АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-13115/2018
27 сентября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 27 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Сюхунбин Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственной инспекции Забайкальского края (ОГРН 1167536058480, ИНН 7536162983) о привлечении Акционерного общества «Труд» (ОГРН 1023801749212, ИНН 3812035570) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании (до и после перерыва) представителей:
от Инспекции: Барановой А.В., по доверенности № 104 от 29 мая 2018 года;
от АО «Труд»: не было (извещено);
установил:
Государственная инспекция Забайкальского края (далее – Инспекция, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Акционерного общества «Труд» (далее – АО «Труд», Общество) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).
В своем заявлении Инспекция указывает на то, что Обществом не исполнено в установленный срок предписание № 469/17 от 28 ноября 2017 года об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.
В письменном отзыве на заявление АО «Труд» с вменяемым нарушением согласилось и указало, что получение разрешения является длительной процедурой.
Определением суда от 24 августа 2018 года (л.д. 1) были определены дата и время предварительного судебного заседания – 10 часов 00 минут 19 сентября 2018 года и рассмотрения дела по существу – 10 часов 10 минут 19 сентября 2018 года. Лицам, участвующим в деле, было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время.
О месте и времени рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определения о принятии заявления к производству, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, против завершения предварительного заседания и перехода к рассмотрению дела по существу в этом же судебном заседании возражений не направило.
Представитель Инспекции против перехода к рассмотрению дела по существу в этом же судебном заседании не возражала.
Учитывая изложенное, арбитражный суд, признав дело подготовленным, завершил 19 сентября 2018 года предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании по правилам статьи 137 АПК Российской Федерации и в соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
18 сентября 2018 года в суд от Инспекции поступило дополнение от 17 сентября 2018 года с приложением копий распоряжения от 25 октября 2017 года № 619-рс, акта проверки № 469/17 от 28 ноября 2017 года, должностного регламента первого заместителя начальника инспекции, утвержденного 14.05.2018 года.
Названные документы приобщены к материалам дела.
На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 19 сентября 2018 года объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 26 сентября 2018 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.
19 сентября 2018 года (после объявления перерыва в судебном заседании) в суд по каналам факсимильной связи и через сервис «Мой арбитр» от АО «Труд» поступили отзыв от 18 сентября 2018 года № юр/1121 на заявление с приложением копий экспертного заключения по проекту ПДВ от 3 августа 2018 года № 836П, санитарно-эпидемиологического заключения от 6 сентября 2018 года, письма ООО «ЭКО».
В судебном заседании 26 сентября 2018 года представителем Инспекции для приобщения к материалам дела представлена копия письма АО «Труд» от 13 апреля 2018 года № 76 «Об исполнении предписания».
Названные документы приобщены к материалам дела.
Заслушав доводы представителя Инспекции (до и после перерыва в судебном заседании), рассмотрев имеющиеся материалы дела, в том числе, дополнительно поступившие документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
По сведениям о юридическом лице из ЕГРЮЛ по состоянию на 17 августа 2018 года (л.д. 8-16) АО «Труд» создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 2 июля 1996 года за регистрационным номером 0888, впоследствии ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1023801749212.
Общество осуществляет строительство объекта капитального строительства «Реконструкция автодороги Могойтуй – Первомайский, участок км. 43+800 – км. 53+300 автомобильной дороги Могойтуй – Сретенск – Олочи регионального значения в Могойтуйском, Шилкинском районах Забайкальского края» на основании разрешения на строительство от 15 декабря 2016 года № RU 92-515.531-01-2016.
На основании распоряжения от 25 октября 2017 года № 619-рс должностным лицом Инспекции проведена плановая документарно-выездная проверка в отношении Общества, по результатам которой выявлены следующие нарушения:
- не представлено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (нарушены положения части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекса), пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ));
- не представлены документы по обращению с отходами производства и потребления (лицензии, договоры, документы на передачу бытовых и строительных отходов сторонним организациям, акты приема-передачи, иные документы) (нарушены положения части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса, пунктов 1 и 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
- не представлены решения о предоставлении водных объектов в пользование (р. Шагазайтуй, р. Берея) (нарушены положения части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса, пункта 5 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации);
- не подтвержден документально учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (нарушены положения части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса, часть 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721).
Результаты проверки отражены в акте № 469/17 от 28 ноября 2017 года.
В этот же день 28 ноября 2017 года Обществу выдано предписание № 469/17 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства (л.д. 20-21), согласно которому АО «Труд» обязано в срок до 15 апреля 2018 года представить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункт 1).
По заявлению Общества от 13 апреля 2018 года № 76 Инспекцией продлен срок исполнения пункта 1 названного предписания до 15 июня 2018 года, о чем 13 апреля 2018 года вынесено соответствующее определение (л.д. 22).
25 июня 2018 года Инспекцией издано распоряжение № 167-рс (л.д. 23-24) о проведении внеплановой документарной проверки исполнения Обществом предписания от 28 ноября 2017 года № 469/17.
При проведении такой проверки установлено, что АО «Труд» пункт 1 предписания от 28 ноября 2017 года № 469/17 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства не исполнило: разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не представлено.
По итогам внеплановой документарной проверки составлен акт № 117/18 от 4 июля 2018 года (л.д. 25-26).
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, о чем 9 августа 2018 года должностным лицом Инспекции составлен соответствующий протокол № 71/18 (л.д. 17-18).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП Российской Федерации, статьи 202 АПК Российской Федерации Инспекция обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении АО «Труд» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, по следующим причинам.
Согласно части 2 статьи 206 АПК Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд
в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, объективная сторона названного правонарушения выражается в невыполнении законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленный срок.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного надзора.
Субъектом административного правонарушения в данном случае является лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание органа государственного строительного надзора.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются градостроительным законодательством (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10); застройщиком – физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 16).
В силу статьи 54 Градостроительного кодекса государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией (пункт 1 части 1).
Предметом государственного строительного надзора является проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса (часть 2).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок (часть 3).
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (часть 4).
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (часть 6).
В пункте 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, установлено, что задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
Согласно пункту 1 Положения о Государственной инспекции Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 02.12.2016 № 443, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным осуществлять на территории Забайкальского края региональный государственный строительный надзор.
Таким образом, право Инспекции как органа государственного строительного надзора осуществлять в рамках своих полномочий надзор за объектами, подпадающими под действие государственного строительного надзора, предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из преамбулы Закона № 96-ФЗ следует, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу части 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Статьей 26.1 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными
документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет строительство объекта капитального строительства «Реконструкция автодороги Могойтуй – Первомайский, участок км. 43+800 – км. 53+300 автомобильной дороги Могойтуй – Сретенск – Олочи регионального значения в Могойтуйском, Шилкинском районах Забайкальского края».
На основании распоряжения от 25 октября 2017 года № 619-рс должностным лицом Инспекции проведена плановая документарно-выездная проверка в отношении Общества, по результатам которой установлено, что у Общества отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В связи с чем 28 ноября 2017 года Обществу выдано предписание № 469/17 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства (л.д. 20-21), согласно которому АО «Труд» обязано в срок до 15 апреля 2018 года представить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункт 1).
По заявлению Общества от 13 апреля 2018 года № 76 Инспекцией продлен срок исполнения пункта 1 названного предписания до 15 июня 2018 года, о чем 13 апреля 2018 года вынесено соответствующее определение (л.д. 22).
При проведении внеплановой документарной проверки Инспекцией установлено, что пункт 1 предписания от 28 ноября 2017 года № 469/17 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства Обществом не исполнен: разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не представлено.
По итогам внеплановой документарной проверки составлен акт № 117/18 от 4 июля 2018 года (л.д. 25-26).
Факт неисполнение предписания в названной части Обществом по существу не оспаривается.
Таким образом, суд находит установленным тот факт, что АО «Труд» пункт 1 предписания органа государственного строительного надзора в установленный срок, с учетом продления (до 15 июня 2018 года), не исполнило.
Названные обстоятельства отражены в акте проверки № 117/18 от 4 июля 2018 года (л.д. 25-26) и протоколе об административном правонарушении № 71/18 от 9 августа 2018 года (л.д. 17-18).
В соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации упомянутые выше доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что они являются достаточными для квалификации противоправных действий Общества по части 6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации.
Делая вывод о виновности Общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
АО «Труд», осуществляя градостроительную деятельность, не могло не знать об установленных действующим законодательством требованиях по обязательному соблюдению положений технических регламентов, санитарных норм и правил в области строительства, охраны окружающей среды, а также неукоснительном исполнении предписаний органа государственного строительного надзора, однако не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению таких требований (в частности, не исполнило в установленный срок пункт 1 предписания Инспекции).
При этом длительность процедуры получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в рассматриваемом случае обстоятельством, освобождающим Обществом от ответственности, не является, поскольку своевременное получение соответствующего разрешения полностью зависело от надлежащих действий хозяйствующего субъекта. Фактически Обществу предоставлен семимесячный срок для устранения выявленных нарушений, однако экспертное заключение по проекту ПДВ от 3 августа 2018 года № 836П и санитарно-эпидемиологическое заключение от 6 сентября 2018 года, необходимые для выдачи разрешения на выбросы, получены Обществом уже после истечения срока исполнения пункта 1 предписания.
Каких-либо существенных нарушений порядка проведения государственного строительного надзора и привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
В частности, протокол об административном правонарушении составлен 9 августа 2018 года в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя Общества при участии представителя по специальной доверенности (л.д. 28).
В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 Кодекса, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный строительный надзор.
Ранее уже отмечалось, что таким органом является Инспекция.
Из должностного регламента заместителя начальника отдела по специальным видам надзора, утвержденного 14.05.2018 года, следует, что заместитель начальника отдела по специальным видам надзора имеет право составлять протоколы об административном правонарушении.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 9 августа 2018 года № 71/18 составлен уполномоченным на совершение таких процессуальных действий должностным лицом.
Таким образом, требования статей 25.1, 25.15, 28.2 и 28.3 КоАП Российской Федерации административным органом соблюдены.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации (с учетом постановления Верховного суда Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 305-АД16-9927), на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Принимая во внимание положения статьи 4.1 КоАП Российской Федерации и отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить Обществу административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации (50 000 рублей).
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации) суд не находит.
В частности, согласно части 1 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, по общему правилу, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.
Однако в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом частью 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации определено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из изложенного следует, что административный штраф может быть уменьшен только в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей. В рассматриваемом случае минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации составляет 50 000 рублей, что исключает возможность для его снижения.
Арбитражный суд также не находит оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).
Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации учитываются при назначении административного наказания.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
На исключительность применения положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2012 года № 14495/11.
По смыслу статьи 2.9 КоАП Российской Федерации оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Суд, исходя из своих дискреционных полномочий и с учетом характера деликта (как отмечалось выше – неисполнение в установленный срок предписания органа государственного строительного надзора, учитывая продление такого срока на заявлению Общества), считает невозможным в данном конкретном случае признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным. Сам по себе характер совершенного правонарушения свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а, следовательно, и о наличии существенной угрозы охраняемым правоотношениям.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации возможность замены административного штрафа предупреждением для указанного состава правонарушения не предусмотрена.
В пункте 15.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что в случае если по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП Российской Федерации названный судебный акт должен быть направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП Российской Федерации, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 383-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Акционерное общество «Труд» (ОГРН 1023801749212, ИНН 3812035570; место нахождения: 664017, г. Иркутск, ул. Академическая, д. 5А) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
УФК по Забайкальскому краю (Государственная инспекция Забайкальского края)
л/сч. 04912204480
ОКПО 05898402
ОГРН 1167536058480
ИНН 7536162983
Банк получателя: Отделение Чита, г. Чита
Счет № 40101810200000010001
БИК 047601001
КПП 753601001
OKTМO 76701000001
ОКАТО 76401000000
КБК 07211690040040000140.
Доказательства уплаты штрафа подлежат направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.
Разъяснить Акционерному обществу «Труд», что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения у Арбитражного суда Забайкальского края будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего решения будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Е.С. Сюхунбин