НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 28.07.2023 № А81-5546/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-5546/2023

31 июля 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 июля 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 31 июля 2023 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пилюгиной О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту финансов Администрации Приуральского района (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании предписания от 25.04.2023 №2,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» - ФИО1 – директор (представлен паспорт гражданина РФ, приказ о приеме на работу от 08.02.2021 года №17-Л, приказ о продлении срока действия трудового договора №01-Л от 23.01.2023 года)

от заинтересованного лица - Департамента финансов Администрации Приуральского района – ФИО2 по доверенности №18 от 03.07.2023 года (диплом ВСГ 0641668), ФИО3 по доверенности №15 от 10.01.2023 года (диплом ВСГ 4828065),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту финансов Администрации Приуральского района (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании предписания от 25.04.2023 №2.

12.07.2023 года от Департамента финансов в суд поступил отзыв на заявленные требования с приложенными документами.

На 21 июля 2023 года на 11 часов 00 минут по настоящему делу назначено предварительное судебное заседание по делу (судебное заседание по делу назначено на 21 июля 2023 года на 11 часов 10 минут).

В предварительное судебное заседание по делу явились стороны.

Каких–либо возражений против рассмотрения дела в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала против удовлетворения предъявленного требования.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 28.07.2023 года до 11 часов 30 минут. Судебное заседание по делу продолжено 28.07.2023 года в 11 часов 30 минут.

Заслушав стороны, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как следует из материалов дела, Департаментом финансов Администрации Приуральского района в соответствии с приказом от 15.02.2023 № 09 «А» «О проведении контрольного мероприятия» и на основании пункта 4 Плана контрольных мероприятий Департамента финансов Администрации Приуральского района на 2023год в период с 20.02.2023 по 31.03.2023 в отношении муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» проведена плановая выездная проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения и их отражения в бюджетном учете и отчетности. Проверенный период: с 01.01.2022 по 31.12.2022.

В ходе контрольного мероприятия выявлено следующее нарушение:

-в нарушении пункта 4 Приложения 4 к Положению об установлении системы оплаты труда работников муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта», утвержденное Приказом Учреждения от 23.09.2022 №28А, премия за 4 квартал начислена в завышенном размере, неправомерно начислено 23 480,86 рублей, неправомерно начислены взносы в фонды в сумме 6 474,66 рубля, сумма ущерба, причиненного муниципальному округу Приуральский район составила 29 955,52 рублей по КБК 907 0804 0730612000 111.

Результаты проверки отражены в актевыездной проверки муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» (МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры») с. Аксарка от 31 марта 2023г.

«25» апреля 2023 г. по результатам проверки, проведенной Департаментом финансов Администрации Приуральского района, заявителю было выдано предписание № 2 от 25 апреля 2023 года, в соответствии с которым предписано принять меры по возмещению причиненного ущерба муниципальному округу Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа в сумме 29 955, 52 рублей в срок до 30.05.2023.

11 мая 2023 года департаментом финансов получена жалоба заявителя на предписание департамента финансов от 25.04.2023 №2. Начальником департамента финансов указанная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями Федерального стандарта №1237. По результатам рассмотрения жалоба оставлена без удовлетворения. Решение начальника департамента финансов, в соответствии с пунктом 29 ведомственного стандарта выражено путем издания приказа от 07.06.2023 №46 «А».

01.06.2023 годаМуниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту финансов Администрации Приуральского района (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании предписания от 25.04.2023 №2.

В обоснование заявленных требований заявитель приводит следующие доводы:

-пункт 4 приложения 4 Положения об установлении системы оплаты труда работников муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта», утвержденного приказом учреждения от 23.09.2023 г. № 28-А (далее - Положение) «Премиальные выплаты по итогам работы» содержит лишь рекомендуемые размеры выплаты в зависимости от достижения работником целевых показателей и критериев оценки эффективности деятельности (работы);

-предписание вынесено при отсутствии предусмотренных БК РФ оснований, отражает нарушения, не относящиеся к бюджетным, применение мер по которым не в ходит в компетенцию органа финнадзора;

-предписание не может служить основанием для снижения размера премиальных выплат по итогам работы за 4 квартал 2022 года директору учреждения и заместителям директора, наличие нарушений по актам проверки учреждения контролирующими органами от 25.10.2022 и от 03.11.2022, поскольку вышеуказанные проверки (акт от 25.10.2022, акт от 03.11.2022) проводились за 2021 год, что находится за пределами периода, за который осуществляется оценка деятельности работников. Наличие вышеуказанных нарушений не оказывает и не может оказывать влияния на деятельность директора, заместителей директора в 4 квартале 2022 года и оценку результатов работы за 4 квартал 2022 года.

Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения.

В силу пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Согласно пункту 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

В силу пункта 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В соответствии с положением о департаменте финансов, утвержденным решением Думы Приуральского района от 01 ноября 2021 года №45 (далее -положение о департаменте), департамент финансов является структурным подразделением Администрации Приуральского района, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере проведения единой бюджетной и налоговой политики, а также обеспечивающим реализацию полномочий Администрации Приуральского района в сфере бюджета, финансов и налогов.

Департамент финансов является финансовым органом муниципального округа Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее -муниципальный округ), с осуществлением полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю (подпункт 33 пункта 2.1.1. положения о департаменте).

Реализуя право, определенное пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ департаментом финансов разработан и утвержден ведомственный стандарт внутреннего муниципального финансового контроля «Осуществление департаментом финансов Администрации Приуральского района полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю» (приказ от 04 февраля 2022 года №14 «А») (далее - ведомственный стандарт).

Проведение контрольных мероприятий осуществляется на основании плана, который формируется с применением риск-ориентированного подхода. Анализ рисков осуществляется в соответствии с критериями, установленными ведомственным стандартом.

План контрольных мероприятий на очередной финансовый год утверждается заместителем Главы Администрации Приуральского района, начальником департамента финансов (далее - начальник департамента финансов) и согласовывается Главой Приуральского района.

План контрольных мероприятий департамента финансов на 2023 год утвержден 28 декабря 2022 года и размещен на официальном сайте Администрации Приуральского района в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»

(http://пpиypaльcкийpaйoн.pф/upload/iblock/032/hzy05so8gbyy0i0ccnqb41jz7q73ai07/Plan-pгoveгok-na-2023.pdf).

Учредителем заявителя является Администрация Приуральского района, функции и полномочия Учредителя осуществляет управление культуры, молодежной политики и спорта Администрации Приуральского района (пункт 1.6. Устава Учреждения).

Постановлением Администрации Приуральского района от 29 ноября 2022 года №702 «О подведомственности получателей бюджетных средств главным распорядителям бюджетных средств» заявитель является получателем бюджетных средств подведомственным управлению культуры, молодежной политики и спорта Администрации Приуральского района.

Таким образом, муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» является участником бюджетного процесса, в отношении которого осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Заявитель был включен в план проведения контрольного мероприятия. На основании приказа департамента финансов от 15 февраля 2023 года №09 «А» «О проведении контрольного мероприятия» проверочной группой в период с 20.02.2023 по 31.03.2023 проведена плановая выездная проверка муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» с темой контрольного мероприятия: «Проверка осуществления расходов на обеспечение функций казенного учреждения и их отражения в бюджетном учете и отчетности».

Таким образом, оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с предписанием заявителю предложено устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства, которое выразилось в следующем: «В нарушение пункта 4 Приложения 4 к Положению об установлении системы оплаты труда работников муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта», утвержденное Приказом Учреждения от 23.09.2022 №28 «А», премия за 4 квартал 2022 года начислена в завышенном размере, неправомерно начислено 23 480,86 рублей, неправомерно начислены взносы в фонды в сумме 6 474,66 рубля, сумма ущерба, причиненного муниципальному округу Приуральский район составила 29 955,52 рублей по КБК 907 0804 073061200 111». Срок исполнения предписания - 30 мая 2023 года.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 34 Бюджетного кодекса установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса).

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату труда работников казенных учреждений. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (абз.2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 ТК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть 2 статьи 191 ТК РФ).

По смыслу приведенных норм ТК РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.

В отличие от премии, которая входит в систему оплаты труда, премия, предусмотренная частью 1 статьи 191 ТК РФ, исходя из буквального толкования этой нормы, является одним из видов поощрения работников работодателем за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к компетенции работодателя. Такая премия не является гарантированной выплатой (гарантированным доходом) работника, выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования, поощрения, применяется по усмотрению работодателя, который определяет порядок и периодичность ее выплаты, размер, критерии оценки работодателем выполняемых работником трудовых обязанностей и иные условия, влияющие как на выплату премии, так и на ее размер, в том числе результаты экономической деятельности самой организации (работодателя).

Следовательно, при разрешении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы премии: входит ли премия в систему оплаты труда, являясь при этом гарантированной выплатой, или эта премия не относится к числу гарантированных выплат, является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к дискреции (полномочиям) работодателя.

Поскольку трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем премий работникам, при определении правовой природы премий подлежат применению положения локальных нормативных актов, коллективных договоров, устанавливающие систему оплаты труда, а также условий трудовых договоров, заключенных между работником и работодателем.

Оплата труда работников муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» осуществляется в соответствии с Положением об установлении системы оплаты труда, утвержденного приказом Учреждения от 23 сентября 2022 года №28-А (далее - Положение по оплате труда).

В пункте 1.1. Положения по оплате труда установлено, что оно разработано в соответствии с требованиями трудового, бюджетного законодательства, а также муниципальных нормативных актов.

Муниципальными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к разработке систем оплаты труда муниципальных учреждений являются:

- постановление Администрации Приуральского района от 31 января 2022 года №58 «Об установлении систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, подведомственных Администрации Приуральского района» (далее - постановление №58), которым установлены общие требования к разработке и установлению систем оплаты труда в муниципальных учреждениях, подведомственных Администрации Приуральского района, а также в муниципальных учреждениях, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют структурные подразделения (территориальные органы) Администрации Приуральского района, наделенные правами юридического лица;

- постановление Администрации Приуральского района от 17 июня 2022 года №408 «Об утверждении примерного положения об установлении системы оплаты труда работников муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» (далее - постановление №408), устанавливающее рекомендации Учредителя подведомственному Учреждению при принятии последним локального акта об утверждении системы оплаты труда.

Таким образом, Положение по оплате труда является локальным нормативным актом, регулирующим процесс расходования бюджетных средств, выделенных заявителю из бюджета муниципального округа на оплату труда.

Так, в соответствии с разделом 5 Положения об установлении системы оплаты труда, утвержденного приказом Учреждения от 23 сентября 2022 года №28-А,

-5.1.Заработная плата руководителя учреждения, его заместителей состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера,

-5.5.Перечень и рекомендуемые размеры выплаты стимулирующего характера, руководителю учреждения, его заместителям устанавливаются в зависимости от исполнения ими целевых показателей эффективности работы в соответствии с приложением № 4 к настоящему Положению.

-5.6.Премиальные выплаты по итогам работы руководителю, заместителям руководителя осуществляются по результатам оценки выполнения ими целевых показателей эффективности работы за квартал, год.

В целях осуществления оценки выполнения руководителем учреждения целевых показателей эффективности работы руководитель учреждения представляет Учредителю отчетные данные по выполнению целевых показателей эффективности работы за отчетный период (квартал, год) и пояснительную записку к ним, которая должна носить объективный характер и содержать описание выполненной работы по достижению каждого целевого показателя эффективности работы, при необходимости подтвержденного соответствующими расчетами.

Кроме того, в пояснительной записке указываются причины, повлиявшие на снижение (увеличение) выполнения целевых показателей эффективности работы.

При наличии неснятого дисциплинарного взыскания премиальные выплаты по итогам работы не выплачиваются.

-5.6.2. По итогам оценки выполнения руководителем учреждения целевых показателей эффективности работы Учредителем принимается решение о размере премиальных выплат по итогам работы руководителя учреждения и оформляется приказом Учредителя.

-5.6.4. Премиальные выплаты по итогам работы заместителям руководителя осуществляются по результатам оценки выполнения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых с учетом целевых показателей эффективности работы, установленных руководителю учреждения, за квартал, год.

Приложением № 4к положению об установлении системы оплаты труда работников муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» установлен перечень и рекомендуемые размеры выплат стимулирующего характера руководителю, его заместителям.

Условия осуществления выплаты премии по итогам работы:

1.соблюдение сроков представления отчетности, а также ее полнота и достоверность – до 30% должностного оклада,

несоблюдение сроков представления отчетности, а также ее недостоверность и (или) неполное представление отчетности – 0%

2. соблюдение сроков выплат заработной платы, компенсационных и иных выплат работникам обслуживаемых учреждений – до 15% должностного оклада

несоблюдение сроков выплат – 0%

3.своевременность и полнота перечисления налогов, взносов - до 15% должностного оклада

несоблюдение сроков – 0%

4.соблюдение установленных сроков рассмотрения поступающих в учреждение документов, заявлений, исполнение приказов Учредителя – до 10% должностного оклада,

несоблюдение сроков-0%

5. целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств (отсутствие при проверках деятельности учреждения контролирующими органами, Учредителем выявленных нарушений эффективного и целевого использования средств бюджета, административных нарушений) – до 10% должностного оклада

наличие нарушений эффективного и целевого использования средств бюджета, административных нарушений при проверках деятельности учреждения контролирующими органами, Учредителем – 0%

6. обеспечение информационной открытости учреждения – до 10%

отсутствие на официальном сайте в сети Интернет (bus.gov.ra) актуальных и достоверных сведений об учреждении -0%

7. соблюдения размера гарантированной части заработной платы на уровне не менее 60% в фонде оплаты труда учреждения – до 5%

не выполнено-0%

8.соблюдение размеров расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала – до 5% должностного округа,

несоблюдение размере 0%

Как видно из приведенных правовых норм, они определяют условия, при которых у работника возникает право на премии, выплачиваемые в качестве поощрения, относящиеся к стимулирующим выплатам. Премии по своему правовому характеру входят в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов в работе.

Таким образом, согласно указанному приложению №4 к положению премия руководителю, заместителю руководителя учреждения по итогам работы выплачивается с размере 100% лишь при соблюдении всех вышеперечисленных условий. При этом, при наличии нарушений, не выполнении, не соблюдении указанных выше условий определенный процент премии не выплачивается.

Так, одним из условий является отсутствие при проверках деятельности учреждения контролирующими органами, Учредителем выявленных нарушений эффективного и целевого использования средств бюджета, административных нарушений: премия выплачивается в размере до 10% должностного оклада. При этом при наличии указанных нарушений, данные 10% к должностному окладу не выплачиваются.

Согласно приказу Управления культуры, молодежной политики и спорта Администрации Приуральского района №201-л от 26.12.2022 года руководителю учреждения решено по итогам 4 квартала 2022 года выплатить премию в размере 100%. Аналогичный приказ (№60-Л от 21.12.202 года) о выплате премии в размере 100% работникам учреждения по итогам работы за 4 квартал 2022 года принят заявителем.

В ходе проверки оплаты труда контрольным органом выявлено нарушение при установлении размера премии за 4 квартал 2022 года руководителю и его заместителям, которое выразилось в недостижении такого целевого показателя как «целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств», утвержденного приложением №4 к Положению по оплате труда.

Так, при установлении размера премии условием выплаты по данному показателю является «отсутствие при проверках деятельности учреждения контролирующими органами, Учредителем выявленных нарушений эффективного и целевого использования средств бюджета, административных нарушений», при наличии нарушений выплата по указанному целевому показателю не осуществляется.

Заинтересованное лицо ссылается на те обстоятельства, что в 4 квартале 2022 году в отношении заявителя было проведено 2 проверки, в результате которых выявлены нарушения бюджетного законодательства, в том числе содержащие признаки административного правонарушения.

По мнению заявителя, выявленные нарушения по результатам проверок в 4 квартале 2022 года (акты от 25.10.2022 и 03.11.2022) не являются основанием для снижения премии, поскольку проводились за период деятельности- 2021 года.

Суд полагает необходимым поддержать доводы заявителя.

Из Положения об установлении системы оплаты труда работников заявителя №28-А от 23.09.2022 года следует, что по итогам оценки выполнения руководителем учреждения целевых показателей эффективности работы Учредителем принимается решение о размере премиальных выплат по итогам работы руководителя учреждения и оформляется приказом Учредителя (п. 5.6.2).

Премиальные выплаты по итогам работы заместителям руководителя осуществляются по результатам оценки выполнения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых с учетом целевых показателей эффективности работы, установленных руководителю учреждения, за квартал, год (п. 5.6.4 Положения).

Таким образом, выплата премии производится с учетом выполнения работником учреждения целевых показателей эффективности работы, в том числе соблюдение сроков представления отчетности, а также ее полнота и достоверность; соблюдение сроков выплат заработной платы, компенсационных и иных выплат работникам обслуживаемых учреждений; своевременность и полнота перечисления налогов, взносов; соблюдение установленных сроков рассмотрения поступающих в учреждение документов, заявлений, исполнение приказов Учредителя; целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств (отсутствие при проверках деятельности учреждения контролирующими органами, Учредителем выявленных нарушений эффективного и целевого использования средств бюджета, административных нарушений) и т.д.

Премиальные выплаты по итогам работы руководителю, заместителям руководителя осуществляются по результатам оценки выполнения ими целевых показателей эффективности работы за квартал, год. При этом, в целях осуществления оценки выполнения руководителем учреждения целевых показателей эффективности работы руководитель учреждения представляет Учредителю отчетные данные по выполнению целевых показателей эффективности работы за отчетный период (квартал, год) (п. 5.6 Положения).

Поскольку спорная выплата поименована как выплата по итогам работы, то учитываются объем, качество работы и личный вклад работника за премируемый период.

Аналогичный подход должен соблюдаться и в части возможности снижения размера выплат при наличии показателей и условий для снижения.

Так, одним из условий выплаты премий является целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств: отсутствие при проверках деятельности учреждения контролирующими органами, Учредителем выявленных нарушений эффективного и целевого использования средств бюджета, административных нарушений, размер премии составляет до 10%. При этом положением предусмотрено, что при наличии указанных нарушений данный процент не выплачивается.

Суд убежден в том, что при применении данного условия должны учитыватьсянарушения эффективного и целевого использования средств бюджета, административные нарушения, допущенные работником за премируемый период.

То есть лишение премии или снижение ее размера должно производится только за тот период, в котором имели место перечисленные выше нарушения (определение Верховного суда РФ от 29 марта 2005 г. N КАС05-148).

Применительно к рассматриваемому делу, поскольку премия выплачивалась по итогам 4 квартала 2022 года, то и при выплате указанного выше процента от должностного оклада, должны учитываться нарушения эффективного и целевого использования средств бюджета, административные нарушения, допущенные работником в 4 квартале 2022 года.

В рассматриваемом же случае заинтересованное лицо, указывая на начисление премии в 4 квартале 2022 года в завышенном размере, ссылается на наличие нарушений в работе Учреждения, выявленные в 4 квартале 2022 года, но допущенные заявителем по итогам 2021 года. Так, согласно представленному акту от 03.11.2022 года заявителем были допущены в 2021 года нарушения в части постановки на учет бюджетных обязательств по 13 контрактам на сумму 645603 руб. 34 коп. Согласно представленному акту проверки от 25.10.2022 года заявителем были допущены в 2021 году следующие нарушения: не установлены нормативы приобретения и предельные цены на сумму 3474 руб., приобретены товары с превышением установленного норматива цены за единицу товара на общую сумму 4429 руб., приобретен системный блок с превышением характеристик, допущено заключение договоров к отношениям, возникшим до момента заключения договора, не используется один из приобретенных системных блоков (товарная накладная от 16.10.2021 года). Таким образом, согласно указанным актам проверок от 25.10.2022 года и от 03.11.2022 года проверяемым периодом являлся 01.01.2021 - 31.12.2021 год, то есть нарушения были допущены Учреждением в 2021 году.

Доказательства наличия нарушений в эффективном использовании бюджетных средств в действиях (бездействии) заявителя и допущенных им в 4 квартале 2022 года, Департаментом в материалы дела не представлены, в том числе акты проверок деятельности Учреждения за 4 квартал 2022 года.

Суд полагает необоснованным уменьшение размера выплаты премии, начисленной по итогам работы за 4 квартал 2022 года, за нарушения, допущенные в 2021 году.

Как установлено судом, Положение об установлении системы оплаты труда, утвержденного приказом Учреждения от 23 сентября 2022 года №28-А разработано на основании постановления Администрации Приуральского района от 17 июня 2022 года №408 «Об утверждении примерного положения об установлении системы оплаты труда работников муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта».

Действительно ни Положение об установлении системы оплаты труда, утвержденного приказом Учреждения от 23 сентября 2022 года №28-А, ни примерное положения об установлении системы оплаты труда работников муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта», утвержденное постановление Администрации Приуральского района от 17 июня 2022 года №408, не конкретизируют вышеуказанные обстоятельства, а именно за какой период деятельности заявителя, должны учитываться нарушения в его работе при начислении премии по итогам работы за конкретный квартал, за год.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативный правовой акт является обязательным для исполнения, а, следовательно, не должен допускать его различного толкования и применения.

Любой правовой акт должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует их совершать. Нормативные правовые акты должны быть содержать точные, однозначные, непротиворечивые и, самое главное, понятные для судей и заинтересованных лиц правила поведения.

В рассматриваемом случае, отсутствие четких формулировок в Положении об установлении системы оплаты труда в части условий выплаты премий, привели к различному толкованию норм о выплате указанной премии. Поэтому суд полагает, что противоречивость, неясность правового акта должна быть истолкована в пользу работника учреждения, как наиболее слабой стороны в рассматриваемом правоотношении.

Иных претензий к выплате премии со стороны заинтересованного лица не высказано.

Отсутствие неснятого дисциплинарного взыскания сторонами не оспаривается.

Порядок выплаты премии не нарушен, а именно в целях осуществления оценки выполнения руководителем, учреждения целевых показателей эффективности работы руководитель учреждения представил Учредителю отчетные данные по выполнению целевых показателей эффективности работы за отчетный период, а именно была оформлена служебная записка. При этом суд полагает необходимым отметить, что у заявителя отсутствовала необходимость отражения в служебной записке по целевому показателю «Эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств» наличие нарушений, выявленных в 4 квартале 2022 года, но за период деятельности Учреждения 2021 года. По итогам оценки выполнения руководителем учреждения целевых показателей эффективности работы Учредителем принято решение о размере премиальных выплат по итогам работы руководителя учреждения, а именно оформлен соответствующий приказ Учредителя.

Аналогичные документы были оформлены в отношении заместителей руководителя.

В связи с изложенным, суд полагает, что при отсутствии доказательств расходования выделенных средств не по целевому назначению, превышения выделенных лимитов и т.д., отсутствуют основания для возмещения ущерба в размере 29955 руб. 52 коп.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание является незаконным, поскольку вынесено в отсутствие законных оснований для вынесения предписания, в связи с чем нарушает права и законные интересы заявителя.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку на основании оспариваемого предписания заявителем произведена оплата 29955 руб. 52 коп., суд полагает необходимым вернуть указанные денежные средства учреждению.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления не распределяются, поскольку учреждение согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты. Ошибочно уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из средств федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным предписание Департамента финансов Администрации Приуральского районаот 25.04.2023 №2, выданное муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта».

Возвратить муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из бюджета уплаченные согласно платежным поручениям №116 от 25.05.2023 года и №115 от 25.05.2023 года денежные средства в размере 29 955 руб. 52 коп.

Возвратить муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры, молодежной политики и спорта» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из Федерального бюджета России излишне уплаченную при подаче заявления в суд согласно платежному поручению №125 от 30.05.2023 года государственную пошлину в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова