НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 11.12.2017 № А82-21264/17

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-21264/2017

13 января 2018 года

резолютивная часть принята 11 декабря 2017 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Фирсова А.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Веремьевым И.М.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области поликлиника №2 (ИНН 7604034446, ОГРН 1027600688598)

к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (ИНН 7606000386, ОГРН 1027600839639)

о   возложении обязанности заключить соглашение о финансовом обеспечении

при участии:

от истца – Гурьева О.А. по доверенности от 30.01.2017    

от ответчика – Журин А.В. по доверенности от 03.07.2017, Синькина Е.С. по доверенности от 03.07.2017

У С  Т А Н О В И Л:

ГБКУЗ ЯО поликлиника №2 обратилось в суд с иском к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области, в котором просит возложить на ответчика обязанность заключить с истцом соглашение о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования- системы ультразвуковой диагностической медицинской logiqP9 с принадлежностями за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страховании.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования по указанным в иске основаниям поддержала. Не оспаривала тот факт, что истец не оказывает те виды медицинской помощи, для осуществления которых, порядками оказания медицинской помощи предусмотрена необходимость наличия спорного оборудования.

Представители ответчика против удовлетворения заявленных требований возражали, поддержали доводы, изложенные в отзыве на иск. В целом позиция сводиться к следующему. В соответствии с действующим законодательством истец может приобретать оборудование за счет средств от трех источников бюджет, внебюджетная деятельность, средства нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страховании, при этом за счет последнего источника может приобретаться только оборудование необходимое для оказания медицинской помощи в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи. О этом истец предупреждался еще до приобретения оборудования, имел возможность отменить аукцион на приобретение оборудования, но этого не сделал. Фонд не может заключить соглашение об оплате спорного оборудования, поскольку истец не оказывает тот вид медицинской помощи для осуществления которого данное оборудование необходимо в соответствии с порядками оказания медицинской помощи. Большинство обстоятельств по делу установлено вступившим в законную силу решением суда по делу А82-9092/2017.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации

В силу ст.37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:  этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);  стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;  рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

В силу ч.3,6 ст.26  Федерального закона №326-ФЗ от 39 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в РФ» в составе расходов бюджета федерального фонда формируется нормированный страховой запас. Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса федерального фонда устанавливаются федеральным законом о бюджете федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок использования средств нормированного страхового запаса федерального фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства: для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования;  для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования;  для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.

В силу пп. «б» п.4,  пп. «а» п.6 Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2016 года №332  обязательным условием для выделения медицинской организации средств нормированного страхового запаса является ее включение в план мероприятий, на соответствующий период, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий утверждаются уполномоченным органом.

В случае приобретения медицинской организацией мероприятий оборудования за счет средств нормированного страхового запаса выделение таких средств осуществляется, помимо прочих условий, при наличии у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренной утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи.

В рассматриваемой ситуации у истца в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи, по видам медицинской помощи которые он оказывает, отсутствует необходимость в приобретении спорного оборудования, что им не оспаривается, соответственно, возложение на ответчика обязанности по заключению договора о финансировании приобретения данного оборудования будет прямо противоречить указанными выше нормативно- правовым актам.

Кроме того, как следует из приказа департамента здравоохранения и фармации Ярославской области №353 от 28 марта 2017 года приобретение спорного оборудования истцом было исключено из плана мероприятий по приобретению медицинскими организациями оборудования за счет средств нормированного страхового запаса.

Заслуживает внимание тот факт, что истец еще на стадии размещения объявления о аукционе на приобретения оборудования предупреждался ответчиком о не возможности финансирования закупки при условии отсутствия необходимости в приобретении оборудования в соответствии с порядками оказания медицинской помощи (письма от 17 февраля 2017 года и 28 февраля 2017 года), но эти предупреждения проигнорировал. Аналогичные выводы содержаться в решении по делу №А82-9092/2017, которое имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора. Соответственно, сложившаяся ситуация, когда истец вынужден изыскивать денежные средства для приобретения спорного оборудования в иных источниках, явилась результатом именно его действий.  

При таких обстоятельствах требования истца не имеют правовых оснований и удовлетворены быть не могут.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области поликлиника №2 отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Фирсов А.Д.