НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Ульяновской области от 20.03.2008 № А72-6561/07

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 20.03.2008 г.

Полный текст решения изготовлен 27.03.2008 г.

г.УльяновскДело № А72-6561/07-18/405

Арбитражный суд Ульяновской области в составе

судьи Т.В.Захаровой,

при ведении протокола судебного заседания   судьей Т.В.Захаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Старомайнском районе Ульяновской области, Ульяновская область, Старомайнский район

к ответчикам:    Военному комиссариату Старомайнского района, Ульяновская область, Старомайнский район

Министерству обороны РФ, г. Москва

третьи лица   Департамент социальной защиты населения по Ульяновской области, г. Ульяновск

Министерство финансов РФ, г. Москва

о взыскании 32.339 руб. 44 коп.

с участием представителей:

от истца – Баранова Т.И., доверенность № 1641 от 24.12.2007 г.,

Абрамова Л.Е., доверенность № 22 от 17.01.2008 г.,

Молгачева С.Г. доверенность № 145 от 18.02.2008 г.,

от ответчиков:

Военного комиссариата Старомайнского района – не явился, уведомление 32727, расписка-извещение

Министерства обороны РФ, г. Москва – Камчарова Е.В., доверенность от 08.02.2008 г. № 89-а,

от третьих лиц:

от Департамента социальной защиты населения по Ульяновской области – не явился, уведомление № 32724, заявление о рассмотрении без участия представителя

от Министерства финансов РФ - не явился, уведомления № 32725

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Старомайнском районе Ульяновской области, Ульяновская область, Старомайнский район обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Военному комиссариату Старомайнского района, Ульяновская область, Старомайнский район о взыскании 32.339 руб. 44 коп. – сумма неосновательно полученной пенсии за период с 01.01.2002 г. по 31.10.2004 г.

Определением от 15.10.2007 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамент социальной защиты населения по Ульяновской области, г.Ульяновск.

Определением от 11.12.2007 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство обороны РФ, г. Москва, Министерство финансов РФ, г. Москва.

Определением от 11.12.2007 г. суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении предмета исковых требований, истец просил взыскать с ответчика убытки, причиненные вследствие необоснованной выдачи удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской ВЭА 1987 г. Акопову В.А., повлекшей за собой перерасход денежных средств на выплату трудовой пенсии в размере 32.339 руб. 44 коп.

Определением от 17.01.2008 г. суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство обороны РФ, г. Москва.

Определением от 17.01.2008 г. суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении предмета исковых требований, истец просил: взыскать убытки, причиненные вследствие необоснованной выдачи удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской ВЭС 1987 г. Акопову В.А., повлекшей за собой перерасход денежных средств на выплату трудовой пенсии в размере 32.339 руб. 44 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.293 руб. 58 коп. с Военного комиссариата Старомайнского района и Министерства обороны РФ.

Представители ответчика – Военного комиссариата Старомайнского района, Ульяновская область, Старомайнский район, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Спор на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие указанных выше лиц по имеющимся в деле материалам.

В судебном заседании истец заявил ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из журнала входящей корреспонденции.

Судом ходатайство рассмотрено и в соответствии со ст. ст. 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ удовлетворено протокольным определением от 20.03.2008 г.

В судебном заседании истец настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Министерство обороны РФ исковые требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Старомайнском районе Ульяновской областиподлежат удовлетворению, взыскание следует произвести с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации; в отношении Военного комиссариата Старомайнского района исковые требования следует оставить без удовлетворения.

При этом суд исходит из следующего:

В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения;

гражданам, принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Акопов Василий Алексеевич, 18.01.1951 г.р. по состоянию на 01.01.2002 г. являлся получателем пенсии по старости как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах ( с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет), пенсия ему была назначена в порядке, предусмотренном ст. 30 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1.

При назначении пенсии в качестве документа, подтверждающего статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах Акоповым В.А. было представлено удостоверение №929945 серия А, выданное Военным комиссариатом Старомайнского района 23.10.1997 г., и справка Военного комиссариата Старомайнского района №71 от 12.11.1997 г. об участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году при в/ч 42254 – сорок пять суток и в 1988 году – восемьдесят шесть суток.

28.10.2004 г. Акоповым В.А. в адрес Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Старомайнском районе Ульяновской области представлено удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 г. №102741 серия Р, выданное 26.03.2004 г. Комитетом социальной защиты населения администрации Ульяновской области.

Управлением Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в Старомайнском районе Ульяновской области был сделан запрос в Военный комиссариат Старомайнского района Ульяновской области об обоснованности ранее выданного удостоверения №929945 серия А от 23.10.1997 г. участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах.

Согласно ответу Военного комиссариата Старомайнского района от 30.11.2004 г. №1431 и справки Центрального архива Министерства обороны Республики Беларусь от 14.10.2003 г. №4/5341 Акопов В.А. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 г. ( что дает право на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лишь на 5 лет), данных о том, что ответчик участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах в Центральном архиве Министерства обороны Республики Беларусь не имеется.

Мотивируя тем, что удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах №929945 серия А, выданное Военным комиссариатом Старомайнского района 23.10.1997 г. Акопову В.А., содержит недостоверную информацию, которая повлекла переплату пенсии Акопову В.А. за период с 01.01.2002 г. по 31.10.2004 г., истец просит взыскать с надлежащего ответчика: Военного комиссариата Старомайнского района Ульяновской области либо с Министерства обороны РФ убытки в сумме 32 339 руб. 44 коп.

В пунктах 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из справки Военного комиссариата Старомайнского района Ульяновской области №71 от ноября 1997 г. (т.1, л.д.26) следует, что основаниями ее выдачи о том, что Акопов В.А. действительно принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году при в/ч 42254 – сорок пять суток и в 1988 году – восемьдесят шесть суток, явились военный билет № НЗ 2446350 и список в/частей из приказа Министерства Обороны СССР №190 от 14.05.1990 г.

В разделе 28 военного билета Акопова В.А. содержится запись о прохождении учебных сборов в войсковой части №42254 в 1987 году продолжительностью 45 суток.

В то же время, согласно ответу ЦАМО Республики Беларусь от 03.05.2007 г. № 4/4778 войсковая часть №42254 не значится в перечне войсковых частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности).

Приказ Министерства Обороны СССР от 14.05.1990 г. №190 не содержит Перечня воинских частей, личный состав которых принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Приказом Министерства Обороны от 27.03.2003 г. №88 «О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава вооруженных сил Российской Федерации и членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержден Перечень воинских частей учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах» Указанный перечень является исчерпывающим, войсковая часть №42254 в нем не значится.

Таким образом, в материалах дела имеются достаточные доказательства того, что войсковая часть №42254 не относилась к воинским частям, принимавшим участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне, т.е. в зоне отчуждения.

Из этого следует вывод, что удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1997 г. Акопову В.А. Военным комиссариатом Старомайнского района было выдано необоснованно.

Из вышеизложенного следует, что необоснованная выплата гражданину Акопову Василию Алексеевичу пенсионного обеспечения в спорной сумме произошло вследствие незаконных действий Военного комиссариата Старомайнского района Ульяновской области.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В статье 1069 Кодекса установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

2) предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В соответствии с п. 5 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. №1082, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Согласно п/п. 31 п.10 вышеуказанного Положения Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

Учитывая изложенное, исковые требования подлежат взысканию с Министерства обороны РФ как главного распорядителя средств федерального бюджета.

Довод ответчика об истечении срока исковой давности суд считает несостоятельным.

В соответствии со ст.196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Пункт 3 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002, устанавливает аналогичную по характеру ответственность работодателя и пенсионера, предусматривая, что в случаях невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, указанных в п. 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в п. 17 Информационного письма N 79 от 11.08.2004, в рассматриваемой ситуации ущерб возникает в связи с выплатой излишних сумм именно физическому лицу, поэтому возмещение должно производиться в первую очередь за счет работника. Ответственность ответчика перед заявителем фактически носит субсидиарный, дополнительный характер и применяется только в случае невозможности удовлетворения требований за счет пенсионера.

Акопов В.А. умер 04.09.2007 г., следовательно, течение срока исковой давности не могло начаться раньше даты смерти пенсионера Акопова В.А.

Таким образом, срок исковой давности не пропущен.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, взысканию с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации; в отношении Военного комиссариата Старомайнского района не подлежащими удовлетворению.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации следует отнести на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. 

Руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процес­суального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старомайнском районе Ульяновской области 32.339 (Тридцать две тысячи триста тридцать девять) рублей 44 копейки – в возмещение убытков и 1.293 (Одна тысяча двести девяноста три) рубля 58 копеек - в возмещение расходов по госпошлине.

Исковые требования в отношении Военного комиссариата Старомайнского района оставить без удовлетворения.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано: в течение месяца с момента принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, и в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Т.В. Захарова