Судья Бабушкин С.А. Дело № 33а-3634/2022
УИД 22RS0013-01-2021-008205-30
№ 2а-567/2022 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2022 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Пасынковой О.М.,
судей Бугакова Д.В., Скляр А.А.,
при секретаре Нечай А.В.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Р на решение Бийского городского суда Алтайского края от 26 января 2022 года по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью «УК «Сервис-СТК», П, Д, И, Р к администрации <адрес> о признании недействующим нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью «УК «Сервис-СТК» (далее – ООО «УК «Сервис-СТК») обратилось в суд с административным иском к администрации г.Бийска о признании недействующим Постановления администрации г.Бийска от 29 декабря 2017 года *** «Об утверждении Порядка приема, оценки и рассмотрения заявок заинтересованных лиц о включении дворовых территорий многоквартирных домов города Бийска в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018-2022 годы», Порядка приема, оценки и рассмотрения заявок заинтересованных лиц по благоустройству общественных территорий города Бийска для включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018-2022 годы», Порядка проведения общественного обсуждения проекта муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018-2022 годы», Порядка формирования Общественной комиссии для оценки, рассмотрения и включения предложений заинтересованных лиц в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018-2022 годы» (далее - Постановление администрации г.Бийска № 3100).
В обоснование заявленных требований ссылалось на то, что ООО «УК «Сервис-СТК» обратилось администрацию г.Бийска с заявками на включение дворовых территорий многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО «УК «Сервис-СТК» в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018-2022 годы», заявкам присвоены номера в хронологическом порядке их поступления и регистрации.
Постановление администрации г.Бийска № 3100 не содержит четкого определения критериев оценки заявок, в том числе их бальную оценку членами общественной комиссии, очередность благоустройства определяется в порядке поступления заявок от заинтересованных лиц, что является нарушением Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирование современной городской среды», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Постановления Правительства Алтайского края от 31 августа 2017 года № 326 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Формирование современной городской среды», Постановления администрации г.Бийска № 2850 от 21 ноября 2017 года «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования <адрес> на 2018-2022 годы»,
Постановления администрации г.Бийска № 2766 от 31 октября 2017 года «О создании муниципальной инвентаризационной комиссии».
В ходе рассмотрения дела в процесс в качестве административных соистцов вступили П, Д, И, Р, Ш
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 26 января 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения. Возложена на администрацию г.Бийска обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Р – К просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на те же доводы, полагая, что ни не получили надлежащее оценки.
В возражениях администрация г.Бийска просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика А просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Прокурор Т дала заключение о законности и обоснованности решения городского суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционного представления в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 8 - 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно частям 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.
Согласно пункту 25 части 1 статья 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа в том числе относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.
Согласно пунктам 4, 5 части 1 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края от 3 июля 2005 года № 77 (далее – Устав) в систему муниципальных правовых актов города входят постановления и распоряжения Главы города, постановления и распоряжения Администрации города.
Глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Алтайского края, настоящим Уставом, нормативными решениями Думы города, издает постановления Администрации города по вопросам местного значения (часть 1 статьи 63 Устава).
Муниципальные правовые акты вступают в силу в день их принятия, если иной срок не установлен самим правовым актом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 64 Устава).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (часть 2 статьи 64 Устава).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете «Муниципальный вестник» (часть 3 статьи 64 Устава).
Решением председателя Думы города Бийска № 48 от 22 декабря 2017 года «Об избрании на должность» избран на должность Главой г.Бийска С
Согласно заключению прокурора г.Бийска от 28 октября 2017 года проект Постановления администрации г.Бийска № 3100 не противоречит Конституции Российский Федерации, Федеральному закону № 131-ФЗ, Бюджетному Кодексу Российский Федерации, Уставу г.Бийска. Внутренних противоречий, пробелов положений, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения не имеется. Правила юридической техники соблюдены.
Постановление администрации г.Бийска № 3100 было опубликовано в газете «Муниципальный вестник» 21 февраля 2018 года № 1 (534).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что порядок опубликования и введения в действие Постановления администрации г.Бийска № 3100 не нарушен. Кроме этого, оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа, подписано уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 63 Устава г.Бийска.
Постановление администрации г.Бийска № 3100 полностью согласуется и не противоречит иным нормативным правовым актам, поскольку в Постановлении администрации г.Бийска № 3100 предусмотрен аналогичный перечень документов, подаваемых с заявками, заинтересованными лицами для включения в муниципальную программу, порядок их рассмотрения исходя из даты представления полного пакета документов, очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, апелляционная жалоба доводов относительно порядка принятия муниципального правового акта не содержит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее – Правила № 169).
Согласно пункту 1 Правил № 169, они устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - субсидии из федерального бюджета).
В силу пункта 3 Правил № 169 в целях настоящих Правил под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Правил № 169 в правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, включаются в том числе следующие обязательства муниципальных образований - получателей субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации: разработать, утвердить и опубликовать не позднее 1 апреля 2017 года порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу на 2017 год исходя из даты представления таких предложений и при условии их соответствия установленным требованиям, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в виде протоколов общих собраний собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решений собственников каждого здания и сооружения, расположенных в границах дворовой территории, содержащих в том числе следующую информацию: решение об обращении с предложением по включению дворовой территории в муниципальную программу на 2017 год; перечень работ по благоустройству дворовой территории, сформированный исходя из минимального перечня работ по благоустройству; перечень работ по благоустройству дворовой территории, сформированный исходя из дополнительного перечня работ по благоустройству (в случае принятия такого решения заинтересованными лицами); форма участия (финансовое и (или) трудовое) и доля участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории (в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение о таком участии); представитель (представители) заинтересованных лиц, уполномоченных на представление предложений, согласование дизайн-проекта благоустройства дворовой территории, а также на участие в контроле за выполнением работ по благоустройству дворовой территории, в том числе промежуточном, и их приемке;
Согласно подпункту «а» пункта 14(1) Правил № 169 государственная программа субъекта Российской Федерации на 2018 - 2022 годы, указанная в абзаце десятом подпункта "д(2)" пункта 10 настоящих Правил, должна включать адресный перечень всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ). Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
Аналогичные положения закреплены в подпункте «а» пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Постановлением Правительства Алтайского края от 31 августа 2017 года № 326 утверждена государственная программа Алтайского края «Формирование современной городской среды» (далее - Постановление № 326)
Согласно пункту 10 Приложения 4 «Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию программ формирования современной городской среды» Постановления № 326 в адресный перечень дворовых территорий муниципальных программ включаются дворовые территории, нуждающиеся по результатам инвентаризации, проведенной в порядке, установленном приложением 6 к настоящей Программе, в ремонте дворовых проездов и пешеходных дорожек, устройстве (ремонте) сопряженных с ними дренажных и (или) водоотводных систем, обеспечении освещения дворовых территорий, установке скамеек и урн (далее – «минимальный перечень работ»), при условии наличия решения собственников помещений в многоквартирном доме о благоустройстве дворовой территории в сроки, установленные в муниципальной программе, а также о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно подпункту «б» пункта 8 Приложения 5 «Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию отдельных мероприятий программ формирования современной городской среды» Постановления № 326 при отборе заявок учитывается, в том числе, такой критерий как дата подачи заявки.
Из раздела 3 Паспорта муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018-2022 годы», утвержденного постановлением администрации г.Бийска 21 ноября 2017 года № 2850, следует, что мероприятия по благоустройству дворовых территорий проводятся с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения. В адресный перечень дворовых территорий, требующих благоустройства, включаются дворовые территории, исходя из минимального перечня работ по результатам инвентаризации, проведенной в порядке, установленном постановлением администрации г.Бийска (приложение № 4 к муниципальной программе).
Очередность благоустройства дворовых территорий определяется в порядке поступления заявок заинтересованных лиц об их участии в соответствии с порядком и сроком представления, рассмотрения и оценки заявок заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу, утвержденным постановлением администрации г.Бийска.
В первоочередном порядке в адресный перечень дворовых территорий муниципальной программы включаются дворовые территории, прошедшие оценку Общественной комиссией и рекомендованные к участию в 2017 году, но не включенные в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск в 2017 году», утвержденную постановлением администрации г.Бийска от 30 марта 2017 года № 453 в связи с ограниченностью бюджетных средств.
Условием включения дворовой территории в муниципальную программу является финансовое участие заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий муниципальных программ, сформированных, исходя из дополнительного перечня работ.
В приложении № 4 Постановления администрации г.Бийска 21 ноября 2017 года № 2850 содержится адресный перечень дворовых территорий, требующих благоустройства, исходя из минимального перечня работ по результатам инвентаризации, исходя из критериев отбора, утвержденных постановлением администрации г.Бийска от 31 октября 2017 года № 2766 «О создании муниципальной инвентаризационной комиссии по проведению инвентаризации благоустройства дворовых территорий, общественных территорий, территорий индивидуальной жилой застройки и территории в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей муниципального образования г.Бийск в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования г.Бийск».
Постановлением администрации г.Бийска № 3100 утвержден в том числе Порядок приема, оценки и рассмотрения заявок заинтересованных лиц о включении дворовых территорий многоквартирных домов города Бийска в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018-2022 годы» (далее– Порядок № 1).
Как следует из пункта 1.1, Порядок № 1 разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирование современной городской среды», а также Постановлением Правительства Алтайского края от 31 августа 2017 года № 326 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Формирование современной городской среды».
Согласно пункту 1.2 Порядка № 1 настоящий порядок определяет последовательность действий и сроки предоставления, рассмотрения и оценки заявок заинтересованных лиц о включении дворовых территорий многоквартирных домов в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018-2022 годы».
Как следует из пункта 4.8 Порядка № 1 очередность благоустройства дворовых территорий определяется в порядке поступления заявок заинтересованных лиц, в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных муниципальной программой.
Таким образом, в Порядке № 1 в продолжение реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169, постановления администрации г.Бийска 21 ноября 2017 года № 2850 указан порядок очередности благоустройства дворовых территорий, который определяется в порядке поступления заявок заинтересованных лиц.
Данный порядок очередности вытекает из анализа вышеприведенных норм.
Доводы от отсутствии четкого определения критериев оценки заявок, в том числе их бальную оценку членами общественной комиссии, не состоятельны.
При этом Постановлением администрации г.Бийска № 2766 от 31 октября 2017 года «О создании муниципальной инвентаризационной комиссии» утвержден порядок формирования предварительного адресного перечня дворовых территорий, который формируется по бальной системе (пункт 4.1).
В пункте 3.4 оспариваемого постановления указаны документы, прилагаемые к заявке, перечень которых согласуется с подпунктом «б» пункта 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169.
Доводы о нарушении закона при установлении очередности благоустройства в порядке поступления заявок от заинтересованных лиц, ничем не подтверждены и опровергаются вышеуказанными нормами, имеющими большое юридическое значение, в частности подпунктом «б» пункта 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169, где указано, что предложения заинтересованных лиц рассматриваются исходя из даты представления такого предложения.
При этом под заинтересованными лицами в пункте 4.8 Порядка № 1 понимаются лица, участвующие в выполнении работ по благоустройству, что также следует из постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169, постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.
Согласно пункту 4.1 Порядка формирования адресного перечня дворовых территорий, общественных территорий, требующих благоустройства, исходя из минимального перечня работ для включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018 - 2022 годы», утвержденного Постановлением администрации г. Бийска от 31 октября 2017 года № 2766 формирование предварительного адресного перечня дворовых территорий, общественных территорий, требующих благоустройства, исходя из минимального перечня работ для включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018 - 2022 годы» (далее - адресного перечня) производится по балльной системе, исходя из содержания и значимости критериев отбора (приложение 1 к настоящему Положению).
В адресный перечень дворовых территорий муниципальных программ включаются все дворовые территории, требующие благоустройства, исходя из минимального перечня работ. Очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ (пункт 4.2 Порядка формирования адресного перечня дворовых территорий, общественных территорий, требующих благоустройства, исходя из минимального перечня работ для включения в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Бийск на 2018 - 2022 годы», утвержденного Постановлением администрации г. Бийска от 31 октября 2017 года № 2766).
Адресный перечень дворовых территорий, требующих благоустройства, исходя из минимального перечня работ по результатам инвентаризации, исходя из критериев отбора, утвержденных постановлением администрации г.Бийска от 31 октября 2017 года № 2766 включен в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования г.Бийск», утвержденной постановлением администрации города Бийска от 21 ноября 2017 года № 2850.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает противоречий между оспариваемым постановлением администрации г.Бийска № 3100 и иными вышестоящими нормативными актами, как и не усматривает нарушение запрета на ограничивающие конкуренцию акты органов местного самоуправления, установленного статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
С учетом изложенного, принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на всесторонней оценке материалов дела и доводов сторон, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционного представления и отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 26 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи