АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Воронеж Дело №А14-7255/2023
«04» июля 2023 года
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Соболевой Е.П.,
при ведении протокола помощником судьи Федотовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (ОГРН 1133600001864; ИНН 3664999635), г.Воронеж
к казенному учреждению Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области», г.Воронеж (ОГРН 1053600004853, ИНН 3664062627)
о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, образовавшейся за период с 03.11.2020 по 28.02.2023 в размере 45 145руб. 36 коп,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Павлова Н.Н. – представитель по доверенности №62/2-12/1452 от 19.06.2023 (сроком на 3 года), паспорт, диплом,
установил:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к казенному учреждению Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» (далее – ответчик) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, образовавшейся за период с 03.11.2020 по 28.02.2023 в размере 45 145руб. 36 коп.
В судебное заседании 04.07.2023 представитель истца не явился, суд располагает сведениями о его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие не явившегося ответчика извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании ответчик ходатайствовал о частичном признании иска на сумму 43 567 руб. 78 коп. В отношении удовлетворения остальной части задолженности возражал, ссылаясь на намерение заключить договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 04.07.2023 объявлялся перерыв до 17 час. 30 мин. 04.07.2023.
Из материалов дела следует, что ответчику на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул. Студенческая, д.34, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и не оспорено ответчиком (л.д. 28-96).
Согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 10.10.2013 № 884 «О создании фонда, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (регионального оператора)» Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 №183 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы» вышеперечисленные многоквартирные дома включены в Региональную Программу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, установлены приказами управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области:
- на 2020 год в размере 9,08 рублей (приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 217 от 21.11.2019);
- на 2021 год в размере 9,44 рублей (приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 240 от 26.12.2020);
- на 2022 год в размере 9,82 рублей (приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 11 от 18.01.2022);
- на 2023 год в размере 10,21 рублей (приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 285 от 02.12.2022)
За период с 03.11.2020 по 28.02.2023 ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в общем размере 45 145 руб. 36 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия №3234051 от 22.03.2023 с требованием оплатить задолженность по взносам на капитальный ремонт, оставлена последним без удовлетворения.
Поскольку ответчик, являясь собственником нежилых помещений, находящихся в спорных многоквартирных домах, не исполнил обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в многоквартирном доме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства исковые требования признаны ответчиком частично.
Исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из норм пункта 1 статьи 296 ГК РФ, учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010), в связи с чем учреждение, за которым нежилое помещение в многоквартирном доме закреплено на праве оперативного управления, как законный владелец несет бремя содержания самого помещения, а также общего имущества в доме.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов связанных с оплатой взносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что истец является региональным оператором, в функции которого входит получение от собственников помещений в многоквартирных домах взносов на капитальный ремонт, в том числе в отношении помещения в многоквартирном доме, принадлежащего ответчику на соответствующем праве.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственники помещений в спорных многоквартирных домах, в качестве способа формирования фонда капитального ремонта избрали формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
Поскольку Постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 №183 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы» спорные многоквартирные дома включены в региональную программу капитального ремонта в период с 2014 по 2044 г., то собственники помещений в данных домах обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, ответчик, которому на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение расположенное по адресу: г.Воронеж, ул. Студенческая, д.34, обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт в названных многоквартирных домах.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (статья 310 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что задолженность ответчика перед истцом по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 03.11.2020 по 28.02.2023 не оплачена.
Представленный истцом расчет составлен с применением установленного органом местного самоуправления минимального размера ежемесячного взноса и с учетом площади принадлежащих ответчику помещений, а также с учетом доводов ответчика об истечении срока исковой давности в отношении части заявленной суммы иска.
Довод ответчика о том, что не подлежат удовлетворению требования истца в сумме 3 577 руб. 58 коп. ввиду наличия у ответчика намерения заключить договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта признается судом несостоятельным при отсутствии соответствующего намерения у истца.
Поскольку ответчик доказательств, подтверждающих оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в полном размере не представил, а также не представил доказательств, освобождающих его от исполнения принятого на себя обязательства, суд приходит к выводу, что требование истца о взыскании 45 145 руб. 36 коп.задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в спорных многоквартирных домах за период с 03.11.2020 по 28.02.2023 является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, суд считает заявленное требование о взыскании задолженности в размере 45 145 руб. 36 коп. за период с 03.11.2020 по 28.02.2023 подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статьи 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Ответчик факт существования задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, образовавшейся за период с 03.11.2020 по 28.02.2023 в размере 45 145 руб. 36 коп. документально в порядке части 3.1 статьи 70 АПК РФ не оспорил, доказательств прекращения обязательств в соответствии со статьями 407, 408 ГК РФ, либо обстоятельств, освобождающих его от исполнения обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены принадлежащие ответчику на праве оперативного управления нежилые помещения, суду не представил, исковые требования признал в полном объеме, в связи с чем, исковые требования о взыскании с казенного учреждения Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере 45 145 руб. 36 коп. за период с 03.11.2020 по 28.02.2023 суд считает правомерно заявленными и подлежащими удовлетворению за счет ответчика.
В силу части 3 статьи 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Исходя из содержания п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ №50 от 18.07.2014 «О примирении сторон в арбитражном процессе» самостоятельными результатами примирения сторон, помимо мирового соглашения, могут быть также частичный или полный отказ от иска (ч. 2 ст. 49 Кодекса), его частичное или полное признание (ч. 3 ст. 49 Кодекса), признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела (ст. 70 Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд принимает признание ответчиком требований в полном объеме и не рассматривает спор по существу, поскольку указанное процессуальное действие не противоречит закону, не нарушает прав других лиц.
В силу абзаца 5 части 4 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
В случае признания иска ответчиком и принятия судом этого признания в порядке статьи 49 АПК РФ иск подлежит удовлетворению без рассмотрения дела по существу и оценки имеющихся в деле доказательств.
Учитывая, что представитель ответчика Павлова Н.Н. наделена полномочиями на признание иска, что признание иска ответчиком соответствует действующему законодательству и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, арбитражный суд приходит к выводу о том, признание казенным учреждением Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» задолженности в размере 43 567 руб. 78 коп. следует принять.
В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) заявленные исковые требования (с учетом уточнений) подлежат оплате государственной пошлиной в сумме 2 000 руб.
При принятии искового заявления к производству Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до принятия решения по существу заявленных требований.
Довод ответчика о том, что он освобожден от уплаты государственной пошлины судом отклоняется, поскольку казенное учреждение Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» не относится ни к одной из категорий перечисленных лиц, в отношении которых подпунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ установлены льготы при обращении в арбитражные суды.
При этом, наличие у заявителя статуса казенного учреждения не является, само по себе, основанием для его освобождения от уплаты государственной пошлины по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, поскольку такой субъект может действовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области хозяйственных отношений как учреждение (ст. 120 ГК РФ).
В рассматриваемом случае казенное учреждение Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» выступает не в качестве государственного органа, а как учреждение, действующее от своего имени и в своем интересе.
При таких обстоятельствах Учреждение освобождению от уплаты государственной пошлины не подлежит.
С учетом результатов рассмотрения спора, на основании ст. 110 ГК РФ, а также с учетом частичного признания иска ответчиком, с ответчика в доход федерального бюджета следует взыскать 648 руб. 92 коп. государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 110, 167-171 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с казенного учреждения Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области», г.Воронеж (ОГРН 1053600004853, ИНН 3664062627) в пользу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (ОГРН 1133600001864; ИНН 3664999635) задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, образовавшейся за период с 03.11.2020 по 28.02.2023, в размере 45 145 руб. 36 коп.
Взыскать с казенного учреждения Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области», г.Воронеж (ОГРН 1053600004853, ИНН 3664062627) 648 руб. 92 коп. государственной пошлины в доход федерального бюджета РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца с даты принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Е.П. Соболева