НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Забайкальского края от 21.11.2017 № А78-15379/17


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                                   Дело № А78-15379/2017

21 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2017 года

Решение изготовлено в полном объёме ноября 2017 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шакарян Г.Г.,

рассмотрел в открытом  судебном заседании дело по заявлению

Даурского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры

к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-Авто" (ОГРН 1167536053728, ИНН 8001018284)

о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Морозовой Е.Г., удостоверение ТО № 209743, выдано 12.01.2017 года,

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился.

Даурский транспортный прокурор Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее – прокуратура, заявитель) обратился  в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Авто" (далее – общество, ООО «Альянс-Авто») к административной ответственности за совершение  правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Общество извещено, посредством телефонограммы.

Представитель общества явку в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования признал.

Определением суда от 10.11.2017 были определены дата и время судебного заседания. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время. Определение суда сторонами было получено.

Учитывая отсутствие возражений, на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

Представитель прокуратуры заявленные требования поддержал в полном объеме.

Дело рассматривается по правилам статьи 205 АПК РФ.

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, установил.

ООО «Альянс-Авто» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по городу Чите, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1167536053728, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Прокуратурой на основании Решения и.о. Даурского транспортного прокурора от 25.09.2017 № 24 в период с 25.09.2017 по 11.10.2017 проведена проверка ООО «Альянс-Авто», по результатам которой установлено следующее:

22.08.2017 в 16 часов 30 минут на территорию многостороннего автомобильного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации Забайкальск (далее - МАПП Забайкальск) под управлением водителя Ахмадуллина И.С. прибыло транспортное средство марки ПАЗ 320540, государственный регистрационный знак К911УС/75, осуществляющее международную автомобильную перевозку пассажиров по маршруту «Торговая зона (КНР) - п. Забайкальск (РФ)».

В отношении указанного транспортного средства, на котором осуществляется    перевозка пассажиров (арендованного ООО «Альянс-Авто» у Ахмадуллина И.С. по договору аренды транспортного средства без экипажа от 15.06.2016), имеется свидетельство о регистрации транспортного средства 7549 № 176498, оформлены карточка допуска на автотранспортное средство (международные перевозки) серии МА № 461119, удостоверение допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок № МКП - 75-000709 от 31.05.2017 (серии МА № 047032).

При вывозе из Российской Федерации транспортного средства на него подана - таможенная декларация на транспортное средство (далее - ТД ТС) № 10612130/220817/300068897. Для осуществления ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации использована ТД ТС № 10612130/220817/300069027. Согласно графе 4 ТД ТС лицом, осуществляющим перевозку товаров, является ООО «Альянс-Авто».

В ходе осмотра транспортного средства установлено, что количество находившихся в салоне указанного транспортного средства пассажиров, въехавших на территорию Российской Федерации, составило 16 человек. При этом багаж пассажиров размещен в салоне автобуса: на местах для сидения и в проходе возле выхода/аварийного выхода и имеет размеры 40x40x100 см. (ширина, высота, длина).

По выявленному факту старшим государственным таможенным инспектором Отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни Убининым С.С. в присутствии водителя транспортного средства Ахмадуллина И.С. составлен акт осмотра от 22.08.2017, а также произведена фотосъемка салона указанного транспортного средства.

По результатам указанной проверки 11.10.2017 Даурским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Альянс-Авто» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.

При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении представитель общества отсутствовал, однако в материалах дела имеются доказательства о надлежащем извещении общества о дате и времени вынесения постановления.

17.10.2017 на основании статьи 202 АПК РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Альянс-Авто» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением  (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

На основании пункта 24 части 1 статьи 12 Закона лицензировании деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» определены основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе.

Так под регулярной пассажирской международной автомобильной перевозкой понимается перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального пункта перевозки и конечного пункта перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения; под нерегулярной пассажирской международной автомобильной перевозкой понимается не являющаяся регулярной пассажирской международной автомобильной перевозкой перевозка пассажиров автобусом; под разрешением понимается документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории государства.

Как следует из п.п.1 и 3 ст.3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «О международном автомобильном сообщении» от 18.12.1992, подписанного в Пекине (далее - Соглашение), для осуществления нерегулярных перевозок пассажиров автобусами между обеими странами, за исключением перевозок, предусмотренных в ст.4 Соглашения, требуются разрешения, выдаваемые компетентными органами Договаривающихся Сторон. На каждую нерегулярную перевозку пассажиров автобусом должно быть выдано отдельное разрешение, которое дает право на совершение одного рейса туда и обратно, если иное не оговорено в самом разрешении.

Согласно п.п. 1 и 5 ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - ФЗ № 259) перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации

Согласно ст.36.1 ФЗ № 259 нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 1 Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (вместе с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств - участников Содружества Независимых Государств), заключенной в г. Бишкеке 09.10.1997 (далее - Конвенция и Правила соответственно), установлено, что Правила разработаны в соответствии с Конвенцией и регламентируют процесс перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном международном автобусном сообщении.

Согласно ст.28 Правил перевозчик обязан обеспечить пассажиру безопасную, удобную поездку в автобусе в соответствии с договором перевозки и утвержденным расписанием.

В соответствии с п.4 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, (далее  -  Правила  обеспечения  безопасности  перевозок  пассажиров)  к требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относятся: обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности; обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях.

Согласно п.69 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров при перевозках пассажиров в междугородном сообщении по заказам багаж должен размещаться только в багажных отсеках автобусов либо перевозиться отдельно в багажных автомобилях или в специальных прицепах.

Из пп.«д» п.3 ст.1 Конвенции следует, что багажом называется груз, упакованный для отправления транспортом и перевозимый отдельно от пассажира.

Пунктами 26 и 30 Правил установлено, что пассажир не вправе перевозить багаж на сидениях, водитель обязан принимать и размещать багаж, предназначенный для перевозки.

Как следует из акта осмотра от 22.08.2017 при осуществлении международной автомобильной перевозки ООО «Альянс-Авто» допустило размещение багажа пассажиров в салоне автобуса, в том числе на местах, предназначенных для сидения, а также возле выхода/аварийного выхода из автобуса.

Проверкой установлено, что ООО «Альянс-Авто» на основании приказа Ространснадзора по Забайкальскому краю от 31.05.2017 № 75.287 31.05.2017 выдано удостоверение допуска российских перевозчиков к осуществлению международных перевозок № МКП-75-000709 от 31.05.2017 серии МА №047032.

В соответствии с п.п. 1, 2 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 № 730 (далее - Положение о допуске), настоящее Положение определяет порядок предоставления российским перевозчикам специального разрешения на международные автомобильные перевозки - допуска к осуществлению указанных перевозок. К международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров (далее именуются - российские перевозчики). Допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок производит Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а также ее территориальные органы (далее именуются - орган транспортного контроля и надзора).

В силу п.6 Положения о допуске в подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска (далее именуется - удостоверение), а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки.

Пунктом 8 Положения о допуске установлено, что удостоверение выдается: на 1 год - российским перевозчикам, впервые подавшим заявление, указанное в пункте 7 настоящего Положения; на 5 лет (если в заявлении не указан меньший срок) - российским перевозчикам, подавшим заявление о выдаче новою удостоверения по окончании срока действия ранее выданного удостоверения.

Из анализа приведенных норм в их совокупности и взаимообусловленности следует, что удостоверение о допуске является специальные разрешением российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок. Такие перевозки могут осуществляться на транспортных средствах, в отношении которых оформлены карточки допуска.

В соответствии с п. 16 Положения о допуске владелец удостоверения обязан: соблюдать законодательство Российской Федерации, требования международных договоров Российской Федерации и настоящего Положения.

Таким образом, одним из обязательных условий осуществления международных автомобильных перевозок на основании удостоверения о допуске к осуществлению таких перевозок является соблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах действиям Общества дана правильная юридическая оценка.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательства того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по предоставлению услуг телеграфной связи, отсутствуют и не представлены лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Таким образом, вина общества в нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), материалами дела установлена.

Следовательно, требования прокуратуры о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ допускает назначение административного наказания в виде предупреждения.

 В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В части 2 указанной статьи предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При определении вида административного наказания арбитражный суд учитывает, признание вины, устранения факта правонарушения, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, допущенное нарушение не представляет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также на отсутствие имущественного ущерба, и считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст.ст.167-171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Авто" (ОГРН 1167536053728, ИНН 8001018284), дата регистрации 16.05.2016, расположенное по адресу: Забайкальский край, Агинский район, пгт. Агинское, ул. Ленина, 161 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде  предупреждения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                               Ю.В. Судакова