НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Владимирской области от 05.06.2019 № А11-1582/19ВП

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

20 июня 2019 года                                                                               Дело № А11-1582/2019

Резолютивная часть решения объявлена 13.06.2019.

В полном объеме решение изготовлено 20.06.2019.

В судебном заседании 05.06.2019 по делу № А11-1582/2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 13.06.2019.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Степановой Р.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области" (600000, <...>, каб. 15, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным представления Счетной палаты Владимирской области (600000, <...>, ОГРН <***>,                             ИНН <***>) от 07.11.2018 № 05-994-12/2-18 по результатам проведения встречной проверки эффективности расходования бюджетных средств на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области,

при участии представителей:

от Автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области":Неряхина А.И.                                      (по доверенности от 12.02.2019 сроком действия один год), ФИО1                                (по доверенности от 12.02.2019 сроком действия один год), ФИО2                       (по доверенности от 12.02.2019 сроком действия один год),

от Счетной палаты Владимирской области:ФИО3 (по доверенности                           от 23.04.2018 № 02-372 сроком действия три года), ФИО4                            (по доверенности от 30.06.2017 № 02-719 сроком действия три года),

установил.

Автономная некоммерческая организация содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области" (далее – АНО "ДОМ НКО Владимирской области") обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 06.02.2019, в котором просит признать незаконным представление Счетной палаты Владимирской области от 07.11.2018 № 05-994-12/2-18 по результатам проведения встречной проверки эффективности расходования бюджетных средств на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области.

В судебном заседании представители АНО "ДОМ НКО Владимирской области" поддержали заявленное требование. Считают фактически выполненными все требуемые работы и мероприятия, необоснованным требование о возврате субсидии.

Счетная палата Владимирской области представила в материалы дела отзыв                   от 11.03.2019 № 02-294, в котором указывает на необоснованность заявленного                       АНО "ДОМ НКО Владимирской области" требования.

В заседании суда представители Счетной палаты Владимирской области поддержали изложенную в отзыве позицию.

Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в период с 03.05.2018 по 07.09.2018 Счетной палатой Владимирской области проведена проверка эффективности расходования бюджетных средств на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области, 23.08.2018 – в отношении АНО «Дом НКО», в ходе которой выявлены нарушения условий предоставления субсидий из областного бюджета.

По результатам проверки Счетной палатой Владимирской области вынесено представление от 07.11.2018 № 05-994-12/2-18, согласно которому АНО "ДОМ НКО Владимирской области" предписано: в соответствии с пунктом 4.4 Порядкаопределения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Владимирской области автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области" (далее - Порядок), утвержденного постановлением № 1345, пунктом 4.3.8 Соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета от 17.04.2017 № 131 (далее - Соглашение) осуществить возврат в областной бюджет средств субсидии в сумме 2373,7 тыс. руб., полученных в 2017 году в соответствии с соглашением от 17.04.2017 № 131; обеспечить выполнение условий договоров о предоставлении субсидий из областного бюджета.

Объем представленной к возврату суммы субсидии обусловлен: невыполнением АНО "ДОМ НКО Владимирской области" показателей результативности, являющихся приложением к Соглашению; отсутствием ведения АНО "ДОМ НКО Владимирской области" обособленного учета средств субсидии; отсутствием в смете, являющейся приложением к Соглашению, разбивки стоимости по мероприятиям, услугам.

АНО "ДОМ НКО Владимирской области" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления Счетной палаты Владимирской области от 07.11.2018 № 05-994-12/2-18.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в том числе, осуществляют бюджетные полномочия по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

 Общие принципы организации, деятельности и основные полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07.02.201 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", положениям которого не должен противоречить Закон от 12.12.2011 № 110-ОЗ "О Счетной палате Владимирской области".

Направление представлений объектам проверкиотносится к компетенции Коллегии Счетной палаты Владимирской области (пункт 4 части статьи 14 Закона                  № 110-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 19 Закона № 110-ОЗ представление Счетной палаты вносится в проверяемые организации по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе, в целях возмещения причиненного Владимирской области вреда.

Как усматривается из материалов дела, проверка в отношении АНО "ДОМ НКО Владимирской области" проведена в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Регламента Счетной палаты Владимирской области, утвержденного решением Коллегии Счетной палаты Владимирской области от 28.02.2012 № 03/10 (далее - Регламент), в форме встречной проверки выполнения обязательств по заключенным соглашениям о предоставлении субсидии из областного бюджета.

АНО "ДОМ НКО Владимирской области" является автономной некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах развития гражданских инициатив и поддержки добровольчества, права и просвещения.

АНО "ДОМ НКО Владимирской области" осуществляет деятельность по предоставлению услуг в сферах культуры, науки, права, просвещения, физической культуры, спорта, развития гражданских инициатив и поддержке добровольчества с целью:

укрепления гражданского общества, повышения гражданской ответственности и активности людей, как членов общества;

развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления;

развития, продвижения и поддержки добровольчества;

формирования эффективных механизмов общественного взаимодействия между государственным и некоммерческим секторами в решении социальных задач и проблем;

создания благоприятных правовых, социальных, экономических условий и возможностей для реализации прав полноценного участия граждан в общественно-полезной деятельности.

В 2016-2018 г.г. АНО "ДОМ НКО Владимирской области" являлась получателем средств областного бюджета, выделяемых на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО). В структуре поступивших доходов АНО "ДОМ НКО Владимирской области" в 2017 году объем средств областного бюджета составил 98,1% или 2 573 700,0 руб.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам могут быть предоставлены субсидии из бюджета субъекта.

Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях реализации государственной программы Владимирской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владимирской области на 2014 - 2020 годы" (далее - Госпрограмма), утвержденной постановлением Губернатора области от 28.11.2013 № 1345 (далее - постановление       № 1345), в 2017 году АНО "ДОМ НКО Владимирской области" обеспечено предоставление предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидий из бюджета Владимирской области.

По смыслу бюджетного законодательства субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые, в том числе юридическому лицу на условиях софинансирования целевых расходов. Однако, средства АНО "ДОМ НКО Владимирской области" на долевое финансирование расходов не направлялись.

Постановлением № 1345 утвержден порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета.

В соответствии с пунктами 1.2, 2.5 Порядка субсидии предоставляются АНО "ДОМ НКО Владимирской области" на основании соглашения с целью содействия в развитии институтов гражданского общества и общественного самоуправления во Владимирской области на финансовое обеспечение следующих расходов:

- участие в мероприятиях федерального, межрегионального и регионального уровней;

-проведение конкурсов среди СО НКО для предоставления грантов;

-имущественную поддержку, а также поддержку в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев СО НКО;

-развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью;

- организацию и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций;

- проведение и поддержку независимых экономических и социологических исследований, независимых экспертиз в рамках целей деятельности организации в соответствии с заключаемым с администрацией Владимирской области соглашением по типовой форме.

В 2017 году субсидии из областного бюджета были предоставлены АНО "ДОМ НКО Владимирской области" путем заключения соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии от 17.04.2017 № 131, а также дополнительными соглашениями к нему от 18.07.2017 № 334, от 08.12.2017 № 623 на сумму                          2373,0 тыс.руб. (далее - Соглашение) между администрацией Владимирской области, в лице заместителя Губернатора области, руководителя аппарата ФИО5, и АНО "ДОМ НКО Владимирской области", в лице директора Кустовой Елизаветы Николаевны.

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предоставление субсидии АНО "ДОМ НКО Владимирской области" из областного бюджета осуществляется с целью содействия в развитии институтов гражданского общества и общественного самоуправления во Владимирской области на финансовое обеспечение и поддержку деятельности ресурсного центра развития некоммерческих организаций Владимирской области и в сфере межнациональных отношений; участие в мероприятиях федерального, межрегионального и регионального уровней; проведение конкурсов среди СО НКО для предоставления грантов; имущественную поддержку, а также поддержку в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев СО НКО; развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью; организацию и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций; проведение и поддержку независимых экономических и социологических исследований, независимых экспертиз в рамках целей деятельности Организации.

Вместе с тем, в ходе проверки выявлены нарушения АНО "ДОМ НКО Владимирской области"  условий предоставления субсидий, а именно Соглашения.

Так, в нарушение пункта 1.1 Соглашения имущественная поддержка СО НКО не оказывалась, что подтверждается отсутствием имущества на балансе АНО "ДОМ НКО Владимирской области".

В целях выполнения требований статьи 16 Закона № 110-ОЗ АНО "ДОМ НКО Владимирской области" сотрудникам Счетной палаты Владимирской области был предоставлен доступ к электронной базе данных бухгалтерского учета АНО "ДОМ НКО Владимирской области" путем выгрузки (в формате .xls). Проверка показала, что бухгалтерская (финансовая) отчетность АНО "ДОМ НКО Владимирской области" за период 2017 года не содержит сведений о наличии имущества на балансе АНО "ДОМ НКО Владимирской области"). На счете 10 бухгалтерского учета отражена только покупка шкафа на сумму 4,6 тыс.руб., осуществленная 22.12.2017.

Кроме того, свою деятельность АНО "ДОМ НКО Владимирской области" фактически осуществляет в кабинетах № 7-9, оборудованных мебелью и оргтехникой, помещения Областного Дома Молодежи, по адресу <...>, являющихся государственной собственностью Владимирской области и переданных балансодержателем Управлением административными зданиями администрации Владимирской области (далее - УАЗО) по договору безвозмездного пользования администрации Владимирской области в лице комитета по молодежной политике администрации области (договором от 01.01.2017 № 13). У АНО "ДОМ НКО Владимирской области"  отсутствуют заключенные договоры на предоставление ей указанных помещений комитетом по молодежной политике администрации области.

Согласно положениям части 6 статьи 311 Федерального закона от 12.01.1996                 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям (осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

При этом, как показала проверка,не все мероприятия были обеспечены соответствующими заявками АНО «Дом НКО».

Акты о передаче имущества организации от ее учредителя в ходе проверки не представлялись.

Таким образом, в ходе проверки не нашел подтверждения факт оказания АНО "ДОМ НКО Владимирской области" имущественной поддержки СО НКО.

Поддержка в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев СО НКО осуществлялась АНО "ДОМ НКО Владимирской области" посредством проведения консультаций, журнал учета которых был представлен к проверке. Однако в журнале учета консультаций указывается только ФИО сотрудника, проводившего консультацию, наименование СО НКО и инициативного лица Организации с контактной информацией в отсутствие подписей сторон (исполнитель - заказчик), что не подтверждаетфакта оказания услуг АНО "ДОМ НКО Владимирской области". При этом оказание консультационных услуг является одной из форм сделки. В соответствии со статьей 161 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки юридических лиц между собой и (или) с гражданами заключаются в простой письменной форме. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

В соответствии с условиями предоставления субсидии и утвержденной сметой затрат АНО "ДОМ НКО Владимирской области" должна была провести                            150 консультаций СО НКО Владимирской области по бухгалтерским и юридическим вопросам (приложение № 3 к соглашению о предоставлении субсидии), для чего в смете затрат (приложение №4 к соглашению) были предусмотрены средства на заработную плату бухгалтера в сумме 240,0 тыс. руб. Для выполнения заявленных требований по договору возмездного оказания бухгалтерских услуг от 01.01.2017                   № 1/2017 была привлечена индивидуальный предприниматель ФИО6, являющаяся родственником (матерью) директора АНО "ДОМ НКО Владимирской области" ФИО9

В соответствии с условиями договора исполнитель обязался оказать бухгалтерские услуги (подготовка и сдача годовой бухгалтерской отчетности, первичной бухгалтерской документации), консультирование СО НКО Владимирской области по вопросам налогообложения и отчетности, проведение обучающих семинаров и информационных встреч по заданию АНО "ДОМ НКО Владимирской области". Стоимость услуг и условия оплаты установлены договором в размере 20,0 тыс.руб. ежемесячно. При этом в актах оказанных и принятых услуг, представленных в ходе проверки, отсутствует информация, подтверждающая факт оказания консультационных услуг представителям СО НКО. Какие-либо соглашения, договоры, журналы учета, иная отчетная документация, свидетельствующая об оказании АНО "ДОМ НКО Владимирской области" консультаций по вопросам бухгалтерского учета, проведения обучающих семинаров и информационных встреч, к проверке не предоставлено, что свидетельствует о невыполнении АНО "ДОМ НКО Владимирской области" условий предоставления субсидии областного бюджета.

Документы, подтверждающие проведение мероприятий по развитию детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью,организацию и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций АНО "ДОМ НКО Владимирской области" не представлены.

Документы, подтверждающие организацию и проведение региональных, всероссийских и международныхвыставок, семинаров, конференций, АНО "ДОМ НКО Владимирской области" не представлено.

Кроме того, содержащаяся в заявлении, также отчетной документации информация о проведенииАНО "ДОМ НКО Владимирской области" обучающего семинара по подготовке заявок на конкурс социальных и культурных проектов компании публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Лукойл" 18.04.2017 в актовом зале департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области по адресу: <...>, не нашла подтверждения. Материалы об организации и проведении мероприятия АНО "ДОМ НКО Владимирской области" предоставлены не были. Организатором указанного мероприятия является Департамент, по материалам которого в качестве участниковсеминара были приглашены представители СО НКО. Ответственными за проведение мероприятия в программе семинара указаны сотрудники Департамента и начальник Центра общественных связей общества с ограниченной ответственность "Лукойл-Волганефтепродукт". По информации, предоставленной Департаментом, в семинаре приняли участие 110 человек из 75 организаций, в том числе от АНО "ДОМ НКО Владимирской области" участие приняласпециалист Прохорова СИ.

Заявленная в отчетной документации информация о проведении АНО "ДОМ НКО Владимирской области" областного семинара-совещания по вопросам миграционной политики в г. Александрове 15.12.2017 также не нашла подтверждения. Ответственными лицами за проведение мероприятия указаны сотрудники комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области. В рамках указанного мероприятия АНО "ДОМ НКО Владимирской области" были оплачены только расходы на питание делегации в сумме 14,0 тыс.руб.

Отчетная документация по заключенному договору на создание научно-технической продукции от 20.11.2017 № 4784/17 с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых" (далее - договор № 4784/17) в лице первого проректора ФИО7 не подтверждает проведение и поддержку независимых экономических и социологических исследований, гражданской экспертизы в рамках целей деятельности АНО "ДОМ НКО Владимирской области". Созданная научно-техническая продукция к проверке не представлена. Кроме того, техническое задание к договору № 4784/17 на ее создание не соответствует ГОСТу, утвержденному постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 18.12.1978                    № 3351.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения субсидия предоставляется на цели, указанные пунктом 1.1 согласно смете затрат, являющейся неотъемлемой частью Соглашения (приложение № 4 Соглашения).

В соответствии с постановлением № 1345 на реализацию поддержки ресурсного центра АНО "ДОМ НКО Владимирской области" первоначальный объем финансирования на 2017 год был запланирован в соответствии со сметой в сумме 2000,0 тыс.руб. Согласно смете затрат командировочные расходы АНО «Дом НКО» предусмотрены первоначально в объеме 16,0 тыс. руб.,договор на создание научно-технической продукции предусмотрен не был.

По состоянию на 27.11.2017 командировочные расходы превысили предусмотренные сметой затраты на 72,2% и составили 27,6 тыс.руб.Кроме того, 20.11.2017АНО "ДОМ НКО Владимирской области" был заключен договор                           № 4784/17 на разработку и издание информационного сборника на сумму                             100,0 тыс.руб., что является нарушением пункта 2.1 Соглашения.

В соответствии с пунктом 4 Соглашения АНО "ДОМ НКО Владимирской области" обязуется в том числе вести обособленный аналитический учет операций,осуществляемых за счет полученной субсидии. Данное условие АНО "ДОМ НКО Владимирской области" не выполнено, аналитические счета не сформированы, средства целевого финансирования областного бюджета отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Счет 86 "Целевое финансирование" в бухгалтерском учете АНО "ДОМ НКО Владимирской области" не был сформирован.

АНО "ДОМ НКО Владимирской области", осуществляя бухгалтерский учет, обязана руководствоваться Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ                           "О бухгалтерском учете" (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ).

Бухгалтерский учет представляет собой документированную систематизированную информацию об объектах, предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ, в соответствии с установленными требованиями.

К объектам бухгалтерского учета экономического субъекта относятся в том числе источники финансирования его деятельности.

Некоммерческая организация обычно имеет несколько источников целевого финансирования - это могут быть как субсидии, полученные из бюджета, так и пожертвования от физических и юридических лиц. Целевые средства (субсидии областного бюджета) некоммерческие организации должны расходовать строго в соответствии с условиями их представления.

В целях обеспечения соблюдения указанного требования в пункте 4 Соглашения содержится условие по ведению раздельного бухгалтерского учета. Следует обратить внимание, что в анализируемый период АНО "ДОМ НКО Владимирской области" использовала также еще средства 3 субсидий областного бюджета, полученных в качестве государственной поддержки проектов по другим Соглашениям.

Организация раздельного учета начинается с формирования учетной политики. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Данное положение закреплено в пункте 4 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) и приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н                                         "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" учетной политикой утверждается в том числе рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из вышеуказанной Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

Таким образом, нормативными документами в области бухгалтерского учета предусмотрено возможность раздельного учета полученных целевых средств, путем введения различных субсчетов.

Так, например, в соответствии с Инструкцией для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др., предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Аналитический учет по счету 86 "Целевое финансирование" ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

Вместе с тем, АНО "ДОМ НКО Владимирской области" не предоставила подтверждения организации и ведения раздельного бухгалтерского учета. В учетной политике организации не выделены субсчета, позволяющие вести раздельный учет целевых средств по источникам и целям их получения.

В составе отчета АНО "ДОМ НКО Владимирской области" об использовании средств субсидии за 2017 год, представлены документы, подтверждающие, что на оплату труда постоянных работников АНО "ДОМ НКО Владимирской области" в 2017 году были направлены средства в общей сумме 1210,3 тыс. руб. При этом, один сотрудник АНО "ДОМ НКО Владимирской области" (специалист-эксперт                                  ФИО8) не мог выполнять свои должностные обязанности в связи с фактическим замещением должности государственного гражданского служащего Владимирской области в Законодательном Собрании Владимирской области.

Так, трудовые обязанности возложены на ФИО8 на основании трудового договора от 01.01.2017 № 5 с директором АНО "ДОМ НКО Владимирской области" ФИО9 В соответствии с договором (пункт 4.1) работнику установлена                   40-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями - субботой и воскресеньем. Согласно данным, приведенным на сайте АНО "ДОМ НКО Владимирской области", время ее работы с понедельника по пятницу 9.00 - 17.00.

В соответствии с трудовым договором от 01.01.2017 № 5 по месту нахождения АНО "ДОМ НКО Владимирской области" работнику поручается выполнение функций:

- участие в подготовке аналитических, информационных, справочных и иных материалов, необходимых для обеспечения деятельности организации;

- обеспечение решения организационных вопросов, связанных с проведением заседаний, общественных слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий Общественной палаты Владимирской области;

- оказание содействия организации, ведения и совершенствования делопроизводства;

- оказание содействия в организации проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проектов законов и иных нормативных правовых актов Владимирской области;

- участие в подготовке информационно-методических материалов и иных документов, необходимых для функционирования Общественной палаты Владимирской области;

- участие в подготовке ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества во Владимирской области;

- осуществление обработки персональных данных в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей. При обработке персональных данных принимает меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокировки, копирования, представления, распространения персональных данных, а также от неправомерных действий в отношении персональных данных;

- осуществление ведения (администрирование и модерирование) Интернет-сайта Общественной палаты Владимирской области;

- выполнение поручений директора АНО "ДОМ НКО Владимирской области" по вопросам своей компетенции.

Возложенные в АНО "ДОМ НКО Владимирской области" на ФИО8 функции фактически дублировали должностные обязанности государственного гражданского служащего в Законодательном Собрании Владимирской области, где она фактически осуществляет функции по взаимодействию с общественными некоммерческими организациями и Общественной палаты Владимирской области.

Согласно информации, полученной по запросу Счетной палаты Владимирской области от Законодательного Собрания Владимирской области (письмо от 29.08.2018 № 12-24/1993), в Законодательном Собрании Владимирской области ФИО8 замещала должность государственной гражданской службы с 27.08.2013.                     ФИО8 была установлена нормальная продолжительность служебного времени. Время работы Законодательного Собрания области полностью совпадает с рабочим временем АНО "ДОМ НКО Владимирской области" (с 9:00 до 17:30).

За выполнение трудовых обязанностей в организации ФИО8 был установлен должностной оклад в размере 18,0 тыс.руб., в том числе НДФЛ. Всего за 2017 год ФИО8 начислено заработной платы (за фактически отработанное время в количестве 1807 часов) на сумму 216,5 тыс. руб., перечислено на лицевой счет - 188,4 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 4.3.6 Соглашения АНО "ДОМ НКО Владимирской области" обязуется обеспечивать достижение показателей результативности, отражаемых при получении субсидии по форме, установленной приложением к Соглашению.

Приложением № 1 к дополнительному соглашению от 08.12.2017 № 623 были установлены показатели результативности:

- 150 консультаций для СО НКО по правовым и бухгалтерским вопросам;

- 35 мероприятий для специалистов (волонтеров) СО НКО в сфере межнациональных отношений;

- 50 специалистов (волонтеров) некоммерческого сектора, прошедших обучение;

- 135 СО НКО, которым обеспечена информационная поддержка;

- создание 1 портала областных субсидий для СО НКО;

- продвижение сайта АНО "ДОМ НКО Владимирской области" в сети Интернет в течение 12 месяцев.

Вместе с тем в ходе проверки не нашло подтверждения проведение                               150 консультаций и ряда заявленных мероприятий (отсутствуют согласованные комитетом по молодежной политике администрации области заявки по допуску в здание Областного Дома Молодежи, подписи участников мероприятий, наличие повторяющихся подписей, указание в качестве участников мероприятий для СО НКО сотрудников АНО "ДОМ НКО Владимирской области", государственных гражданских служащих администрации области, муниципальных служащих), что отражено в акте проверки, портал областных субсидий не создан.

Кроме того, в нарушение пункта 4.1.3.1.2 Соглашения отчет о достижении значений показателей результативности мероприятий ежеквартально по форме АНО "ДОМ НКО Владимирской области" не представлен.

Данные показатели результативности не определяют результаты хозяйственной деятельности АНО «Дом НКО», их достижение и отчет о достижении являются обязанностью АНО «Дом НКО» на основании п. 4.3.6 Соглашения и, следовательно, условием предоставления средств субсидии.

Довод заявителя о том, что вопрос о предоставлении субсидии был решен задолго до определения целевых показателей, не состоятелен.

В соответствии со ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ закон о бюджете это нормативный правовой акт, содержащий основные характеристики бюджета. Фактически бюджет содержит утвержденные Законом плановые назначения расходов. Процедура исполнения бюджета представляет собой комплекс последовательных действий, включающих в соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ принятие денежных обязательств в том числе путем заключения соглашений.

Также согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в законе субъекта РФ о бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, условием предоставления которых являются заключенные с учетом соответствующих порядков соглашения.

Из совокупности указанным норм законодательства следует, что условием предоставления субсидии АНО «Дом «НКО» является заключенное соглашение, содержащее в том числе обязанности получателя субсидии, при наличии в бюджете Владимирской области - законе о бюджете на соответствующий год -бюджетных ассигнований на исполнение данного вида расходных обязательств.

Так, при запланированных в соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2016 № 149-03 (приложение № 13) в бюджете Владимирской области на 2017 год средств субсидии АНО «Дом «НКО», обусловило заключение Соглашения с соответствующей обязанностью по достижению определенных показателей результативности.

Вместе с тем, Счетная палата обратила внимание суда на то, что при наличии в бюджете Владимирской области на 2019 год в соответствии с Законом Владимирской области от 24.12.2018 № 131-03 средств субсидии АНО "ДОМ НКО Владимирской области", соответствующее соглашение не заключалось, в связи с чем средства субсидии АНО "ДОМ НКО Владимирской области" не направлялись в отсутствие принятых бюджетных обязательств

Довод заявителя о допущенных Счетной палатой Владимирской области существенных процессуальных нарушений, повлекших ущемление прав проверяемого лица на объективное отражение результатов проверки и защиту законных интересов, судом отклоняется.

В соответствии со статьей 9 Закона от 26.04.2018 № 110-ОЗ председателем Счетной палаты Владимирской области издан приказ № 60 о проведении проверки на основании программы проведения проверки, утвержденной решением Коллегии Счетной палаты Владимирской области от 26.04.2018 № 05/41 (далее - Программа).

Действующим законодательством не предусмотрено ознакомление объекта проверки с приказом о проведении контрольного мероприятия.

Согласно Программе предметом проверки, в том числе, выступали:

-управленческая и финансовая деятельность объектов проверки по использованию в 2017 году финансовых ресурсов на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области;

-финансовые ресурсы, выделенные в 2017 году на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области;

-документы, подтверждающие совершение операций с финансовыми ресурсами, выделенными в 2017 году на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области;

-документы и действия должностных лиц объектов проверки, обеспечивающие законное, целевое и результативное (эффективное, экономное) использование финансовых ресурсов, выделенных в 2017 году на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области.

К объектам контрольного мероприятия, в соответствии с Программой, были отнесены социально ориентированные некоммерческие организации, действующие на территории Владимирской области, в том числе АНО "ДОМ НКО Владимирской области".

В соответствии со статьей 12 Закона № 110-ОЗ срок уведомления объекта о предстоящей проверке установлен частью 4 статьи 22 Регламента, согласно которой письмо-уведомление руководителю проверяемого объекта о предстоящем контрольном мероприятии должно быть направлено до начала его проведения.

Директору АНО "ДОМ НКО Владимирской области" ФИО9 письмо-уведомление № 05-716 о предстоящей 23.08.2018 проверке было направлено посредством электронной почты 22.08.2018 по адресу ngo33@yandex.ruв 13:31, а также передано лично 22.08.2018, о чем свидетельствует соответствующая отметка на уведомлении в виде подписи ФИО9

В указанном уведомлении содержался запрос о представлении сотрудникам Счетной палаты Владимирской области документов, подтверждающих использование средств субсидии на цели, указанные в соглашении о предоставлении субсидии из областного бюджета. В ходе передачи ФИО9 письма-уведомления о невозможности предоставления документов и нарушении прав организации не заявлялось.

В ходе проверки директором организации ФИО9:

-    был обеспечен сотрудникам Счетной палаты Владимирской области беспрепятственный вход в помещение, занимаемое АНО "ДОМ НКО Владимирской области", доступ ко всем необходимым документам и материалам;

представлялись необходимые копии документов, заверенных в установленном порядке, в том числе:

-      соглашения о предоставлении субсидии и отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

-      учредительных документов организации;

-      трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, заключенных в 2017 году;

-журнала учета консультаций за 2017 год;

-бухгалтерской отчетности за 2017 год;

-списков участников мероприятий в 2017 году;

-      договоров, заключенных в рамках использования субсидии из областного бюджета и первичных документов за период 2017 года.

В связи с вышеизложенным, акт по факту отказа в допуске сотрудников Счетной палаты Владимирской области к необходимым объектам, материалам и документам в соответствии со статьи 29 Регламента, не составлялся.

Кроме того, В Счетную палату Владимирской области поступило письмо                       от 07.12.2018 № 44 за подписью директора АНО "ДОМ НКО Владимирской области", в соответствии с которым организацией "устранено замечание по ведению бухгалтерского учета в части использования счета 86 "Целевое финансирование".

На основании изложенного оспариваемое представление Счетной палаты Владимирской области принято в пределах ее компетенции, соответствует положениям бюджетного законодательства и не нарушает права и законные интересы АНО "ДОМ НКО Владимирской области".

Довод заявителя о том, что консультационные услуги оказывались физическим лицам, что не требует письменного оформления  сделок, не принимается судом, поскольку  с учетом условий Соглашения консультационные услуги оказывает юридическое лицо – АНО "ДОМ НКО Владимирской области", в лице сотрудников, получающих заработную плату за счет средств субсидии. Следовательно, учитывая положения статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны быть оформлены в простой письменной форме.

Ссылка заявителя об отсутствии претензий со стороны органов Администрации Владимирской области к руководству АНО "ДОМ НКО Владимирской области", в том числе при принятии отчетов об использовании средств субсидии не может свидетельствовать об отсутствии в действиях ФИО9 как руководителя АНО "ДОМ НКО Владимирской области" нарушений условий предоставления средств субсидии по Соглашению.

В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой Владимирской области было выявлено, что структурным подразделением администрации области – Комитетом по социальной политике – не осуществлялся контроль за реализацией проектов АНО "ДОМ НКО Владимирской области", получивших государственную поддержку. Проверки АНО "ДОМ НКО Владимирской области" не проводились, в составе отчетности АНО "ДОМ НКО Владимирской области", принятой Комитетом, информация о фактически достигнутых значениях показателей результативности не представлялась.

В процессе рассмотрения дела заявителем представлены копии актов безвозмездного оказания услуг №№ 1-72 от 04.02.2019 и 05.11.2019, которые объективно не подтверждают оказание заявителем поддержки в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев СО НКО посредством проведения консультаций. Кроме того, акты оформлены по истечении года с даты оказания консультации, договоры на оказание безвозмездных консультационных услуг между юридическими лицами в письменной форме заключены не были.

Указание АНО "ДОМ НКО Владимирской области" на то, что оплата расходов на питание участников семинара-совещания по вопросам миграционной политики в Г.Александрове 15.12.2017 является подтверждением организации семинара Заявителем опровергается  Планом мероприятий администрации Владимирской области, согласно которому ответственными лицами за проведение мероприятия указаны сотрудники комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области.

Довод Заявителя о создании и размещении по адресу в сети Интернет http://xn--33-11clecr.xn--рlai/(coнкo33.рф) Портала областных субсидий для СО НКО, который является одним из показателей результативности использования средств субсидии в соответствии с п. 4.3.6 Соглашения, достижение которых являлось обязанностью АНО Дом НКО, не подтверждается. По указанному адресу сайт не отображается.

Согласно данным системы «Whois», являющейся международной базой данных доменных имен, доменное имя хп--33-11clecr.xn--р1ai/ зарегистрировано физическим (частным) лицом, персональные данные которого скрыты. Дата регистрации 14.06.2018, за пределами действия соглашения.

Кроме этого, регистрация доменного имени не подтверждает и не свидетельствует о создании сайта (Портала областных субсидий для СО НКО), так как должны быть заказаны услуги хостинга и развернута программная платформа.

В период проведения проверки в поисковых системах данный сайт также не был проиндексирован.

Утверждение Заявителя об использовании упрощенного способа
ведения бухгалтерского учета, ввиду чего Счетной палате не были представлены
документы по определенным формам бухгалтерской отчетности, не подтверждено документально. Документов об использовании упрощенной налоговой системы Заявителем ни в ходе проверки, ни в ходе судебных заседаний представлено не было.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления
АНО "ДОМ НКО Владимирской области" не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб. относятся на АНО "ДОМ НКО Владимирской области".

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказатьАвтономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений "Дом некоммерческих организаций Владимирской области" в удовлетворении заявленного требования.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                         Р.К. Степанова