НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 04.10.2021 № А12-20179/2021

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                                                

11 октября 2021 года

Дело №  А12-20179/2021

Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2021

Решение суда в полном объеме изготовлено 11.10.2021

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Л.В. Костровой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Г. Ломакиной, рассмотрев дело по заявлению государственного казенного учреждения социального обслуживания «Советский центр социального обслуживания населения» (ИНН 3446502557, ОГРН 1023404243466) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Волгоградской области (ИНН 3446858585, ОГРН 1043400495500) о возврате излишне уплаченного налога,

с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области,

при участии в заседании:

при участии в заседании:

заявителя – Гречкина Т.А., И.о. директора, приказ, Белоусова Е.А. по доверенности от  16.08.2021,

от пенсионного фонда – Утученкова О.М. по доверенности от  18.12.2021.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Советский центр социального обслуживания населения» 20.07.2021 обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Волгоградской области, в котором, с учетом уточнений,  просит:

Обязать Межрайонную ИФНС России №10 по Волгоградской области возвратить ГКУ СО «Советский ЦСОН» из бюджета излишне уплаченные:

- Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемое в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимки и задолженности по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017года) в размере 3,05 рубля (три рубля 05 копеек);

- Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемое в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно) в размере 6 099,00 рублей;

- Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемое в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно) в размере 1 104,00 рублей;

- Пени за несвоевременно перечисленный налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227,227.1 и 228 Налогового Кодекса Российской Федерации в размере 6 751,83 руб.

Налоговый орган, третье лицо заявленные требования не признает, представил отзыв.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение сторон,  суд  оснований для удовлетворения требований не находит.

Из материалов дела усматривается, то 9 июня 2021 года государственное казенное учреждение Советский центр социального обслуживания населения»  обратилось в Межрайонную ИФНС России №10 по Волгоградской области с заявлением

возврате излишне уплаченных:

-   Страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемое в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимки и задолженности по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017года) в размере 3,05 рубля (три рубля 05 копеек);

-   Страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемое в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно) в размере 6 099,00 рублей (шесть тысяч девяноста девять рублей 00 копеек);

 -  Страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемое в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно) в размере 1 104,00 рублей (одна тысяча сто четыре рубля 00 копеек);

-   Налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового Кодекса Российской Федерации в размере 6 751,83 (шесть тысяч семьсот пятьдесят один рубль 83 копейки)

- всего 13 957,88 (тринадцать тысяч девятьсот пятьдесят семь рублей 88 копеек).

Налоговый орган решениями № 5308 от 09.06.2021г., №5307 от 09.06.2021г., №5309 от 09.06.2021 г., № 6283 от 09.06.2021г. отказал в возврате излишне уплаченных сумм. Основанием для отказа в возврате вышеназванных сумм явилось нарушение срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы.

С принятыми решениями истец не согласен, пояснил, что узнал об излишне уплаченных суммах только 06.09.2018, когда сформировал Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 220183.

Суд полагает, что оснований для удовлетворения заявления учреждения не имеется.

Согласно ч.1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной цифровой подписью по решению налогового органа.

Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.01 № 173-0 указал, что ст. 78 НК РФ, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным кодексом.

Указанная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Третье лицо суду пояснило, что ГКУ СО «Советский ЦСОН» зарегистрировано в Государственном учреждении Центре установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 в качестве плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам с 10.01.2001 по настоящее время на основании Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с порядком взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 № MMB-23-l/12@/3H Отделением переданы в УФНС России по Волгоградской области (далее - УФНС) следующие сведения по указанному плательщику:

- сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 (письмо ОПФР по Волгоградской области от 31.01.2017 № ОВ-1558/ЗО):

КБК

Сальдо

2017В

Сальдо

2017П

Сальдо

2017Ш

Недоимка

Сумма

свободных

платежей

39210202010061000160

1029333,

77

0

0

461,68

1029795,45

39210202010062100160

0

-11564,32

0

11564,32

0

39210202010063000160

0

0

-92,33

92,33

0

39210202020061000160

-97,75

0

0

97,75

0

39210202020062100160

0

-31,98

0

31,98

0

39210202020063000160

0

0

-19,55

19,55

0

39210202031061000160

6099

0

0

0

6099

39210202032061000160

1104

0

0

0

1104

39210202101081011160

238593,9

2

0

0

128,61

238722,53

39210202101082011160

0

-2508,76

0

2508,76

0

39210202101083011160

0

0

-25,73

25,73

0

- начисления страховых взносов и соответствующие пени за 4 квартал 2016 года (письмо Отделения ПФР от 16.06.2017 № ОВ-9944/ЗО):

КБК

Сальдо

2017В

Сальдо

2017П

Сальдо

2017Ш

Недоимка

Сумма

свободных

платежей

39210202010061000160

-1029792,40

0

0

1029792,40

0

39210202010062100160

0

-22,81

0

22,81

0

39210202101081011160

-238724,66

0

0

238724,66

0

39210202101082011160

0

-5,31

0

5,31

0

Указанные выше сведения были приняты УФНС, протоколы ошибок отсутствуют.

После 01.01.2017 ГКУ СО «Советский ЦСОН» производилась уплата страховых  взносов и пени на следующие КБК:

Per. номер

КБК

Сумма платежей

044046010846

39210202010061000160

458.63

044046010846

39210202010062100160

10108,39

044046010846

39210202020062100160

15,58

044046010846

39210202101081011160

2.13

044046010846

39210202101082011160

2203.82

Кроме того, в отношении плательщика налоговыми органами представлено решение о списании сумм задолженности от 30.06.2018 № 22 на суммы:

Сумма (руб.)

КБК

4722,77

18210202010062100160

1122,79

18210202101082011160

Таким образом, с учетом платежей после 01.01.2017 за плательщиком числится задолженность:

-   по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование накопительной пенсии в размере 97,75 руб. (КБК 39210202020061000160);

-   по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 128,61 руб. (КБК 39210202101081011160);

-   по штрафу, предусмотренному ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии, в размере 92,33 рублей (КБК 39210202010063000160);

-   по штрафу, предусмотренному ч.1 ст. 47 Федерального закона 212-ФЗ, за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование накопительной пенсии, в размере 19,55 рублей (КБК 39210202020063000160);

-   по штрафу, предусмотренному ч.1 ст. 47 Федерального закона 212-ФЗ, за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 25,73 рублей (КБК 39210202101083011160).

Третье лицо пояснило, что учреждение обращалось к нему с аналогичными заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм взносов.

В отношении вышеуказанных сумм переплаты Центром по выплате пенсий по заявлениям от 17.09.2021 № 11212 на сумму 3,05 рублей, №11213 на сумму 1104 рубля, № 11214 на сумму 6099 приняты решения об отказе в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пени штрафов от 23.09.2021 № 11212, №11213, №11214.

Причина отказа - переплата по КБК 18210202031061000160 на сумму 6099,00 руб., по КБК 18210202032061000160 на сумму 1104,00 руб. не подлежит возврату, так как истек трехлетний срок со дня уплаты для подачи заявления о возврате.

Переплата по КБК 18210202010061000160 на сумму 3,05 руб. образовалась с учетом отраженного по состоянию на 01.01.2017 сальдо.

В то же время после 01.01.2017 по КБК 18210202010061000160 была произведена уплата в размере 458,63 руб., которая впоследствии по данным лицевого счета, представленного налоговым органом, была уточнена на КБК 18210202010062100160. В ПК РК АСВ данные проводки отсутствуют.

Таким образом, заявленная переплата не подтверждается неучтенными (частично учтенными) денежными средствами, уплаченными в течение трех лет до дня подачи заявления.

В связи с вступлением с 01 января 2017 года в силу Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации к признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование перешли к налоговым органам (далее по тексту - Закон №250-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст. 21 Закона №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации по факту поступившего письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме) с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) от страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии с ч.3 ст.21 Закона №250-ФЗ Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Проведение возвратов сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов осуществляется в соответствии с положениями Закона № 250-ФЗ, Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в рамках требований установленных ст.21 Закона №250-ФЗ).

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда РФ направляет его в соответствующий налоговый орган (ч. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ).

Таким образом, полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочия по фактическому возврату страховых взносов принадлежат налоговому органу.

Как следует из ч. 13 ст. 26 Закона № 212-ФЗ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Суд принимает во внимание, что ГКУ СО «Советский ЦСОН» самостоятельно подавались расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам с указанием определенных сумм страховых взносов, расчеты НДФЛ, соответственно, истец имел возможность произвести расчеты правильно, проверить их, своевременно самостоятельно выявить ошибку при расчете и в установленный законом срок обратиться с заявлением о возврате в соответствующий орган, в суд.

Плательщик, прежде всего, сам отвечает за надлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов и, как следствие, информированности о наличии недостатка или переплаты по страховым взносам.

В заявлении истец указывает на то, что срок исковой давности, предусмотренный ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), им не пропущен, так как об излишне уплаченных суммах узнал только 06.09.2018. когда сформировал справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 220183.

Суд доводы учреждения в указанной части находит необоснованными.

Статьей 196 ГК РФ установлен трехлетний срок для обращения в суд за защитой нарушенного права. Как следует из ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Моментом, с которого необходимо исчислять трехлетний срок, установленный ст. 196 ГК РФ для обращения в суд за защитой нарушенного права, является дата, когда плательщику взносов стало известно об излишней уплате взносов.

С заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени учреждение обратилось в суд только 20.07.2021, при этом платежи были совершены 25.12.2009.

В силу п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21.06.2001 № 173-0 и подлежащей применению в связи с однородностью правового регулирования налоговых правоотношений и правоотношений, возникающих при исчислении и уплате страховых взносов, норма п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая возможность подачи налогоплательщиком заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, позволяет плательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности надлежит установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 № 12882/08, от 13.04.2010).

При этом бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

Истец уплачивал и рассчитывал страховые взносы, налог самостоятельно, в силу чего должен был знать о произведенных переплатах в момент их уплаты, то есть в период оформления платежных поручений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае ГКУ СО «Советский ЦСОН» своевременно не проявил разумной заботливости относительно принадлежащих ему денежных средств, своих прав и законных интересов путем предъявления соответствующих распорядительных требований к налоговому органу и Пенсионному фонду (заявления о зачете (возврате) спорных сумм).

Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности направления истцом заявления в установленный законом срок не представлены.

Таким образом, в отсутствие доказательств соблюдения срока подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм у суда не имеется оснований для принятия решения об их возврате.

Руководствуясь статьями  167-170, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца с даты  его принятия.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Волгоградской области.

Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии решений (определений) на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                          Кострова Л.В.