АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-846/2007-К2-25/74
“ 19 ” апреля 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2007 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи
Мокрецовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.М.Мокрецовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
областного государственного
образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей "Кольчугинский детский дом" о признании незаконным отказа межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Владимирской области в возврате
излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии в
сумме 161 402руб. 57коп., оформленного письмом от 23.01.2007 № 425; о взыскании с
Инспекции излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии в
сумме 161 402руб. 57коп.,
при участии представителей:
от заявителя – Загорской С.А. – по доверенности от 15.03.2007 сроком действия
один год,
от заинтересованного лица – Романовой О.Н. – по доверенности от 03.11.2006 № 06/10012,
от третьего лица – Крайновой В.М. – по доверенности от 02.04.2007 № 18 сроком
действия по 02.04.2008; Бурцева О.Е. – по доверенности от 02.04.2007 № 17 сроком
действия по 02.04.2008;
установил.
Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Кольчугинский детский дом" (далее – Образовательное учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Владимирской области (далее – Инспекция) в возврате излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии в сумме 161 402руб. 57коп., оформленного письмом от 23.01.2007 № 425; о взыскании с Инспекции излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии в сумме 161 402руб. 57коп.
В ходе судебного заседания представитель Образовательного учреждения указал на то, что требование о взыскании с Инспекции излишне уплаченных страховых взносов является вытекающим из требования об обжаловании отказа в возврате спорных страховых взносов на накопительную часть пенсии (протокол судебного заседания от 16.04.2007).
Указанное уточнение в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято.
Инспекция требование Образовательного учреждения не признала, указав в отзыве от 07.03.2007 № 03/2269 на отсутствие правовых оснований для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку данные страховые взносы не отвечают понятию налога, и поэтому положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае применению не подлежат.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кольчугинском районе Владимирской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Инспекции, в отзыве от 12.04.2007 подтвердило наличие у Образовательного учреждения переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии и указало, что обязанность по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговые органы, являющиеся администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, сославшись при этом на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 №№ 2776/06, 4240/06.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
При перечислении в период с 28.07.2006 по 30.11.2006 денежных средств, направленных на финансирование страховой части пенсии, в общей сумме 161 402руб. 57коп. в платежных поручениях от 28.07.2006 №№ 367, 369, от 30.08.2006 №№ 405, 407, от 13.09.2006 № 436, от 18.09.2006 № 443, от 29.09.2006 №№ 470, 479, от 30.10.2006 №№ 525, 537, от 30.11.2006 №№ 580, 581, 584 Образовательное учреждение ошибочно вместо кода бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии) указало код бюджетной классификации 18210202020061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Образовательного учреждения в Инспекцию с заявлением от 09.01.2007 № 1 о возврате ошибочно перечисленных в уплату накопительной части пенсии денежных средств в общей сумме 161 402руб. 57коп.
Инспекция оставила названное заявление без удовлетворения, указав в письме от 23.01.2007 № 425 на отсутствие правовых оснований для проведения возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку данные страховые взносы не отвечают понятию налога, и поэтому на них не распространяются положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Инспекция мотивировала свой отказ и отсутствием в действующем законодательстве положения, определяющего орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов, и порядок проведения такого зачета (возврата).
Образовательное учреждение, посчитав отказ Инспекции незаконным, оспорило его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности предъявленного требования, исходя из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 25 указанного Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Названным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 13 названной статьи установлено, что правила о возврате излишне уплаченных сумм налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.08.1996 года № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" определено, что федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с указанным Приложением администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, на которую возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
С учетом изложенного возврат излишне уплаченных денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном налоговым законодательством.
Факты перечисления Образовательным учреждением денежных средств платежными поручениями от 28.07.2006 №№ 367, 369, от 30.08.2006 №№ 405, 407, от 13.09.2006 № 436, от 18.09.2006 № 443, от 29.09.2006 №№ 470, 479, от 30.10.2006 №№ 525, 537, от 30.11.2006 №№ 580, 581, 584, в которых ошибочно указан код бюджетной классификации, не соответствующий назначению платежа, а также излишней уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части пенсии в общей сумме 161 402руб. 57коп. подтверждены материалами дела и не оспариваются Инспекцией.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали основания для отказа в проведении возврата излишне уплаченных страховых взносов.
С учетом изложенного требование Образовательного учреждения подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 2 000руб. относятся на Инспекцию и подлежат взысканию в пользу Образовательного учреждения.
В соответствии со статьями 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 (пункт 1 части 1) Налогового кодекса Российской Федерации Образовательному учреждению из федерального бюджета подлежит возврату как излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 4 828руб. 05коп., перечисленная платежным поручением от 13.03.2007 № 112.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1.Признать незаконным отказ межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Владимирской области в возврате излишне уплаченных по платежным поручениям от 28.07.2006 №№ 367, 369, от 30.08.2006 №№ 405, 407, от 13.09.2006 № 436, от 18.09.2006 № 443, от 29.09.2006 №№ 470, 479, от 30.10.2006 №№ 525, 537, от 30.11.2006 №№ 580, 581, 584 страховых взносов на накопительную часть пенсии в сумме 161 402руб. 57коп., оформленный письмом от 23.01.2007 № 425.
2.Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Владимирской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Кольчугинский детский дом" в порядке, установленном налоговым законодательством.
3.Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Владимирской области в пользу областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Кольчугинский детский дом" расходы по государственной пошлине в сумме 2 000руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
4.Возвратить областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Кольчугинский детский дом" из федерального бюджета как излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 4 828руб. 05коп., перечисленную платежным поручением от 13.03.2007 № 112, и подлинный экземпляр указанного платежного документа.
Справку на возврат государственной пошлины и подлинник платежного поручения от 13.03.2007 № 112 выдать.
5.Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.М.Мокрецова