НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Воронежской области от 28.07.2020 № А14-16982/19

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ВОРОНЕЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Воронеж                                                                                          Дело № А14-16982/2019

«04» августа 2020 года

  Резолютивная часть решения объявлена  28 июля 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 04 августа 2020 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Аришонковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Областная детская клиническая больница № 2», (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж  

о взыскании финансовых санкций за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах в размере 14 892,36 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 31.12.2019 (сроком до 31.12.2020г.), паспорт РФ, диплом о высшем юридическом образовании;

от БУЗ ВО «ОДКБ № 2»: ФИО2  – юрисконсульта по доверенности №21 от 23.10.2019 (сроком на 1 год), паспорт РФ, диплом о высшем юридическом образовании,

у с т а н о в и л:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее – Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области  с заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Областная детская клиническая больница № 2» (далее – БУЗ ВО «ОДКБ № 2», ответчик, учреждение) о взыскании финансовых санкций за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах в размере 14 892,36 руб.

Рассмотрение дела откладывалось.

В ходе судебного заседания 21.07.2020 представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика заявил письменное ходатайство об уменьшении размера финансовых санкций до 1000 руб. Данное ходатайство приобщено судом к материалам дела в установленном порядке.

В судебном заседании 21.07.2020 в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 28.07.2020.

За время перерыва от БУЗ ВО «ОДКБ № 2» поступило заявление о частичном признании иска в части взыскании финансовых санкций в сумме 1000 руб.

Как следует из материалов дела,  Управлением Пенсионного фонда проведена проверка страхователя - БУЗ ВО «ОДКБ № 2» по вопросу стажа работы и соответствия индивидуальных сведений первичным документам, послужившим основанием для подтверждения специального стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости в ФИО3 за период с 16.01.1996 в качестве санитарки и с 15.09.2000 в должности сестры-хозяйки 5 инфекционного отделения.

Итоги проведенной проверки отражены в акте №32-187 от 22.12.2017. В частности, в ходе проведенной проверки был сделан вывод о том, что период работы ФИО3  в должности сестры-хозяйки 5 инфекционного отделения с 15.09.2000 по настоящее время не подлежит зачету в специальный стаж в соответствии с КПС 2260000а "Младший медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в инфекционных отделениях" раздела XXIV "Учреждений здравоохранения" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, поскольку не подтверждено наличие непосредственного контакта сестры-хозяйки с инфекционными больными.

При этом индивидуальные сведения на ФИО3 за период 2002-2016гг. признаны недостоверными в части указания на особые условия труда (код 27-2, 2260000А) .

В связи с выявлением ошибок (несоответствий) в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета Управлением Пенсионного фонда 29.08.2018 в адрес БУЗ ВО «ОДКБ №2» направлено уведомление  об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, которое было получено страхователем 04.09.2018 (подтверждается извещением о доставке).

При этом корректирующие формы индивидуальных сведений в отношении ФИО3 учреждением представлены не были.

На основании акта №32-187 от 22.12.2017 Управлением Пенсионного фонда была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного)  учета, предусмотренных пунктом 1 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, итоги которой отражены в акте №6/06 от 10.12.2018 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации  об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам рассмотрения указанного акта Управлением Пенсионного фонда принято решение №6/06 от 23.01.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации  об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым БУЗ ВО «ОДКБ №2» привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в виде штрафа в сумме  13495,06 руб.

Кроме того, Управлением Пенсионного фонда проведена документальная проверка БУЗ ВО «ОДКБ № 2» по вопросу стажа работы, дающего право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности,  ФИО4, в ходе которой установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные страхователем на ФИО4 за 2002-2004гг., 2009год признаны недостоверными и подлежат корректировке.

В связи с выявлением ошибок (несоответствий) в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета Управлением Пенсионного фонда 05.10.2018 в адрес БУЗ ВО «ОДКБ №2» направлено уведомление  об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, которое было получено страхователем 08.10.2018 (подтверждается извещением о доставке).

При этом корректирующие формы индивидуальных сведений в отношении ФИО4 учреждением были представлены 01.11.2018, то есть с нарушением установленного срока.

В указанной связи управлением Пенсионного фонда был составлен акт №5/6 от 10.12.2018 о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и принято решение №5/06 от 23.01.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации  об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым БУЗ ВО «ОДКБ №2» привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в виде штрафа в сумме  1 397,30 руб.  

На основании принятых решений №6/06 от 23.01.2019 и  №5/06 от 23.01.2019  Управлением были направлены в адрес учреждения требования №6/06 от 25.02.2019  и №05/06 от 25.02.2019 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 23.03.2019.

В связи с неисполнением в установленный срок указанных требований Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с БУЗ ВО «ОДКБ №2» финансовых санкций.

В представленном в суд отзыве на данное заявление ответчик ссылается на отсутствие в действиях страхователя состава правонарушения, поскольку полагает, что особый характер работы ФИО3 и ФИО4 документально подтверждены. Кроме того, ответчик в представленных ходатайстве и заявлении указывает на пропуск Управлением Пенсионного фонда срока давности привлечения к ответственности за представление недостоверных сведений за периоды 2002-2015гг., ссылаясь на положения ст. 113 НК РФ. Применительно к вменяемому правонарушению в виде представления недостоверных сведений в отношении ФИО3 за 2016 год ответчик признает правомерность привлечения его ответственности, полагая правомерным взыскание штрафных санкций в размере 1000 руб. (с учетом ходатайства о снижении суммы штрафа за 2016 год  до указанного размера).

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части, при этом суд руководствуется следующим.

В силу ч.17 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно ч.6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) БУЗ "Областная детская клиническая больница N 2" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон №27-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых они уплачивают страховые взносы.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в период нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

 В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально на бумажном носителе не позднее 15-го числа (в форме электронного документа - не позднее 20-го числа) второго календарного месяца представляет о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные данным Законом сведения, в том числе,  о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пп.5 п.2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ).

Частью 3 статьи 17 Федерального закона   N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, который составляет более месяца и за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

Таким образом, из изложенных правовых норм следует, что страхователь обязан представлять органам Пенсионного фонда достоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, соответствующие данным имеющихся у него документов и данным его учета.

Одновременно, судом учтено, что Управлением Пенсионного фонда вменено ответчику совершение правонарушения в виде представления недостоверных сведений персонифицированного учета в части сведений о стаже ФИО3 . за период 2002-2015гг., ФИО4 за 2002-2004гг., 2009год , то есть за нарушения, которые были совершены в 2002-2015 гг. при представлении исходных сведений о страховом стаже.

В силу части 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности). Данная часть введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ и подлежит применению с 01.01.2017.

 При этом в период представления спорных сведений (и, следовательно, на дату совершения вменяемого правонарушения)  вопрос о давности привлечения страхователя к ответственности не был урегулирован в Федеральном законе №27-ФЗ, ввиду чего, применимой нормой являлась статья 113 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая невозможность привлечения к ответственности, если  со дня совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

При этом согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Таким образом, на момент совершения вмененного ответчику правонарушения (2002- 2015гг.) установленный п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ, истек.

Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности решения Управления Пенсионного фонда №5/06 от 23.01.2019 о привлечении БУЗ ВО «ОДКБ №2» к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за представление недостоверных сведений о ФИО4 за 2002-2004гг., 2009год  в виде штрафа в сумме  1 397,30 руб. (то есть, в полном объеме), а также незаконности решения №6/06 от 23.01.2019 в части привлечения БУЗ ВО «ОДКБ №2» к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за представление недостоверных сведений о ФИО3 . за период 2002-2015гг в виде штрафа в сумме  11 511,18 руб. (расчет финансовых санкций – том 1 л.д. 43-44).

На основании изложенного, заявленные Управлением Пенсионного фонда требования о взыскании финансовых санкций в общем размере 12908,48 руб. удовлетворению не подлежат.

Как было указано выше, БУЗ ВО «ОДКБ №2» признает заявленные Управлением Пенсионного фонда требования о взыскании финансовых санкций применительно к вменяемому правонарушению в виде представления недостоверных сведений в отношении ФИО3 за 2016 год, не оспаривая правомерность привлечения к ответственности в данной части, полагая соответствующим характеру и тяжести совершенного нарушения размер штрафа в сумме 1 000 руб. (с учетом ходатайства о снижении суммы штрафа за 2016 год с 1 983,88 руб.  до 1 000 руб.).

По правилам части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.

В соответствии с пунктом 5 вышеуказанной правовой нормы арбитражный суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

О признании иска в части заявлено представителем ответчика, наделенным согласно выданной доверенности от 23.10.2019 правом совершения данного процессуального действия.

Также суд принимает во внимание, что признание страхователем заявленных к нему требований о взыскании финансовых санкций за представление недостоверных сведений в отношении застрахованного лица само по себе не предрешает вопросов, связанных с правами данного застрахованного лица, ввиду чего, не может нарушать права данного лица.

 В силу части 4 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

В указанной связи, рассмотрев заявление БУЗ ВО «ОДКБ №2» о частичном признании иска (заявления о взыскании финансовых санкций), а также ходатайство о снижении размера финансовых санкций за представление недостоверных сведений о страховом стаже в отношении ФИО3 за 2016 год, суд считает заявление о признании заявленных требований в части взыскания финансовых санкций в сумме 1000 руб. подлежащим принятию, а ходатайство о снижении размера штрафа до указанной суммы – подлежащим удовлетворению на основании положений ст. 112, 114 НК РФ, принимая во внимание вид осуществляемой ответчиком деятельности, статус ответчика как бюджетного учреждения, характер признаваемого ответчиком нарушения, поведение ответчика, выражающего согласие с предъявленными требованиями в указанной части.

На основании изложенного, заявленные Управлением Пенсионного фонда  требования подлежат удовлетворению в части взыскания  с бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Областная детская клиническая больница № 2» (ОГРН <***>, ИНН <***>)  финансовых санкций за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2016 год в размере 1000 руб., в остальной части в удовлетворении требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 49, 167-170, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже удовлетворить частично.

Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Областная детская клиническая больница № 2» (ОГРН <***>, ИНН <***>)  финансовые санкции за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2016 год в размере 1000 руб.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  течение месяца после его принятия в Девятнадцатый   арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                    Е.А. Аришонкова