600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
18 сентября 2019 года Дело № А11-4746/2019
Резолютивная часть решения объявлена 11.09.2019.
В полном объеме решение изготовлено 18.09.2019.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Владимирская лизинговая компания" (600005, г. Владимир, ул. Горького, д. 70, ОГРН 1143328005798, ИНН 3328499724)
об отмене предписания Управления Федерального казначейства по Владимирской области (600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 3, ОГРН 1033301807780, ИНН 3327101933) от 18.03.2019 № 28-11-20/22-1370.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное унитарное предприятие Тверской области "Торжокское дорожное ремонтно-строительное управление" (172002, Тверская область, г. Торжок, ул. Осташковская, д. 29, ОГРН 1026901909990, ИНН 6943000545).
В судебном заседании приняли участие:
ООО "Владимирская лизинговая компания": Шмодин Кирилл Александрович – представитель (доверенность от 09.01.2019 сроком действия один год, паспорт);
УФК по Владимирской области: Гаврилова Екатерина Викторовна – представитель (доверенность от 20.08.2019 № 28-18-32/25 сроком действия по 20.08.2022, паспорт); Бовырин Денис Александрович – представитель (доверенность от 24.10.2018 № 28-17-32/33 сроком действия три года, удостоверение).
Общество с ограниченной ответственностью "Владимирская лизинговая компания" (далее – ООО "Владимирская лизинговая компания") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 03.04.2019, в котором просит отменить предписание Управления Федерального казначейства по Владимирской области (далее – УФК по Владимирской области) от 18.03.2019
№ 28-11-20/22-1370.
В судебном заседании 04.09.2019,в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11.09.2019, представитель ООО "Владимирская лизинговая компания" поддержал заявленное требование.
УФК по Владимирской области представило в материалы дела отзыв от 23.04.2019 № 28-11-20/18-2022, в котором указывает на необоснованность заявленного требования.
Представители УФК по Владимирской области в заседании суда поддержали изложенную в отзыве позицию.
Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, УФК по Владимирской области проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Владимирская лизинговая компания" условий предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
По результатам проверки УФК по Владимирской области составлен акт от 08.02.2019 и выдано предписание от 18.03.2019 № 28-11-20/22-1370, которым на
ООО "Владимирская лизинговая компания" возложена обязанность устранить выявленное нарушение путем возмещения неправомерно израсходованных средств федерального бюджета в сумме 1 010 000 руб. в течение 30 дней с даты получения настоящего предписания.
ООО "Владимирская лизинговая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного предписания УФК по Владимирской области.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится УФК по Владимирской области.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации (подпункт "б" пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано УФК по Владимирской области в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, в ходе проведения проверки УФК по Владимирской области выявлено нарушение ООО "Владимирская лизинговая компания" условий предоставления субсидии при предоставлении скидки по уплате авансового платежа лизингополучателю – государственному унитарному предприятию Тверской области "Торжокское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее – ГУП "Торжокское ДРСУ") по договору лизинга от 20.09.2018 № 31806832155.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2017 № 518 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники, заключенным в 2017 году (далее – Правила предоставления субсидий № 518).
В силу пункта 2 Правил предоставления субсидий № 518 субсидии предоставляются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (пункт 6 Правил предоставления субсидий № 518).
Пунктом 5 Правил предоставления субсидий № 518 установлено, что субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: организация реализует льготные лизинговые программы в отношении техники, указанной в приложении № 1 к настоящим Правилам, с предоставлением скидки лизингополучателям в следующем размере цены техники, являющейся предметом лизинга:
15 процентов - в случае, если передача техники по договору лизинга осуществляется в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Сибирского федерального округа, а также в Калининградской области, Республике Крым и г. Севастополе;
10 процентов - в случае, если передача техники по договору лизинга осуществляется в других субъектах Российской Федерации.
В ходе проверки УФК по Владимирской области установлено, что в 2018 году между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и ООО "Владимирская лизинговая компания" (получатель) заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники от 21.05.2018 № 020-11-2018-163 (далее - Соглашение) с дополнительными соглашениями от 13.12.2018 № 020-11-2018-163/1, от 18.12.2018 № 020-11-2018-163/2, от 20.12.2018 № 020-11-2018-163/3.
В соответствии с разделом I Соглашения его предметом является предоставление заявителю из федерального бюджета в 2018 году субсидии в целях возмещения потерь в доходах получателя, связанных с предоставлением лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники (подпункт 1.1.1).
Пунктом 2.1 Соглашения установлено, что субсидия предоставляется в
2018 году в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству промышленности и торговли Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета в размере 1 руб.
Пунктом 1.1.1 дополнительного соглашения от 20.12.2018 № 020-11-2018-163/3 внесено изменение в пункт 2.1 Соглашения, согласно которому сумма субсидии увеличена на 1 009 999 руб. и составила 1 010 000 руб.
Согласно подпункту 3.1 раздела III Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники, заключенным в 2017 году, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2017 № 518, а именно:
-на цели, указанные в разделе I Соглашения (подпункт 3.1.1 Соглашения);
-при представлении получателем в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации документов, подтверждающих факт произведенных получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Правилами предоставления субсидий № 518 и Соглашением, а также иных документов, определенных в приложении № 1 к Соглашению (подпункт 3.1.2 Соглашения).
При предоставлении субсидии заявителю в Соглашении (пункт 3.2.1) было установлено условие предоставления субсидии, а именно заключение заявителем договоров лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники в рамках льготных лизинговых программ, указанных в приложении № 2 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, с предоставлением единовременной скидки лизингополучателям по уплате авансового платежа в следующем размере от цены техники, являющейся предметом лизинга:
15 процентов – в случае, если передача строительно-дорожной и (или) коммунальной техники по договору лизинга осуществляется в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Сибирского федерального округа, а также Калининградской области, Республике Крым и г. Севастополе;
10 процентов – в случае, если передача строительно-дорожной и (или) коммунальной техники по договору лизинга осуществляется в других субъектах Российской Федерации.
Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления субсидий № 518 предельный размер субсидии на единицу техники (экскаваторы самоходные одноковшовые гусеничные) при передаче техники в других субъектах Российской Федерации составляет 1 010 000 руб.
В рамках проведенной проверки установлено, что 20.09.2018 между
ООО "Хит Машинери" (поставщик), ООО "Владимирская лизинговая компания" (покупатель) и ГУП "Торжокское ДРСУ" (лизингополучатель) был заключен договор поставки № ХИТ/2018/988/1 на передачу от поставщика покупателю дорожно-строительной техники (экскаватора одноковшевого на гусеничном ходу HITACHI ZX240LC-5G) по цене 11 700 000 руб.
Оплата поставщику за товар по договору поставки в размере 11 700 000 руб. произведена 25.09.2018.
Принимая во внимание положение подпункта 3.2.1 пункта 3.2 Соглашения, ООО "Владимирская лизинговая компания" при заключении договора лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники в рамках условий Соглашения обязано было предоставить лизингополучателю единовременную скидку в размере 10 % по уплате авансового платежа от цены товара, что составляет 1 170 000 руб.
Между тем в ходе проверки установлено, что между ООО "Владимирская лизинговая компания" (лизингодатель) и ГУП "Торжокское ДРСУ" (пизингополучатель) 20.09.2018 был заключен договор № 31806832155 на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) экскаватора HITACHI на основании протокола, составленного по результатам проведения электронного аукциона № 31806832155
от 10.09.2018. Общая сумма договора лизинга составила 12 096 733 руб. 24 коп. с учетом НДС.
В соответствии с дополнительным соглашением № 1 к договору лизинга лизингополучатель осуществляет авансовый платеж в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора в сумме 4 520 000 руб.
Лизингодатель предоставляет лизингополучателю скидку по уплате авансового платежа в размере 1 010 000 руб. С учетом предоставляемой лизингодателем скидки итоговый размер авансового платежа, который осуществляет лизингополучатель, составляет 3 510 000 руб.
ООО "Владимирская лизинговая компания" 04.10.2018 обратилось в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением о предоставлении субсидии в размере 1 010 000 руб. из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю – ГУП "Торжокское ДРСУ" скидки по уплате авансового платежа по договору лизинга №31806832155 экскаватора HITACHI ZX240LC-5G, заключенного 20.09.2018.
Согласно представленного в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации расчета размера субсидии, предоставляемой заявителю на возмещение потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договору лизинга от 20.09.2018 № 31806832155, размер предоставляемой заявителем скидки указан 8,63 %.
Таким образом, ООО "Владимирская лизинговая компания", взяв на себя обязательство предоставить лизингополучателю 10% скидки по уплате авансового платежа от цены техники (11 700 000 х 10 % = 1 170 000), фактически предоставило скидку лишь 8,63 % от стоимости единицы техники в сумме 1 010 000 руб., что является нарушением подпункта 3.2.1 пункта 3.2. Соглашения и пункта 5 Правил предоставления субсидий № 518.
Данный факт подтвержден актом проверки от 08.02.2019, Соглашением, расчетом размера субсидии, предоставляемой ООО "Владимирская лизинговая компания" на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингодателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники, пояснительной запиской генерального директора Филатова М.Б. от 06.02.2019№ 14, решением Арбитражного суда Владимирской области от 11.06.2019 по делу № А11-4006/2019.
Заявитель имел возможность для соблюдения условий получения субсидии, установленных Соглашением и Правилами предоставления субсидий № 518, и предоставить лизингополучателю 10 % скидки по уплате авансового платежа от цены техники в размере 1 170 000 руб.. Однако заявитель не выполнил данные условия, предоставив лизингополучателю лишь 8,63 % скидки от цены техники в размере
1 010 000 руб.
В соответствии с пунктом 21 Правил предоставления субсидий № 518 (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого предписания) в случае установления факта нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии средства, полученные организацией, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и (или) уполномоченного органа государственного финансового контроля.
На основании изложенного, предписание УФК по Владимирской областиот 18.03.2019 № 28-11-20/22-1370 соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ООО "Владимирская лизинговая компания" не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Владимирская лизинговая компания" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Ю. Давыдова