АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело №А78-10097/2017
26 октября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2017 года
Решение изготовлено в полном объёме 26 октября 2017 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной И.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН 1087536008438, ИНН 7536095590)
к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079)
о признании недействительным постановления о назначении административного наказания от 29.06.2017 № 91-17/15.14-21, за совершение нарушения ст.38 Бюджетного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ, в части назначения суммы 3 402 руб., и отмене его размера,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: Мороз Н.Ю. – представителя по доверенности от 09.10.2017 года.
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН1087536008438, ИНН7536095590) (далее - заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее – административный орган, УФК по Забайкальскому краю) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания от 29.06.2017 № 91-17/15.14-21, за совершение нарушения ст.38 Бюджетного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ, в части назначения суммы 3 402 руб., и отмене его размера.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
В ходе судебного заседания от заявителя поступило заявление о замене Государственной службы занятости населения Забайкальского края на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в связи с ее ликвидацией.
Протокольным определением суда от 12.10.2017 суд произвел замену заявителя - Государственную службу занятости населения Забайкальского края на правопреемника – Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Определением суда от 01.09.2017 были определены дата и время судебного заседания 12.10.2017 в 11 часов 00 минут. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время.
Учитывая отсутствие возражений сторон на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать, ссылаясь на их необоснованность.
В отзыве на заявленные требования административный орган указывает на то, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 9 час. 30 мин., 19 октября 2017 года, о чем сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
После объявленного судом перерыва заявитель явку представителя не обеспечил.
Дело рассматривается по статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края зарегистрировано в налоговом органе за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1087536008438.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 26.04.2017 № 264-о о назначении проведения плановой выездной проверки УФК по Забайкальскому краю в период с 09.03.2017 по 24.03.2017 была проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в 2015-2016 г.г.
По результатам проведения выездной проверки Управлением составлен акт от 12.04.2017.
Проверкой установлено, что заявителем не соблюдены требования статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения о предоставлении юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 апреля 2015 г. № 158 «О реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на территории Забайкальского края», что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
По выявленному факту 16.05.2017 главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Пестеревой ЛИ. в отношении Государственной службы занятости населения Забайкальского края, в присутствии представителя Щегловой И.С., являющейся руководителем ликвидационной комиссии, был составлен протокол №91-17/15.14-21 о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, на основании которого 29.06.2017 заместителем руководителя Управления Борисовой Е.В. рассмотрено дело об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности но ст. 15.14 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 402 рублей.
Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 30.3 КоАП Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1).
На основании части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Срок на обжалование постановления заявителем соблюден.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Суд, проверив процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, пришел к выводу о том, что процедура привлечения министерства к административной ответственности соблюдена, права на участие при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом. О времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении заявитель был извещен надлежащим образом. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом.
Двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании абзаца 4 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании изложенного, заявитель, являясь в силу статьи 6 БК РФ получателем бюджетных средств, обязан соблюдать требования бюджетного законодательства, использовать бюджетные средства по целевому назначению.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.
Согласно ст. 129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Согласно ч. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджстных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Постановлением Правительства РФ от 20.12.2014 № 1432 утверждены Правила предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», согласно которым одним из условий предоставления субсидии является наличие правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего реализацию дополнительных мероприятий в соответствующем финансовом году.
В свою очередь, постановлением Правительства Забайкальского края от 03.04.2015 № 158 «О реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на территории Забайкальского края в 2015 году» утверждены Положение о предоставлении юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году (далее Положение), и Положение о предоставлении некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году.
Служба занятости населения Забайкальского края организует проведение конкурса, формирует конкурсные комиссии и утверждает их состав, разрабатывает и утверждает формы извещения о проведении конкурса, заявки на участие в конкурсе, договоры о предоставлении гранта и конкурсную документацию для оформления результатов конкурса. Комиссии создаются в муниципальных районах и городских округах Забайкальского края. Организационное и материально-техническое обеспечение работы комиссий осуществляется центрами занятости населения соответствующих муниципальных образований Забайкальского края, на основании чего заключает с победителем конкурса договор о предоставление гранта не позднее 20 рабочих дней со дня подписания протокола заседания комиссии в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора о предоставлении гранта перечисляет грант на лицевой счет грантополучателя или счет, открытый им в кредитной организации, указанный в договоре о предоставлении гранта, в соответствии с кодами расходов классификации операции сектора государственного управления.
На основании протокола заседания комиссии, организованной ГКУ «Центр занятости населения Каларского района», Службой занятости заключен договор от 22 июля 2015 г. № 01 о предоставлении гранта в форме субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения Забайкальского края с индивидуальным предпринимателем Алексеевым Олегом Леонидовичем, согласно которому последний обязуется создать три рабочих места постоянного характера.
В соответствии с приложением № 1 к договору за счет субсидии приобретается стойка-ресепшен для гардеробных, стойки для одежды, кресла, системы видеонаблюдения, мягкая мебель, комплекты спецодежды, рации, системы периметра GSM для оснащения рабочих мест инвалидов по профессии гардеробщик, охранник.
Заявкой на кассовый расход от 29 июля 2015 г. № 452 средства субсидии в размере 207 166,50 руб. перечислены на расчетный счет предпринимателя.
Согласно представленным ИП Алексеевым О.Л. документам, подтверждающим расходование субсидии, были приобретены, в том числе, мягкая мебель «Фантазия» (диван и два кресла) стоимостью 32 650 руб. (копия чека от 25 сентября 2015 г. магазин «Василек»), а также 2 комплекта спецодежды, в которые входит рубашка охранника, кепка охранника, костюм зимний, костюм летний, борцы зимние и летние, шапка мутоновая, общей стоимостью 35 400 руб. (товарный чек ИП Юрченко от 25 августа 2015 г. №386).
В соответствии с пунктом 10 Положения о предоставлении юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края па реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году, гранты предоставляются для возмещения затрат на:
- приобретение, монтаж и установку оборудования, необходимого для оснащения (дооснащения) существующих свободных или оснащения вновь созданных рабочих мест (в том числе специальных и надомных), на которые трудоустроены незанятые инвалиды по направлению центров занятости, в том числе в счет установленной квоты;
- приобретение специальных аудиопрограмм, специального программного
обеспечения и другого специального оборудования или другого вспомогательного
оснащения рабочих мест для инвалидов;
- технические приспособления, специальную мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы инвалидов.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Из названной нормы права следует, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н утверждены Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте (пункт 1).
Между тем, как следует из материалов дела, фактически работодателем приобретены мебель и одежда, не имеющие каких-либо специальных приспособлений, требующихся для адаптации рабочего места инвалида.
Те обстоятельства, что работодателем были приобретены обычные, а не специальные мебель и одежда, и работниками приняты лица являющиеся инвалидами, не свидетельствуют, что рабочие места данных работников оборудованы специальным образом, как это было установлено целевым назначением предоставления субсидии.
Рабочее место, на котором трудится работник, являющийся инвалидом, не является специальным, пока оно не будет обустроено в соответствии с нуждами и потребностями инвалида, для адаптации рабочего места к трудовым условиям его деятельности.
Таким образом, затраты, понесенные работодателем в связи с созданием рабочего места, если при этом отсутствует дополнительное техническое оснащение и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, не являются расходами по созданию специального рабочего места для инвалида и не подлежат возмещению за счет средств субсидии.
Заявителем в материалы дела не представлены доказательства, опровергающие изложенные выводы административного органа, с которыми суд соглашается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях учреждения объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Если объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом обязанностей возложенных законодательством Российской Федерации нет и отсутствует факт реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, т.е. лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность исполнить, но не предприняло соответствующих мер, то в соответствии с частью 2.1 КоАП РФ в действиях общества усматривается вина в совершении данного административного правонарушения.
Вина заявителя в совершении данного административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у заявителя имелась возможность для соблюдения бюджетного законодательства, однако им не были приняты все меры для его соблюдения.
Суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ судом не усматривается.
Применить ст. 4.1.1 КоАП РФ судом не представляется возможным, так как министерство не является субъектом малого предпринимательства.
Учитывая изложенное, у административного органа имелись все основания для привлечения заявителя к административной ответственности. Причин считать вынесенное УФК по Забайкальскому краю постановление о назначении административного наказания незаконным арбитражный суд не усматривает, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования Государственной службы занятости населения Забайкальского края (ОГРН 1087536008427, ИНН 7536095600), отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья Ю.В. Судакова