Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. ВолгоградДело № А12-21329/2021
24 сентября 2021 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Костровой Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании финансовых санкций в размере 4000 рублей
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» о взыскании финансовых санкций в размере 4000 рублей.
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Рассмотрев материалы дела, суд полагает, что заявления подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию ежемесячно исчисляются работодателем отдельно в отношении каждого застрахованного лица (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ)).
Одновременно с перечислением данных страховых взносов работодатель формирует реестр застрахованных лиц (ч. 4 ст. 9 Закона N 56-ФЗ).
Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачивались взносы работодателя (в случае их уплаты). Форма реестра застрахованных лиц и порядок его представления утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации (ч. 6 ст. 9 Закона N 56-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона N 56-ФЗ Постановлением Правления ПФР 09.06.2016 N 482п утверждена форма ДСВ-3 "Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя".
Страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Закона N 56-ФЗ (п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ)).
Таким образом, представление страхователями (организациями) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя по форме ДСВ-3, предусмотрено именно п. 2.1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Частью 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. п. 2 - 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме ДСВ-3 страхователь может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела усматривается, что страхователь представил отчет по форме ДСВ-3 за 4 квартал 2019 года в отношении 8 застрахованных лиц с нарушением срока, установленного законодательством - 23.01.2020.
Сумма штрафа составляет 4 000 (четыре тысячи) рублей.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен Акт от 12.11.2020 года № 044S18200000923 9 и вынесено Решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.12.2020 года № 044S19200009693.
Страхователю по телекоммуникационным каналам связи направлено требование об уплате финансовых санкций от 21.01.2021 года № 044S01210000368 на сумм 4 000 (четыре тысячи) рублей. Срок для добровольной уплаты по требованию - 13.02.2021 года.
По истечении указанного срока, сумма штрафных санкций страхователем не уплачена.
В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
16.06.2021 Арбитражным судом Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» финансовых санкций в размере 4 000 рублей.
18.06.2021 вышеуказанный судебный приказ отменён в связи с поступившими от ответчика возражениями.
Согласно ч. 4 ст. 229.5 АПК РФ судебный приказ подлежит отмене в случае поступления в установленный срок возражений относительно его исполнения.
Требования заявителя суд находит обоснованными. Факт нарушения ответчиком срока представления ДСВ-3 за 2019 год подтверждается материалами дела, диспансером не оспаривается.
Вместе с тем, суд полагает, что размер начисленного штрафа подлежит снижению с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания, поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба.
В преамбуле Закона № 27-ФЗ указано, что данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. В соответствии со статьей 2 того же Закона правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 № 213-Ф3, от 03.12.2012 № 243-Ф3) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулировались до 01.01.2017 года Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», если иное не предусматривалось настоящим Федеральным законом.
С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть третья в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ).
Информационным письмом от 11.08.2004 № 79 Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации разъяснил, что к правоотношениям, связанным с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, применимы, в частности положения главы 15 НК РФ «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений».
Следовательно, при решении вопроса о снижении размера штрафных санкций в данной ситуации арбитражный суд вправе применить нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положения ст.ст.112 и 114 НК РФ.
В силу п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. При этом положения указанной статьи не содержат исчерпывающего перечня таких обстоятельств. Отнесение тех или иных обстоятельств к смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельствам с учетом общественной опасности совершенного налогового правонарушения, наступивших последствий, входит в правомочия суда.
В соответствии с п.1 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности правонарушителя, но не мерой государственного принуждения, не карой за совершенное нарушение закона и не наказанием (в отличие от уголовного законодательства – глава 9 УК РФ), не преследует цели перевоспитания виновного.
Согласно п.3 ст.114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения. При этом кратность снижения санкций не поставлена законодателем в зависимость от количества выявленных смягчающих обстоятельств по делу.
В соответствии с п.4 ст.112 Налогового кодекса РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В силу положений ст. 114 НК РФ орган, принимающий решение о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности, не органичен в праве на применение положений ст. 112 НК РФ и без заявления об этом со стороны налогоплательщика.
Суд отмечает, что назначенный штраф несоразмерен характеру и тяжести совершенного правонарушения, не отвечает требованиям вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов соразмерности и справедливости наказания и мог бы быть снижен, учитывая, что диспансер ранее в аналогичной ответственности не привлекался, выявленное нарушение было ответчиком исправлено, пусть и с нарушением установленных сроков, срок представления сведений в Центр пропущен незначительно.
Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения, с учетом статуса ответчика, суд полагает, что назначенный штраф не отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, подлежит снижению до 500 руб.
С учетом частичного удовлетворения иска с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 444 руб.
Руководствуясь статьями 216, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области удовлетворить в части.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» (400006, <...>, ОГРН<***>, дата присвоения ОГРН11.12.2002, ИНН<***>) в пользу государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области (400001, <...>, ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН 23.05.2017, ИНН <***>) финансовые санкции по требованию от 21.01.2021 № 044S01210000368 на сумму 500 рублей.
Реквизиты для перечисления суммы долга: ИНН <***> КПП 344501001
УФК по Волгоградской области (ОПФР по Волгоградской области), счет получателя: 03100643000000012900, банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАД БАНКА РОССИИ//УФК по Волгоградской области г. Волгоград, БИК банка получателя: 011806101; Счет банка получателя: 40102810445370000021; Код ОКТМО: 18701000 КБК 39211607090060000140.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.
Судья Л.В. Кострова