НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 14.06.2019 № А81-1072/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1072/2019

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июня 2019 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2019 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи               Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Трейд» (ИНН 8901024185, ОГРН 1108901000780) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901014300, ОГРН 1048900005890) о признании невозможной к взысканию налоговым органом задолженности в размере 21 314 666 руб. 97 коп,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Писарев В.А.-ген. директор (приказ от 01.10.2012 №15-лс);

от Инспекции - Соколова Е.Ю. по доверенности от 09.01.2019 №6;                 Самарова Е.Н. по доверенности от 17.12.2018 №9; Суючбакиева А.Р. по доверенности от 28.02.2019 №35,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Альянс-Трейд» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки о задолженности по обязательным платежам перед Российской Федерацией, обязании устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании 10.04.2019 суд принял к рассмотрению уточненные требования заявителя, в соответствии  с которыми ООО «Альянс-Трейд» просит суд признать невозможной к взысканию налоговым органом задолженности в размере 21 314 666 руб. 97 коп.

Определением от 21.05.2019 суд отложил судебное разбирательство на 10 июня 2019 года на 11 часов 30 минут.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.06.2019 до 10 часов 00 минут.

От налогового органа поступил отзыв на заявление, в соответствии с которым, Инспекция с заявленными требованиями не согласна частично, по изложенным в отзыве доводам.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои позиции, изложенные ранее.

Заслушав представителей, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно справке №3336 от 27.11.2018, за Обществом числится задолженность по налогам, пени и штрафам в общем размере                   21 314 666 руб. 97 коп., образовавшаяся в 2014-2018 гг.

Полагая, что сроки для принудительного взыскания указанной выше суммы задолженности, установленные статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, истекли, заявитель обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пунктам 1, 2, 8 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

На основании пункта 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 3 статьи 46 НК РФ установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно пункту 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях: ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 9, 64 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 №57, по смыслу положений статьи 44 Кодекса утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов, в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

По смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.07 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Пунктом 1 статьи 47 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве" оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Судом установлено, что Общество в период 2011-2015гг. являлось налогоплательщиком налога на имущество организаций, не входящему в Единую систему газоснабжения,  налога на добавленную стоимость (далее – НДС), налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, налога на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, налога на единый налог на вмененный доход, налога на доходы физических лиц (налоговый агент), представляло в налоговый орган соответствующие расчеты и декларации, что сторонами не оспаривается.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.

Таким образом, в период с 01.01.2017  Общество являлось плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 (КБК 18210202010060000160); страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (КБК 18210202020060000160); страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 (КБК 18210202090070000160); страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 (КБК 18210202101080011160) .

В ходе судебного разбирательства по делу налоговым органом представлена справка№3336 от 27.11.2018 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 23.11.2018, а также баланс расчетов №13653 от 27.11.2018 по состоянию на 23.11.2018.

Согласно справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 23.11.2018 имеет задолженность по уплате налогов в общем размере 21 314 666,97 рублей, в том числе:

- по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет  (КБК: 18210101011010000110, ОКТМО: 71951000), в размере 286 173,14 руб.;

-  по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (КБК: 18210101012020000110, ОКТМО: 71951000), в размере 3 020 171,76 руб.;

- НДС  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (КБК: 18210301000010000110, ОКТМО: 71951000) в размере 15 875 848,36 руб., 

- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (КБК: 18210602010020000110, ОКТМО: 71951000) в размере 7 375,32 руб.;

- по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности (КБК: 18210502010020000110, ОКТМО: 71951000) в размере 18 627,76 руб.;

- денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах (КБК: 18211603010010000140, ОКТМО: 71951000) в размере 400,00 руб.;

- по НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст.227 и 228 НК РФ (КБК: 18210102010010000110, ОКТМО: 71951000) в размере 2 005 937,32 руб.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии до 01.01.2017 (КБК: 18210202010060000160, ОКТМО: 71951000) в размере 881 295,89 руб.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК: 18210202020060000160, ОКТМО: 71951000) в размере 52 182,15 руб.;

- по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 (КБК: 18210202090070000160, ОКТМО: 71951000) в размере 88 803,94 руб.;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017  (КБК: 18210202101080011160, ОКТМО: 71951000) в размере 200 444,78 руб.

Согласно  Постановлений Президиума ВАС РФ от 18 марта 2003 г. №8156/02, от 5 ноября 2002 г. №6294/01, от 11 мая 2005 г. №16507/04, от 2 марта 1999 г. №2276/97 лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей и сами по себе не являются доказательством недоимки (задолженности) налогоплательщика по налогам, пеням и штрафам.

Таким образом, представленная налоговым органом справка, расчет сами по себе не могут являться полноценными доказательствами наличия задолженности перед бюджетом, поскольку исключают возможность критически оценить исходные данные для исчисления спорных сумм.

Вывод суда о наличии задолженности налогоплательщика перед бюджетом возможен только в процессе полной и всесторонней оценки (проверки) ряда документов, их обсчета, а также оценки действий налогового органа в соответствии с порядком, установленным ст. ст. 45 - 47 НК РФ:

- направление налогоплательщику требования об уплате налога;

-при неуплате налога в срок, указанный в требовании, выставление инкассовых поручений (распоряжений) на бесспорное списание необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика в банке;

- при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах (или отсутствии информации о счетах) взыскание налога за счет иного имущества (наличных денежных средств, движимого и недвижимого имущества).

При отсутствии документов, подтверждающих применение налоговой инспекцией вышеуказанных мер, справка о задолженности перед бюджетом будет являться сомнительной, в том числе и для суда.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела инспекцией в период с 30.09.2014 по 28.11.2014 в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) различных налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013., налог на доходы физических лиц (налоговый агент) с 01.01.2011 по 31.08.2014.

По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 18 апреля 2015 года  №09-16/05 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу доначислен налог на доходы физических лиц (кредиторская задолженность), налог на прибыль в Федеральный бюджет, налог на прибыль в бюджет субъектов РФ, налог на добавленную стоимость за 2012-2013 годы в общей сумме 5 420 892,00 руб., соответствующие пени в общей сумме 1 464 996,94 руб., за несвоевременное исполнение обязанности по уплате (перечислению) налога на прибыль в ФБ, в бюджет субъекта РФ и НДС,  а также налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной, пунктом 1 статьи 122, статьей 123 НК РФ, в виде штрафа в общем размере 1 059 257,00 руб.

В соответствии с п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности по результатам налоговой проверки №8161 от 24.06.2015 со сроком исполнения до 13.07.2015 года было вручено непосредственно генеральному директору  ООО «Альянс-Трейд» Писареву Владимиру Александровичу 26.06.2015.

Согласно ст. 46 НК РФ в связи с истечением срока исполнения требования об уплате налога налоговым органом вынесено решение №15570 от 20.07.2015 о взыскании налога (пени, штрафа) за счет денежных средств налогоплательщика – организации на счетах в банках на общую сумму   7 945 145,94 руб., в том числе по налогам – 5 420 892,00  руб., по пени – 1 464 996,94 руб., по штрафу – 1 059 257,00 руб., направлено в адрес налогоплательщика 08.09.2015, что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений.

В соответствии со статьей 47 НК РФ в связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, начальником Инспекции вынесено постановление №3287 от 08.10.2015 о взыскании налога (сбора, взноса), пени и штрафов за счет имущества должника на общую сумму 8 013 611,23 руб., в том числе по налогам (взносам) – 5 422 510,00 руб., по пени – 1 531 844,23 руб. по штрафу – 1 059 257,00 руб.

Факт наличия задолженности по выездной налоговой проверке заявителем не оспаривается.

В отношении остальной части задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой и несвоевременной уплатой налогов инспекция выставила Обществу требования об уплате налога, пени, штрафов, а также приняла меры принудительного взыскания налогов:

 По требованию №73499 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.12.2014, которым предложено уплатить недоимку:

 -по НДС за 3 квартал 2014 г. в сумме 202 руб., пени в размере 25 503,03 руб.,

 -по налогу на имущество за 9 месяцев  2014 года в сумме 12,65 руб.,

- пени по единому налогу на вмененный доход  за 3 квартал  2014 года, в сумме 28,23 руб.,

По требованию №73152 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.11.2014, которым предложено уплатить недоимку:

- по налогу на имущество за 9 месяцев  2014 года в сумме 3 536 руб., пени в размере 54,57 руб. 

- по налогу на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет пени в сумме 6485,03 руб.,

По требованию N 73151 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.11.2014, которым предложено уплатить недоимку:

- по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2014 года в сумме 1 505 руб., пени в размере 101,84 руб.,

По требованию №7086 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.11.2014, которым предложено уплатить штраф в размере 200 руб. (по решению КНП №9634 от 22.09.2014),

По требованию N 7085 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.11.2014, которым предложено уплатить штраф в размере 200 руб. (по решению КНП №9633 от 22.09.2014),

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №14010 от 12.12.2014 на сумму 10 075,60 руб., №14009 от 12.12.2014 на сумму 1 606,84 руб., №14007 от 12.12.2014 на сумму 200 руб., №14008 от 12.12.2014 на сумму 200 руб., №14323 от 12.02.2015 на сумму 25 745,91 руб., №14324 от 12.02.2015 на сумму 47 261,13 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №3301 от 24.11.2015, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г.Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство №2725/16/89005-ИП от 05.02.2016 на сумму 31 343,32 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №80083 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.05.2015, которым предложено уплатить недоимку:

- пени по НДС (по решению ВНП) в сумме 66701,33 руб.,

- пени  по налогу на имущество организаций (по решению ВНП) в сумме 47,82 руб.,

- по единому налогу на вмененный доход  за 1 квартал  2015 года, в сумме 1618руб., пени в размере 98.14 руб.

Требование №8161 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.06.2015, которым предложено уплатить недоимку по решению по выездной налоговой проверке.

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №15614 от 10.08.2015 на сумму 68 465,29 руб., №15570 от 20.07.2015 на сумму 7 945 145,94 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №3287 от 08.10.2015, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г.Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство №24884/15/89005-ИП от 12.11.2015  на сумму 8 013 611,23 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №79632 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.04.2015, которым предложено уплатить недоимку:

- пени  по НДС (по решению ВНП) в сумме 153 020.73 руб.,

- по налогу на имущество организаций за 12 месяцев (квартальный) 2014 года в размере 1 578 руб., пени в размере 83,22 руб.,

- пени по единому налогу на вмененный доход    в сумме 201,68 руб.,

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №15406 от 08.07.2015 на сумму 154 883,63 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №3790 от 03.03.2016, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство №10254/16/89005-ИП от 05.04.2016 на сумму 154 883,63 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №77219 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.02.2015, которым предложено уплатить недоимку:

- пени  по НДС (по решению ВНП) в сумме 68 663,14 руб.,

- пени по налогу на имущество организаций (по решению ВНП)  в размере 34.03 руб.,

- по единому налогу на вмененный доход за  4 квартал  2014 года  в сумме 1 505 руб., пени в размере 76,83 руб.,

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ N 14614 от 19.03.2015 на сумму 70 279 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ N 3931 от 31.05.2016, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство №15413/16/89005-ИП от 02.06.2016 на сумму 70 279 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №8815 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.11.2015, которым предложено уплатить:

- штраф по (по решению КНП №11900  от 14.09.2015)  в размере 1000  руб.,

По требованию №2661 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.03.2016, которым предложено уплатить недоимку:

- пени  по НДС (по решению ВНП) в сумме 811 077.52руб.,

- пени по налогу на имущество организаций (по решению ВНП)  в размере 430,86 руб.,

- пени по единому налогу на вмененный доход (по решению ВНП)   в сумме 928,30 руб.,

- пени по налогу на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет (по решению ВНП)  в размере 15 157.39 руб.,

- пени по налогу на прибыль, зачисляемый в субъекты Российской Федерации (по решению ВНП)  в размере 136 416,48 руб.,

- пени по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент) (по решению ВНП)  в размере 57 784.55 руб.,

 Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №16704 от 26.01.2016 на сумму 1000 руб., №18372 от 25.05.2016 на сумму 1 021 545,22 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №3940 от 15.06.2016, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство №1632716/89005-ИП от 22.06.2016 на сумму 1 022 545,22 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №79632 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.04.2015, которым предложено уплатить недоимку:

- пени  по НДС (по решению ВНП) в сумме 153 020,73 руб.,

- по налогу на имущество организаций за 12 месяцев (квартальный) 2014 года  в размере 1578 руб., пени в размере 83,22  руб.,

- пени по единому налогу на вмененный доход (по решению ВНП)   в сумме 201,68 руб.,

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №15406 от 08.07.2015 на сумму 154 883,63 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №10688 от 27.02.2018, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство №16274/18/89005-ИП от 13.03.2018 на сумму 154 883,63 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №68671 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.10.2014, которым предложено уплатить недоимку:

- по НДС за 2 квартал 2014 года в сумме 6299  руб.,

- пени  по НДС за 2 квартал 2014 года в сумме 91,8 руб.,

- пени по единому налогу на вмененный доход (по решению ВНП)   в сумме 129,31 руб.,

Требование №6942 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.10.2014, которым предложено уплатить штраф:

- по НДС (по решению КНП №9430 от 11.08.2014) в размере 1000 руб.

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №13475 от 31.10.2014 на сумму 6 520,11 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №2990 от 27.0.2015, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство №3108/15/89005-ИП от 01.04.2015 на сумму 7 520,11 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №64952 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.10.2014, которым предложено уплатить недоимку:

- по НДС за 2 квартал 2014 года в сумме 12 596  руб., пени в размере 90, 09 руб.,

- по налогу на имущество организаций за 6 месяцев (квартальный) 2014 года  в размере 181,36 руб.,

Требование №64495  об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.08.2014, которым предложено уплатить недоимку:

- пени по налогу на имущество организаций за 6 месяцев (квартальный) 2014 года  в размере 45,42 руб.,

- по единому налогу на вмененный доход за 2 квартал  2014 года в сумме 6 391,49 руб., пени в размере 1 514,93 руб.,

- пени по налогу на имущество организаций за 6 месяцев (квартальный) 2014 года  в размере 45,42 руб.,

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №13190 от 09.10.2014 на сумму 12 867,45 руб., №12725 от 10.09.2014 на сумму 32 388,35 руб. решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №2867 от 17.11.2014, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство» №3107/15/89005-ИП от 01.04.2015  на сумму 20 819,29 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №3723 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 05.11.2017, которым предложено уплатить недоимку:

- пени по НДС (по решению ВНП) в сумме 1 266 355,51 руб.,

- пени по налогу на имущество организаций (по решению ВНП) в размере 673,75руб.,

- пени по единому налогу на вмененный доход (по решению ВНП)   в сумме 1451,81 руб.,

- пени по налогу на прибыль, зачисляемый в Федеральный бюджет (по решению ВНП) в сумме 23463,62 руб.,

- пени по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (по решению ВНП) в сумме 211172,6 руб.,

- пени по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент) в размере 153093,34 руб.,

По требованию №3441  об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.10.2017, которым предложено уплатить недоимку:

- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017  в размере 5536,06 руб.,

-пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 12022,62 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере 52895,77 руб.,

-пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 3033,70 руб.

По требованию №3842  об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.11.2017, которым предложено уплатить недоимку:

- пени по НДС (по решению ВНП) в сумме 68484,11руб.,

- пени по налогу на имущество организаций (по решению ВНП) в размере 36,43 руб.,

- пени по ЕНВД (по решению ВНП) в размере 78,51 руб.,

- пени по налогу на прибыль, зачисляемый в Федеральный бюджет (по решению ВНП) в сумме 1268,90 руб.,

- пени по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (по решению ВНП) в сумме 11420,16 руб.,

- пени по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент) в размере 8279,25 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017  в размере 950,02 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017в размере 2063,14 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере  9077,18 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 520,60 руб.

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №33807 от 27.11.2017 на сумму 73 488,15 руб., №34750 от 28.12.2017 на сумму 102 178,30 руб., N 35176 от 02.01.2018 на сумму 1 656 210,63 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №13100 от 30.07.2018, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство  №37702/18/89005-ИП от 31.07.2018 на сумму 1 761 868,55 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №73386  об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.11.2014, которым предложено уплатить недоимку:

- по НДС (по решению ВНП) в сумме 7 114 633 руб., пени в размере 1021223,10 руб.,

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №14223 от 03.02.2015 на сумму 8 135 856,10  руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №3106 от 30.04.2015, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г.Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство  №24880/15/89005-ИП от 12.11.2015 на сумму 8 135 856,10 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №03000114тн0064737 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на  25.11.2014, которым предложено уплатить недоимку:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере  11190,99 руб., пени в размере 8871,67 руб.,

-пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 808,12 руб.,

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 22441.51 руб., пени в размере 2155,94 руб.,

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №030 001 14 ВД 0019726 от 22.12.2014 на сумму 145 468,23 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №8901030 001 15 СП 0000148 от 01.02.2017, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство  №4406/15/89005-ИП от 24.02.2015  на сумму 145 468,23 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №03000114тн0009273 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на  27.02.2014, которым предложено уплатить недоимку:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере  132 413,93 руб.,

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере  4 025,21руб.,

-по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1181,97 руб.,

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 29386.18  руб., пени в размере 1004,66 руб.,

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №030 001 14 ВД 0014414 от 03.02.2015 на сумму 202 583,92 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №8901030 001 14 СП 0011838 от 02.09.2014, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство  №20444/14/89005-ИП от 21.11.2014 на сумму 202 583,92 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №030S01150001806 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.08.2015, которым предложено уплатить недоимку:

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 29907,24 руб., пени в размере 1376,23 руб.

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №030S02150000583 от 22.10.2015 на сумму 166 231,66  руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №8901030S04150000258 от 03.12.2015, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство  №24880/15/89005-ИП от 12.11.2015 на сумму 166 231, 66 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №03000115тн0010627 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.02.2015, которым предложено уплатить недоимку:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере  91584,30 руб., пени в размере 9795,81 руб.,

-пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 741,56 руб.,

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 14692,33 руб., пени в размере 2278,82 руб.,

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №030S02150000584 от 22.10.2015 на сумму 119 092,82  руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №8901030S04160000426 от 25.01.2016, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство   №10773/16/89005-ИП от 12.042016 на сумму 119 092,82  руб. Задолженность не погашена.

По требованию №030S01160039700 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.06.2016, которым предложено уплатить недоимку:

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере 17530,03 руб.,

-пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 2549,01 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 4255,38 руб.,

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №030S02160019175 от 15.08.2016 на сумму 24 334,42  руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №8901030S04160011355 от 28.09.2016, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство  №24008/16/89005-ИП от 16.10.2016 на сумму 24 334,42  руб. Задолженность не погашена.

По требованию №1146 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на  28.06.2016, которым предложено уплатить недоимку:

-пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 в размере 2105,07 руб.

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №89010008974 от 08.08.2017 на сумму 2105.07 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №89010008753 от 08.08.2017, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство  №15935/17/89005-ИП от 14.08.2017 на сумму 2 105,07 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №5 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на  14.01.2015, которым предложено уплатить недоимку:

-по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 в размере 7098, 04 руб., пени в размере 1070,37 руб.

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №124 от 01.06.2015 на сумму 8 168,41 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ N 8901124 от 01.06.2015, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство №20764/15/89005-ИП от 24.09.2015  на сумму 8 168,41 руб. Задолженность не погашена.

По требованию №1754 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на  09.10.2014, которым предложено уплатить недоимку:

- по страховым взносам на  обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с  материнством до 01.01.2017  прочие начисления в размере 17825.76 руб., пени в размере 1034.82 руб.

Налоговым органом вынесены решения в соответствии со статьей 46 НК РФ №140 от 10.08.2015 на сумму 18 860,58 руб., решение о взыскании за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ №8901140 от 10.08.2015, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району возбуждено исполнительное производство  №20768/15/89005-ИП от 24.09.2015  на сумму 18 860,58  руб. Задолженность не погашена.

В порядке ст.59 НК РФ по решениям Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа: по делам №№А81-6027/2017, А81-8436/2017, А81-8470/2017 инспекцией списана задолженность по пени по страховым взносам на  обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с  материнством до 01.01.2017  прочие начисления в размере 3 192, 30 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 6 650,49 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 25 467,89 руб. руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере 112 127,10 руб. на общую сумму 147 437,82 руб.

Таким образом,  учитывая фактические обстоятельства дела, налоговым органом в отношении Общества приняты надлежащие меры к взысканию в установленные сроки на сумму 22 064 830,42 руб., не обеспечены надлежащие меры по принудительному взысканию на сумму 372 430,00 руб.

За взысканием указанной суммы в размере 372 430 руб. в арбитражный суд налоговый орган не обращался, доказательств своевременного принятия предусмотренных Налоговым кодексом РФ мер принудительного взыскания задолженности в материалы дела не представлено.

Следовательно, с учетом положений статей 45, 70, 46 и 47 Налогового кодекса РФ, устанавливающих порядок и сроки принудительного взыскания задолженности перед бюджетом, в том числе и в судебном порядке, возможность взыскания указанной суммы  задолженности в размере 372 430 руб. налоговым органом утрачена.

При пропуске названных сроков налоговый орган утрачивает не только право требовать от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате налога, но и лишается возможности обеспечивать исполнение такой обязанности путем начисления пеней в отношении указанной недоимки.

В соответствии с п.5 ст.59 Налогового кодекса РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п.1 ст.59 Налогового кодекса РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).

Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В соответствии с п.4 указанного Перечня документом, подтверждающим обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанной задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Таким образом, установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст. 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом, невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.

При таких обстоятельствах, исходя из положений процитированных выше норм законодательства, с учетом смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, суд приходит к выводу о том, что в настоящем случае имеются правовые и фактические основания для частичного удовлетворения требования, заявленного налогоплательщиком.

На момент обращения заявителя в арбитражный суд сроки для взыскания задолженности в общей сумме 372 430 руб., истекли, соответственно, суд приходит к выводу об утрате Инспекцией права на взыскание данной суммы, связи с истечением сроков ее взыскания. Возможность принудительного ее взыскания утрачена, они подлежат признанию безнадежными к взысканию, а обязанности по их уплате является прекращенной.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства налогоплательщик ссылался на то, что представленные Инспекцией дубликаты требования об уплате налога не соответствуют установленному формату, а именно: отсутствуют подпись руководителя, действующего в спорный период, не соответствует ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в спорный период, не соответствуют даты, периоды возникновения задолженности, формы требований, решений не соответствуют  Приказам Федеральной налоговой службы Российской Федерации, действовавшим в спорный период и т.д., соответственно на основании данных актов Общество не может быть уверено в том, что отраженная в них информация, соответствует действительной информации о налогах, имеющейся  в налоговом органе.

Суд, оценив указанный довод заявителя, считает его не состоятельным по следующему основанию.

Приказом Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2017 г. №ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам» (далее - Приказ) утверждены формы требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов для организаций, индивидуальных предпринимателей и для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее - формы требований) (приложения №2 и 3 к Приказу). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 15 марта 2017 г., №45958, и опубликован 16 марта 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом.

Статьей 31 НК РФ закреплено, что формы и форматы документов, предусмотренных этим кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти (пункт 4).

Пунктом 5 статьи 69 Кодекса установлено, что форма требования об уплате налога утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №506, является ФНС России, к полномочиям которой отнесено утверждение формы требования об уплате налога, сбора, страховых взносов (пункт 1, подпункт 5.9.2 пункта 5).

Реализуя предоставленные полномочия, ФНС России разработала и утвердила формы требований.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего формы требований, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009.

Следовательно, представленные инспекцией акты, приняты полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Понятие требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, совокупность сведений, которые оно должно содержать, форма и порядок его подписания и направления налогоплательщику закреплены в статье 69 Кодекса.

В силу названной нормы требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункты 1, 2, 3). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101 Кодекса (пункт 5).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 6).

Формы требований, содержащиеся в приложениях №2 и 3 к Приказу, в полной мере соответствуют приведенным нормам Закона, поскольку содержат весь перечень сведений, который законодателем отнесен к числу обязательных.

Таким образом, отсутствие в дубликатах требований, не предусмотренного Кодексом или иными нормативными актами в сфере налогового законодательства, вышеупомянутых не соответствий само по себе не может являться основанием для признания представленных нормативного правовых актов не соответствующим Кодексу.

Указанное обстоятельство не меняет правовую природу требования как акта, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности, и не может служить основанием для отказа суда от проверки законности и обоснованности требования, выставленного по этой форме налогоплательщику, следовательно, не является ограничением его права на судебную защиту. Не ограничивает это обстоятельство и прав налогоплательщика на получение информации о размере своей задолженности перед бюджетом, которая подлежит погашению, об основаниях ее взимания, о сроках ее погашения, правовых последствиях неисполнения требования в срок, а также прав обладать информацией о наименовании, адресе налогового органа, который направил требование, об исполнителе - должностном лице налогового органа, сформировавшим требование, и проводить совместно с налоговым органом, направившим требование, сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока исполнения требования при наличии разногласий.

Также следует отметить, что все требования об уплате налогов, пеней, штрафов выставленные в адрес Общества по форме, установленной в соответствующем периоде направлялись налоговым органом по почте с заказным письмом по адресу: ул. Арктическая, д.4, кв.108, г. Салехард, ЯНАО, 629008, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями реестров почтовой корреспонденции.

Аналогичная ситуация в отношении форм решений инспекции о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), вынесенных в соответствии со мт.46 НК РФ, а также форм постановлений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), вынесенных в соответствии со ст.47 НК РФ

Кроме того, недействительным требование об уплате налога (сбора), пеней и штрафа может быть признано только в том случае, если нарушения, допущенные при его составлении, являются существенными, по одним лишь формальным основаниям указанное требование не может быть признано недействительным (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 №Ф04-4862/2006(25046-А45-40) по делу №А45-224/06-49/13; от 16.11.2006 №Ф04-6992/2006(27632-А45-43) по делу №А45-9453/06-14/347; от 17.01.2007 №Ф04-8772/2006(29893-А46-33) по делу №А46-3277/2006).

В соответствии с п.63 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений налогоплательщиков об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов судам необходимо исходить из следующего.

Установление пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ обязательной досудебной процедуры только в отношении обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обусловлено тем обстоятельством, что все последующие ненормативные правовые акты (равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа) принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений, то есть являют собой механизм их реализации.

В связи с этим оспаривание таких актов возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа либо грубого нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.

Однако в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по спору о признании недействительными решения и постановления о взыскании налога за счет имущества входит исследование факта наличия (отсутствия) недоимки.

 В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 117 АПК РФ).

Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 18.11.2004 г. №367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Вместе с тем, нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

Однако за весь период времени (2014-2018гг.) налогоплательщиком действий по обжалованию актов ненормативного характера, направленных на принудительное взыскание спорной задолженности не производилось, требования, решения в соответствии со ст.46, постановлений в соответствии со ст.47 НК РФ вступили в силу.

В силу изложенного, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Уплаченная при подаче заявления в арбитражный суд государственная пошлина в силу ст.110 АПК РФ подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Трейд» удовлетворить частично.

Признать безнадежной к взысканию задолженности общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Трейд» по уплате недоимки, пени, штрафов в общем размере  372 430 руб., в том числе:

- пени по единому налогу на вмененный доход в размере 881 руб. 64 коп.,

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере 138 599 руб. 90 коп.,

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере 105 149 руб.,

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в размере 7 448 руб. 59 коп.,

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в размере 40 582 руб. 70 коп.,

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в размере 24 052 руб. 24 коп.,

- по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 в размере45 890 руб.           05 коп.,

- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 в размере9 907 руб. 05 коп.

В остальной части заявленных требований отказать.  

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901014300, ОГРН 1048900005890, дата  регистрации 17.12.2004, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Губкина, д. 6 А) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Трейд» (ИНН 8901024185, ОГРН 1108901000780, дата регистрации 19.05.2010, адрес: 629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Арктическая, д. 4, кв. 108) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд                Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                              А.В. Кустов