АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-10611/2017
12 октября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2017 года
Решение изготовлено в полном объёме 12 октября 2017 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куйдиным М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Бальджа" (ОГРН 1037502000425, ИНН 7510002424)
к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Забайкальского края» (ОГРН 1087536008592, ИНН 7536095776)
о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2017 №140,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры,
2.Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Карбушева А.Ю., представителя по доверенности от 20.07.2017;
от заинтересованного лица –представитель не явился, извещен;
от третьих лиц – представители не явились, извещены;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Бальджа" (далее заявитель, ООО "Артель старателей "Бальджа", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Забайкальского края» (далее ГКУ Управление лесничествами, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2017 №140, согласно которому заявитель был привлечен к административной ответственности по ст.7.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Определениями суда к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Амурская бассейновая природоохранная прокуратура, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
Заявитель в судебном заседании требования поддержал.
Представитель административного органа, третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со ст.123 АПК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № 346 от 29.03.2017 заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Агинском, Дульдургинском, Могойтуйском, Карымском, Акшинском, Кыринском районах Забайкальского края 26.04.2017 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Земельного законодательства в отношении ООО «Артель старателей Бальджа» на земельном участке, расположенном по адресу: Забайкальский край. Кыринский район, кадастровый квартал 75:11:250701:147 в районе р. Киркун, ниже устья р. Уютон.
По результатам проведенной проверки установлен факт самовольного занятия, в том числе использования части земельного участка с кадастровым номером 75:11:250701:147, площадью 111379 кв.м. ООО «Артель старателей Бальджа» для добычи полезных ископаемых (золота), не имеющим, предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок. При проведении проверки участок Общества освобожден, объекты, и техника на участке отсутствовали, деятельность по добыче рассыпного золота не велась. О том, что Общество проводило отработку месторождения рассыпного золота, свидетельствуют разработанные карьеры и отвалы грунта. Согласно информационным ресурсам Управления земельный участок под кадастровым номером 75:11:250701:147 относится к категориям земель - земли лесного фонда.
Управлением Росреестра по Забайкальскому краю материалы проверки по подведомственности для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 7.9 КоАП РФ переданы в Департамент лесного хозяйства по СФО.
19.05.2017 в Кыринское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» поступили материалы проверки.
Сотрудниками Кыринского лесничества также проведено обследование лесного участка, в ходе которого установлено, что в квартале 212 выделе 75 Алтайского участкового лесничества в период 2015-2016гг. ООО «Артель старателей Бальджа» использовало лесной участок для добычи полезных ископаемых - золота, о чем свидетельствуют на лесном участке отвалы земли, как результат работы бульдозера.
С целью определения месторасположения лесного участка и площади, которая используется для разработки полезных ископаемых, произведен обмер с помощью буссоли марки БГ-1 № 0804, мерной ленты.
По результатам проведенной инструментальной съемки и при наложении полученных замеров на планшет № 33 Алтайского участкового лесничества установлено, что площадь самовольно используемого участка для разработки месторождения полезных ископаемых составляет 11,5 га.
Установленный факт зафиксирован в акте № 2 обследования участка на предмет принадлежности его к лесному фонду Кыринского лесничества от 30.06.2017.
29.05.2017 старшим государственным инспектором Мозговым Е.В. в отношении Общества, в присутствии представителя Юдакова М.И., был составлен протокол об административном правонарушении №10/5А по ст.7.9 КоАП РФ, на основании которого 07.07.2017 постанолвением №140 Общество признано виновным и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество обжаловало постановление ГКУ Управление лесничествами в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей
Объективной стороной правонарушения предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием, или без изъятия лесных ресурсов.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
Часть 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ определяет, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также прав безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
Исходя из разъяснений в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Как следует из оспариваемого постановления, административным органом вменяется ООО «Артель старателей Бальджа» факт использования лесного участка в квартале 212 выделе 75 Алтанского участкового лесничества Кыринского лесничества для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых, при отсутствии каких-либо документов., временем выявления правонарушения является 19.05.2017.
В подтверждение события и состава вмененного административного правонарушения КГУ Управление лесничествами ссылается на акт № 2 обследования участка на предмет принадлежности его к лесному фонду Кыринского лесничества от 30.06.2017, акт проверки Управления Росреестра № 29 от 02.05.2017, протокол о лесонарушении № 4/2 А от 29.05.2017.
Как следует из акта проверки от 02.05.2017 №29 , Управлением Росреестра установлено, что ООО «Артель старателей Бальджа» на земельном участке, расположенном по адресу: Забайкальский край. Кыринский район, кадастровый квартал 75:11:250701:147 в районе р. Киркун, ниже устья р. Уютон допущено нарушение Земельного законодательства, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения , предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, в связи с чем 10.05.2017 должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении.
Вместе с тем, вступившим в законную силу постановлением Управления Росреестра от 19.05.2017 производство по административному делу по ст.7.1 КоАП РФ в отношении Общества было прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, поскольку факт самовольного занятия участка в том числе использования части земельного участка с кадастровым номером 75:11:250701:147, площадью 111379 кв.м. ООО «Артель старателей Бальджа» не установлен, на момент проверки (26.04.2017) Обществом освобожден указанный выше земельный участок.
Из содержания акта № 2 от 30.06.2017, протокола о лесонарушении № 4/2 А от 29.05.2017 также не следует, что в момент проведения данных проверочных мероприятий зафиксировано событие вменяемого правонарушения, а именно самовольное занятие лесных участков Обществом или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков. Из указанных документов невозможно достоверно определить каким образом устанавливался факт использования лесной участок для добычи полезных ископаемых – золота именно Обществом, невозможно определить период образования отвалов земли и совершение данных действий Заявителем.
Иных доказательств, свидетельствующих об осуществлении деятельности по использованию лесного участка в квартале 212 выделе 75 Алтанского участкового лесничества Кыринского лесничества Обществом в момент проверки, административным органом не представлено и материалы административного дела не содержат.
Таким образом, административный орган не представил доказательства события вмененного Обществу административного правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, недоказанность события вменяемого правонарушения свидетельствуют о неправомерности привлечения ООО «Артель старателей Бальджа» к административной ответственности и незаконности вынесения ГКУ Управление лесничествами постановления от 07.07.2017 №140 о назначении административного наказания.
Требование ООО «Артель старателей «Бальджа» о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2017 №140 подлежит удовлетворению.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и полностью отменить постановление Государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» (ОГРН 1087536008592, ИНН 7536095776) от 07.07.2017 №140 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Бальджа» (ОГРН 1037502000425, ИНН 7510002424) к административной ответственности, предусмотренной ст.7.9 КоАП РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Ю.Ю. Клишина