НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Волгоградской области от 11.06.2014 № А12-10394/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 факс: (8442)24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Волгоград

« 11 » июня 2014 года Дело № А12-10394/2014

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. рассмотрев в порядке упрощенного производства дело № А12-10394/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЕВА» (ИНН 3435112040, ОГРН 11134350112) к министерству промышленности и торговли Волгоградской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЕВА» (далее ООО «ЕВА», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит в соответствии со статьей 2.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Постановление №35 заместителя министра - начальника департамента регулирования торговой деятельности министерства промышленности и Торговли Волгоградской области Крылковой С.А. от «28» марта 2014 года по делу об административном правонарушении и о привлечении ООО «ЕВА» к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей отменить.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявлено.

К установленному судом сроку от министерства промышленности и торговли Волгоградской области (далее Министерство, административный орган) представлен отзыв на заявление, а также копии материалов административного дела. Отзыв с копиями материалов административного дела судом рассмотрены и приобщены к материалам дела.

Как усматривается из представленных по делу документов, ООО «ЕВА» в процессе осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции допущено административное правонарушение, выразившееся в непредставлении в установленный законодательством срок до 20.01.2014 года декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2013 года (приложение № 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 года № 815) в министерство промышленности и торговли Волгоградской области. Обществом в административный орган было представлено объяснение (Вх.№сз-3728 от 06.06.2013г.), согласно которому искажение данных декларации произошло по причине технической ошибки. Данный довод Общество поддержало и в своем заявлении при обращении в суд.

Событие совершенного Обществом правонарушения заключается в том, что Общество не представило в установленный законодательством срок декларацию розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2013 года.

Фактически декларация представлена 21.01.2014.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.13 КоАП РФ административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 19 февраля 2014 г. №365 в присутствии директора ООО «ЕВА» Еременко Веры Анатольевны.

Права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены Еременко В.А.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 28.03.2014г. общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей. Дело рассмотрено при участии директора ООО «ЕВА» Еременко Веры Анатольевны.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд. При этом, не оспаривая фактов совершенного правонарушения, заявитель просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, ссылаясь на то, что просроченная обязанность представления деклараций в Министерство составляет всего один день, что исключает существенную угрозу охраняемым общественным интересам. Кроме этого, общество указывает, что организация имела только одно подразделение (вино-водочный отдел в продовольственном магазине) в течении всего периода деятельности представляла декларации вовремя, к административной ответственности раннее не привлекалась. Выручка от данной деятельности (розничная торговля алкогольной продукцией) в период с 22.01.2013 года по 31.12.2013 года составила 758851 руб.50 коп. налоги за тот же период составили 24604 руб., деятельность была убыточной и было принято решение о закрытии подразделения по окончании срока действия лицензии т.е. 22.01.2014 года, подразделение было закрыто (закрытие происходило 19-20.01.2014,что и стало причиной не надлежащего контроля за сроком сдачи декларации), в контролирующий орган сдана лицензия, подана декларация за январь2014 года, уплачены налоги. В данное время ООО «ЕВА» деятельности не ведет. Таким образом штраф в сумме 50000(пятьдесят тысяч) рублей, который оказался даже больше, чем налог за одиннадцать месяцев 2013года, для ООО «ЕВА» является неподъемным бременем и ведет к полному банкротству. Учитывая незначительность просрочки, в соответствии с требованиями законодательства на дату рассмотрения дела, 1 рабочий день, а также и то, что обществом были приняты внутренние организационные меры, направленные на скорейшее устранение выявленных нарушений, данное несвоевременное представление декларации не носит злого умысла, не представляет угрозы охраняемым общественным отношениям и не влечёт угрозу причинения вреда личности, обществу, государству.

В соответствии с представленным отзывом Министерство указывает, что при производстве по делу об административном правонарушении (постановление №35 от 28.03.2014) в отношении ООО «ЕВА» факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, вина общества подтверждается протоколом об административном правонарушении от 19.02.2014 № 365, другими материалами дела, довод заявителя о малозначительности вменяемого административного правонарушения является необоснованным и не применимым к данном сфере правоотношений.

Рассмотрев представленные материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Оспариваемое постановление получено заявителем 28 марта 2014 года, о чем свидетельствует отметка в постановлении, тогда как заявление в суд по настоящему делу направлено им уже 01 апреля 2014 года, то есть без пропуска срока.

На основании абзаца первого пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно требованиям Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в редакции постановления Правительства РФ от 15.11.2013 № 1024, вступивших в законную силу 01.01.2014 (далее – Правила), организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации согласно приложениям №№ 3 и 6 ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Пункт 1 Правил устанавливает порядок представления деклараций, в том числе и об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции, а также об объеме розничной продажи пива и пивных напитков.

Декларации, указанные в пункте 1 Правил, представляют, также и организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (подпункт "а" пункта 2 Правил).

В соответствии с пунктами 13 и 14 Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 11, и организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков по форме согласно приложению № 12.

Пункт 15 Правил устанавливает срок представления деклараций - ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно пункту 19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).

Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, общество обязано представлять декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Декларации за 4 квартал 2013 г. должны были быть представлены не позднее 20.01.2014.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что общество представило декларацию по форме № 11 за 4 квартал 2013 г. в электронной форме 21.01.2014, в связи с чем административным органом сделан вывод о наличии в действиях общества административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 365-ФЗ) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Вопрос наличия в действиях заявителя вины устанавливался управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Как следует из оспариваемого постановления, вина ООО «ЕВА» заключается в том, что ООО «ЕВА» имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом № 171-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации № 815, Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 года № 198 "О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", но ООО «ЕВА» все зависящие от него меры по их соблюдению приняты не были.

Таким образом, ООО «ЕВА» нарушены положения ст. 14, ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 года № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 года № 198 «О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей». Факт нарушения подтверждается:протоколом по делу об административном правонарушении от 19.02.2014№ 365;скрин-шотом протокола загрузки деклараций на втоматизированную

информационную систему Волгоградской области "Декларирование"; объяснением ООО «ЕВА».

Суд не находит оснований для переоценки выводов административного органа в части признания действий заявителя виновными.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 названного Постановления указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных и определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, характер и крайне незначительная степень социально-общественной опасности конкретного деяния не позволяют говорить о наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

Напротив, привлечение общества к административной ответственности означало бы неполную реализацию ее принципов и умаление ее целей. Справедливость и целесообразность юридической ответственности не были бы соблюдены, а достижение частной превенции не могло бы рассматриваться как безусловное, поскольку предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем во многом обусловлено адекватностью санкций, ранее к нему примененных. Суд считает, что составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьёй 3.1 КоАП РФ. Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.

Суд, исследовав материалы дела, в соответствии с требованиями, содержащимися в статьях 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Конституции РФ и Европейской конвенции от 20.03.1952 г. о разумном балансе публичного и частного интересов, учитывая, что при рассмотрении дела, не выявлено вредных последствий совершенного административного правонарушения, а также существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд пришел к выводу о возможности квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного, поскольку в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства. Декларация была представлена обществом самостоятельно с нарушением установленного срока на один день.

Вместе с тем, указанное обстоятельство не освобождает заявителя от необходимости организации в будущем внутреннего контроля и самоконтроля, подразумевающих представление отчетности в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2012 г. № 815.

В силу пункта 17 постановления от 02.06.2004 года № 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления обществом подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 228 и 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление министерства промышленности и торговли Волгоградской области № 35 от «28» марта 2014 года по делу об административном правонарушении и о привлечении ООО «ЕВА» к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в связи с малозначительностью совершенного обществом с ограниченной ответственностью «ЕВА» административного правонарушения, и руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, ограничиться устным замечанием.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЕВА» по статье 15.13 КоАП РФ прекратить.

Возвратить из федерального бюджета плательщику – Еременко Вере Анатольевне излишне уплаченную государственную пошлину по чек-ордеру от 31.03.2014 в размере 2 000 руб., выдав справку.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Н.В. Стрельникова