АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА |
ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
января 2021 года | г. Нарьян-Мар | Дело № А05П-663/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена января 2021 года
Решение в полном объёме изготовлено января 2021 года
Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Болотова Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудиновым А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515; адрес: Россия, 163000, Архангельская область, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, дом 28)
к ответчику - местному органу общественной самодеятельности "Территориальное общественное самоуправление "Старый аэропорт" в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН 1122900001399; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Светлая, дом 11)
о взыскании 20 500 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: Гоголевой Л.Ю. (доверенность от 25.12.2020);
ответчика: Бобровой В.А. (председатель, данные ЕГРЮЛ),
установил:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, учреждение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с местного органа общественной самодеятельности "Территориальное общественное самоуправление "Старый аэропорт" в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее – ответчик, ТОС «Старый аэропорт») 20 500 руб., в том числе:
- 18 500 руб. финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль, август 2019 года, март 2020 года;
- 2000 руб. финансовой санкции за нарушение порядка представления сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль 2019 года, 2019 год.
В обоснование заявления учреждение указало, что ответчик не представил в установленный срок сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за июль, август 2019 года, март 2020 года. Сумма финансовой санкции за указанные нарушения составила 18 500 руб. Также ТОС «Старый аэропорт», в нарушение действующего законодательства, представил сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за июль 2019 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год на бумажном носителе. Сумма финансовой санкции за данные нарушения составила 2000 руб.
В судебном представитель фонда на предъявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании факт допущенных нарушений не оспаривал, представил отзыв на заявление, в котором указал, что ТОС «Старый аэропорт» является общественной организацией, в которой не имеется постоянных работников, в связи с чем отсутствует возможность представления сведений в электронном виде; свою деятельность ответчик осуществляет на средства грантов и субсидий, получаемых из бюджетов города и округа; по программе занятости населения (казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения») для уборки территорий микрорайона по срочным трудовым договорам, заключенным на короткий срок (ориентировочно две недели), привлекались несовершеннолетние; фондом не были приняты сведения о несовершеннолетних работниках на бумажном носителе с учетом большого количества последних; просил снизить размер финансовой санкции с учетом отсутствия финансирования и штатных работников.
Заслушав пояснения представителей сторон, ознакомившись с материалами дел, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Ответчик, являясь страхователем, представил в учреждение следующие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная форма):
- 05.03.2020 за отчетный период июль 2019 года в отношении 29 застрахованных лиц;
- 05.03.2020 за отчетный период август 2019 года в отношении 7 застрахованных лиц;
- 15.05.2020 за отчетный период март 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
В ходе проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета заявитель установил, что предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон №27-ФЗ) сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль, август 2019 года, март 2020 года представлены ТОС «Старый аэропорт» с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления учреждением актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.03.2020 №024S18200000191, №024S18200000192 и от 22.06.2020 №024S18200000376.
По результатам рассмотрения вышеуказанных актов, приложенных к ним документов, фонд принял решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.05.2020 №024S19200000196, №024S19200000197 и от 24.07.2020 №024S19200000363, которыми привлек ТОС «Старый аэропорт» а к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, в виде финансовых санкций, в общем размере 18 500 рублей.
В адрес ответчика заявителем направлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.06.2020 №024S01200000118, №024S01200000119, которыми фонд предложил ответчику уплатить суммы финансовых санкции в срок до 26.06.2020 и от 20.08.2020 №024S01200000246, которым заявитель предложил ТОС «Старый аэропорт» уплатить сумму финансовой санкции в срок до 08.09.2020.
Также ответчик представил в учреждение сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2019 года и сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год на бумажном носителе.
В ходе проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета заявитель установил, что предусмотренные пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за июль 2019 года и по форме СВЗ-СТАЖ за 2019 года представлены ТОС «Старый аэропорт» с нарушением установленного порядка представления сведений в форме электронных документов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления учреждением актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.03.2020 №024S18200000193, №024S18200000194.
По результатам рассмотрения вышеуказанных актов, приложенных к ним документов, фонд принял решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.05.2020 №024S19200000198, №024S19200000199, которыми привлек ТОС «Старый аэропорт» к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ, в виде финансовых санкций, в общем размере 2000 рублей.
В адрес ответчика заявителем направлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.06.2020 №024S01200000120, №024S01200000121 которыми фонд предложил ответчику уплатить суммы финансовых санкции в срок до 26.06.2020.
Неисполнение ТОС «Старый аэропорт» данных требований послужило основанием для обращения учреждения в суд с заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела.
Оценив доводы и доказательства, представленные сторонами в обоснование своей позиции, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьей 15 Закона №27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Форма «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М) утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №83п от 01.02.2016.
Следовательно, сведения за июль 2019 года должны быть представлены страхователями не позднее 15.08.2019, за август 2019 года не позднее 16.09.2019.
Частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Пунктом 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ установлено, что страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период. Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что последний представил в учреждение сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная форма) за отчетный период июль 2019 года в отношении 29 застрахованных лиц - 05.03.2020; за отчетный период август 2019 года в отношении 7 застрахованных лиц- - 05.03.2020; а также представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ за июль 2019 года в отношении 29 застрахованных лиц и за 2019 год в отношении 44 застрахованных лиц не в электронном виде.
Таким образом, ТОС «Старый аэропорт» допущены нарушения установленных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ сроков при представлении вышеуказанных сведений и пунктом 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ порядка представления сведений.
В связи с этим фонд обоснованно привлек ТОС «Старый аэропорт» к ответственности по указанным выше эпизодам.
В отношении отчетного периода «март 2020 года» фонд полагал, что ТОС «Старый аэропорт», представив сведения в отношении 1 застрахованного лица 15.05.2020, также допустил нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ.
Вместе с тем Указами Президента Российской Федерации 02.04.2020 №239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28.04.2020 №294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 04.04.2020 по 08.05.2020 установлены нерабочие дни.
В связи с этим на территориях субъектов Российской Федерации была приостановлена (ограничена) деятельность отдельных организаций.
Кроме того, 09.05.2020, 10.05.2020 и 11.05.2020 являлись также нерабочими праздничными днями.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии у ТОС «Старый аэропорт» возможности для представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М не позднее 15.04.2020.
В письме от 17.04.2020 №НП-08-24/8051 "О применении финансовых санкций" отражено, что Пенсионный Фонд Российской Федерации полагает возможным не привлекать страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона №27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - март 2020 года.
Указанный вывод Пенсионный Фонд Российской Федерации сделал исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. №11-П и пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. №12-П, согласно которой по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличии вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.
При этом общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. №5-П).
Из указанных положений постановлений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В судебном заседании представитель заявителя не пояснил, в связи с чем вышеуказанные положения не подлежали применению при привлечении ТОС «Старый аэропорт» к ответственности за нарушение установленного срока представления вышеуказанных сведений.
При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией Пенсионного Фонда Российской Федерации о том, что применительно к рассматриваемому случаю, в деянии ответчика отсутствует состав правонарушения.
При этом, суд учитывает, что соответствующие сведения представлены ТОС «Старый аэропорт» 15.05.2020, то есть в течении 15 календарных дней с момента устранения соответствующих препятствий.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для взыскания финансовой санкции за несвоевременное представление сведений за март 2020 года не имеется.
Процедура привлечения ТОС «Старый аэропорт» к ответственности за нарушение установленных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ сроков представления сведений за июль и август 2019 года и пунктом 2 статьи 8 Закона №27-ФЗ порядка представления сведений за июль 2019 года и 2019 год фондом соблюдена.
Обстоятельства, которые бы свидетельствовали об отсутствии вины ТОС «Старый аэропорт» в совершении этих правонарушений, отсутствуют.
С учетом изложенного, общий размер финансовой санкции, подлежащей взысканию с ответчика в пользу заявителя составил 20 000 руб., в том числе 18 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль, август 2019 года и 2000 руб. за нарушение порядка представления сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2019 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Доказательства уплаты взыскиваемой суммы финансовой санкции в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, суд полагает возможным уменьшить размер финансовой санкции, подлежащей взысканию с ТОС «Старый аэропорт» в пользу фонда.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 №2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3), подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года №188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Законом №212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод не означает восстановление действия положений Закона №212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы (статья 44).
Федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем, чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может.
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом №212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса (пункт 3 статьи 114 Кодекса).
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Максимальный предел снижения устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от конкретных обстоятельств и принципа дифференцированности ответственности.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 №11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 №349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Из сведений, размещенных в Едином государственном реестре юридических лиц, следует, что основным видом деятельности ТОС «Старый аэропорт» является деятельность прочих общественных организаций.
Из пояснений представителя ответчика следует, что у него не имеется штатных работников, отсутствуют источники финансирования, а свою деятельность он осуществляет на средства грантов и субсидий, получаемых из городского и окружного бюджета.
Представитель заявителя в судебном заседании указанные обстоятельства не оспаривал, не возражал против снижения размера финансовой санкции, подлежащей взысканию с ТОС «Старый аэропорт».
Принимая во внимание отсутствие ущерба бюджету фонда, статус, имущественное положение ответчика и вид, осуществляемой им деятельности, отсутствие у последнего источников финансирования, суд с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания приходит к выводу о наличии оснований для снижения размера финансовой санкции.
По мнению суда, в рассматриваемом случае применение к ТОС «Старый аэропорт» ответственности в виде взыскания с него финансовой санкции в размере 2000 руб. будет соответствовать характеру и обстоятельствам совершенных правонарушений.
Оснований для дальнейшего снижения финансовой санкции суд не усматривает.
С учетом изложенного с ТОС «Старый аэропорт» в пользу учреждения подлежит взысканию 2000 руб. финансовой санкции.
В удовлетворении остановлено части предъявленных требований суд отказывает.
Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 333.22 НК РФ установлено, что Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Кодекса.
На основании изложенного, исходя из имущественного положения ответчика, суд полагает необходимым освободить ТОС «Старый аэропорт» от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с местного органа общественной самодеятельности "Территориальное общественное самоуправление "Старый аэропорт" в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1122900001399, находящегося по адресу: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Светлая, дом 11, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 2000 руб. финансовой санкции.
В удовлетворении остальной части предъявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Б.В. Болотов |