НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Воронежской области от 27.07.2015 № А14-6616/14

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                         Дело №А14-6616/2014

«27» июля 2015г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Домаревой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Водолазской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

сельскохозяйственного производственного кооператива «Воронежский тепличный комбинат» (ОГРН 1023601558562, ИНН 3665022352) г. Воронеж

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области, г. Воронеж

о признании недействительным постановления №09.1/103-с от 30.04.2015 по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании:

от заявителя – Воропаева Н.П., представителя по доверенности от 21.04.2015 №68, паспорт;

 Будкова С.И., представителя по доверенности №45 от 27.02.2013, паспорт,

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области - Самотина Ф.А., представителя по доверенности №1 от 12.01.2015, служебное удостоверение,

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив «Воронежский тепличный комбинат» (далее по тексту – СПК «Воронежский тепличный комбинат», заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области (далее по тексту – административный орган, Управление, заинтересованное лицо) №09.1/103-с от 30.04.2015 по делу об административном правонарушении.

Определением от 18.05.2015 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на «01» июля 2015 года                              на 12 час. 00 мин., дело назначено к судебному разбирательству на «01» июля 2015 года на 12 час. 10 мин.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, предварительное судебное заседание окончено 01.07.2015, в порядке ст. 137 АПК РФ суд перешел к судебному разбирательству в данном судебном заседании.

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебном заседании 20.07.2015 представитель заявителя поддержал заявленное требование, полагал, что в действиях СПК «Воронежский тепличный комбинат» отсутствует состав правонарушения.

Представитель административного органа возражал против удовлетворения требований заявителя, считая, что СПК «Воронежский тепличный комбинат» является субъектом выявленного административного правонарушения, поскольку заявитель является производителем сельскохозяйственной продукции и использует семена в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 20.07.2015 объявлялся перерыв до 27.07.2015. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в сети «Интернет».

Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области от 19.03.2015 №342-р (л.д.10-12) должностными лицами Управления 06.04.2015, 14.04.2015 проведена проверка соблюдения СПК «Воронежский тепличный комбинат» требований законодательства в сфере семенного контроля.

В ходе проверки было установлено отсутствие в СПК «Воронежский тепличный комбинат» шнуровой книги учета семян, в результате чего, как указывает административный орган, сведения о происхождении, количестве и качестве семян, имевшихся и имеющихся в организации, сведения о семенах, которыми засеяны отдельные участки, с указанием их сортов, а также нормы высева семян, данным предприятием не учитываются, что является нарушением правил ведения документации в области семеноводства, а именно: п.1 ч.7 ст.1, п.3 ст.35, ст.39 Федерального закона от 17.12.1997 №149-ФЗ «О семеноводстве» (далее – Закон №149-ФЗ); Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.01.1961 №60, ГОСТ 20081-74 «Семеноводческий процесс сельскохозяйственных культур. Основные понятия», о чем составлен акт от 14.04.2015 №342.

По выявленным фактам, имеющим признаки совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.10.13 КоАП РФ, в  отношении СПК «Воронежский тепличный комбинат» в присутствии директора Шмойлова А.Ф., который выразил свое несогласие с выявленными нарушениями, составлен протокол от 14.04.2015 №09.1/ВН-34 об административном правонарушении.

Постановлением от 30.04.2015 №09.1/103-е в присутствии представителя Будкова С.И. СПК «Воронежский тепличный комбинат» за установленные указанным протоколом нарушения привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.10.13 КоАП РФ в виде предупреждения.

Постановление получено Обществом 30.04.2015.

СПК «Воронежский тепличный комбинат», не согласившись с данным постановлением, 13.05.2015 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. В обоснование заявленных требований заявителя ссылается на отсутствие события административного правонарушения, вменяемого заявителю. При этом процедура привлечения к административной ответственности заявителем не оспаривается.

Изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 23.15 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.10.13 КоАП РФ, рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), его территориальные органы.

Согласно п.3 ч. 2 ст. 23.15 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), их заместители.

Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.15 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 14.04.2015 №09.1/ВН-34 составлен и постановление по делу об административном правонарушении от 30.04.2015 №09.1/103-е вынесено компетентными должностными лицами административного органа, в рамках предоставленных им полномочий.

Установленные ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

Как следует из положений статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 10.13 КоАП РФ нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений либо внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

 Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения по ведению документации в области семеноводства сельскохозяйственных и лесных растений. Предмет правонарушения - информация о нормативно закрепленных качествах семян и растений.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений либо внесении в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян, т.е. нарушение сроков оформления документов о результатах сортового и семенного контроля, проведение иного, а не грунтового сортового контроля оригинальных, элитных, репродукционных семян, поступающих в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным Минсельхозом России; неправильном и (или) с нарушением сроков оформлении официальных документов о качестве семян, результатах их проверки на зараженность карантинными вредителями и т.п. Правонарушение в виде бездействия - неоформление сопроводительных документов с указанием наименования сорта растений каждой партии семян, их происхождения и качества при транспортировке партий семян; невключение в сопроводительные документы данных о возможных негативных последствиях для здоровья человека и окружающей среды партий семян, обработанных химическими и биологическими препаратами, и т.п.

Субъекты правонарушения - граждане, должностные лица Россельхознадзора, юридические лица, аккредитованные на право определения посевных качеств семян сельскохозяйственных растений.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Правовой основой деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля Федеральный закон от 17.12.1997 №149-ФЗ «О семеноводстве». 

Система семеноводства сельскохозяйственных культур представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству оригинальных, элитных (семян элиты) и репродуктивных семян (ст.10 Закона №149-ФЗ).

Доказательств того, что СПК «Воронежский тепличный комбинат» занимается воспроизводством семян, их реализацией или является организацией, аккредитованной на право определения посевных качеств семян сельскохозяйственных растений, и входит в систему семеноводства административным органом не представлено.

Вместе с тем, в силу ч. 5 ст. 205 АПК РФ обязанность по доказыванию возлагается на административный орган.

Таким образом, административным органом не доказано, что СПК «Воронежский тепличный комбинат» является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.10.13 КоАП РФ.

Использование заявителем в своей производственной деятельности семян, как посадочного материала, не влияет на изменение его статуса в целях определения наличия состава административного правонарушения по ст.10.13 КоАП РФ.

Кроме того, согласно оспариваемому постановлению по делу об административном правонарушении административный орган указывает на нарушение  заявителем ст.ст.35, 39 Закона №149-ФЗ, в которых установлены общие требования к проведению сортового контроля и семенного контроля, а также определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области семеноводства. Требования к ведению документации по учету семян указанные административным органом нормы не содержат.

Административный орган в ходе рассмотрения дела, и на это указано в протоколе об административном правонарушении от 14.04.2015 №09.1/ВН-34, указывает, что ведение шнуровой книги учета семян предусмотрено пунктом 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.01.1961 N 60 "Об ответственности за обеспечение колхозов и совхозов семенами".

Пунктом 3 указанного Постановления признается необходимым, чтобы каждый колхоз и совхоз вел специальную шнуровую книгу учета семян (за сургучной печатью), в которой должны производиться записи о количестве и качестве семян, имеющихся в колхозе и совхозе, а также о том, какими семенами засеяны отдельные поля, с указанием сортов, норм высева семян и получаемой урожайности. Ответственность за ведение правильных и своевременных записей в указанных книгах возложена на агрономов и кладовщиков колхозов и совхозов.

Принимая во внимание, что пункт 3 указанного Постановления не носит императивного характера, устанавливающего обязанность колхозов и совхозов вести специальную шнуровую книгу учета семян, является нормой добровольного применения для юридического лица, следовательно, его несоблюдение не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.

Кроме того, доказательств того, что СПК «Воронежский тепличный комбинат» осуществляет деятельность по заготовке семян в целях их дальнейшего применения для выращивания сельскохозяйственных культур, которой занимались колхозы и совхозы, административным органом также не представлено.

При установленных обстоятельствах, у административного органа отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности за совершение вышеуказанного нарушения.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что административным органом не доказано в бездействии СПК «Воронежский тепличный комбинат» состава вмененного административного правонарушения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Вывод административного органа о доказанности состава административного правонарушения не находит своего объективного подтверждения в материалах дела об административном правонарушении доказательствами, соответствующими требованиям КоАП РФ.

На основании изложенного заявленные требования следует удовлетворить, постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области №09.1/103-е по делу об административном правонарушении от 30.04.2015 признать незаконным и отменить.

Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области №09.1/103-е по делу об административном правонарушении от 30.04.2015 о привлечении к административной ответственности сельскохозяйственного производственного кооператива «Воронежский тепличный комбинат» (ОГРН 1023601558562, ИНН 3665022352) г. Воронеж по основаниям ст. 10.13 КоАП РФ в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Воронежской области.

              Судья                                                                                                   В.В.Домарева