Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
«07» апреля 2022 года | Дело № А12-3521/2022 |
Резолютивная часть решения оглашена 07 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пантелеевой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Текутовой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Афина-Продукт» (404143, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, поселок Колхозная Ахтуба, домик 1, примерно 2 км на восток, ОГРН: 1063460032580, ИНН: 3445079956) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (400094, Волгоградская область, город Волгоград, улица 51-й Гвардейской, 38, ОГРН: 1043400306223, ИНН: 3443077223) о признании решения незаконным, обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Афина-Продукт» - директор Самодуров Ю.Е.,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда – представитель Кузьмина Н.А., по доверенности от 30.12.2021 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Афина-Продукт» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества от 30.12.2021 года, обязать регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Афина-Продукт»
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда считает заявленные требования необоснованными, просит в удовлетворении заявления отказать, свои возражения изложил в письменном отзыве.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, оценив фактические обстоятельства, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).
Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, предусмотрена обязанность юридического лица в течение семи рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица предусмотрен п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ.
23.12.2021 в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации внесения изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «Афина - Продукт» (вх. №4320015А): Заявление по форме Р13014; протокол №3 внеочередного общего собрания участников от 23.12.2021; изменения в устав общества относительно место нахождения; договор аренды от 20.09.2021; акт приема - передачи к договору от 20.09.2021; выписка из ЕГРН.
Указанные документы направлены по каналам связи. Расписка сформирована с учетом сведений, содержащихся в заявке с документами, поданными в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Заявителем является Самодуров Ю.Е. Номер заявки - U021122318877071.
Заявителем при государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица ООО «Афина - Продукт» указан адрес: 404143. Волгоградская обл., Среднеахтубинский p-он., примерно 2 км. от п. Колхозная Ахтуба по направлению на восток.
В соответствии с пп. «в» п.1 ст. 5 Закона №129-ФЗ, в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
При осуществлении функций по государственной регистрации на регистрирующий орган возложена обязанность при принятии решения по проведению мероприятий, направленных на установление факта наличия, либо отсутствия, предусмотренных ст. 23 Закона №129-ФЗ, оснований для отказа в государственной регистрации, то есть по проверке тех данных, недостоверность которых может явиться основанием для отказа в государственной регистрации.
В рамках проведения проверочных мероприятий регистрирующим органом установлено, что заявленный для государственной регистрации адрес 404143, Волгоградская обл., Среднеахтубинский p-он., примерно 2 км. от п. Колхозная Ахтуба по направлению на восток - отсутствует в реестре Федеральной информационной адресной системе (ФИАС').
По результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов, 30.12.2021 регистрирующим органом в соответствии с пп. «а» и «ц» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что адрес местонахождения общества не выдуман, а является адресом объекта недвижимости, указанного в выписке из ЕГРН, также Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области зарегистрирован договор аренды указанного объекта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 21 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ адрес объекта недвижимости (при его наличии) относиться к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вноситься в кадастр недвижимости либо в заявительном порядке, либо в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Как указано в части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 32 Закона N 218-ФЗ оператор федеральной информационной адресной системы, осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в ЕГРН.
Как усматривается из материалов дела, объекту недвижимости с кадастровым номером 34:28:150006:2556 на момент обращения истца в налоговый орган с заявлением об изменении места нахождения юридического лица, адрес не присвоен.
В выписке из ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером 34:28:150006:2556 содержатся сведения относительно местоположения (Волгоградская обл., Среднеахтубинский p-он., примерно 2 км. от п. Колхозная Ахтуба по направлению на восток), а не адреса объекта.
В соответствии с пп. «в» п.1 ст. 5 Закона №129-ФЗ, в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Учитывая, что в рассматриваемом случае местонахождение объекта недвижимости не является адресом объекта, налоговый орган обоснованно вынес оспариваемое решение.
Наряду с этим, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 8 Закона N 44Э-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 443-Ф3) содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой в том числе в форме открытых данных. Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
Объекту недвижимости, указанному в заявлении о государственной регистрации ООО «Афина - Продукт», принадлежащему на праве собственности арендодателю ИП Скороходову Вадиму Сергеевичу, не присвоен почтовый адрес, что исключает возможность связи с юридическим лицом как государственным органам и должностным лицам в установленных законодательством случаях, так и хозяйствующим субъектам в рамках исполнения гражданско-правовых обязательств.
Законом № 443-ФЗ, предусмотрено включение в адрес наименования элемента улично-дорожной сети, позволяющего идентифицировать объект адресации (части 1 статьи 2). Ведение адресного реестра и эксплуатация адресной системы осуществляются на принципах единства правил присвоения адресов и обеспечения полноты сведений об адресах (части 1, 2 статьи 3). Ответственность за полноту содержащихся в адресном реестре сведений об адресах несет разместивший их орган местного самоуправления (часть 2 статьи 4), а за соответствие сведений адресного реестра предоставленной для размещения в нем информации - оператор адресной системы (часть 3 статьи 4). Присвоение адресов объектам адресации и размещение сведений о них в адресном реестре в соответствии с порядком его ведения отнесено к компетенции органов местного самоуправления (часть 3 статьи 5).
Пунктом 7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221, предоставлено право органам местного самоуправления, органам государственной власти субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов на основании заявлений физических или юридических лиц, являющихся собственниками объектов адресации, указанных в пунктах 27 и 29 указанных Правил.
С учетом изложенного, собственник не лишен права обратиться с заявлением о присвоении отдельных адресов объектам недвижимости в орган соответствующего муниципального образования (п. п. 27, 30 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1221).
Наличие Выписки о государственной регистрации права на объект, кадастровый номер: 34:28:150006:2556, в качестве доказательства существования зарегистрированного права на недвижимость, не может быть принята во внимание, поскольку отказ в государственной регистрации вынесен по иным обстоятельствам, не ставящим под сомнение существование самого объекта недвижимого имущества, а также зарегистрированного на него права.
Свидетельство о государственной регистрации права удостоверяет лишь проведенную государственную регистрацию возникновения и перехода прав на недвижимое имущество (ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Учитывая, что заявленный истцом для государственной регистрации адрес 404143, Волгоградская обл., Среднеахтубинский p-он., примерно 2 км. от п. Колхозная Ахтуба по направлению на восток - отсутствует в реестре Федеральной информационной адресной системе (ФИАС), заявленные требования не могут быть признаны законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.167-170 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья В.В.Пантелеева