АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Волгоград «14» мая 2007 года
Дело№ А12-3152/07-С36
Резолютивная часть решения оглашена 08.05.2007 В полном объеме решение изготовлено 14.05.2007
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Селезнёва И.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Селезнёвым И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя
Креховой Нелли Вячеславовны (заявитель налогоплательщик) о признании незаконным
ненормативного акта межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области (ответчик,
налоговый орган), и о возложении на ответчика обязанности по возврату суммы страховых
взносов в размере 1032 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя -Крехова Н.В., индивидуальный предприниматель
от ответчика - Соляник Н.Н., государственный налоговый инспектор, доверенность от
12.03.2007
Индивидуальный предприниматель Крехова Нелля Вячеславовна уточняя в порядке 49 АПК РФ ранее завяленные требования просит арбитражный суд Волгоградской области признать незаконным отказ межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области, оформленный письмом от 30.01.2007 №10-41/3/10327, возвратить излишне уплаченные страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 18210202040061000160) в размере 1032 руб. и возложить на ответчика обязанность по возврату спорной суммы страховых взносов
Заявленные требования основаны на предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) праве налогоплательщика на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных налогов. Данное право, по мнению заявителя, в полном объеме распространяется на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
Как видно из материалов дела, у индивидуального предпринимателя Креховой Нелли Вячеславовны, имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, зачисляемого на выплату накопительной части пенсионного страхования (КБК 18210202040061000160) в размере 1032 руб.
25.01.2007 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 1032 руб., на что письмом межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области от 30.01.2007 №10-41/3/10327 было отказано в связи с отсутствием у страховых взносов признаков налога.
Данный отказ является незаконным, а заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон №167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются
1
■■■■?
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Закона №167-ФЗ).
Указанным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 НК РФ.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, довод налогового органа о том, что у него отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам НК РФ, является неправомерным.
Данный вывод не противоречит судебной практике, что подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 №4240/06.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет «предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки, либо возврату налогоплательщику по его заявлению.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в
государственные внебюджетные фонды.
При этом указанная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Ссылка налогового органа на пункт 1 статьи 13 Закона №167-ФЗ, в котором предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, является необоснованной, так как указанная норма не относится к предмету рассматриваемых правоотношений.
Изменения, которые внесены в пункт 13 статьи 78 НК РФ Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ об исключении полномочий органов государственных внебюджетных фондов по осуществлению контроля за уплатой налогов и сборов также не повлияли на обязанность налоговых органов осуществлять зачет либо возврат излишне уплаченных страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суд установил, что у индивидуального предпринимателя Креховой Нелли Вячеславовны имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии в виде фиксированного платежа (КБК 18210202040061000160) в размере 1032 руб., за возвратом которой заявитель обратился в налоговый орган. Факт наличия переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ответчик не отрицает.
Статья 21 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. В соответствии со статьей 22 НК РФ, права налогоплательщиков, предоставленные им законодательством о налогах и сборах, обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налогового органа.
Обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных сумм налогов предусмотрена подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ.
Поскольку заявитель имел право на возврат излишне уплаченных страховых взносов, налоговый орган был обязан удовлетворить его заявление.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, которые подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд при разрешении спора об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, в резолютивной части решения указывает на обязанность соответствующих государственных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что отказ межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области оформленный письмом от 30.01.2007 №10-41/3/10327 подлежит признанию незаконным, требование заявителя о возложении на межрайонную ИФНС России №9 по Волгоградской области обязанности по возврату спорной суммы так же подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 №137-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи НО АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как со стороны по делу.
3
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства и, руководствуясь статьей 78 НК РФ, главой 20 и статьей 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным отказ межрайонной
ИФНС России №9 по Волгоградской области, оформленный письмом от 30.01.2007 №10-
41/3/10327, в возврате индивидуальному предпринимателю Креховой Нелли Вячеславовне
суммы излишне уплаченных страховых взносов.
2. Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области устранить
допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя
Креховой Нелли Вячеславовны путем возврата излишне уплаченных страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой
пенсии в виде фиксированного платежа (КБК 18210202040061000160) в размере 1032 руб.
3. Взыскать с межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области в пользу
индивидуального предпринимателя Креховой Нелли Вячеславовны судебные расходы в
виде оплаченной государственной пошлины в размере 500 руб.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок
со дня вынесения.
Судья И.В.Селезнёв