НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 12.03.2012 № А72-782/2011

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

16.03.2012г. Дело № А72-782/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2012г.

В полном объеме решение изготовлено 16.03.2012г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А. Каданцев,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.Б. Айзен,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Аполлония», г. Ульяновск,

к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска

о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 02.02.2011 № 1607-04,

к Администрации города Ульяновска

о признании постановления № 4335 от 29.09.2011 недействительным в части упоминания здания бывшего детского сада №193 в подпункте Г пункта 1.2.4 и в №п/п 2.15 пункта 1.2.7,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление образования администрации города Ульяновска,

при участии в заседании:

от заявителя – Краснов В.В., доверенность от 09.01.2012г.;

от КУГИЗР – Кривов К.Б., доверенность от 11.01.2012г.;

от Администрации г. Ульяновска – Кривов К.Б., доверенность от 21.12.2011г.;

от Управления образования администрации г. Ульяновска – не явились, уведомлены;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Аполлония" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, выраженного в письме от 02.02.2011г. № 1607-04, по предоставлению обществу преимущественного права на приобретение арендуемого имущества – нежилых помещений второго этажа общей площадью 157,43 кв.м., находящихся в здании по проспекту Ленинского Комсомола, 39 в городе Ульяновске, и обязать Комитет устранить допущенное им нарушение прав и законных интересов общества в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 159-ФЗ от 22.07.2008г., путем принятия мер для реализации ООО "Аполлония" преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого по договору № 8572/2058 от 20.07.2006г. муниципального имущества (принято к производству в рамках дела № А72-782/2011).

Определением от 11.02.2011г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Мэрию города Ульяновска, Управление образования мэрии города Ульяновска.

Решением суда первой инстанции от 01.04.2011г. заявленные требования оставлены без удовлетворения, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011г. данное решение суда оставлено без изменения. Постановлением суда кассационной инстанции от 13.10.2011г. принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области. Определением от 31.10.2011г. дело № А72-782/2011 принято к новому рассмотрению.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.01.2012 принято к производству заявление общества с ограниченной ответственностью «Аполлония» к Мэрии города Ульяновска о признании недействительным постановление Мэрии города Ульяновска №4335 от 29.09.2011 в части упоминания здания бывшего детского сада №193 по проспекту Ленинского Комсомола, 39 в подпункте Г пункта 1.2.4. и пункта 1.2.7 постановления в части п.2.15 новой редакции приложения к муниципальной целевой программе «Развитие доступного дошкольного образования в МО «Город Ульяновск» в 2010-2012 годах», данное заявление было принято к производству в рамках дела № А72-52/2012, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска и Управление образования мэрии города Ульяновска.

Кроме того, указанным определением удовлетворено ходатайство заявителя об объединении дела № А72-52/2012 в одно производство с делом №А72-782/2011, с присвоением объединенному делу № А72-782/2011.

В судебном заседании 17.01.2012г. в связи с переименованием суд заменил наименованияКомитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска на Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска и мэрии города Ульяновска на Администрацию города Ульяновска.

В судебном заседании 16.02.2012г. заявитель потребовал взыскать судебные расходы: с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска - 81.400 рублей, с Администрации города Ульяновска – 29.600 рублей.

Заявитель считает, что в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имеет преимущественное право на приобретение арендуемых помещений, расположенных по адресу: г. Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, д. 39.

Заявитель подчеркивает, что соблюдены все предусмотренные указанным законом условия, ссылку ответчика на то, что планируется возврат спорного здания в действующую сеть дошкольного образования в связи с острой потребностью в зданиях детских садов в г. Ульяновске, заявитель полагает необоснованной, так как Федеральным законом от 22.07.2008г. N 159-ФЗ такие основания отказа в предоставлении преимущественного права не предусмотрены.

Кроме того, заявитель считает, что ответчиком не доказан факт существования острой потребности в детских дошкольных учреждениях в районе Нового города, где расположено спорное здание бывшего детского сада, а также необходимость именно данного имущества для использования в целях решения задач местного значения. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие реальных действий по введению здания в сеть действующих дошкольных образовательных учреждений.

Довод ответчика о том, что арендуемое имущество не выделено в обособленный объект недвижимости в порядке кадастрового учета заявитель считает необоснованным, ссылаясь на Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134, которым установлено исключение для указанных случаев: когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.

Заявитель полагает оспариваемый отказ в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества незаконным и нарушающим его права и законные интересы.

Также заявитель указывает, что при издании оспариваемого постановления Мэрии в нём должны были быть предусмотрены предложения по внесению изменений в бюджет, утверждённый Решением Ульяновской Городской Думы от 24.11.2010г. №122 на плановый период 2012 года, и что данный правовой акт по внесению изменений в муниципальную целевую программу «Развитие доступного дошкольного образования в МО «город Ульяновск» в 2010-2012 годах» должен быть оформлен постановлением Главы города, а не постановлением Мэрии города Ульяновска.

В связи с изложенным заявитель просит признать недействительным постановление мэрии города №4335 от 29.09.2011г. как противоречащее пунктам 2, 4 и 5 ст.30, п.З ч.2 ст.34 и ст.37, а также ст.43 Устава МО «Город Ульяновск».

Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска (далее – Комитет, ответчик) требования заявителя не признал, указав, что на день обращения заявителя в Комитет арендуемые помещения не были сформированы в порядке кадастрового учета в обособленный объект недвижимости по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».Поскольку право на спорные помещения, как на обособленный объект, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объект считается несформированным.Поставленным на кадастровый учет объектом недвижимости является двухэтажное здание общей площадью 2.497,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, 39. Заявителем арендуются помещения, расположенные в здании детского сада № 193 (было включено в реестр муниципальной собственности Постановлением Мэра города Ульяновска № 305 от 19.03.1996г.).

Комитет указывает, что к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Статьей 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Следовательно, разделение нежилого здания на несколько самостоятельных объектов допустимо при наличии волеизъявления собственника.Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, как орган мэрии г. Ульяновска, осуществляющий полномочия собственника в отношении имущества МО «г. Ульяновск», не намерен выделять спорные помещения в самостоятельный объект недвижимости.Принципиальная позиция Комитета по данному вопросу обусловлена следующим: в настоящее время в МО «Город Ульяновск» имеется острая потребность в детских дошкольных учреждениях.

В связи с этим Постановлением Главы города № 6969 от 03.09.2009г. «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие доступного дошкольного образования в МО «Город Ульяновск» в 2010-2012 годах» был утвержден комплекс мероприятий, направленных на возврат зданий бывших детских садов в действующую сеть дошкольного образования. В соответствии с комплексом мероприятий, указанных в целевой программе, в 2011 году здание бывшего детского сада по проспекту Ленинского Комсомола, 39,также подлежит ремонту и оснащению оборудованием. В указанную муниципальную Программу постановлением мэрии г.Ульяновска от 11.01.2011г. № 02 (в редакции от 25.04.2011г.) были внесены изменения, в связи с принятием которых мероприятия в отношении здания № 39 по проспекту Ленинского Комсомола в г.Ульяновске, а также в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения № 193 были исключены, но постановлением Мэрии г.Ульяновска от 29.09.2011г. №4335 в Программу были внесены изменения, в соответствии с которыми (подпунктом 2.15 пункта 1.2.7) в Программу было вновь включено МДОУ N 193 по пр.Ленинского Комсомола, 39. Данное постановление (с учетом п.4 данного постановления) вступило в силу с 02.12.2011.

Таким образом, муниципальное образование «Город Ульяновск» имеет намерение сохранить здание по проспекту Ленинского Комсомола, 39 как единый объект недвижимости (не дробя его на отдельные помещения) в целях последующего его переоборудования под здание детского сада.

Мэрия города Ульяновска, не согласившись с требованиями заявителя, указала, что оспариваемое постановление не противоречит законам или иным нормативным правовым актам.

Управление образования администрации г. Ульяновска с требованиями заявителя не согласилось, поддержав доводы ответчиков.

Так как Управление образования администрации города Ульяновска о времени и месте судебного заседания уведомлено, дело рассматривается по имеющимся доказательствам в отсутствие его представителя на основании ст. 156 АПК РФ.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам:

20.07.2006 между Комитетом по управлению имуществом г. Ульяновска и ООО "Аполлония" оформлен договор № 8572/2058 аренды муниципального нежилого помещения площадью 158 кв.м., расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. Ленинского Комсомола, 39, целевым назначением для использования под стоматологический кабинет. Срок действия договора с 01.08.2006г. по 01.06.2007г.

10.08.2006г. между ООО "Аполлония" и Комитетом по управлению имуществом г. Ульяновска оформлено дополнительное соглашение к договору № 8572/2058 от 20.07.2006г. аренды муниципального нежилого помещения. Согласно дополнительного соглашения срок действия договора с 01.08.2006 до 01.06.2011г.

10.11.2006г. договор № 8572/2058 от 20.07.2006г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области.

22.06.2010г. ООО "Аполлония" обратилось в Комитет по управлению городским имуществом г. Ульяновска с заявлением о пролонгации либо оформления дополнительного соглашения к договору № 8572/2058 от 20.07.2006г. сроком до 01.06.2011г.

06.07.2010г. Комитет по управлению имуществом г. Ульяновска на заявление ООО "Аполлония" о пролонгации договора письмом № 1710-03 сообщило, что здание по пр. Ленинского комсомола, 39 включено в муниципальную целевую программу "Развитие доступного дошкольного образования в муниципальном образовании "Город Ульяновск" в 2010-2012 годах". Возврат здания по пр. Ленинского комсомола, 39 в действующую сеть муниципальных детских дошкольных учреждений планируется в 2011 году. В связи с изложенным Комитет не имеет права удовлетворить просьбу.

22.06.2010г. ООО "Аполлония" обратилось в Комитет по управлению имуществом г. Ульяновска с заявлением о включении общества в списки на приватизацию (покупку) нежилого расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. Ленинского Комсомола, 39 являющегося муниципальной собственностью г. Ульяновска.

13.07.2010г. Комитет по управлению имуществом г. Ульяновска на заявление ООО "Аполлония" о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по пр. Ленинского Комсомола, 39, сообщил, что арендуемые помещения расположены в здании бывшего детского сада № 193. Учитывая острую потребность в зданиях детских садов, администрацией города планируется возврат здания в действующую сеть дошкольного образования. Сообщив также, что арендуемое обществом имущество не выделено в обособленный объект недвижимости, в Программе приватизации муниципального имущества г. Ульяновска на 2010 год здание по пр. Ленинского Комсомола, 39 отсутствует, на основании чего преимущественное право на приобретение арендуемых помещений не может быть предоставлено.

14.09.2010г. Комитет по управлению имуществом г. Ульяновска направил заявителю уведомление № 5054-03 о том, что срок действия договора аренды № 8572/2058 от 20.07.2006г. истекает 01.06.2011г. здание по пр. Ленинского Комсомола, 39 в соответствии с муниципальной целевой программой "Развитие доступного дошкольного образования в муниципальном образовании "Город Ульяновск" в 2010-2012 годах" планируется возвратить в действующую сеть дошкольных учреждений, на основании чего договор аренды на новый срок пролонгирован не будет и прекратит свое действие с 01.06.2011г., обществу в срок до 01.06.2011г. следует освободить арендуемые помещения и передать их по акту приема-передачи представителю Комитета.

17.01.2011г. ООО "Аполлония" обратилось в Комитет по управлению имуществом г. Ульяновска с заявлением о предоставлении обществу преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого по договору № 8572/2058 от 20.07.2006г. муниципального имущества.

02.02.2011г. Комитет по управлению имуществом г. Ульяновска направил ООО "Аполлония" письмо № 1607-04 о том, что арендуемое муниципальное имущество не выделено в обособленный объект недвижимости, имеется острая потребность в зданиях детских садов, в Программе приватизации муниципального имущества г. Ульяновска на 2011 год здание по пр. Ленинского Комсомола, 39 отсутствует, на основании чего преимущественное право на приобретение арендуемых помещений не может быть предоставлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Аполлония» обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенного, по его мнению, права на приобретение в преимущественном порядке арендуемого имущества.

Требования заявителя суд находит подлежащими частичному удовлетворению.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В этой же норме установлены условия, при наличии которых субъекты малого предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение подлежащего приватизации имущества, а именно:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Заявитель, с учетом положений статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», является субъектом малого предпринимательства, что ответчиком не оспаривается.

Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальной собственности может находиться следующее имущество: предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения; предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 данного Федерального закона; предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. При этом, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 540-О, федеральный законодатель, перечисляя имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не ограничивает их в возможности иметь в собственности и иное имущество, если оно предназначено для осуществления возложенных на них полномочий.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20.12.2010г. N 22-П, реализация субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приватизацию арендуемого им муниципального имущества осуществляется применительно к тем объектам муниципальной собственности, в отношении которых имеет место волеизъявление муниципального образования как собственника этого имущества, выраженное в соответствующих нормативных предписаниях, отвечающих требованиям Конституции Российской Федерации. Положения частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в системе действующего правового регулирования, основанного на предписаниях Конституции Российской Федерации о равной защите всех форм собственности, о запрете на ограничение прав местного самоуправления и его самостоятельности в решении вопросов местного значения, о социальном характере российского государства, не предполагают возможность принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности, в том числе тех объектов, которые были созданы (приобретены) муниципальными образованиями за счет собственных средств, а не поступили в муниципальную собственность в процессе разграничения общегосударственной собственности. Иное истолкование и применение указанных законоположений, в том числе судами, расходилось бы с их действительным смыслом и вело бы к нарушению гарантий прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации.

16.11.2010 Постановлением Правительства Ульяновской области № 42/388-П утверждена областная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Ульяновской области" на 2011 - 2012 годы". Пунктом 2.3 указанной Программы в перечень объектов Программы включено дошкольное образовательное учреждение № 193. Но Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.02.2011 N 32-П действие подпункта 2.3 Программы в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области приостановлено до 1 января 2012 года.

Муниципальным образованием «город Ульяновск» принята муниципальная целевая программа «Развитие доступного дошкольного образования в муниципальном образовании «город Ульяновск» в 2010-2011 годах», утвержденная постановлением Главы города от 01.09.2009 г. N 6969. В указанную муниципальную Программу постановлением мэрии г.Ульяновска от 11.01.2011г. № 02 (в редакции от 25.04.2011г.) были внесены изменения, в связи с принятием которых мероприятия в отношении здания № 39 по проспекту Ленинского Комсомола в г.Ульяновске, а также в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения № 193 были исключены (полный текст указанной Программы во всех редакциях имеется, в частности, в правовой системе Консультант Плюс).

Постановлением Мэрии г.Ульяновска от 29.09.2011г. №4335 в Программу были внесены изменения, в соответствии с которыми (подпунктом 2.15 пункта 1.2.7) в Программу было вновь включено МДОУ N 193 по пр.Ленинского Комсомола, 39. Данное постановление (с учетом п.4 данного постановления) вступает в силу с момента внесения изменений в Решение Ульяновской Городской Думы от 24.11.2010 N 122 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающих финансирование мероприятий по реализации муниципальной целевой программы "Развитие доступного дошкольного образования в муниципальном образовании "город Ульяновск" в 2010 - 2012 годах", определенных настоящим постановлением.

Указанные изменения в Решение Ульяновской Городской Думы от 24.11.2010 N 122 были внесены Решением Ульяновской Городской Думы от 30.11.2011г. № 202, опубликованным в издании "Ульяновск сегодня", N 88(1006), 02.12.2011.

Непоследовательные действия мэрии города Ульяновска по включению спорного здания в муниципальную Программу, по исключению этого же здания из этой Программы и повторному включению спорного здания в Программу без доказательств утверждения целевого финансирования спорного здания не позволяют суду достоверно определить намерения мэрии города Ульяновска, связанные с судьбой спорного здания.

Согласно частям 1, 2 статьи 10 Закон № 159-ФЗ, направленного на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, Закон № 159-ФЗ вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением частей 2, 3, 4 статьи 9 данного Закона, которые вступили в силу с 01.01.2009г.

Частью 3 статьи 1 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные этим Законом, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 3 Информационного письма от 05.11.2009 N 134, в соответствии с Законом № 159-ФЗ до 01.01.2009 реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества была возможна только в случае включения недвижимого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона требованиям, с 01.01.2009 вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Закона № 159-ФЗ).

Таким образом, уполномоченный муниципальный орган был обязан совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ, по обращению заявителя о приобретении арендуемого имущества, поданным после 01.01.2009г., независимо от того, включено ли арендуемое имущество в нормативный правовой акт о планировании приватизации муниципального имущества на соответствующий год.

В пунктах 1, 5 Информационного письма от 05.11.2009 N 134 также разъяснено: при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает преимущественным правом на приобретение арендованного имущества, определен в Федеральном законе от 22.07.2008 N 159-ФЗ исчерпывающим образом. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать каких-либо иных ограничений либо дополнительных условий реализации права на приобретение недвижимости. Суд может признать наличие у арендатора права на приобретение арендуемого имущества и в том случае, если после опубликования данного Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии всех необходимых условий, предусмотренных нормами Закона № 159-ФЗ, для преимущественного права заявителя на приватизацию арендуемого заявителем имущества.

Как разъяснено пунктом 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009г. № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «По смыслу Закона объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 ГК РФ, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект».

Как видно из плана арендуемого заявителем имущества, заявитель арендует помещения на втором этаже в отдельном крыле спорного здания, поэтому возможность выделения данного имущества как самостоятельного объекта права имеется.

Кроме того, суд учитывает мнение суда кассационной инстанции, изложенное в постановлении от 28.02.2012г. по делу № А72-8449/2010 (в рамках которого рассматривался вопрос о законности отказа Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска в реализации преимущественного права ООО "Росоптторг" на приватизацию арендуемых помещений в том же здании, что и в настоящем деле), с учетом которого непоследовательные действия мэрии города Ульяновска по включению спорного здания в муниципальную Программу, по исключению этого же здания из этой Программы не позволяют суду достоверно определить намерения мэрии города Ульяновска, связанные с судьбой спорного здания; ввиду указанных обстоятельств правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 20.12.2010 № 22-П, неприменима к настоящему делу по причине отсутствия обстоятельств, реально подтверждающих намерение мэрии города Ульяновска использовать спорное здание для работы муниципального дошкольного образовательного учреждения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания незаконным отказа ответчика в предоставлении заявителю преимущественного права на приобретение недвижимого муниципального имущества, арендуемого заявителем.

В ходе рассмотрения дела ни один из ответчиков не заявил, что оспариваемый отказ издан неуполномоченным органом, в связи с чем суд считает, что Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска в оспариваемом отказе выразил мнение мэрии города Ульяновска об отсутствии у заявителя преимущественного права на приватизацию спорных помещений.

Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.06.2011 N 337/11 по делу N А41-33084/09, уполномоченным органом в сфере реализации преимущественного права на приватизацию арендуемого имущества в соответствии с положениями Закона № 159-ФЗ является орган местного самоуправления, то есть в данном случае – администрация города Ульяновска.

С учетом данной правовой позиции суд считает необходимым возложить на администрацию г.Ульяновска предусмотренную частью 5 статьи 201 АПК РФ обязанность по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя, в форме, указанной в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Таким образом, обязанность устранить нарушение прав заявителя следует возложить на администрацию города Ульяновска, участвующую в настоящем деле в качестве одного из ответчиков, обязав ее совершить действия, определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ, а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилых помещений второго этажа в здании по адресу: город Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, д.39, литер А, помещения 68-76, 88, общей площадью 157,43 кв.м., принять решение об условиях приватизации указанного нежилого помещения в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, направить обществу с ограниченной ответственностью "Аполлония" проект договора купли-продажи указанных помещений в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Требование заявителя к Администрации города Ульяновска о признании недействительным постановление Мэрии города Ульяновска №4335 от 29.09.2011 в части упоминания здания бывшего детского сада №193 по проспекту Ленинского Комсомола, 39 в подпункте Г пункта 1.2.4. и пункта 1.2.7 постановления в части п.2.15 новой редакции приложения к муниципальной целевой программе «Развитие доступного дошкольного образования в МО «Город Ульяновск» в 2010-2012 годах» (принятое к производству в деле № А72-52/2012) суд считает необоснованным, поскольку преимущественное право заявителя на приватизацию части спорного здания не лишает Администрацию города Ульяновска как представителя собственника определять целевое использование муниципального имущества, в данном случае, - части спорного здания, за вычетом доли, право на приватизацию имеет заявитель и иные лица (в частности, ООО «Росоптторг», с учетом вышеуказанных результатов рассмотрения дела Арбитражного суда Ульяновской области № А72-9449/2010). С учетом этого суд не находит законных прав и интересов заявителя, нарушенных оспариваемым постановлением Мэрии города Ульяновска.

Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ по требованию к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска подлежат отнесению на Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска, по требованию к Администрации города Ульяновска – на общество с ограниченной ответственностью "Аполлония".

Согласно положениям статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя относятся к судебным издержкам.

Частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В соответствии с пунктом 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

Заявитель настаивает на взыскании расходов, представив в подтверждение понесенных судебных расходов необходимые доказательства, в следующих размерах: с КУГИЗ администрации г.Ульяновска - судебные расходы, связанные с рассмотрением дела включительно по стадию рассмотрения в арбитражном суде кассационной инстанции, которые представляют собой сумму расходов на оплату госпошлины в размере 4.000 рублей, а также сумму расходов на оплату представителя в размере 77.400 рублей, а всего в сумме 81.400 рублей; расходы, связанные с уплатой госпошлины платёжным поручением №233 от 15.12.2011г. на сумму 2.000 руб., а также расходы, в размере 27.600 руб., связанные с оплатой услуг своего представителя при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции - всего на общую сумму 29.600 руб., ООО «Аполлония» просит взыскать с Администрации г.Ульяновска.

Так как настоящим решением в удовлетворении требований заявителя к администрации города Ульяновска отказано, отсутствуют и основания для удовлетворения ходатайства заявителя о взыскании судебных расходов, понесенных заявителем при рассмотрении судом указанных требований.

Ходатайство же заявителя о взыскании судебных расходов с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска суд считает подлежащим удовлетворению в части взыскания 55.070 рублей, в том числе:

4.000 руб. - расходов по уплате государственной пошлины (2.000 рублей, уплаченных при первоначальном обращении в Арбитражный суд Ульяновской области по платежному поручению от 07.02.2011г. № 20, 1.000 рублей, уплаченных платежным поручением от 03.05.2011г. № 084 за обращение с апелляционной жалобой на решение от 01.04.2011г., 1.000 рублей, уплаченных платежным поручением от 23.08.2011г. № 151 за подачу кассационной жалобы),

51.070 руб. – расходов на оформление искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб, расходов на оплату услуг представителя (участие представителя в судебных заседаниях арбитражного суда первой инстанции 29.03.2011г., 31.03.2011г., 17.11.2011г., 16.12.2011г., 17.01.2012г., 25.01.2012г., 30.01.2012г., 16.02.2012г., 27.02.2012г., 12.03.2012г., арбитражного суда апелляционной инстанции – 17.06.2011г., арбитражного суда кассационной инстанции – 06.10.2011г.).

Факт наличия у заявителя данных расходов подтвержден копиями акта о выполненных услугах по договору от 31.03.2011г., расходных кассовых ордеров от 23.03.2011г. № 323 и от 30.03.2011г. № 331, дополнительным соглашением № 1 от 04.04.2011г. к договору от 12.01.2011г., копиями актов №2 от 30.04.2011г., №3 от 3l.05.20l1г. и №4 от 20.06.2011г., копиями расходных ордеров №403 от 30. 04.2011г., №351 от 31.05.2011г. и №620 от 20.06.2011г., дополнительным соглашением №2 от 21.10.2011г., копиями актов №5 от 26.08.2011г. и №6 от 07.10.2011г., копиями расходных ордеров №826 от 26.08.2011г. и №1007 от 07.10.2011г., дополнительным соглашением №3 от 21.10.2011г., копиями актов №7 от 21.12.2011г., №8 от 31.01.2012г. и №9 от 15.02.2012г., копиями расходных ордеров № 1114 от 14.11. 2011г., №021 от 01.02.2012г. и №028 от 15.02.2012г.).

В остальной части требование заявителя о взыскании суммы судебных расходов с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска удовлетворению не подлежит:

- актом № 3 от 31.05.2011 г. (т.3 л.д.44) приняты услуги, предусматривающие повторные расходы на оформление апелляционной жалобы, тогда как эти расходы уже предусмотрены дополнительным соглашением № 1 от 04.04.2011г. к договору возмездного оказания услуг от 12.01.2011г.;

- актом № 2 от 30.04.2011г. (т.3 л.д.42, оборотная сторона) приняты услуги, не относящиеся к судопроизводству (подготовка текста запросов, подготовка дополнительного соглашения к договору аренды), а также услуги, выполнение которых и выделение в качестве самостоятельных не может быть признано необходимым (ознакомление с материалами дела);

- актом № 5 от 26.08.2011г. (т.3 л.д.45, оборотная сторона), актом № 6 от 07.10.2011г. (т.3 л.д.46) приняты услуги, предусматривающие повторные расходы на оформление кассационной жалобы, тогда как эти расходы уже предусмотрены дополнительным соглашением № 2 от 21.06.2011г. к договору возмездного оказания услуг от 12.01.2011г.;

- расходы по дополнительному соглашению № 3 от 21.10.2011г. к договору возмездного оказания услуг от 12.01.2011г. (15.000 руб.) – учтены судом в расходах заявителя на обеспечение участия представителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным выраженный в письме № 1607-04 от 02.02.2011г. отказ Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Аполлония» преимущественного права на приобретение недвижимого муниципального имущества, арендуемого обществом с ограниченной ответственностью «Аполлония» по договору аренды № 8572/2058 от 20.07.2006г.

Обязать Администрацию города Ульяновска совершить действия, определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ, а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилых помещений второго этажа в здании по адресу: город Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, д.39, литер А, помещения 68-76, 88, общей площадью 157,43 кв.м., принять решение об условиях приватизации указанного нежилого помещения в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, направить обществу с ограниченной ответственностью "Аполлония" проект договора купли-продажи указанных помещений в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В остальной части в удовлетворении требований заявителя отказать.

Судебные расходы по требованию к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска отнести на Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска.

Судебные расходы по требованию к Администрации города Ульяновска отнести на общество с ограниченной ответственностью "Аполлония".

Взыскать с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аполлония" 55.070 (Пятьдесят пять тысяч семьдесят) рублей в возмещение судебных расходов, в том числе 4.000 руб. - расходов по уплате государственной пошлины, 51.070 руб. – расходов на оплату услуг представителя.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) в течение месяца со дня принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья Ю.А. Каданцев