Арбитражный суд Тюменской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Тюмень Дело № А70-5928/25-2007
15 октября 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2007 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 октября 2007 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А. при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Бечиков»
о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 по делу об административном правонарушении 72 № 019418 от 19.09.2007,
при участии:
от заявителя – директор Бечиков В.А., паспорт 71-01-440050 от 09.01.2002;
от ответчика – Коваленко Ю.В. по доверенности от 29.08.2007;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Бечиков» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 по делу об административном правонарушении 72 № 019418 от 19.09.2007 о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей на основании ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика представил отзыв с подтверждающими возражения документами, требования не признал на основании изложенных в отзыве доводов.
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 03.08.2007 ИФНС России по г.Тюмени №1 проведены мероприятия по контролю за соблюдением ООО «Бечиков» законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт, в принадлежащем заявителю магазине «Настена», расположенном по адресу: г.Тюмень, ул. Минская, 15/2, о чем составлены акт проверки от 03.08.2007 №018854 и акт о проверке наличных денежных средств кассы.
В ходе мероприятия по контролю инспекцией выявлена разница денежных сумм по показаниям контрольного счетчика контрольно-кассовой техники и фактической наличностью, находящейся в денежном ящике в сумме 3802,5 рублей. В связи с чем, предприятию рекомендовано оприходовать выявленную разницу в кассу предприятия.
Актом проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) от 14.09.2007 №14-22/29 установлено, что по документам бухгалтерского учета счета 50 «касса» излишки в сумме 3802,5 рублей не отражены, следовательно, в кассу предприятия не оприходованы, чем нарушены п.5 ст.8 Закона РФ «О бухгалтерском учете», п.п.22 и 24 письма Центрального Банка РФ от 22 сентября 1993 № 40, п.п. 6.1 и 6.2 «Типовых правил эксплуатации ККМ».
По результатам проверки должностным лицом ответчика в отношении ООО «Бечиков» составлен протокол 72 №026593 от 14.09.2007 о выявлении в ходе проведения проверки неоприходования денежной наличности в сумме 3802,5 рублей на счетах бухгалтерского учета, что влечет наступление административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ.
Рассмотрев данный протокол и приложенные к нему документы, руководитель ответчика вынес постановление 72 №019418 от 19.09.2007 по делу об административном правонарушении о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.15.1 КоАП РФ.
Из материалов административного дела усматривается, что привлечение заявителя к ответственности осуществлено административным органом в рамках полномочий, предоставленных ему статьями 23.5 и 28.3 КоАП РФ, а также с соблюдением порядка привлечения к ответственности, предусмотренных главами 28 и 29 и ст.29.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд считает, что заявитель незаконно и необоснованно привлечен к административной ответственности оспариваемым постановлением за совершение административного правонарушения по ст.15.1 КоАП РФ.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 8 Закона РФ «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции предприятия подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.
Согласно утвержденному решением Совета директоров Центрального банка России 22 сентября 1993 г. № 40 «Порядку ведения кассовых операций в РФ» все поступления наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения денег, ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге; контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия (п.п.22, 24 и 26).
В силу пункта 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Из пункта 27 Порядка следует, что неоприходование денежных средств - это наличие в кассе денежных средств, не подтвержденных приходными ордерами.
Из материалов дела следует, что налоговым органом выявлено наличие в денежном ящике контрольно-кассовой машины излишка денежных средств в сумме 3802,5 рублей без подтверждающих документов, что, по мнению налогового органа, является неоприходованием в кассу организации денежной наличности.
При составлении акта проверки полноты учета выручки от 14.09.2007 №14-22/29 и протокола от 14.09.2007 директор заявителя указывал, что обнаруженный излишек в размере 3802,5 рублей пробит по кассе, оприходован кассовым чеком и приходным кассовым ордером 28.08.2007, то есть еще до начала проверки 14.09.2007. Заявитель также указывает на то, что выявленные 3802,5 рублей являлись разменным фондом, а не выручкой.
В силу п.28 Порядка ведения кассовых операций в РФ (утв. письмом Банка России от 22 сентября 1993 года № 40) и п.3.8 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. письмом Минфина РФ от 30 августа 1993г. № 40) допускается наличие у кассиров-операционистов так называемой разменной монеты.
В этом случае отсутствие события правонарушения по ст.15.1 КоАП РФ подтверждается внутренними документами предприятия, из которых усматривается, что находящаяся у кассира разменная монета получена не от покупателей, а из кассы предприятия, то есть из оприходованных в свое время денежных средств предприятия.
В соответствии с п.п. 6.1 и 6.2 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ 30 августа 1993 г. № 104, при закрытии предприятия кассир должен составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру; представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы. Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира - операциониста". По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Книге кассира - операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации. При расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам (регистрам), представитель администрации с кассиром должен выяснить причину расхождений. Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы "Книги кассира - операциониста". Старший (главный) кассир после получения всех необходимых документов составляет сводный отчет по форме N 25 за текущий день. Сводный отчет вместе с актами, приходными, расходными ордерами передается им в бухгалтерию до начала работы следующей смены.
В соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 №104 (далее - Типовые правила), перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под роспись).
Согласно пункту 4.7 Типовых правил кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
Выдача наличных денег под отчет осуществляется в соответствии с пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации. При этом данный пункт не устанавливает предельного срока выдачи наличных денег. Вместе с тем в учетной политике организации либо в приказе руководителя организации на выдачу денег под отчет необходимо установить срок, на который выданы денежные средства, либо указать, что выдача денежных средств под отчет сроком возврата не ограничена.
Заявитель не представил доказательств выдачи руководителем кассиру-операционисту денежных средств 03.08.2007 в сумме 3802,5 рублей в качестве разменного фонда или получения их кассиром-операционистом в кассе предприятия (расходный ордер или иные подтверждающие документы).
Согласно приходно-расходному кассовому журналу (л.д.21-22) в кассе ежедневно имелся переходящий остаток в различных размерах, в том числе на начало дня 03.08.2007 в сумме 3804,5 рублей
При отсутствии документов, подтверждающих выдачу 3802,5 рублей за счет ранее оприходованных в кассе предприятия денег является обоснованным вывод проверяющих о их неоприходовании.
Между тем, ссылка ответчика на несвоевременное оприходование заявителем денежных средств судом не принимается.
Пункт 24 Порядка на который ссылается ответчик устанавливает, что выручка приходуется и отражается в кассовой книге сразу по поступлении в кассу предприятия.
Заявитель в судебном заседании пояснил, что сумма 3 802,50 руб. была сдана в кассу предприятия 28.08.2007 и в соответствии с п.24 Порядка ведения кассовых операций сразу была оприходована и отражена в кассовой книге. До этого времени сумма находилась в денежном ящике контрольно-кассовой машины, учитывалась в приходно-кассовом журнале как остаток разменных денег, правомерность чего руководитель заявителя пытался доказать руководителю налогового органа.
Между тем, ни в ходе проверки 14.09.2007 ни при рассмотрении дела об административном правонарушении инспекцией не проверялся довод заявителя об оприходовании указанной ответчиком суммы в кассу предприятия 28.08.2007.
Оприходование 3802,5 рублей в кассу подтверждается представленными заявителем в материалы дела приходным кассовым ордером (л.д.13), обротно-сальдовой ведомостью по счету 50.1 (л.д.19) и карточкой счета 50.1 (л.д.20).
Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов следует, что 3802,5 рублей оприходована заявителем до проведения проверки полноты учета выручки 14.09.2007 и до рассмотрения административного дела 19.09.2007.
Инспекция в нарушение ст.65 и ч.5 ст.205 АПК РФ не представила доказательств несостоятельности и необоснованности доводов заявителя, между тем в силу ст.65 и ч.5 ст.205 именно на инспекцию, как проверяющий орган возложена обязанность по доказыванию состава административного правонарушения, вменяемого заявителю. Заявитель же напротив представил доказательства оприходования 3802,5 рублей и доказательства оценены судом.
Таким образом, арбитражным судом установлено, что оспариваемое постановление вынесено административным органом при неполно выясненных обстоятельствах и отсутствии доказательств наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 по делу об административном правонарушении 72 № 019418 от 19.09.2007 подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 168-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 по делу об административном правонарушении 72 № 019418 от 19.09.2007 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Бечиков» к административной ответственности по ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Минеев О.А. |
Минеев О.А.