НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 22.08.2023 № А82-1318/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-1318/2023

сентября 2023 года

Резолютивная часть решения оглашена 22.08.2023.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Киселевой А.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макиным М.Л.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

(ИНН: 7704221753, ОГРН: 1037704036974)

к обществу с ограниченной ответственностью «Русьхолод»

(ИНН: 7604037408, ОГРН: 1027600682944)

о взыскании 3 092 541 рубля 12 копеек,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью «Камеди Клаб продакшн» (ИНН: 7725593209, ОГРН: 1067761746106),

при участии представителей (путем проведения веб-конференции)

от истца: Конотопчика К.И. (доверенность от 28.12.2022 № ДПИ00С 05-20-8544/22),

от ответчика: Чваненко Д.А. (доверенность от 01.03.2023),

Мальковской Е.В. (доверенность от 01.03.2023),

от третьего лица: Мучичка И.А. (доверенность от 30.12.2022 № 30/12/22-10),

установил:

Департамент природопользования охраны и окружающей среды города Москвы (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Русьхолод» (далее – ООО «Русьхолод», Общество) о взыскании 3 092 541 рубля 12 копеек вреда, причиненного окружающей среде в результате уничтожения деревьев разного породного состава, и судебной неустойки за каждый день неисполнения решения суда в размере 5000 рублей в день ежедневно с даты вступления решения суда в законную силу по дату фактического исполнения решения суда.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Камеди Клаб продакшн».

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 16.08.2023 до 15 час. 30 мин. 22.08.2023 Информация об объявлении перерыва размещена на сайте суда в сети «Интренет».

Представитель истца в судебном заседании поддержал иск в полном объеме, дал пояснения, аналогичные исковому заявлению и письменным пояснениям.

Ответчик иск не признал, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, проведение санитарной вырубки деревьев порослевого и самосевного происхождения, непредставление истцом доказательств, обосновывающих размер заявленной суммы, нарушение истцом методики расчета вреда, представил контррасчет вреда на сумму 413 121 рубль 19 копеек.

Представители ответчика в судебном заседании иск не признали, поддержали доводы, приведенные в отзыве на исковое заявление, просили отказать истцу в удовлетворении иска.

Третье лицо представило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что не является лицом, причинившим вред.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в отзыве на исковое заявление, оставил решение на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела на бумажном носителе и в электронном виде, суд установил следующее.

ООО «Русьхолод» является собственником офисного здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мишина, д. 24, стр. 1. Для эксплуатации здания Обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004014:96.

31.05.2021 в процессе содержания указанной территории в отсутствие разрешительной документации Общество произвело вырубку 9 деревьев (клен ясенелистный – 5 штук, ива – 1 штука, береза – 2 штуки, рябина – 1 штука).

По данному факту Департамент 20.01.2022 составил в отношении ООО «Русьхолод» протокол об административном правонарушении № 0706/736/2021, по результатам рассмотрения которого вынесл постановление от 09.02.2022 № 0401-83/2022/САО о привлечении Общества к ответственности по статье 4.19 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в замере 300 000 рублей.

Департамент направил Обществу требование от 07.07.2022 № 0104-1756/2022 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в размере 3 092 541 рубля 12 копеек.

ООО «Русьхолод» в добровольном порядке ущерб не возместило, поэтому Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, порождающих гражданские права и обязанности.

На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков (пункт 3 статьи 77 Закона № 7-ФЗ).

В абзаце 2 пункта 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений» (далее – Закон г. Москвы № 17) под зелеными насаждениями понимается древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).

Защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы (статья 2 Закона г. Москвы № 17).

В статье 3 Закона г. Москвы № 17 предусмотрено, что вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы.

Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых нарушены требования по защите зеленых насаждений, предусмотренные правовыми актами города Москвы (статья 4 Закона г. Москвы № 17).

На основании статьи 7 Закона г. Москвы № 17 граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.

Согласно Правилам создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП (далее – Правила № 743-ПП), защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.

Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.

В пункте 8.1.1 Правил № 743-ПП определено, что выдача заключений и порубочных билетов и разрешений на пересадку зеленых насаждений производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений в соответствии с утвержденным административным регламентом предоставления государственной услуги (за исключением выдачи порубочных билетов при ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях).

Вырубка деревьев и кустарников при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий в процессе содержания территорий производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений (пункт 8.1.6 Правил            № 743-ПП).

На основании пункта 8.6 Правил № 743-ПП вырубка деревьев и кустарников в процессе содержания территории производится на основании порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений.

За незаконную вырубку или повреждение зеленых насаждений возмещается вред в соответствии с законодательством города Москвы (пункт 9.6 Правил № 743-ПП).

В части 1 статьи 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

Факт вырубки Обществом в отсутствие порубочного билета 9 деревьев разного породного состава подтвержден материалами и ответчиком не оспаривается.

С целью приведения в соответствие с городской природоохранной политикой и городскими нормами положений о возмещении вреда от утраты зеленых насаждений разработан Порядок проведения компенсационного озеленения, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 № 616-ПП.

Согласно пунктам 1.2, 1.4, 1.6 названного Порядка при получении специального разрешения, в том числе порубочного билета на уничтожение зеленых насаждений, лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, в соответствии с Законом г. Москвы № 17 обязано осуществить платежи за вырубку зеленых насаждений в размере компенсационной стоимости и возместить вред, причиненный уничтожением зеленых насаждений (компенсационное озеленение в денежной или натуральной формах), если иное не установлено настоящим Порядком.

Размер платежей рассчитывается проектной организацией и в случае уничтожения зеленых насаждений на основании порубочного билета утверждается Департаментом исходя из компенсационной стоимости в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утверждаемой Правительством Москвы.

Уничтожение зеленых насаждений разрешается без взимания компенсационной стоимости и стоимости компенсационного озеленения, в частности, при проведении рубок ухода, санитарных рубок.

Общество указывает, что проведенная вырубка деревьев являлась санитарной вырубкой, поскольку участок территории, на которой были вырублены деревья, относится к зоне парковки.

Вместе с тем, как ранее указано, в соответствии с Правилами № 743-ПП защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы.

Под санитарной вырубкой понимается удаление аварийных, сухих, больных, поврежденных деревьев. Санитарная вырубка направлена на сохранение здоровых насаждений.

Доказательства того, что вырубленные деревья были повреждены, являлись больными, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обязанности Общества выплатить компенсацию за вырубленные деревья.

Ссылка Общества на нарушение Департаментом процедуры осмотра территории отклоняется судом, поскольку результаты осмотра ответчиком по существу не оспорены. Учитывая то, что требование истца основано на причинении Обществом ущерба окружающей среде, выразившейся в вырубке деревьев, которую он не оспаривает, после осмотра пни деревьев остались на земельном участке и могли быть осмотрены Обществом, в том числе с целью проведения замеров диаметра стволов. Вместе с тем, Общество данным правом не воспользовалось, своих фотографий и замеров при рассмотрении дела в суде не представило. Оснований не доверять материалам, представленным Департаментом, у суда не имеется.

Согласно пункту 8.1.6 Правил № 743-ПП размер компенсации за уничтожаемые зеленые насаждения рассчитывается в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 № 616-ПП (далее – Методика).

В соответствии с пунктом 3.2 Методики породы различных деревьев в городе Москве по своей ценности объединяются в группы.

Выделяются 4 группы: хвойные деревья; 1-я группа лиственных деревьев (особо ценные) – акация белая, бархат амурский, вяз, дуб, ива белая, каштан конский, клен (кроме клена ясенелистного), кипа, кох, орех, ясень; 2-я группа лиственных деревьев (ценные) – абрикос, береза, боярышник (штамбовая форма), плодовые декоративные (яблони, сливы, груши), рябина, тополь белый, пирамидальный, черемуха; 3-я группа лиственных деревьев (малоценные) – ива (кроме белой), клен ясенелистный, ольха, осина, тополь.

На основании пункта 4.1 Методики компенсационная стоимость дерева определяется по формуле: Скд = (Спдj + Су х Квд) х Км х Кв х Кинд, где:

Скд – компенсационная стоимость дерева, руб.;

Спдj– сметная стоимость посадки одного дерева с учетом стоимости посадочного материала (дерева), руб.;

Су – сметная стоимость годового ухода за деревом, руб.;

Квд – количество лет восстановительного периода, учитываемого при расчете компенсации за вырубаемые деревья:

- для хвойных деревьев - 10 лет,

- для лиственных деревьев 1-й группы – 7 лет,

- для лиственных деревьев 2-й группы – 5 лет,

- для лиственных деревьев 3-й группы – 1 год.

Км, Кв, Кинд – поправочные коэффициенты.

В пункте 4.4 Методики установлены  значения поправочных коэффициентов:

Км –  коэффициент поправки на местоположение зеленых насаждений на территории Москвы: для районов внутри Садового кольца – 4,0; от Садового кольца до Окружной железной дороги – 2,5; от Окружной железной дороги до границ города – 1,0.

Кв – коэффициент поправки на водоохранную ценность зеленых насаждений: для зеленых насаждений, расположенных в 50-метровой зоне от уреза воды по обеим сторонам открытого водотока (водоема) – 2,0; для остальных территорий – 1,0.

Кинд – коэффициент (индекс) изменения «прочих затрат» сводного сметного расчета в текущий уровень цен к базисному уровню цен 2000 года, утверждаемый ежеквартально Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

Порядок определения стоимости компенсационного озеленения (денежная форма возмещения вреда) закреплен в разделе 5 Методики, согласно которому стоимость компенсационного озеленения рассчитывается по формуле:

Ско = SUM (Скi х Bi x Кинд x 1,05 x 3,3), i=1, где:

Ско – стоимость компенсационного озеленения, руб.;

Скi – компенсационная стоимость зеленых насаждений i-го вида (дерево, кустарник, травяной покров) при значении поправочных коэффициентов, равных 1 (один) для всех видов зеленых насаждений, руб., Скi деревьев рассчитывается как среднеарифметическое от сметной стоимости создания зеленых насаждений четырех групп ценности;

Кинд  – поправочный коэффициент;

1,05 – коэффициент, учитывающий затраты на проектирование;

3,3 –коэффициент, учитывающий затраты на создание элементов благоустройства;

Bi – количество зеленых насаждений i-й группы, подлежащих компенсации в размере стоимости компенсационного озеленения (шт., кв. м), определяется по формуле:

Bi = 2(B - Biпб), где:

B– количество зеленых насаждений i-го вида, подлежащих уничтожению с возмещением вреда (шт., кв.м);

Biпб – количество зеленых насаждений i-го вида, подлежащих восстановлению по проекту благоустройства (шт., кв.м);

2 – коэффициент увеличения объемов компенсационного озеленения при его проведении вне участков уничтожения зеленых насаждений.

Скi = (6 588,10 + 5 885,26 + 4 094,96 + 4 094,96)/4) = 5165,82.

По расчету истца компенсационная стоимость 6 лиственных деревьев 3-ей группы ценности (кленов ясенелистных) составляет: Скд = (3880,79 +214,17 x 1) x 2,5 x 1 x 7,35 = 75 244,89 х 6 = 451 469 рублей 34 копейки.

Компенсационная стоимость 3 лиственных деревьев 2-ой группы ценности (2 березы и 1 рябина) составляет: Скд = (3880,79 +214,17 x 5) x 2,5 x 1 x 7,35 = 90 986,385 х 3 = 272 959 рублей 16 копеек.

Стоимость компенсационного озеленения составляет:

Bi = 2(18 – 0) = 18;

Ско = 5165,82 х 18 х 7,35 х 1,05 х 3,3 = 2 368 112 рублей 62 копейки.

Общество не согласилось с произведенным истцом расчетом, указав на то, что при определении компенсационной стоимости деревьев истцом неправомерно учтены деревья, не подлежащие пересадке, и неправильно определен коэффициент Кинд.

В пункте 3.8 Методики установлено, что лиственные деревья порослевого и самосевного происхождения, не подлежащие пересадке, с диаметром ствола до 8 см включительно на высоте 1,3 м, в расчете компенсационной стоимости не учитываются.

Как было указано ранее, участок территории, на которой были вырублены деревья, относится к зоне парковки. В Плане благоустройства территории с корректировкой рабочего проекта от 2008 года вырубленные в 2021 году деревья на участке не росли, высадка деревьев спорных пород не предусматривалось, озеленение в месте вырубки деревьев не предусмотрено. Следовательно, вырубленные ответчиком деревья имели порослевое и самосевное происхождение.

Таким образом, Общество правомерно указывает на то, что вырубленные им деревья, имеющие диаметр стволов 8 см и менее на высоте 1,3 м, не должны учитываться в расчете компенсационной стоимости.

Согласно исковому заявлению и материалам административного расследования только 4 выявленных на месте рубки пней имели диаметр, превышающий 8 см (3 клена ясенелистных и 1 ива).

Довод истца о том, что в связи с вырубкой ответчиком деревьев установить диаметр их стволов на высоте 1,3 м не представлялось возможным, поэтому данные деревья должны учитывться в расчете, рассмотрен судом и отклонен. Очевидно, что диаметр пня дерева превышает диаметр его ствола на высоте 1,3 м.

Также суд соглашается с доводом ответчика в части неправильного применения истцом поправочного коэффициента Кинд.

Названный коэффициент утверждается ежеквартально Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

Значение Кинд при утверждении размера компенсационной стоимости и стоимости компенсационного озеленения принимается равным значению Кинд, действующему на дату поступления на рассмотрение материалов в Департамент (пункт 4.4 Методики).

Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 31.05.2021 и протоколу осмотра территории от 31.05.2021 № 0706-736/2021 материалы проверки в отношении Общества по факту вырубки деревьев поступили в Департамент на рассмотрение 31.05.2021, то есть во втором квартале 2021 года.

В соответствии с приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 25.03.2021 № МКЭ-ОД/21-27 во втором квартале 2021 года для компенсации за вырубаемые зеленые насаждения в денежной форме (включается в локальную смету на вырубку зеленых насаждений) установлен коэффициент 7,02.

Учитывая изложенное, компенсационная стоимость одного лиственного дерева 3-ей группы ценности составляет: Скд = (3880,79 + 214,17 x 1) x 2,5 x 1 x 7,02 = 71 866 рублей 56 копеек.

Также ответчик указывает, что при определении стоимости компенсационного озеленения истцом необоснованно применяется значение Bi.

Оценив доводы сторон относительно необходимости применения данного значения, суд приходит к следующему выводу.

Стоимости компенсационного озеленения определяется по формуле: Ско = SUM (Скi х Bi x Кинд x 1,05 x 3,3), i=1. Соответственно, Bi – количество зеленых насаждений 1-ой группы.

Деревья 1-ой группы (особо ценные) Обществом не вырубались, соответственно данное значение при определении стоимости компенсационного озеленения применению не подлежит.

Таким образом, стоимость компенсационного озеленения одного дерева составляет:  Ско = 5165,82 х 7,02 х 1,05 х 3,3 = 125 654 рубля 95 копеек.

При указанных обстоятельствах компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения 4 деревьев составляет: 4 х 71 866,56 + 4 х 125 654,95 = 413 121 рубль 19 копеек.

На основании изложенного требование истца о взыскании с ответчика ущерба, причиненного в результате уничтожения деревьев разного породного состава, подлежит удовлетворению частично в названной сумме.

Истец просит взыскать с ответчика судебную неустойку за каждый день неисполнения решения суда в размере 5000 рублей в день ежедневно с даты вступления решения суда в законную силу по дату фактического исполнения решения суда.

Согласно пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено названным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебная неустойка).

Поскольку предметом настоящих исковых требований является взыскание ущерба, то положения статьи 308.3 ГК РФ не подлежат применению.

С учетом изложенного данное требование Департамента удовлетворению не подлежит.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика исходя из суммы удовлетворенных исковых требований. Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взыскивается с ответчика непосредственно в доход федерального бюджета.

Сторонам разъясняется, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (часть 1 статьи 177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ИНН: 7704221753, ОГРН: 1037704036974) удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Русьхолод» (ИНН: 7604037408, ОГРН: 1027600682944) в пользу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ИНН: 7704221753, ОГРН: 1037704036974) 413 121 рубль 19 копеек ущерба.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Русьхолод» (ИНН: 7604037408, ОГРН: 1027600682944) в доход федерального бюджета 5138 рублей государственной пошлины. Исполнительный лист выдать по истечении 10-дневного срока со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

А.Г. Киселева