НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 03.06.2022 № 2А-196/2022

Судья Серкова Е.А. Дело № 33а-3217/2022

УИД 22RS0065-02-2021-004987-88

№ 2а- 196/2022 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 июня 2022 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующегоПасынковой О.М.

судейСкляр А.А., Бугакова Д.В.

при секретаре Нечай А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алтайской таможни на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 17 января 2022 года по административному делу по административному иску Алтайской таможни к ГД о взыскании утилизационного сбора, пени.

Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГД в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Барнаульскому таможенному посту Алтайской таможни 20 августа в 2019 году по декларациям на товары (далее - ДТ) ***, ***, 11 ноября 2019 года - ***, 24 декабря 2019 года - *** продекларированы товары «б/у шасси-рамы от седельного тягача и грузового автомобиля….»: 1) шасси-рама от седельного тягача «ManTgx 18.440 4X2 LLS», заводской VIN номер: ***, год выпуска 2008; 2) шасси-рама от седельного тягача «ManTga 18.350 4X2LL», заводской VIN номер: ***, год выпуска 2006; 3) шасси-рама от седельного тягача «ManTgx 18.440 4X2 BLS», заводской VIN номер: ***, год выпуска 2012; 4) шасси-рама от седельного тягача «ManTgs 18.440 4X2 BLS-TS», заводской VIN номер: ***, год выпуска 2011; 5) шасси-рама от седельного тягача «ManTga 18.350 4X2LL», заводской VIN номер: ***, год выпуска 2006; 6) шасси-рама от седельного тягача «ScaniaR480LA6X2MNA», заводской VIN номер: ***, год выпуска 2013, - без кабины, двигателя и коробки передач.

Выпуск данных товаров осуществлен 21 августа, 27 ноября 2019 года и 9 января 2020 года соответственно.

Алтайской таможней проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой составлен акт ***/А000126 от 12 марта 2021 года, согласно которому установлен факт неуплаты утилизационного сбора в сумме 11013000 руб. в отношении шасси-рамы транспортных средств, продекларированных по ДТ ***, ***, ***, ***.

12 марта 2021 года ГД направлены копия указанного акта камеральной проверки и требование о необходимости уплаты утилизационного сбора, которые получены им 19 марта 2021 года.

20 июня 2021 года Алтайская таможня обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Индустриального района г.Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании утилизационного сбора в вышеуказанной сумме, пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 1099876,03 руб. 30 июня 2021 года мировым судьей судебного участка № 5 Индустриального района г.Барнаула отказано в принятии заявления в связи с тем, что требование не является бесспорным.

Алтайская таможня 5 августа 2021 года обратилась в суд с административным иском к ГД о взыскании утилизационного сбора за ввезенные на территорию Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ №***, ***, *** товары «б/у шасси-рамы от седельного тягача и грузового автомобиля….» в общей сумме 11013000 руб., пеней за неуплату утилизационного сбора за период с 6 сентября 2019 года по 4 июня 2021 года - 1099876,03 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ввоз товаров осуществлен из Германии в рамках внешнеэкономических контрактов, заявленные товары пригодны для дальнейшего использования, предназначены для восстановления и ремонта седельных тягачей, грузовых автомобилей. Таможенные платежи в отношении вышеуказанных товаров уплачены ответчиком в полном объеме до выпуска товара, однако утилизационный сбор не уплачен, тогда как таковой установлен при ввозе шасси, исходя из максимальной технически допустимой массы и категории соответствующих колесных транспортных средств.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю.

Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 17 января 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Алтайская таможня просит решение суда отменить с принятием нового об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что вывод суда об отсутствии обязанности по уплате утилизационного сбора за ввоз шасси, не относящихся к самоходным, ошибочен, цель ввоза, последующее использование шасси, также как и получение паспорта на таковые не имеют значения для рассматриваемого вопроса, а потому необходимости подтверждения факта эксплуатации шасси, предстоящих затрат бюджета на их утилизацию не имеется, при отсутствии данных о грузоподъемности расчет утилизационного сбора мог быть произведен исходя из массы шасси, указанной в декларациях.

В возражениях ГД просит об оставлении решения суда без изменения.

В судебном заседании представители административного истца - Г, Б на доводах апелляционной жалобы настаивали. Административный ответчик ГД, его - представитель М возражали против доводов апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, требование об уплате утилизационного сбора получено ответчиком 19 марта 2021 года, заявление о выдаче судебного приказа подано 20 июня 2021 года, в выдаче такового отказано, а потому административный иск 5 августа 2021 года предъявлен в установленный законом срок.

Разрешая административный спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что обязанности по уплате утилизационного сбора не возникло, поскольку ввезены шасси, продекларированные как запасные части, не предназначенные для эксплуатации в качестве самоходных транспортных средств с выдачей паспортов, возможность самостоятельной эксплуатации ввезенных ответчиком частей транспортных средств в качестве полноценных транспортных средств таможенным органом не подтверждена, доказательств выдачи (получения) на спорные товары паспортов не представлено, определить массу транспортных средств, шасси от которых ввезены, в ненагруженном состоянии путем проведения процедуры взвешивания в рамках данного дела не представляется возможным, что не позволяет исчислить утилизационный сбор, в связи с чем требования удовлетворению не подлежат.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

В силу пункта 5 данной статьи при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза (пункт 7).

В соответствии с пунктами 2, 4 данной статьи виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Как установлено пунктом 5 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.

Согласно Пояснительной записке к Проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств от 26 декабря 2013 года № 1291» проект предлагает введение утилизационного сбора на шасси транспортных средств. Указанное обстоятельство продиктовано необходимостью пресечь злоупотребления в сфере изготовления транспортных средств на базе импортных шасси без уплаты утилизационного сбора. Ко всему прочему шасси, юридически не являясь полнокомплектным колесным транспортным средством, тем не менее, фактически является транспортным средством на полном колесном ходу, которое возможно эксплуатировать как полноценное транспортное средство при определенных обстоятельствах (например, при использовании прицепа или полуприцепа к шасси) без уплаты утилизационного сбора. Кроме того, шасси транспортного средства в любое время может быть отсоединено от надстройки, что приведет к изменению категории транспортного средства. При этом отсоединенное шасси также будет нуждаться в утилизации (п.7 абз.9).

По смыслу приведенных норм утилизационный сбор уплачивается за ввозимые товары, предназначенные для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), которое после окончания эксплуатации потребует несение соответствующих затрат на утилизацию.

Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 принят технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011), устанавливающий требования к колесным транспортным средствам независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.

Как предусмотрено пунктом 6 ТР ТС 018/2011, под шасси понимается устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства; самоходное шасси - шасси транспортного средства категории N, оснащенное кабиной и двигателем, которое может с ограничениями временно участвовать в дорожном движении.

В соответствии с приложением № 1 к ТР ТС 018/2011, категория «N» - транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси.

Разделом V «Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, M2, M3» Перечня установлены различные коэффициенты в зависимости от полной массы и даты выпуска.

Согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «транспортные средства» - категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

В соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов (заключено в г.Москве 15 августа 2014 года) «паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства)» - паспорт, выдаваемый на предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним (паспорт, выдаваемый на шасси транспортного средства в случае поставки шасси их потребителям).

В силу пункта 7 Правил в электронный паспорт транспортного средства (электронный паспорт шасси транспортного средства) (далее - электронный паспорт) вносится информация об уплате утилизационного сбора плательщиками, указанными в пункте 3 статьи 24(1) Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или информация об основании неуплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси), указанных в пункте 6 статьи 24(1) Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Как следует из материалов дела, ГД по ТД ***, ***, ***, *** ввезены на территорию Российской Федерации бывшие в эксплуатации шасси-рамы от седельных тягачей «Man» и «Scania» без двигателей, кабин и коробок передач, с указанием в пункте 31 деклараций на их предназначение для восстановления и ремонта седельных тягачей.

Согласно графе 33 при таможенном декларировании товар классифицирован в подсубпозиции 8708 999709

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, в которой к группе 87 отнесены «средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части принадлежности».

Отдельной группой классифицированы товары наименованием «шасси с установленными двигателями для моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705» ((группа 8701 - тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709); группа 8702 моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более; группа 8703 - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей; группа 8704 - моторные транспортные средства для перевозки грузов)).

К группе 8708, указанной обществом в декларации в отношении ввезенного товара, относятся «части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705», и в частности подгруппа 8708 99 970 - прочие.

Из ответов УМВД России по г.Барнаулу от 21 декабря 2021 года, 24 мая 2022 года следует, что информация о наличии в ФИС «Госавтоинспекции» сведений о транспортных средствах MANTGX 18.440 4X2 LLS, 2008 года выпуска, VIN***, MANTGA 18.35 04X 2LL, 2006 года выпуска, VIN***, MANTGX 18.440 4X2 ВLS, 2012 года выпуска, VIN***, MANTGA 18.35 04X2LL, 2006 года выпуска, VIN***, MANTGS 18.440 4X2 BLS-TS, 2011 года выпуска, VIN***, SCANIAR480LA6X2 MNA. 2013 года выпуска, VIN***, а также о транспортных средствах, имеющих в своей комплектации шасси с вышеприведенными VIN отсутствует.

В этой связи утверждения ответчика о том, что шасси-рамы ввезены для осуществления ремонта и восстановления седельных тягачей, при котором детали используются для замены размещенных на транспортных средствах, а сами рамы - ввиду высокого качества железа для кузовного ремонта, паспорта транспортных средств (шасси) на них не оформлялись, не опровергнуты.

В такой ситуации оснований полагать о том, что ввезенные шасси были предназначены для восстановления на территории Российской Федерации транспортных средств посредством установки на них отсутствующих двигателей, кабины и коробки передач, не имеется.

Учитывая, что ввезенные административным ответчиком шасси-рамы не могли участвовать в дорожном движении, не подтвержден эксплуатационный элемент утилизационного сбора, поскольку эксплуатация их с помощью двигателя не осуществлялась. Необходимость затрат бюджета на фактическую утилизацию ввезенных товаров как отходов также таможней не подтверждена.

Согласно ответу Минпромторга России от 14 декабря 2020 года № ПГ-20-14627 оплата утилизационного сбора при ввозе на территорию Российской Федерации частей и принадлежностей моторных транспортных средств не предусмотрена.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что ввезены части транспортного средства, возможность самостоятельной эксплуатации которых в качестве транспортного средства (шасси) не подтверждена, оснований к взысканию утилизационного сбора не имеется.

Доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылками на то, что шасси само по себе независимо от вида и иных обстоятельств является объектом утилизационного сбора, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм.

Кроме того, следует отметить, что в данной ситуации невозможно и исчисление утилизационного сбора в соответствии с Перечнем, исходя из указанной в декларации массы шасси.

Так, из положений Перечня следует, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, в том числе в отношении шасси, имеет значение полная масса транспортного средства. В свою очередь ни Правила, ни Перечень не содержали указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности.

С учетом изложенного, именно масса транспортного средства без учета его грузоподъемности применялась для расчета утилизационного сбора.

Изложенное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года.

В соответствии с классификацией транспортных средств по категориям, приведенной в ТР ТС 018/2011, к категории N относятся транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе: категории N 2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т; категории N 3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12.

Исходя из деклараций на товары и инвойсов, полная масса каждого из ввезенных шасси колесных транспортных средств составляет: по ТД *** шасси-рама от седельного тягача «ManTgx 18.440 4X2 LLS» - 4200 кг; по ТД *** шасси-рама от седельного тягача «ManTga 18.350 4X2LL» - 4300 кг; по ТД *** шасси-рама от седельного тягача «ManTgs 18.440 4X2 BLS-TS» - 4000 кг, шасси-рама от седельного тягача «ManTga 18.350 4X2LL» - 4200 кг; по ТД *** шасси-рама от седельного тягача «ScaniaR480LA6X2MNA» - 5400 кг.

Согласно пункту 25 раздела V Перечня в редакции, действовавшей в момент декларирования и выпуска товаров в обращение, в отношении шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн подлежал применению коэффициент 3,04; в отношении шасси колесных транспортных средств категории N2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн - 5,24.

Как следует из административного искового заявления, Алтайской таможней расчет безосновательно произведён исходя из максимальной технически допустимой массы транспортных средств, шасси-рамы от которых ввезены ответчиком, категории N3: шасси-рам от седельных тягачей «ManTgx 18.440 4X2 LLS», заводской VIN номер: ***, «ManTga 18.350 4X2LL», заводской VIN номер: ***, «ManTgs 18.440 4X2 BLS-TS», заводской VIN номер: ***, «ManTga 18.350 4X2LL», заводской VIN номер: ***, - 18000 кг; шасси-рамы от седельного тягача «ManTgx 18.440 4X2 BLS», заводской VIN номер: ***, год, - 20500 кг, для шасси-рамы от седельного тягача «ScaniaR480LA6X2MNA», заводской VIN номер: ***, - 26 500 кг.

При этом фактическая масса шасси, указанная в инвойсах и товарных декларациях при их взвешивании, менее низшего предела приведенной в Перечне в отношении каждой категории шасси колесных транспортных средств, а потому шасси соответствующих категорий при такой массе в Перечень не включены.

С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 17 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алтайской таможни - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: