НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Вологодской области от 31.10.2012 № А13-5902/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

08 ноября 2012 года город Вологда Дело № А13-5902/2012


  Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Виноградовой Т.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селезневой Я.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску некоммерческого партнерства Союз собственников жилья «Комфорт» (ОГРН 1033500081218) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1033500037757) о взыскании 24 760 руб. 65 коп. и к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654) о взыскании 40 256 руб. 49 коп.,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальный расчетный центр города Вологды», Управления социальной защиты населения по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области, Департамента социальной защиты населения Вологодской области,

при участии от истца – Мамаевой М.А. по доверенности от 11.01.2012, от ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области – Силинской Л.Х. по доверенности от 26.01.2010, от третьего лица муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальный расчетный центр города Вологды» – Кузнецовой И.В. по доверенности от 12.12.2011, от третьего лица Управления социальной защиты населения по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области – Гуляева А.А. по доверенности от 20.01.2012,

у с т а н о в и л :

некоммерческое партнерство Союз собственников жилья «Комфорт» (далее – истец, НП ССЖ «Комфорт») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области (далее – УФК по ВО) о взыскании 54 634 руб. 26 коп., к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (Департамент финансов области) о взыскании 40 256 руб. 49 коп. в возмещение расходов, связанных с представлением льгот.

В обоснование исковых требований истец ссылается уступленное ему управляющей компанией – обществом с ограниченной ответственностью «Комфорт» – право требовать возмещения льгот за счет соответствующих бюджетов на предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 30%-50% от их стоимости в соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – Вологодской области.

Ответчик Минфин РФ в представленном отзыве с исковыми требованиями не согласен, указал, что для реализации данных льгот выделил из федерального бюджета достаточное количество денежных средств субъекту РФ – Вологодской области в соответствии с её заявками, расчеты на региональном уровне произведены в полном объеме, задолженности за 2009-2010 годы по отчетам не числится. Полагает, что имеются виновные действия со стороны ООО «Комфорт», которое, получив от уполномоченных государственных органов не согласованные реестры льготников из-за ошибок в них, своевременно не устранило все замечания и не приняло меры по повторному возмещению своих расходов. В иске просил отказать.

Ответчик Департамент финансов области в отзыве указал, что не ограничивал уполномоченный им орган Департамент труда и социального развития области в средствах бюджета на возмещение предусмотренных законодательством Вологодской области льгот отдельным категориям граждан. Полагает, что истец обязан был соблюсти надлежащим образом положения разработанных Порядков предоставления мер социальной поддержки граждан-льготников, представив реестры, счета-фактуры и списки граждан. Своей вины в не возмещении расходов за счет средств областного бюджета не усматривал. В отношении льгот, финансируемых за счет федерального бюджета, указал, что все остатки нераспределенных в 2009 году и 2010 годах целевых средств, были возвращены в федеральный бюджет, иных остатков нераспределенных средств в бюджете области не имеется.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение «Жилищно-коммунальный расчетный центр города Вологды» (далее – МКУ «ЖКРЦ города Вологды»), Управление социальной защиты населения по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области (далее – Управление соцзащиты населения по городу Вологде), Департамент социальной защиты населения Вологодской области (далее – Департамент соцзащиты населения области).

Третье лицо – Департамент социальной защиты населения области – в отзыве указал, что с января 2009 года по апрель 2010 года исполнил в полном объеме свои обязанности по возмещению льготопредоставляющим организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных расходов отдельным категориям граждан, установленных федеральными и областными законами. Все согласованные реестры были компенсированы своевременно, остатков нераспределенных денежных средств бюджетов обоих уровней у него не имеется.

Третье лицо – МКУ «ЖКРЦ города Вологды» в отзыве полагает обоснованным заявленный истцом иск. Указало, что в соответствии с законодательством и заключенным с ООО «Комфорт» договором производило расчет компенсаций по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, составляло реестры и отчеты на компенсацию затрат, а также списки граждан-получателей льгот, затем направляло их в уполномоченный орган. Часть реестров не была согласована Управлением соцзащиты населения по городу Вологде.

Третье лицо Управление соцзащиты населения по городу Вологде в отзыве на иск указало, что было уполномоченным органом по проверке обоснованности предъявленных к возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот. В силу своих полномочий Управление проводило проверку поступающих от МКУ «ЖКРЦ города Вологды» документов и часть реестров по ООО «Комфорт» в 2009 и 2010 годах были возвращены без возмещения расходов по причине несовпадения адресов граждан-льготников с единой базой данных. Полагает, что в 2012 году возмещать расходы за прошедшие годы у него нет ни правовых оснований, ни бюджетных средств.

В судебном заседании представитель истца уменьшил исковые требования к Российской Федерации до 24 760 руб. 65 коп., иск к Вологодской области поддержал в прежнем размере 40 256 руб. 49 коп.

Судом уменьшение иска принято.

В судебное заседание ответчик – Департамент финансов области и третье лицо – Департамент соцзащиты населения области не явились, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель Минфина РФ поддержал ранее изложенную в отзыве правовую позицию об отсутствии виновных действий с его стороны в образовании у истца убытков.

Представитель МКУ «ЖКРЦ города Вологды» в судебном заседании подтвердил правильность начислений и понесенных истцом расходов по предоставлению льгот.

Представитель третьего лица Управление соцзащиты населения по городу Вологде поддержал позицию, изложенную в отзыве и дополнении к нему.

Заслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования НП ССЖ «Комфорт» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в 2009-2010 годах на обслуживании НП ССЖ «Комфорт», как управляющей компании, находились многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Вологда, ул. Болонина, д. 1, ул. Прядильщиков, д. 9, ул. Московская, д. 5, ул. К. Маркса, д. 72Б, в которых проживали граждане, имеющие право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по категориям «Ветеран боевых действий», «Инвалид», «Многодетная семья», «Ветеран труда», «Граждане, пострадавшие от радиации» и «Участник вооруженных конфликтов».

Предоставление данных льгот предусмотрено как федеральным законодательством, в частности: Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах), Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее – Закон о социальной защите инвалидов), Федеральным законом от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон о социальной защите граждан, пострадавших от радиации), так и законодательством субъекта РФ Вологодской области, а именно: Законом Вологодской области от 01.06.2005 № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее – Закон № 1285-ОЗ), Законом Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (далее – Закон № 982-ОЗ).

Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов, статьями 14-19, 21 Закона о ветеранах, статьей 14 Закона о социальной защите граждан, пострадавших от радиации, предусмотрены меры социальной поддержки граждан, отнесенных к категориям «Инвалид», «Ветеран боевых действий» и «Граждане, пострадавшие от радиации» в форме ежемесячной оплаты в размере 50% жилой площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных квартирах, а также коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).

Пунктами 2 и 3 части первой статьи 3 Закона № 1285-ОЗ предусмотрены меры социальной поддержки категориям граждан «Ветеран труда» в форме ежемесячной оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной нормативным правовым актом области, ежемесячной оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 14.1 Закона № 982-ОЗ гражданам, имеющим статус «Многодетная семья», предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной оплаты в размере 30 процентов коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, утверждаемых органами государственной власти области, органами местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством).

Статьей 4 Закона о социальной защите инвалидов, статьей 10 Закона о ветеранах, статьей 5 Закона о социальной защите граждан, пострадавших от радиации, финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки категорий граждан «Инвалид», «Ветеран боевых действий» и «Граждане, пострадавшие от радиации» осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Данными законами также предусмотрено, что порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ, но при этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Статьей 10 Закона № 1285-ОЗ, статьей 8 Закона № 982-ОЗ финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки граждан по категориям «Ветеран труда» и «Многодетная семья» осуществляется за счет областного бюджета. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки и их финансирование определяются Правительством Вологодской области.

На уровне субъекта РФ – Вологодской области принято постановление Правительства Вологодской области от 17.01.2005 № 41 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг», которым также утверждены Правила расходования и учета средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидам и Порядок сверки списков граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидам.

Согласно данным Правилам Департаменту труда и социального развития области предписано распределять субвенции, поступающие из Федерального фонда компенсаций, органам местного самоуправления муниципальных районов, городского округа «Город Череповец» и Управлению труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда».

Расходование выделенных денежных средств осуществлялось:

- органами местного самоуправления муниципальных районов области, городского округа "Город Череповец", осуществляющими отдельные государственные полномочия в сфере труда и социального развития, и управлением труда и социального развития по муниципальному образованию "Город Вологда" Вологодской области (далее – уполномоченные органы) на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, в соответствии с заключенными договорами с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги гражданам (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др.), а также на обеспечение деятельности уполномоченных органов, связанной с возмещением указанных расходов;

- Департаментом труда и социального развития области на выплату ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в соответствии с настоящими Правилами путем перечисления денежных средств на счета организаций, производящих выплату и их доставку (кредитные учреждения, организации федеральной почтовой связи) гражданам.

Данными Правилами предусмотрено, что организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, ежемесячно заполняют реестр (по форме приложения 1 к настоящим Правилам) на возмещение затрат по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в разрезе жилищно-коммунальных услуг, согласовывают с уполномоченными органами (далее - уполномоченный орган) список получателей мер социальной поддержки, внесенных в регистр лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета, а также граждан, которым законодательством не предусмотрена ежемесячная денежная выплата, но предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

После сверки списков граждан уполномоченный орган обязан был возвратить списки граждан, прошедших согласование, и списки граждан, не прошедших согласование, с обязательным указанием причины, а для снятых с учета и даты снятия.

Уполномоченные органы обязаны были возмещать расходы организациям за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в соответствии со списком граждан, согласованным в уполномоченных органах.

Практически аналогичный порядок возмещения расходов льготопредоставляющих организаций был предусмотрен и областным законодательством для реализации положений областных Законов № 1285-ОЗ и 982-ОЗ.

Судом установлено, что для реализации указанных выше порядков возмещения расходов ООО «Комфорт» заключило с Управлением труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда», в данный момент сменившим наименование на Управление социальной защиты населения по муниципальному образованию «Город Вологда», договоры на 2009 год: № 121о-ЛС и №121ф-ЛС от 17.02.2009, договоры на 2010 год: № 125-о и № 125-ф от 08.02.2010.

Кроме того, с МКУ «ЖКРЦ города Вологды» Общество заключило договор № 37 от 14.07.2009 на оказание информационных услуг.

Общество предоставляло ежемесячно в 2009-2010 годах в МКУ «ЖКРЦ города Вологды» сведения о гражданах, имеющих право на получение мер социальной поддержки, а МКУ «ЖКРЦ города Вологды», исполняя обязательства по договору, обладая при этом единой электронной базой граждан-льготников, зарегистрированных по городу Вологде, и электронной программой, производящей расчет коммунальных платежей по видам льгот, осуществляло ежемесячно расчет суммы компенсаций по предоставлению мер социальной поддержки, составляло пофамильные списки граждан – получателей мер социальной поддержки, счета-фактуры на компенсацию льгот и направляло их для согласования в Управление труда и социального развития.

Таким образом, судом установлено, что с января 2009 по апрель 2010 года включительно НП ССЖ «Комфорт» при взимании с граждан платы за жилье и коммунальные услуги учитывало установленные указанными выше федеральными и областными законами льготы по оплате 30% и 50%.

При этом, Управлением были признаны не надлежаще оформленными по тем или иным причинам часть документов на возмещение льгот.

Поскольку сами реестры с включенными в них данными в том виде, каком они были изначально поданы в Управление, не сохранились, поэтому определить кто был не прав, либо истец и МКУ «ЖКРЦ города Вологды» при формировании документов, либо Управление, не обоснованно не согласовав их, суду не представилось возможным.

Поэтому судом было предложено истцу представить списки этих граждан с разбивкой по месяцам и видам льгот, а также с суммами, подлежащими компенсации по федеральному и областному бюджетам, а также представить доказательства о наличии у граждан статусов «Инвалид», «Ветеран боевых действий», «Граждане, пострадавшие от радиации», «Ветеран труда» и «Многодетная семья».

МКУ «ЖКРЦ города Вологды» судом было предложено провести проверку правильности начислений в представленных истцом документах и представить свои данные, которые были предъявлены на возмещение Управлению в 2009-2010 годах.

Управлению было предложено представить доказательства оплаты заявленных истцом к возмещению расходов в связи с предоставлением льгот в течение 2009-2010 годов, сверить списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, с единой базой данных по городу Вологде.

В ходе судебного разбирательства после проверки иными участниками процесса правильности начислений истца по видам жилищно-коммунальных услуг, предоставленным гражданам-льготникам, а также представления Управлением доказательств по возмещению части заявленных истцом расходов, истец уменьшил исковые требования к Российской Федерации до 24 760 руб. 65 коп., исковые требования к Вологодской области оставил прежними в сумме 40 256 руб. 49 коп.

Управление, проверив представленные истцом списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, подтвердило, что указанные граждане состоят в базе данных по указанной истцом категории льгот.

Судом также установлено, что на момент подачи иска все расчеты по возмещению расходов за 2009-2010 годы за счет средств федерального и областного бюджета, связанные с предоставлением данных льгот, завершены. Департамент труда и соцразвития области возвратил все неиспользованные бюджетные средства в Фонд компенсаций. Вологодская область отчиталась об использовании средств федерального бюджета за эти годы, сдав соответствующие отчеты. Остатки нераспределенных денежных средств из Фонда компенсаций ни у самой Вологодской области, ни у её уполномоченных на возмещение расходов органов, не имеется.

Таким образом, возмещение расходов истца иным способом защиты права, кроме как их взыскание за счет соответствующих бюджетов на основании судебного акта, не возможно.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Поскольку обязанность истца предоставлять гражданам данные льготы, предусмотрена федеральными и областными законами, и именно федеральный и областной бюджеты являются источниками финансирования этих льгот, то суд считает, что выбранный истцом способ защиты нарушенного права – взыскание убытков (расходов), является единственно возможным, поэтому суд не вправе отказать истцу в судебной защите.

На момент вынесения решения понесенные истцом расходы по предоставлению льгот документально подтверждены, выявленные в ходе судебного разбирательства факты частичного возмещения Управлением расходов исправлены истцом путем уменьшения суммы иска.

При этом суд полагает достаточными доказательствами, подтверждающими размер убытков, предоставленные истцом извещения (квитанции) о начислениях платы за жилое помещение и коммунальные услуги в льготном размере с применением 30% и 50% скидки; лицевые счета квартиросъемщиков со сведениями о фактически проживающих гражданах; копии листов из журнала регистрации граждан по месту жительства с отметками Отдела УФМС России по Вологодской области о дате постановки на регистрационный учет; сопроводительные письма о направлении реестров и списков граждан для согласования в Управление с отметками о принятии этих документов. Примененные истцом тарифы (плата) за жилье и коммунальные услуги не превышают установленный на законодательном уровне в городе Вологде размер.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает обоснованными по праву и размеру и подлежащими удовлетворению в полном объеме заявленные истцом исковые требования.

При удовлетворении исковых требований расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчиков по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для применения положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины, у суда не имеется, поскольку суд в данном случае распределяет уже понесенные стороной судебные расходы, которые по общему правилу, предусмотренному статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на проигравшую сторону.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л :

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу некоммерческого партнерства Союз собственников жилья «Комфорт» 24 760 руб. 65 коп. в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, и 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области в пользу некоммерческого партнерства Союз собственников жилья «Комфорт» 40 256 руб. 49 коп. в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, и 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить некоммерческому партнерству Союз собственников жилья «Комфорт» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 185 руб. 37 коп., уплаченную по платежному поручению № 487 от 25 июня 2012 года на сумму 389 руб. 37 коп.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия судебного акта.

Судья Т.Б.Виноградова