НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 12.07.2023 № 2А-320/2023

Судья Подберезко Е.А. Дело № 33а-5810/2023

УИД 22RS0067-01-2022-003642-09

№ 2а-320/2023 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Титовой В.В.,

судей Барсуковой Н.Н., Романютенко Н.В.,

при секретаре Степаненко Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика А. на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула от 27 марта 2023 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к А. о взыскании недоимки по страховым взносам, по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени.

Заслушав доклад судьи Барсуковой Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к А. о взыскании задолженности за 2017, 2018 годы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 220 руб. и 1019,70 руб. соответственно, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части пенсии, пени в размере 178,70 руб.; задолженности по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017-2020 годы в размере 10 408 руб., пени в размере 1416,10 руб.

Требования мотивированы тем, что А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации в 2017, 2018 годах являлась плательщиком страховых взносов. При этом с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГА. плательщиком страховых взносов не являлась, в связи с постановкой на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Обязанность по уплате страховых взносов за 2017, 2018 годы налогоплательщиком исполнена ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность по страховым взносам за 2017 год в размере 220 руб., за 2018 год в размере 1019,70 руб. На указанную задолженность начислены пени в размере 178,70 руб., в том числе 48,35руб. за 2017 года, 130,35 руб. за 2018 год.

Кроме того, А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и находилась на упрощенной системе налогообложения (далее – УСН) в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. За 2017 год следовало уплатить налог в срок до ДД.ММ.ГГ в сумме 1 620 руб., за 2018 год в срок до ДД.ММ.ГГ в сумме 4 440 руб. в срок до ДД.ММ.ГГ в сумме 4 533 руб., за 2019 год в срок до ДД.ММ.ГГ в сумме 3 319 руб., за 2020 год в срок до ДД.ММ.ГГ в сумме 1 449 руб., однако в связи с неуплатой налога в установленные законом сроки образовалась недоимка в указанном размере, при этом недоимка за 2018 год в сумме 4 440 руб. уменьшена по решению налогового органа от ДД.ММ.ГГ до 1 989 руб., недоимка за 2018 год в сумме 4 533 руб. частично уменьшена по решению налогового органа от ДД.ММ.ГГ до 2 031 руб.

Также в связи с неуплатой недоимки по налогу начислены пени за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 366,09 руб., за 2018 год на недоимку в размере 1989 руб. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 409,58 руб., на сумму недоимки в размере 2 031 руб. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 462,90 руб., на недоимку за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 168,11 руб., на недоимку за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 9,42 руб.

По указанным задолженностям А. направлены требование *** от ДД.ММ.ГГ об уплате недоимки по налогу УСН за 2017, 2018, 2019 годы и начисленные пени, требование *** от ДД.ММ.ГГ об уплате недоимки по налогу УСН за 2020 год и начисленные пени.

Требования исполнены не были.

По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 5 Октябрьского района г.Барнаула ДД.ММ.ГГ выдан судебный приказ о взыскании с А. задолженности по страховым взносам, налогу по УСН, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГ отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика.

Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 27 марта 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично. С А. взыскана задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2017 год в сумме 1 620 руб., за 2018 год в сумме 4 020 руб., за 2019 год в сумме 3 319 руб., за 2020 год в сумме 1 449 руб., пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов пени за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 366,09 руб., за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 409,58 руб., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 462,90 руб., на недоимку за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 168,11 руб., на недоимку за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 9,42 руб., в доход муниципального образования городского округа – город Барнаул государственная пошлина в сумме 472,96 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе А. просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что декларации были поданы и оплачены своевременно, спорные суммы налога по УСН были начислены налоговым органом в связи с подачей ею уточненных деклараций в апреле 2021 года, которые впоследствии ей были отозваны.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Исходя из содержания пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу положений части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой (пункт 1 статьи 341.12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 названного Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Аналогичные положения содержит пункт 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: 1) организации - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи); 2) индивидуальные предприниматели - не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и находилась на УСН.

В 2017, 2018, 2019, 2020 году административным истцом выбраны объекты обложения по УСН доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиком ДД.ММ.ГГ в налоговый орган представлена декларация по УСН за 2017 год, с суммой налога в размере 1 600 руб., ДД.ММ.ГГ представлена налоговая декларация по УСН за 2018 год с суммой налога в размере 1 500 руб., ДД.ММ.ГГ представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2017 год, где указана сумма налога, подлежащего уплате в размере 3 220 руб., ДД.ММ.ГГ представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2018, в которой исчислена сумма налога, подлежащего уплате авансовыми платежами в суммах 4 533 руб. и 4 440 руб., ДД.ММ.ГГ подана налоговая декларация по УСН за 2019 год, в которой указана сумма налога, подлежащего уплате в размере 3 319 руб., ДД.ММ.ГГ подана налоговая декларация по УСН за 2020 год, в которой сумма налога, подлежащего уплате – 1 449 руб.

А.ДД.ММ.ГГ оплачена сумма налога по УСН в размере за 2017 год в размере 1600 руб., доказательства уплаты недоимки по налогу за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы в размерах 1620 руб., 2031 руб. и 1989 руб., 3319 руб. и 1449 руб. соответственно, материалы дела не содержат.

В связи с неуплатой недоимки на нее начислены пени за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 366,09 руб., за 2018 год на недоимку в размере 1989 руб. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 409,58 руб., на сумму недоимки в размере 2 031 руб. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 462,90 руб., на недоимку за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 168,11 руб., на недоимку за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 9,42 руб.

В адрес ответчика налоговым органом направлены требования *** от ДД.ММ.ГГ об уплате недоимки по налогу по УСН за 2017, 2018, 2019, начисленных пеней со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ об уплате недоимки по налогу по УСН за 2020 и начисленной пени со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГ.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате задолженности по налогам и пени налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 5 Октябрьского района г.Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании данной задолженности. ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка № 5 Октябрьского района г.Барнаула вынесен судебный приказ о взыскании с А. задолженности по страховым взносам.

Определением указанного мирового судьи от ДД.ММ.ГГ по заявлению А. судебный приказ отменен.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГ, то есть в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа, в связи с чем срок на обращение с требованиями о взыскании недоимки по страховым взносам, по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени административным истцом не пропущен.

Предусмотренный законом порядок взыскания пеней административным истцом соблюден, расчет пени проверен и признан верным.

Таким образом, поскольку установлена обязанность А. по уплате налога по УСН за 2017-2020 годы, порядок направления требования налоговым органом соблюден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что поданные в налоговый орган административным ответчиком уточенные декларации отозваны, связи с чем не могут быть приняты во внимание, является несостоятельной в силу следующего.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

По смыслу указанной нормы закона налогоплательщику следовало подать в налоговый орган уточненные налоговые декларации, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает процедуры отзыва поданных деклараций.

Утверждение административного ответчика об отзыве уточенных деклараций, в которых неверно исчислены суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, основано на неправильном толковании норм материального права.

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 27 октября 2022 года № 2692-О.

В остальной части решение суда не оспаривается и судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о необоснованности начисления административному ответчику страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 годы, исходя из следующего.

В соответствии с положениями Федерального закона № 250 от 03 июля 2016 года, действующему с 1 января 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 года администратором страховых взносов являются налоговые органы.

Согласно статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшей с 01 января 2017 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшей с 01 января 2017 года) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Аналогичные положения содержались и в статье 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно которой плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

С 1 января 2018 года размер страховых взносов определяется в следующем порядке:

если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 г., 29 354 рубля за расчетный период 2019 г., 32 448 рублей за расчетный период 2020 г. (абзац второй подпункта 1);

если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 г. (29 354 рубля за расчетный период 2019 г., 32 448 рублей за расчетный период 2020 г.) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (абзац третий подпункта 1).

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым данного подпункта (абзац четвертый).

Судом установлено, что А. в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации в 2017, 2018 годах являлась плательщиком страховых взносов.

Из представленных в материалы дела уточненных налоговых деклараций за 2017 и 2018 годы следует, что сумма дохода? уменьшенная на величину расходов, составила в 2017 году – 10 000 рублей (доход 322 000 руб. – расходы 312 000 руб.), в 2018 году – 12 182 руб. (доход 401 970 руб. – расходы 389 788 руб.).

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса;

Статья 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Положения статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации на предусмотренные ст.346.16 названного Кодекса расходы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Рассматриваемый по настоящему делу спор касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации № 304-КГ16-16937 от 18 апреля 2017 года и отражена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017).

Таким образом, оснований для начисления ответчику в 2021 году страховых взносов на ОПС за 2017, 2018 год и пени на них, у налогового органа не имелось.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявленные инспекцией требования о взыскании сумм страховых взносов на ОПС за 2017 год размере 220 руб., за 2018 год – 1 019,70 руб. и пени в сумме 178,70 руб. не подлежат удовлетворению.

При этом налоговый орган не оспаривал размеры доходов и произведенных расходов А. за спорный период.

При таких обстоятельствах, налоговый орган в отсутствие задолженности у А. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не имел оснований для выставления требования об уплате взносов и пени в порядке статей 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г.Барнаула от 27 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июля 2023 года.