НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 № А33-17275/09

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2009 года

Дело № А33-17275/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  22 октября 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 октября 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1    

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю     

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 29.09.2009 № А-09-0275

при участии:

индивидуального предпринимателя ФИО1,

представителя заявителя: ФИО2 на основании доверенности от 12.08.2009;

представителя ответчика: ФИО3 на основании доверенности от 05.10.2009

при ведении протокола судебного заседания судьей И.А. Раздобреевой,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 29.09.2009 № А-09-0275.

Заявление принято к производству суда. Определением от 12.10.2009 возбуждено производство по делу.

Заявитель в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении.

Ответчик, с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304246135700304, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе, по розничной продаже товаров.

17.09.2009 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю, на основании поручения заместителя начальника инспекции ФИО4 № 17-58/0570 от 26.08.2009, проведена проверка по вопросу  соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт, полноты оприходования наличной денежной выручки и порядка ведения кассовых операций в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 за период с 01.07.2009 по 26.08.2009.

По результатам проверки составлены акт проверки № 30 от 17.09.2009, протокол об административном правонарушении № А-09-1542 от 17.09.2009, которыми установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО5 допустил нарушения п.п. 1, 3, 5, 6, 7, 9, 13, 14, 19, 22 - 29 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденного Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40, а именно:

- предпринимателем кассовая книга в проверяемом периоде не велась, отчет кассира не составлялся, наличные деньги в банк не сдавались;

- предприниматель в проверяемом периоде допустил превышение лимита на общую сумму 169 700 рублей, а именно: 02.07.2009 общая сумма выручки составила 84 850 рублей, превышение лимита – 84 850 рублей; 03.08.2009 общая сумма выручки составила 84 850 рублей, превышение лимита – 84 850 рублей. Денежная наличность в размере 169 700 рублей, полученная за проверяемый период, не оприходована в кассу;

- предпринимателем изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения денег (помещение кассы) не оборудовано.

Постановлением от 29.09.2009 № А09-0275 на заявителя наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4 000 рублей, что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Приведенная норма не предполагает возможности привлечения к административной ответственности за любое нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, содержит исчерпывающий перечень таких нарушений. А именно, статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает признаки объективной стороны четырех самостоятельных составов административных правонарушений:

- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;

- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;

- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Из текста оспариваемого постановления следует, что индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.

При этом, как следует из протокола об административном правонарушении № А-09-1542 от 17.09.2009, постановления от 29.09.2009 № А09-0275 предпринимателем нарушены пункты 1, 3, 5, 6, 7, 9, 13, 14, 19, 22 - 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком России 22.09.1993 № 40.

Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

В соответствии с пунктом 6 Порядка ведения кассовых операций предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

 Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций предусмотрено, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

В соответствии с пунктом 23 Порядка ведения кассовых операций каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Как предусмотрено пунктом 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Факт неведения кассовой книги предпринимателем не оспаривается, подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. Постановлений Госкомстата Российской Федерации от 27.03.2000 № 26, от 03.05.2000 № 36) к документам первичной учетной документации отнесены, в том числе: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (пункт 1).

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации (пункт 2).

Следовательно, обязанность ведения бухгалтерского учета, в том числе в части оформления первичных учетных документов, на индивидуальных предпринимателей не возложена.

Статья 54 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (пункт 1).

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2).

Вышеуказанный Порядок ведения кассовых операций утвержден Центральным Банком России (а не министерством финансов). При этом по смыслу разделу I Порядка ведения кассовых операций он распространяется на предприятия, объединения, организации и учреждения.

Более того, согласно пункта 2 вышеприведенного Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 названные унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций распространены на юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Таким образом, налоговый орган неправомерно распространил на заявителя, являющегося индивидуальным предпринимателем, требования пунктов 1, 3, 5, 6, 7, 9, 13, 14, 19, 22 - 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком России 22.09.1993 № 40.

При этом судом установлено, что Министерством финансов Российской Федерации во исполнение пункта 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации изданы:

- Приказ от 13.08.2002 Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» (зарегистрирован в Минюсте РФ 29.08.2002 № 3756);

- Приказ от 31.12.2008 № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения» (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.02.2009 № 13290);

- Приказ от 11.12.2006 № 169н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения» (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.01.2007 № 8778).

Перечисленные нормативные правовые акты обязанности индивидуальных предпринимателей применять кассовую книгу не предусматривают.

В силу пункта 3 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430, данный Порядок ведения кассовых операций не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.

Кроме того, согласно письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.09.2004 № 33-0-11/581 форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 346.26 Кодекса).

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (в том числе ведения кассовой книги), утвержденный решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40, предусмотрен только для предприятий, объединений, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и сферы деятельности. Данный порядок регулируется исключительно Банком России.

Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, законодательно установлено ведение налогового учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов (для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения); ведение кассовой книги для них не предусмотрено.

Порядком ведения кассовых операций предусмотрено так же установление лимита денежных средств. Однако указанный порядок предусмотрен только для юридических лиц.

Согласно пункту 1.2 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П, утвержденного Советом директоров Банка России указанное положение обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации (в дальнейшем по тексту - учреждения банков), а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Индивидуальных предпринимателей в перечне лиц, которые должны соблюдать указанное Положение, включая требование об установлении лимита кассы, содержащееся в п. 5 Порядка ведения кассовых операций и п. 2.5 Положения, нет.

При вышеизложенных обстоятельствах, действия (бездействие) индивидуального предпринимателя ФИО1 не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности отсутствуют, оспариваемое постановление от 29.09.2009 № А09-0275 по делу об административном правонарушении не соответствует закону и подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.

Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышеуказанные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Требования индивидуального предпринимателя ФИО1    удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю от 29.09.2009 № А09-0275 по делу об административном правонарушении о назначении индивидуальному предпринимателю ФИО1, зарегистрированному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304246135700304, проживающему по адресу: 660094, <...>, административного наказания, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Раздобреева И.А.