НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 03.09.2010 № А82-6105/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 03 сентября 2010 г.

Дело № А82-6105/2010-27

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьи Н.А.Розовой

при ведении протокола судебного заседания Н.А.Розовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дзержинском районе г.Ярославля

к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – детский сад № 55

о взыскании 5 777,46руб. финансовых санкций,

при участии

от заявителя:   Жданова Т.А.- гл.специалист, доверенность от 11.01.2010,

от ответчика:   Егорова Н.В.- главный бухгалтер, доверенность от 28.07.2010 № 23,

установил:

Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дзержинском районе г.Ярославля обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 55 (далее – Детский сад № 55) 5 777,46руб. штрафа за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Ответчик представил письменный отзыв, указал, что является бюджетным учреждением, расходы на уплату финансовых санкций в бюджетной смете на 2010 год не предусмотрены, данная ошибка не повлекла изменение размера начисленных страховых взносов по данным сотрудникам, все необходимые корректировки в сведения персонифицированного учета внесены. В связи с этим детский сад № 55 просит уменьшить размер финансовых санкций.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в территориальном отделении Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон, Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно ст.ст.11, 15 Закона страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, а также сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах.

К таким сведениям, согласно пункту 5 статьи 11 названного закона отнесены: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; дата приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дата заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дата увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; суммы заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются ежегодно вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона). Срок представления указанных сведений - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 11 Закона).

Ответственность за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлена абзацем 3 стати 17 данного Закона и составляет 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения.

Управлением ПФР проведена документальная проверка достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд РФ индивидуальных сведений о специальном трудовом стаже застрахованных лиц.

По результатам проверки составлен акт от 16.02.2010 № 6, в разделе 2 которого «Результаты проверки» указано, что проверкой установлено, что фактическая численность работников на дату проведения проверки 73 чел., из них имеют специальный стаж 32 чел., проверено 73 индивидуальных сведений на основании 31 лицевого счета. Количество подлежащих исправлению индивидуальных сведений: 6 форм на 3 человек. Необходимо представить исправленные сведения персонифицированного учета в части специального трудового стажа за 2006 г. - на 2 чел.. за 2007 г. – на 2 чел., за 2008 г. – на 2 чел. В срок до 03.03.2010.

Согласно «Справке по проверке достоверности индивидуальных сведений застрахованного лица в части специального трудового стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью» – приложению № 2 к акту № 6 от 16.02.2010, проведена проверка первичных документов МОУ детский сад № 55, послуживших основанием для заполнения индивидуальных сведений в части специального трудового стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в количестве 9 штук за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 на застрахованных лиц: Гайнулову М.А., Опекушину Л.А., Румянцеву О.В.

В Справке указано, что по специальному трудовому стажу при проверке первичных документов на соответствие индивидуальным сведениям выявлены расхождения.

Конкретные расхождения содержатся в имеющейся в Справке таблице на следующих лиц:

- Гайнулова М.А.: за 2006 год - периоды отпуска без сохранения заработной платы с 21.03.2006 по 25.03.2006 и 23.10.2006 должны исключаться из общего стажа;

за 2007 год – периоды учебного отпуска без сохранения заработной платы с 27.02.2007 по 03.03.2007 и с 14.11.2007 по 15.11.2007 должны исключаться из общего стажа;

за 2008 год - периоды учебного отпуска без сохранения заработной платы 23.04.2008 и отпуска без сохранения заработной платы с 02.10.2008 по 03.10.2008 должны исключаться из общего стажа. Период 02.10.2008 – 03.10.2008 указан дважды: в графе «отпуск без сохранения заработной платы» и в графе «Стаж работы за расчетный период». Указанный период не исключен из стажа, а проставлен без льготного кода.

- Опекушина Л.А.: за 2006 год - период учебного отпуска без сохранения заработной платы с 14.12.2005 по 17.01.2006 не исключен из общего стажа.

- Румянцева О.В.: за 2007 год - период учебного отпуска без сохранения заработной платы с 14.11.2007 по 15.11.2007 должен исключаться из общего стажа;

За 2008 год – период учебного отпуска без сохранения заработной платы 23.04.2008 должен исключаться из общего стажа.

При этом в графе индивидуальных сведений «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии» все сведения о специальном трудовом стаже по коду 28-ПД показаны правильно, что подтверждается представленными корректирующими сведениями.

Таким образом, выявленные нарушения касаются порядка исчисления общего трудового стажа, а выводы проверяющих о выявлении нарушений исчисления специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по педагогической деятельности (что являлось предметом проверки), не соответствуют действительности, фактически нарушений исчисления специального трудового стажа не установлено.

Решением № 3/6 от 18.03.2010 МДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 55 было привлечено к ответственности в соответствии с абз.3 ст.17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскании штрафа в сумме 5 777,46руб. – 10% от сумм страховых взносов застрахованных лиц Гайнуловой М.А., Опекушиной Л.А., Румянцевой О.В. за 2006, 2007, 2008 годы, в том числе за 2006 год – 1 366,57руб., за 2007 год – 1 714,24руб., за 2008 год – 2 696, 65руб. (расчет суммы финансовых санкций – л.д.12-13).

Уплата штрафа по требованию № 3/6 от 06.04.2010 ответчиком не произведена, в связи с чем Управление ПФР обратилось за взысканием в суд.

Исследовав материал дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», вступившего в действие с 01.01.2010, данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, то есть является специальным по отношению к указанному Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Из анализа названных норм следует, что на правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования, включая отношения по индивидуальному (персонифицированному) учету, распространяется порядок проведения проверок, оформления из результатов и привлечения к ответственности, установленный Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, поскольку Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ данный порядок не урегулирован.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно п.п.4, 6, 7 Требований к составлению акта выездной проверки Приложению к приказу Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н, акт выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

В описательной части акта выездной проверки должно быть указано, выявлены или не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах описательная часть акта должна содержать:

сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;

сведения о выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов;

сведения о выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);

сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;

сведения о других, документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.

Итоговая часть акта выездной проверки должна содержать:

выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с плательщика страховых взносов суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов;

предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений;

указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.

Статьей 39 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1).

При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (п.4).

При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (п.5).

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом (п.6).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (п.8).

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (п.9).

Как усматривается из материалов дела, предметом проверки являлась достоверность представленных страхователем в ПФР РФ индивидуальных сведений о специальном трудовом стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение связи с педагогической деятельностью.

Несмотря на сделанный в акте проверки вывод о наличии расхождений по специальному трудовому стажу, фактически из Справки № 2 к акту следует, что такие нарушения не установлены, специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, показан в индивидуальных сведениях правильно, отклонений по коду 28-ПД не имеется.

Таким образом, при проведении проверки проверяющие вышли за пределы предмета проверки, а содержащиеся в акте выводы о нарушении исчисления специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, не соответствуют действительности, что свидетельствует о несоответствии порядка оформления результатов проверки положениям ст.38 Федерального закона № 212-ФЗ.

В связи с этим суд считает неправомерным и нарушающим положения ст.39 Федерального закона № 212-ФЗ решение о привлечении Детского сада № 55 к ответственности за иные установленные в ходе проверки нарушения, не входившие в предмет проверки.

Кроме того, органом ПФ РФ пропущен трехлетний срок привлечения к ответственности за 2006 год.

В соответствии со ст.45 Федерального закона № 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Сведения по персонифицированному учету за 2006 год были представлены в Управление ПФР 08.02.2007, и с этого момента нарушение является оконченным.

Решение о привлечении к ответственности вынесено 18 марта 2010 г., то есть по истечении трехлетнего срока с момента фактического представления сведений по персонифицированному учету за 2006 год.

Таким образом, привлечение к ответственности 2006 год неправомерно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров), в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья Н.А.Розова