суд первой инстанции также указал, что материалы дела и справочная правовая система РФ не содержат сведений о принятии соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих в 2019 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов, либо позволяющих включать премии к праздникам, выплачиваемые из фонда экономии заработной платы, в среднемесячное денежное содержание гражданского служащего. Суд первой инстанции согласился с позицией ответчика, что единовременное поощрение производилось из экономии фонда оплаты труда и по решению руководителя Управления, данное поощрение не является обязательной составляющей денежного вознаграждения.

Судебная коллегия, анализируя доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Анализ положений ст. ст. 21, 22, 129, 136 ТК РФ позволяет прийти к однозначному выводу, что бремя доказывания законности действий работодателя по начислению и выплате заработной плате лежит на работодателе.

Именно ответчик в рамках рассматриваемого дела обязан представить надлежащие доказательства правильности своего расчета ФИО1 при увольнении компенсационных выплат за 4 месяца, компенсации за неиспользованные дни отпуска, отпускных.

Как следует из п. 5.1, п. 7.1 Положения о премировании, выплате материальной помощи, единовременных выплат и поощрений федеральным государственным гражданским служащим и работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, утв. Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области от 29.12.2012 года №397, в случае образования экономии фонда оплаты труда может производиться дополнительное единовременное поощрение и дополнительное премирование гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы Управления. Решение о выплате и размер единовременного поощрения в этом случае определяется руководителем Управления. Единовременное поощрение может производиться в качестве поощрения за многолетний добросовестный труд, в связи с юбилейными датами, а также при выходе на пенсию, государственными и отраслевыми праздниками, на дополнительное премирование гражданских служащих. Размер единовременного поощрения устанавливается в конкретной сумме.

Анализ вышеприведенного положения действительно показывает, что выплата единовременного поощрения возможна в случае образования экономии фонда оплаты труда и по решению руководителя Управления.

Как разъяснено Министерством финансов РФ (Письмо Минфина России от 26.02.2015 года № 14-01-07/9690 «О направлении рекомендаций по расчету экономии по фонду оплаты труда госслужащих», экономия по фонду оплаты труда, возникшая в связи с наличием вакантных должностей в федеральном государственном органе (далее - ФГО), превышающих 10 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы (далее - экономия по ФОТ, госслужащие), рассчитывается на дату принятия решения ФГО о премировании (материальном стимулировании) работников ФГО (далее - дата принятия решения, решение о премировании).

Дате принятия решения о премировании предшествует период расчета экономии по ФОТ (расчетный период), в который не включается период, ранее использованный(ые) для исчисления экономии по ФОТ по принятому(ым) решения(м) о материальном стимулировании.

Фонд оплаты труда по вакантной должности за расчетный период определяется как годовой фонд оплаты труда по вакантной должности, деленный на расчетное количество времени в годовом измерении и умноженный на количество времени в расчетном периоде.

Из представленных в материалы дела копий приказов о выплате спорных единовременных поощрений следует, что только в приказах: № 16-к от 27 марта 2019 года, № 21-к от 23 апреля 2019 года, № 28-к от 27 мая 2019 года, № 58-к от 25 сентября 2019 года содержится указание на выплату поощрения за счет экономии фонда оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

Также в материалы дела Управлением Росприроднадзора по Амурской области представлены расчет экономии фонда оплаты труда за январь-сентябрь 2019 года, а также сводные ведомости по видам оплат и удержаний за январь-сентябрь 2019 года, ведомости распределения зарплаты и отчислений по синтетическим расчетам за январь-сентябрь 2019 года, подтверждающие соответствующее образование экономии по фонду оплаты труда.

При этом согласно дополнениям к письменным возражениям на апелляционную жалобу, ответчик признает, что в 2019 году расходными расписаниями выделены дополнительные ЛБО на выплаты материального стимулирования от 17 мая 2019 года в размере 335,9 тысяч рублей и 30 июля 2019 года в размере 839,8 тысяч рублей. Указанные суммы выплачены сотрудникам Управления в полном объеме согласно приказам от 4 июня 2019 года № 32-к и от 16 августа 2019 года № 45-к, в том числе, ФИО1 в размере 9 760 рублей 24 копейки и 41 977 рублей 50 копеек.

Факт выделения дополнительного финансирования подтверждается также ответом Министерства финансов РФ от 17 декабря 2020 года № 14-07-16/110516, согласно которому Правительством РФ в период с 2018 по 2019 годы были приняты постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе Росприроднадзору, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих: от 6 марта 2018 года № 229-6 и от 19 марта 2019 года № 283-14.

Представленные в материалы дела копии приказов № 45-к от 16 августа 2019 года, № 32-к от 4 июня 2019 года, № 26-к от 07 мая 2019 года не содержат указания на источник финансирования. Кроме того, приказом № 32-к от 4 июня 2019 года ФИО1 выплачены 2 суммы: 9 760 рублей 24 копейки и 29 851 рубль, при этом каких-либо надлежащих доказательств, что 29 851 рубль выплачены из средств экономии ФОТ ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Из представленных ответчиком сводных ведомостей по видам оплат и удержаний за май 2019 года, июнь 2019 года и август 2019 года также не следует, что выплата премий произведена за счет средств именно экономии фонда оплаты труда.

С учетом изложенных обстоятельств спорными являются суммы премий, полученных ФИО1 на основании приказов: № 26-к от 07 мая 2019 года - 5 750 рублей; № 32-к от 4 июня 2019 года – 9 760,24 рубля, 29 851 рубль; № 45-к от 16 августа 2019 года – 41 977, 50 рублей.

Из них требования по приказам № 32-к от 4 июня 2019 года на сумму 9 760 рублей 24 копейки и № 45-к от 16 августа 2019 года на сумму 41 977 рублей 50 копеек признаны ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку признание иска ответчиком в указанной части не противоречит закону, не нарушает прав и интересов иных лиц, судебная коллегия полагает возможным принять его.

Относительно полученных ФИО1 премий по приказу № 26-к от 07.05.2019 года (5 750 рублей), № 32-к от 04.06.2019 года (29851 рубль), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в период с 2018г. по 2019 г. Правительством Российском Федерации в целях выделения федеральным государственным органам, в том числе служащим Росприроднадзора, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда были приняты постановления Правительства РФ от 6 марта 2018 года № 229-6 и от 19 марта 2019 года № 283-14, что подтверждается ответом Министерства финансов РФ.

Средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, данные средства материального стимулирования должны быть предусмотрены соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, предоставляться сверх установленного фонда оплаты труда. При соблюдении данных условий указанные средства материального стимулирования будут являться дополнительными выплатами и в соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ входить в денежное содержание гражданского служащего, а, соответственно, учитываться при расчете среднего денежного содержания при выплате компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск.

По мнению судебной коллегии, установлено и, более того, не оспаривается ответчиком, что в спорный период времени объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих выделялись Росприроднадзору, а также доводились до ответчика.

Необходимо также учитывать, что работник в трудовом споре является более слабой стороной, поэтому все сомнения в полном исполнении работодателем своих обязанностей в трудовых отношениях следует истолковывать в пользу работника.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия надлежащих доказательств, что спорные выплаты по приказам № 26-к от 07 мая 2019 года на сумму 5 750 рублей, № 32-к от 4 июня 2019 года на сумму 29851 рубль произведены работодателем именно из экономии фонда оплаты труда и подтверждении факта выделения дополнительных бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению ФИО1, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что они также подлежали включению в расчет при исчислении компенсации 4-хмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск истцу.

Четырехмесячное денежное содержание рассчитывается в порядке, который установлен пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 06.09.2007 № 562. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. То есть, при расчете четырехмесячного денежного содержания при сокращении госслужащего учитывается единовременная выплата к отпуску (в размере двух окладов), материальная помощь и премии за выполнение особо важных и сложных заданий исходя из 1/12 размера, фактически начисленных госслужащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. НДФЛ не удерживайте с общей суммы компенсаций, не превышающей трехкратный средний

Судом апелляционной инстанции принят во внимание порядок расчета, произведенный ответчиком и с учетом спорных выплат на основании приказов № 26-к от 07 мая 2019 года - 5 750 рублей; № 32-к от 4 июня 2019 года – 9 760,24 рубля, 29 851 рубль; № 45-к от 16 августа 2019 года – 41 977, 50 рублей, сумма месячного денежного содержания ФИО1 составляет 47 425 рублей 50 копеек: из них денежное содержание, учитываемое в полном размере 21 252 рубля 50 копеек, дополнительные выплаты 3 086,3 рублей и 7 278,2 рубля, районный коэффициент 6 323,4 рубля, северная надбавка 9 485,1 рубль.

Таким образом, компенсация в размере 4 месячного денежного содержания составляет 189 702 рубля, с учетом уже выплаченных денежных средств, сумма доплаты составляет 49 193 рубля 90 копеек.

Сумма компенсации за неиспользованный отпуск (27 дней), подлежащая взысканию в пользу истца составляет 8 527,14 рублей: (среднедневной заработок с учетом спорных сумм 1 441,74 рубля х 27 дней) – 30 399,84 (выплаченная сумма) = 8 527,14.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

На основании указанной нормы с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация в размере 9 391 рубль 65 копеек за период с 1 октября 2019 года по 13 января 2021 года.

В удовлетворении остальной части иска следует отказать за необоснованностью.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взысканных сумм в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 229 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 04 февраля 2020 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.

Взыскать с Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в пользу ФИО1 недополученную компенсацию 4-хмесячного денежного содержания в размере 49 193 рубля 90 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 8 527 рублей 14 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат в сумме 9 391 рубль 65 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Приамурскому межрегиональному управлению Росприроднадзора отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

1версия для печатиДело № 33АП-47/2021 (33АП-3805/2020;) (Определение)