НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 13.10.2016 № А81-3900/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-3900/2016

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен октября 2016 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Д.П.Лисянского, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ф.Х.Наймановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВВЛ МЕД» (ИНН 8901028920, ОГРН 1148901000599) к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901003072, ОГРН 1028900508053) об оспаривании решения от 20.06.2016 № 22 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пункта 2 решения от 20.06.2016 № 1048 о выделении (возмещении) средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения; обязании возместить расходы на выплату пособия по беременности и родам в сумме 10 678 руб. 20 коп.,

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя – Васкинеева В.Л. директора по приказу от 30.05.2014 № 1; Бумагиной Е.Ф. по доверенности от 06.09.2016 № 20;

от заинтересованного лица – Перминовой Т.Г. по доверенности от 11.01.2016 № 5,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ВВЛ МЕД» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа  с заявлением к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 20.06.2016 № 22 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пункта 2 решения от 20.06.2016 № 1048 о выделении (возмещении) средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения; обязании возместить расходы на выплату пособия по беременности и родам в сумме 10 678 руб. 20 коп.

От заинтересованного лица в суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором Фонд просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, представитель заинтересованного лица, против удовлетворения требований возражал.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве на заявленные требования, арбитражный суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как следует из материалов дела, Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу провело камеральную проверку правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По результатам проверки Фондом составлен акт камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 27.05.2016 №1438.

В ходе камеральной проверки Страхователя было установлено, что при расчете листков нетрудоспособности по беременности и родам Василенко Х.Р. №176376940863 от 11.01.2016 и №176412324494 от 30.05.2016 установлено нарушение п. 11.(1) Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 №37 (в редакции от 25.03.2013) «б утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При расчете листка нетрудоспособности по беременности и родам был применен районный коэффициент 1,50%, хотя сумма среднего дневного заработка была рассчитана больше МРОТ (средний дневной заработок, рассчитанный из заработной платы Василенко Х.Р., 237,5 руб., а минимальный средний дневной заработок в 2016 году 203,97 руб.).

Рассмотрев акт камеральной проверки Фондом 20.06.2016 вынесены: решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством № 22, решение о выделении (возмещении) средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения № 1048.

В соответствии с данными решениями Фонд решил не принимать к зачету расходы на выплату страхового возмещения по уплате пособия по беременности и родам Василенко Х.Р. в сумме 10 678,20 руб., обществу было отказано в выделении средств на осуществление расходов в сумме 10 678,20 руб.

Несогласие с вынесенными решениями в указанной части послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.

В силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ).

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Федерального закона № 255-ФЗ, а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже минимального размера оплаты труда

В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 7 и 11 Федерального закона № 255-ФЗ. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ, на 30,4.

Согласно пункту 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 данного Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В соответствии с частью 1 статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, установлен Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029.

Согласно Постановлению Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Информационному письму Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 № 670-9, ПФР от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» на территории Ямало-Ненецкого АО к заработной плате работников применяется коэффициент 1,50.

Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, арбитражный суд, проверив приведенный обществом в заявлении расчет, пришел к выводу о том, что при определении размера пособия работнику исчисление среднего дневного заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.

В нарушение статьи 65, 200 АПК РФ Фондом социального страхования не представлены в материалы дела доказательства нарушения обществом действующего законодательства при исчислении среднего дневного заработка, рассчитанного из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.

Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе пособия - исчисления среднего дневного заработка, как из фактического отработанного времени, так и из минимального размера оплаты труда.

Доводы Фонда социального страхования о необоснованном применении обществом районного коэффициента к минимальному размеру оплаты труда основаны на неверном толковании норм трудового законодательства и законодательства о социальном страховании.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о несоответствии решений Фонда социального страхования от 20.06.2016 №22, №1048 в оспариваемой части закону, в связи с чем заявление общества подлежит удовлетворению.

В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Следовательно, с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью «ВВЛ МЕД» удовлетворить.

Признать недействительными:

- решение Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20.06.2016 № 22 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- пункт 2 решения Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20.06.2016 № 1048 о выделении (возмещении) средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

Обязать Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901003072, ОГРН 1028900508053, дата государственной регистрации 03.11.1994; место нахождения: 629008, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Республики, д.117, корп.А) возместить обществу с ограниченной ответственностью «ВВЛ МЕД» (ИНН 8901028920, ОГРН 1148901000599, дата государственной регистрации 30.05.2014; 629001, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, мкр. Теремки, д.6) расходы на выплату пособия по беременности и родам в сумме 10 678 руб. 20 коп.

Взыскать с Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901003072, ОГРН 1028900508053, дата государственной регистрации 03.11.1994; место нахождения: 629008, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Республики, д.117, корп.А) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ВВЛ МЕД» (ИНН 8901028920, ОГРН 1148901000599, дата государственной регистрации 30.05.2014; 629001, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, мкр. Теремки, д.6) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья

Д.П. Лисянский