НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Ярославской области от 28.12.2012 № А82-12250/12

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Ярославль Дело №А82-12250/2012

28 декабря 2012 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.,  

  при ведении протокола судебного заседания секретарем Клевакиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Закрытого акционерного общества «Единство»   (ОГРН 1027601276230, ИНН 7611011062)

к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области   (ОГРН  1027601271290, ИНН 7611013662)

о признании недействительным решения № 5 от 30.07.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах,

при участии:

от истца:   Сарычев А.И.- начальник юротдела, доверенность от 20.08.2012, Уткина С.Б.- представитель по доверенности от 27.08.2012,

от ответчика:   Черкудинова Л.С.- ведущий специалист-эксперт, доверенность от 19.12.2012, Брусова Т.В.- главный специалист-эксперт, доверенность от 19.12.2012, Ефимова Н.Ю.- главный специалист-эксперт, доверенность от 19.12.2012,

установил:

Закрытое акционерное общество "Единство" (далее – ЗАО «Единство», Общество) обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области  (далее – УПФР) № 5 от 30.07.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Представители Общества считают, что в 2010 году отсутствовали правовые основания для начисления страховых взносов на стоимость бесплатного питания, поскольку данная выплата в натуральной форме не носила обязательного характера и не была предусмотрена трудовыми договорами, заключенными Обществом с работниками, то есть не являлась заработной платой (в том числе стимулирующими выплатами).

Представитель УПФР требования Общества не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву, бесплатное питание предоставлялось работникам на основании приказа, включалось в доход работников согласно формам 2-НДФЛ. Выплаты в натуральной форме произведены в рамках трудовых отношений и не входят в закрытый перечень сумм, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установленный ст.9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ).

Рассмотрев материалы и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

УПФР проведена выездная проверка ЗАО «Единство» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, фонды обязательного медицинского страхования, по результатам которой составлен акт от 29.06.2012 № 11 и вынесено решение от 30.07.2012 № 5 о привлечении плательщика страховых взносов ЗАО «Единство» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в виде штрафа в сумме 97955,80руб. за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в соответствии с ч.1 ст.47 Закона № 212-ФЗ.

Указанным решением ЗАО «Единство» начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 424 911руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 23018руб., в ТФОМС в сумме 41850руб., и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС и ОМС в общей сумме 89868,73руб.

Причины доначисления страховых взносов, пеней и привлечения к ответственности следующие.

В 2010 Общество бесплатно предоставило своим работникам продукты питания общей стоимостью 2 215 440руб. Приказом генерального директора ЗАО «Единство» № 118 от 28.12.2009 в целях сокращения остатков готовой продукции неделикатесного ассортимента (производимых колбас), имеющей дефекты упаковки либо частично использованной для контроля технологических процессов, было решено организовать в помещении для приема пищи потребление работниками предприятия данной готовой продукции и сопутствующих продовольственных товаров (хлеб, чай, сахар). Потребление готовой продукции и сопутствующих товаров производилось по желанию работников предприятия, плата за потребляемые продукты не взималась. Стоимость потребляемых продуктов ограничивалась суммой в 60руб. на человека в день. Главному бухгалтеру поручено было организовать учет потребляемой продукции по каждому работнику (т.1, л.д.36).

Коллективный трудовой договор на предприятии не заключался, индивидуальными трудовыми договорами ЗАО «Единство» с работниками не предусмотрено обеспечение работников предприятия бесплатным питанием. Фактически питание производилось по желанию конкретных работников, какой-либо системы в обеспечении питанием не было, все работники предприятия бесплатным питанием не охватывались, какая-либо компенсация работникам, не пользовавшимся бесплатным питанием, не производилась.

Предприятие организовало учет бесплатного питания по конкретным работникам, признало его доходом этих работников в натуральной форме в целях исчисления налога на доходы физических лиц с указанием в справках формы 2-НДФЛ, однако страховые взносы на ОПС и ОМС не исчислило и не уплатило.

УПФР считает, что суммы, затраченные на питание работников, в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ не были включены в объект обложения страховыми взносами на ОПС и ОМС и в базу для исчисления страховых взносов, с них не были исчислены и уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

УПФР исходит из ч.2 ст.9 Закона № 212-ФЗ, согласно которой не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, в том числе, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях.

УПФР считает, что поскольку бесплатное питание, организованное по инициативе работодателя, не указано в перечне необлагаемых выплат, то на его стоимость начисляются страховые взносы.

Стоимость бесплатного питания УПФР считает заработной платой работников, а именно стимулирующими выплатами. При этом представители УПФР признали в судебном заседании, что у ЗАО «Единство» отсутствовала обязанность по обеспечению своих работников бесплатным питанием, данной возможностью отдельные работники предприятия пользовались исключительно по своему желанию.

Заявитель ссылается на ст.7 Закона № 212-ФЗ, ст.129 Трудового кодекса РФ, считает, что бесплатное питание не может являться объектом обложения страховыми выплатами, так как не связано непосредственно с выполнением трудовых функций, не является заработной платой и вообще выплатой в пользу работников, не было предусмотрено ни трудовыми договорами, ни коллективным договором, у работодателя отсутствовала обязанность по обеспечению работников бесплатным питанием. Работники, которые не пользовались бесплатным питанием, не имели права на какую-либо компенсацию или дополнительные выплаты от работодателя.

В налоговую базу по НДФЛ доходы работников включены на основании ст.211 НК РФ, однако объекты обложения НДФЛ и страховыми взносами на ОПС и ОМС разные, поэтому УПФР неправомерно использовало для начисления страховых взносов налоговую базу по НДФЛ, указанную в справках формы 2-НДФЛ.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту «а» ч.1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Сумма страховых взносов, согласно ч.1 ст.15 Закона № 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

При этом статьей 7 Закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствие с частью 1 указанной статьи (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Также для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 Закона.

При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (часть 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ).

Понятие трудовых отношений дано в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), согласно которой это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствие со статьей 56 под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Следовательно, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между работодателем и работником, заключившими трудовой договор.

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК РФ).

Как видно из материалов дела и пояснений сторон, обеспечение работников организации питанием в спорной ситуации не являлось обязанностью работодателя, поскольку не было предусмотрено действующим законодательством, коллективным и трудовым договором.

Приказ №118 от 28.12.2009 также не относится к числу локальных нормативных актов, определяющих содержание трудового договора в части обязанностей работодателя.

Согласно содержанию приказа и пояснениям представителей заявителя, данный приказ принят в целях наиболее оптимального распоряжения готовой продукцией Общества, которая не может быть использована для реализации в связи с наличием дефектов упаковки и произведенным контролем соблюдения технологических процессов при её изготовлении. Обязательства по предоставлению бесплатного питания в качестве условия трудовых договоров, исполнения которого вправе потребовать работник, организация в 2010г. на себя не принимала.

С учетом приведенных положений трудового законодательства, принимая во внимание, что питание работников было организовано ЗАО «Единство» безотносительно к их вкладу в работу Общества и ее результатам, затраты на организацию питания не могут быть отнесены ни к вознаграждению за работу, ни к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера.

Следовательно, поскольку расходы организации на питание работников не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), то они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

Уплаченная заявителем при обращении в суд государственная пошлина возмещается за счет стороны по делу на основании статьи 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 110 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области  (ОГРН  1027601271290, ИНН 7611013662) № 5 от 30.07.2012 о привлечении плательщика страховых взносов Закрытого акционерного общества «Единство» (ОГРН 1027601276230, ИНН 7611011062) к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в сумме 489 779руб., пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 89868,73руб. и привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 97955,80руб. за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области   устранить нарушение прав и законных интересов заявителя ЗАО «Единство».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области  (ОГРН  1027601271290, ИНН 7611013662) в пользу Закрытого акционерного общества «Единство» (ОГРН 1027601276230, ИНН 7611011062) 2000руб. госпошлины, уплаченной платежным поручением № 11716 от 02.10.2012.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров), в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья Н.А.Розова