НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 05.09.2018 № А82-8603/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-8603/2018

07 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 05 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Коробовой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой С.С., секретарем судебного заседания Шароновой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление Федерального казенного учреждения "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям" (ИНН 7604195228, ОГРН 1105044004581)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН 7604188661, ОГРН 1107604014825)

о признании недействительным решения от 16.03.2018 № 086V12180000045 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,

и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области (ИНН 7604016101, ОГРН 1047600432000)

о признании недействительным требования от 16.04.2018 № 2039 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

при участии:

от заявителя – Кошлева Д.А. по доверенности от 09.01.2018, Иванова А.Ю. по доверенности от 10.01.2018,

от ответчика – Смоляковой Н.В. по доверенности от 28.09.2017, Исаковой С.А. по доверенности от 20.03.2018,

установил: Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям" (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле о признании недействительным решения от 16.03.2018 № 086V12180000045 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области- с заявлением о признании недействительным требования от 16.04.2018 № 2039 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа.

В судебном заседании представители Учреждения поддержали доводы заявления и пояснили что вопрос о наличии обязанности по начислению страховых взносов по дополнительным тарифам на выплаты в пользу застрахованных лиц, занимавших должности сборщика и контролера-приёмщика боеприпасов, маляра, аккумуляторщика, электрогазосварщика, составителя поездов, монтера пути, специалиста - лаборанта химического анализа разрешался с учетом результатов аттестации рабочих мест и фактической занятости работников на выполнении иных видов работ. Страховые взносы по дополнительному тарифу не начислялись в тех случаях, когда по результатам аттестации рабочих мест у работника отсутствовало право на досрочное назначении пенсии при классе условий труда 3.3 или когда класс условий труда был установлен как допустимый и право на досрочное назначение пенсии отсутствовало. Также страховые взносы по дополнительному тарифу не начислялись в отсутствии аттестации рабочих мест по должности аккумуляторщик.

В тех случаях когда по результатам аттестации условия труда признаны вредными(опасными) и подтверждено право на досрочное назначение пенсии лицам, занимающим должности маляра, электрогазосварщика и составителя поездов, Учреждение принимало во внимание время работы во вредных условиях и фактическое исполнение застрахованными лицами иных трудовых обязанностей.

Управление ПФ требование заявителя не признало, указав что страховые взносы по дополнительному тарифу начислены на выплаты в пользу застрахованных лиц, занимавших в проверяемые периоды должности, включенные в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Результаты аттестации рабочих мест во внимание при разрешении вопроса об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу и работа в течение неполного рабочего дня совместителей Управлением ПФ во внимание не принимались.

Инспекция в отзыве на заявление указала, что требование на уплату страховых взносов, пеней и штрафа направлено Учреждению законно и обоснованно.

Проверив доводы участвующих в деле лиц и оценив имеющиеся в деле доказательства. Суд признал требования заявителя частично подлежащими удовлетворению.

Материалами дела подтверждается проведение в отношении Учреждения выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов за 2014-2016 годы.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки № 27 от 31.01.2018 и вынесено решение № 38 от 16.03.2018 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Проверкой установлена неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 602 597.77руб. Также указанным решением Обществу предложено уплатить пени в сумме 91 249.49руб. по состоянию на 31.12.2016 и штрафные санкции по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в сумме 81 660.36руб.

В связи с неоплатой обязательных платежей в добровольном порядке, МИ ФНС № 5 по ЯО выставила требование от 16.04.2018 № 2039 об уплате страховых взносов, пеней, штрафов в срок до 08.05.2018.

Страховые взносы по дополнительному тарифу начислены на выплаты в пользу лиц, занимающих должности сборщика и контролера-приёмщика боеприпасов, маляра, аккумуляторщика, электрогазосварщика, составителя поездов, монтера пути, специалиста (лаборанта химического анализа).

В ходе судебного разбирательства подтверждено что Зенякина И.С., Поспелова Г.Ю. Журавский Е.А., Петров А.Ю., Никитин В.М., Сидлер Г.В. занимали соответственно должности маляра, электрогазосварщика и составителя поездов на условиях полного рабочего дня, при этом по результатам аттестации соответствующих рабочих мест по условиям труда общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса соответствует классам 3.1, 3.2, за работниками признано право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Должность аккумуляторщика в 2014-2016г. на условиях полного рабочего дня занимали работники Кручина Т.А. Ковалева Т.Б., Попова В.С. Аттестация занимаемых указанными застрахованными лицами рабочих мест не проводилась.

Общая сумма страховых взносов с выплат в пользу указанных лиц составила 80 429.21руб. за 2014-2016г. Страховые взносы в указанной части доначислены страхователю законно и обоснованно.

В остальной части основания для начисления страховых взносов отсутствовали. По результатам аттестации остальных рабочих мест условия труда признаны либо допустимыми – лаборант химического анализа, аккумуляторщик, монтер пути - класс условий труда 2, либо вредными(опасными) с учетом воздействия иных факторов, чем указано в Списке № 1 в отсутствии права работников, занимающих должности сборщика и контролера приемщика боеприпасов, на досрочное назначение пенсии.

Также не установлены основания для начисления страховых взносов на суммы выплат в пользу Малеевой Н.Д. и Малковой Е.А., занимающих должность маляра на условиях неполного рабочего дня.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для данных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статьей 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ).

Применение дополнительных тарифов страховых взносов в Фонд с 01.01.2013, установлено пунктом 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, согласно которому для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 -18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период 2013 года - 2,0 процента, 2014 год - 4,0 процента, 2015 год и последующие - 6,0 процентов.

В пункте 1 статьи 237 Закона N 173-ФЗ приведены категории граждан, имеющих право на досрочное, то есть ранее достижения общеустановленного Законом пенсионного возраста, назначение трудовой пенсии по старости и установлены основания досрочного назначения трудовой пенсии по старости для каждой из перечисленных категорий.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 -18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в данной норме закона, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В силу части 2.1. статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2014) для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются иные дополнительные тарифы, установленные в указанной части, в том числе, в случае класса условий труда "допустимый" и подкласса условий труда "2" применяется дополнительный тариф страхового взноса 0,0 процента.

Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, спецоценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1. настоящей статьи, в 2013 году - 2 процента, в 2014 году - 4 процента, в 2015 году и в последующие годы - 6 процентов.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ и в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 27 Федерального закона о трудовых пенсиях определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Такие же положения, касающиеся назначения страховых пенсий, содержатся в части 2 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях.

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 18 июля 2002 г. было принято постановление 3 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ применяется, в том числе, Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Списком N 1 профессий, работ и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года предусмотрены в разделе IX "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов" в пункте 7 такие работы, показатели и должности как Сборка, разборка, снаряжение, расснаряжение, ремонт всех видов боеприпасов, боевых частей, снаряженных твердотопливных ракетных двигателей, пиротехнических изделий, средств инициирования, других комплектующих, содержащих продукты, указанные в пунктах 2 -3

10907000 Утилизация и уничтожение ракет, боеприпасов и их элементов, снаряженных твердыми топливами, порохами, взрывчатыми веществами и пиротехническими составами

10907000-1754з Рабочие, руководители и специалисты, занятые утилизацией и уничтожением ракет, боеприпасов и их элементов, снаряженных твердыми топливами, порохами, взрывчатыми веществами и пиротехническими составами.

Из представленных документов: карт аттестации рабочих мест, функциональных обязанностей сборщиков и контролеров-приемщиков боеприпасов не следует что они выполняют вышеуказанные виды работ. Согласно карт аттестации рабочих мест вредность труда на указанных рабочих местах обусловлена уровнем шума на рабочем месте, право на досрочное назначение пенсии у работников указанных специальностей отсутствует.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в Учреждении в 2012-2013г. сотрудники, работающие на должностях сборщика и контролера - приёмщика боеприпасов, а также маляров на условиях неполного рабочего дня право на досрочное назначение трудовой пенсии указанному сотруднику отсутствует.

Поскольку работники Учреждения не обладают правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у страхователя не возникает обязанности для начисления и уплаты страховых взносов в отношении выплат в пользу по дополнительному тарифу.

Указанное обстоятельство во внимание Фондом не принято. Однако, страховые взносы, уплачиваемые работодателем, являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам. Законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсию, в том случае если трудовой стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на такое досрочное пенсионное обеспечение, не включается не возникают основания для возложения на страхователя обязанности по уплате за таких работников страховых взносов по дополнительному тарифу.

Если работник занят на видах работ, указанных в указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ (до 1 января 2015 года - в подпунктах 1 -18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

Согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: при подклассе условий труда 2 соответствует классу условий труда "допустимый" дополнительный тариф составляет 0,0 процента.

Страховые взносы по дополнительному тарифу с учетом указанной нормы не начисляются на выплату в пользу лиц, занимавших должности специалиста - лаборанта химического анализа (Кисель О.В., Коваленко Н.Н.) аккумуляторщик (Гусев В.А.), монтер пути (Нестеров В.А.).

Судебные расходы в виде государственной пошлины заявителем при обращении в суд не производились, на Управление ПФ обязанность по уплате государственной пошлины не возлагается.

Руководствуясь статьями 110, 216, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

ЗаявлениеФедерального казенного учреждения "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям" удовлетворить частично.

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле от 16.03.2018 № 086V12180000045 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской областиот 16.04.2018 № 2039 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа признать недействительными в части предложения уплатить страховые взносы за 2014-2016г. в сумме, превышающей 80 429.21руб., соответствующей сумму пеней и штрафа за неполную уплату страховых взносов.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Коробова Н.Н.