АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА |
ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
марта 2022 года | г. Нарьян-Мар | Дело № А05П-58/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена марта 2022 года
Решение в полном объёме изготовлено марта 2022 года
Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Тарасовой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брыковой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Центр занятости населения" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия 166000, г.Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, ул.Смидовича, дом 9-Б)
к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Энергонордстрой" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия 166001, г.Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, ул. Рабочая, дом 35, кв. 8)
о взыскании 124 674 руб. 93 коп.,
в заседании суда приняли участие представители: от истца – ФИО1, по доверенности от 01.03.2022; от ответчика – не явился, извещен,
установил:
казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Центр занятости населения" (далее – истец, учреждение, центр занятости) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энергонордстрой" (далее – ответчик, общество) о взыскании 124 674 руб. 93 коп. неизрасходованного остатка от суммы авансирования, выплаченного по соглашению о предоставлении из окружного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг №116 от 02.08.2021.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв с изложением позиции по делу не представил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Копия определения суда от 18.02.2022, направленная ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, вернулась с отметкой организации почтовой связи «Истек срок хранения».
Согласно пункту 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
На основании Постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 10.02.2016 № 29-п «Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий подпрограммы 1 «Активная политика занятости и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Ненецкого автономного округа «Содействие занятости населения Ненецкого автономного округа» (далее – порядок) между сторонами спора 02 августа 2021 года заключено соглашение о предоставлении из окружного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг № 116 (далее - соглашение).
Согласно пунктам 1.1, 1.1.1 соглашения из окружного бюджета в 2021 году получателю предоставляются субсидии в целях возмещения затрат получателя, связанных с временным трудоустройством несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время в количестве 12 человек по должности «подсобный рабочий» на период с 02.08.2021 по 14.09.2021.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения субсидия представляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными центру занятости как получателю средств окружного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов РФ (далее – коды БК). Указанное положение соответствует положениям пунктов 2, 3 порядка предоставления субсидий. Размер субсидии по данному соглашению составляет 305 326 руб. 92 коп.
Субсидии предоставляются при представлении получателем в центр занятости не позднее 30 рабочих дней со дня увольнения работника документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с порядком предоставления субсидий и настоящим соглашением, а также иных документов (копий, заверенных в установленном порядке) (раздел III соглашения, пункт 9 порядка).
В соответствии с пунктом 6.1.1 соглашения по заявлению работодателя. обеспечившего трудоустройство в месяц не менее 10 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или не менее 5 студентов, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях высшего образования или профессиональных образовательных организациях, финансовая поддержка, в части обеспечения затрат на выплату заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении вышеуказанных граждан и сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предоставляется в порядке финансового обеспечения.
К заявлению должны быть приложены следующие документы: сведения о потребности в работниках (по форме, утвержденной Департаментом здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа); заверенные копии трудовых договоров с работниками.
Размер финансового обеспечения составляет 95 процентов от размера компенсации затрат, рассчитанной в соответствии с пунктами 6.1.2 соглашения. Предоставление финансового обеспечения осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления с приложением вышеуказанных документов (пункт 6.1.3 соглашения).
Окончательный расчет суммы финансовой поддержки работодателю и перечисление денежных средств осуществляется Центром занятости по фактическим затратам с учетом суммы ранее предоставленного финансового обеспечения при предоставлении работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня увольнения работника документов, указанных в пункте 3.1.2 настоящего Соглашения (пункт 6.1.4 соглашения).
Аналогичные положения содержатся в пункте 9.1 порядка.
На основании заявления ответчика и Приказа № 46-КРД от 30.08.2021, центром занятости платежным поручением №86048 от 31.08.2021 перечислено в пользу общества 288 951 руб. 01 коп. финансового обеспечения, в части обеспечения затрат на выплату заработной платы за август, сентябрь 2021 года, суммы страховых взносов в порядке авансирования.
Центром занятости, на основании представленных ответчиком документов, расчет возможных сумм к возмещению за август, сентябрь 2021 года по двенадцати несовершеннолетним гражданам произведен на сумму в размере 164 276 руб. 08 коп. Неизрасходованный остаток от суммы авансирования составляет 124 674 руб. 93 коп.
Истец в адрес ответчика направил требование от 30.12.2021 №1402 о перечислении неизрасходованного остатка денежных средств до 14.01.2022.
В добровольном порядке ответчик требования истца не исполнил, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Изучив доводы истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Центр занятости населения, исполнительные органы государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющие государственный финансовой контроль, проводят обязательные проверки соблюдения работодателем условий предоставления финансовой поддержки. В случае выявления нарушений условий, целей и порядка, установленных для предоставления финансового обеспечения, работодатель обязан возвратить полученные денежные средства в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования по реквизитам, указанным в требовании (пункт 9.2 порядка).
Работодатель обеспечивает возврат остатков финансового обеспечения, не использованного в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашением, заключенным между Центром занятости и работодателем (пункт 9.3 порядка).
При проведении расчетов затрат работодателя, подлежащих возмещению за счет Центра занятости, истцом использовался порядок, определенный Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 10 февраля 2016 года № 29-п, согласно которому размер компенсации работодателю фактических затрат на выплату заработной платы составляет 50 процентов от минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, увеличенного на размер районного коэффициента (1,8) и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на одного работника.
Размер компенсации работодателю фактических затрат на выплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника составляет 50 процентов от минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, увеличенного на размер районного коэффициента (1,8) и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на одного работника (подпункт 6 пункт 6 порядка).
С учетом изложенного, произведены расчеты допустимой суммы к возмещению за полный месяц; далее произведены расчеты возможных сумм к возмещению по каждому работнику.
Расчет, представленный истцом, судом проверен и признан арифметически верным.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Ответчиком контррасчетов и возражений относительно взыскиваемой суммы не представлено. Доказательства уплаты ответчиком взыскиваемой суммы в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенного, исковые требования учреждения подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энергонордстрой" (ОГРН <***>) в пользу казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Центр занятости населения" (ОГРН <***>) 124 674 руб. 93 коп. неизрасходованного остатка от суммы авансирования, выплаченного по соглашению о предоставлении из окружного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг №116 от 02.08.2021.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энергонордстрой" в пользу федерального бюджета 4 740 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | А.С. Тарасова |