Судья Васильева Г.М. Дело № 33а-8216/2021
УИД: 22RS0068-01-2021-004076-93
№ 2а-3512/2021 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 ноября 2021 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Титовой В.В.,
судей Зацепина Е.М., Копцевой Г.В.
при секретаре Нечай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 19 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению З.А.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому о признании решений незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
установила:
З.А.В. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, в отношении которых уплачивается налог на имущество физических лиц: нежилое помещение по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, налог на имущество в отношении которого ежегодно за период с 2016 по 2019 годы составил 132 730 руб., нежилое помещение по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, налог на имущество в отношении которого ежегодно за период с 2016 по 2019 годы составил 217 010 руб.
Решением Алтайского краевого суда от 19 октября 2020 года по делу ***, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ с периодом применения до ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ в связи с изменением кадастровой стоимости объектов недвижимости З.А.В. обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю) с заявлением о перерасчете излишне уплаченного налога на имущество физических лиц.
ДД.ММ.ГГ ответом ***З.А.В. сообщено о необходимости предоставления в налоговый орган решения Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ для внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Не согласившись с данным решением, З.А.В. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (далее -УФНС России по Алтайскому краю), в которой просил признать указанное решение незаконным, произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016-2019 года и возвратить сумму излишне уплаченного налога.
Решением УФНС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ***З.А.В. сообщено, что Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю произведено уменьшение исчисленного ранее налога на имущество физических лиц за 2017-2019 годы, ДД.ММ.ГГ принято решение о возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц в сумме 337 824 руб., которое исполнено ДД.ММ.ГГ. Трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2016 год, предусмотренный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, истек, в связи с чем налог не подлежит возврату.
З.А.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю, УФНС России по Алтайскому краю о признании незаконными решения Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ***, решения УФНС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ***, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем осуществления возврата суммы излишне уплаченного налога в размере 112 608 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемыми решениями нарушены его права, поскольку установленная решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости применяется с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с ДД.ММ.ГГ, в связи с чем налог на имущество должен быть пересчитан и возвращен за 2016-2019 годы.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Алтайскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 19 июля 2021 года административные исковые требования удовлетворены в части. Признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ***, решение УФНС по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ*** об отказе в перерасчете и возврате З.А.В. налога на имущество физических лиц за 2016 год. На Межрайонную ИФНС России №15 по Алтайскому краю возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ЗагаринаА.В. *** от ДД.ММ.ГГ о перерасчете и возврате налога на имущество физических лиц за 2016 год. В удовлетворении в остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю просит решение суда отменить с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что перерасчет налога законодательно предусмотрен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уведомления, а потому в 2020 году мог быть произведен за предшествующие периоды, начиная с 2017 года; факт излишней уплаты налога за 2016 год не мог быть установлен, поскольку сам факт подачи заявления не обуславливает непременный возврат каких-либо сумм.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю В.Е.С., настаивавшего на удовлетворении жалобы, представителя административного истца Б.В.А., полагавшего решение законным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая административный спор, районный суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что заявление о перерасчете с возвращением излишне уплаченного налога подано истцом до истечения трех лет со дня уплаты, а потому оспариваемые решения действующему законодательству не соответствуют, в связи с чем имеются основания к частичному удовлетворению иска с возложением обязанности по повторному рассмотрению заявления в установленном законом порядке.
Данные выводы основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения и установленных при надлежащей оценке доказательств обстоятельствах дела.
В силу пунктов 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорном налоговом периоде) предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 той же статьи).
Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.На территории Алтайского края порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости в налоговом периоде 2016 года установлен не был. Вместе с тем приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ*** принадлежащие административному истцу на праве собственности спорные нежилые помещения включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год. Как усматривается из материалов дела, в 2016 году административному истцу направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГ*** с исчислением налога на имущество физических лиц за 2016 год, в том числе в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 217 010 руб., в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 132 730 руб. Установлен срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГ. Согласно карточке расчетов с бюджетом, а также копиям платежных поручений от ДД.ММ.ГГ*** оплата налога на имущество физических лиц за 2016 год произведена ДД.ММ.ГГ (л.д. 55-58, 68-73). <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость указанных помещений по состоянию на ДД.ММ.ГГ с периодом действия до ДД.ММ.ГГ установлена: для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 7 123 986 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 4 732 603 руб. Таким образом, при применении в качестве налоговой базы указанной кадастровой стоимости сумма налога при перерасчете составит в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** –142 480 руб. (7123986 руб. х 2%), нежилого помещения с кадастровым номером *** – 94 625 руб. (4732603 руб. х 2%). Возможность применения кадастровой стоимости, установленной вышеназванным решением Алтайского краевого суда, к правоотношениям, возникшим в налоговом периоде 2016 года, прямо следует из положений пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости в размере рыночной, установленной решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ в отношении названных объектов недвижимости, как усматривается из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Алтайскому краю», внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГ, соответственно подлежали применению в установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации порядке. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21, статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.Пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7).Как указано выше, налог на имущество физических лиц за 2016 год уплачен З.А.В.ДД.ММ.ГГ. Первоначально с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц, направленным на возврат излишне уплаченных сумм налога, что с очевидностью следует из содержания данного заявления, З.А.В. обратился в налоговый орган ДД.ММ.ГГ, что административным ответчиком не оспорено. О том, что целью перерасчета является возврат излишне уплаченных сумм, также свидетельствует последующее обращение З.А.В. в УФНС России по Алтайскому краю, в котором поставлен вопрос о возврате излишне уплаченных сумм по результатам перерасчета. В соответствии с частью 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами). В силу статьи 6 Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы, утвержденного ФНС России, Росреестром 03 сентября 2010 года № ММВ-27-11/9/37), Росреестр в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, представляет регламентированную информацию в ФНС России: сведения о недвижимом имуществе; сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним; сведения о владельцах недвижимого имущества. В случае возникновения спорных вопросов по сведениям в представленной информации, а также при возникновении необходимости уточнения представленных сведений или запроса дополнительных сведений налоговые органы могут направить в органы Росреестра запросы в соответствии со статьей 8 Соглашения. Согласно абзацу 1 статьи 8 указанного Соглашения предоставление Росреестром по запросам налоговых органов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и изданных в соответствии с указанным федеральным законом нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 4.4 Порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, утвержденного Приказом Росреестра №П/0131, ФНС России № ММВ-7-6/187@ от 03 апреля 2018 года, при необходимости уточнения (актуализации) сведений, в том числе на основании обращений налогоплательщиков в налоговые органы, последние направляют запросы в уполномоченные органы (организации) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в том числе приоритетно с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Таким образом, исходя из изложенных норм, налоговый орган в связи с обращением налогоплательщика ДД.ММ.ГГ в целях уточнения сведений должен был направить соответствующий запрос в Росреестр, а не требовать от налогоплательщика (ответ от ДД.ММ.ГГ) представления подтверждающих документов (копию решения Алтайского краевого суда по делу ***). Данным решением налогоплательщику фактически отказано в удовлетворении его заявления. Решение УФНС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ при проверке обоснованности отказа Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю принято без учета вышеприведенных нормативных положений, фактических обстоятельств подачи соответствующего заявления и наличия у налогоплательщика права на перерасчет и возврат излишне уплаченных сумм налога на имущество физических лиц за 2016 год.При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности решений Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю и УФНС России по Алтайскому краю об отказе в перерасчете и возврате сумм излишне уплаченного налога на имущество физических лиц за вышеуказанные объекты недвижимости за 2016 год и о наличии оснований для перерасчета и возврата сумм излишне уплаченного налога за это имущество за 2016 год.
Доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны.
С учетом вышеизложенного ссылка административного ответчика на то, что при первоначальном обращении в налоговый орган З.А.В. не просил о возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц, а просил лишь о его перерасчете, в связи с чем основания для возврата указанных сумм отсутствовали, отклоняется судебной коллегией, поскольку перерасчет налога подразумевает собой последующий возврат излишне уплаченных сумм. И отсутствие в заявлении, поданном в Межрайонную ИФНС России № 15 по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ, такой просьбы как таковой не может лишить его права на возврат излишне уплаченных сумм.
Ссылки налогового органа на положения статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок перерасчета налоговыми органами сумм ранее начисленных налогов, в рассматриваемом случае безосновательны, учитывая, что с заявление о перерасчете обратился налогоплательщик. Порядок возврата сумм излишне уплаченного налога данной нормой не регулируется.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Барнаула от 19 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: