НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Ярославской области от 04.04.2014 № А82-16655/13

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-16655/2013

22 апреля 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2014 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Савченко Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барышковой К.А.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области   (ИНН 7606000386, ОГРН 1027600839639)

к Государственному учреждению здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница   (ИНН 7627003927, ОГРН 1037602605963)

о взыскании 649 319 руб. 83 коп.,

при участии

от истца:   Гусев М.Ю. – представитель по доверенности № 676 от 20.02.14г.,

от ответчика:   Транова Л.В. – представитель по доверенности № 46 от 05.02.14г.,

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области обратился в суд с иском о взыскании с Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 603 566 руб. 14 коп., а также 60 356 руб. 61 коп. штрафных санкций, всего 663 922 руб. 75 коп.

В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец уменьшил сумму взыскиваемых денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, до 590 290 руб. 76 коп., сумму штрафа – до 59 029 руб. 07 коп.

Представители ответчика в иске просят отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что на основании приказов №№ 137/02 и 137/03 от 19.08.13г. Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ярославской области проведены проверки:

- использования средств на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Государственным учреждением здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница,

- использования средств на финансовое обеспечение приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (дополнительная диспансеризация работающих граждан, дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами врачей педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики в Государственном учреждении здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница.

Результаты проверки оформлены актами от 12.09.13г. и от 12.08.13г., соответственно.

Из акта от 12.08.13г. следует, что в нарушение п. 10 Правил предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.10г. № 1228 (с изм. и доп.), которым не предусмотрены выплаты за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан врачам общей практики, произведена выплата за проведение дополнительной диспансеризации врачу общей практики Слетовой А.К. в июне, июле, октябре 2012 года в общей сумме 25 180 руб., что является нецелевым использованием средств.

Применительно к тексту акта от 12.09.13г. в нарушение требований положения № 5 Постановления № 340-п сотрудникам неврологического отделения установлены доплаты к окладам в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере 25%. Постановлением № 340-п сотрудникам неврологического отделения указанных доплат не полагается. Общая сумма нецелевого расходования средств по подстатьям КОСГУ 211, 213 за 2011-2012г.г составляет 565 110 руб. 76 коп.

Ответчику выданы предписания №№ 3216 и 3217 от 03.10.13г. об устранении выявленных нарушений в виде возврата названных выше сумм.

Ссылаясь на отказ учреждения от выполнения данных требований, истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик, оспаривая правомерность предъявленных требований, указывает, что Слетова А.К. является не только врачом общей практики, но и выполняет обязанности заведующей отделением общей врачебной практики на 0,5 ставки. Денежные средства в размере 25 180 руб. она получила за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан как заведующая отделением. Что касается надбавки врачам неврологического отделения, ответчик указывает, что за 2011 год в данном отделении было пролечено 28 пациентов, за 2012 год – 35 пациентов с нарушением мозгового кровообращения, что составляет, соответственно, 3% и 4% от общего количества пролеченных больных. В 2013 году в ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ проведена аттестация рабочих мест по условиям труда работников неврологического отделения. В соответствии с результатами данной аттестации работникам неврологического отделения сохранены надбавки к окладам в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере 25%.

Представитель истца указал, что выплата надбавки заведующей отделением общей врачебной практики действующим законодательством не предусмотрена; поскольку предметом требований является взыскание денежных средств, использованных не по целевому назначению в 2011-2012г.г., результаты аттестации, проведенной в 2013г., применению не подлежат.

Оценивая сложившуюся правовую ситуацию, суд исходит из следующего.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 года № 1228 «О порядке предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» были утверждены Правила предоставления дополнительной диспансеризации (далее – Правила).

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности. Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период. Субсидии предоставляются ежемесячно исходя из численности работающих граждан в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина. Объем и порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также указанный норматив определяются Минздравсоцразвития РФ.

Порядок проведения дополнительной диспансеризации определен в Приказе Минздравсоцразвития России от 4 февраля 2010 года № 55н (далее Приказ № 55н), в котором в частности, обозначены ее цели, объем, правила оформления результатов.

Пунктом 3 Приказа № 55н и п. 10 Правил предоставления из бюджета Федерального фонда Обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации работающих граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.10г. декабря 2010 г. № 1228, установлено, что средства, полученные медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - медицинские организации), на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - дополнительная диспансеризация), направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей), на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан и на приобретение расходных материалов в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими дополнительную диспансеризацию работающих граждан, с медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг).

Как следует из материалов дела и подтверждено представителями ответчика, в июне, июле и октябре 2012 года Государственным учреждением здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан произведены выплаты в общей сумме 25 180 руб. врачу общей практики Слетовой А.К.

Доводы ответчика, что спорные выплаты денежных средств осуществлялись Слетовой А.К. как заведующей отделением общей врачебной практики опровергается документами, представленными в материалы дела: применительно к таблице начислений заработной платы по дополнительной диспансеризации работающих граждан за спорный период заработная плата Слетовой А.К. рассчитана от количества обследованных граждан; в графе «Наименование должности» напротив фамилии Слетовой А.К. указано врач – ВОП.

Поскольку действующим законодательством возможность выплаты врачам данной категории не предусмотрена, суд пришел к выводу о нецелевом расходовании денежных средств со стороны ответчика в указанной выше сумме.

При оценке правомерности требований о взыскании 565 110 руб. 76 коп, суд учитывает следующее:

В ст. 147 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На основании ст. 219 Трудового кодекса РФ размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В п. 2 Постановления Правительства Ярославской области от 09.07.08г. № 340-п «Об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений, функционально подчиненных Департаменту здравоохранения и формации Ярославской области» приведен перечень учреждений и подразделений с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на выплаты (повышение) должностных окладов (ставок) на 25%, в которые входя, в т.ч. отделения (палаты) неврологические для больных с нарушением мозгового кровообращения.

Доплаты устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест и начисляются за время фактической занятости работников на таких рабочих местах.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В 2010 году, предшествующему проверяемому периоду, действовал принятый на основании ст. 209 Трудового кодекса РФ «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.07г. № 569, в соответствии с которым аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего, в том числе, и карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой указываются необходимость установления повышенной оплаты труда, ее размер и факторы ее обусловливающие.

Из системного толкования статей 147, 209 ТК РФ в совокупности с принятыми на их основании Постановлением № 870 и Порядка проведения аттестации следует, что основанием для выплаты предусмотренных статьей 147 Трудового кодекса РФ надбавок за вредные и (или) опасные условия труда являются результаты аттестации рабочих мест по вредным условиям труда (карта аттестации рабочих мест).

Как подтверждается пояснениями представителей ответчика, до 2013 года аттестация рабочих мест неврологического отделения ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямская ЦРБ в установленном действующим законодательством порядке не проводилась. Документы, подтверждающие право на осуществление выплат работникам неврологического отделения за вредные и (или) опасные условия труда в материалы дела не представлены. Согласно письму Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области в штатном расписании ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямская ЦРБ наименование неврологического отделения не соответствует п.п. 2.5 и 2.9 Перечня выплаты (повышения) должностных окладов (ставок); палаты для больных, работа с которыми дает право на установление выплат в размере 25%, в отделении также не выделены. В письме сделан вывод, что работники неврологического отделения ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямская ЦРБ не имеют право на выплаты (повышение) должностных окладов (ставок) на 25%.

Проведение аттестации в 2013 году не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку не подтверждает наличие вредных и (или) опасных условий труда работников неврологического отделения в 2011-2012г.г.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о нецелевом использовании ответчиком выделенных бюджетных средств.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.10г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Поскольку в силу требований закона ответчик обязан возвратить использованные не по целевому назначению бюджетные денежные средства, иск о взыскании 590 290 руб. 76 коп. признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Истцом на сумму денежных средств, использованных не по целевому назначению, начислен штраф в сумме 59 029 руб. 07 коп.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.10г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Поскольку наличие обязанности у ответчика по возврату денежных средств нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего спора, а расчет суммы штрафа соответствует положениям вышеуказанной статьи, суд удовлетворяет рассматриваемые требования в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (ИНН 7627003927, ОГРН 1037602605963) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (ИНН 7606000386, ОГРН 1027600839639) денежные средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 590 290 руб. 76 коп., а также 59 029 руб. 07 коп. штрафа.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ярославской области.

Судья Е.А. Савченко