АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71- 19758/2022 23 августа 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2023 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2023 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск о взыскании с Управления социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики г. Ижевск финансовых санкций в размере 220 000 руб. 00 коп.,
в присутствии:
от заявителя: Костянко Д.В. по доверенности от 10.04.2023 года;
от ответчика: не явился, ходатайство о рассмотрении в отсутствие; УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск (далее – заявитель, пенсионный фонд, отделение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с Управления социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики г. Ижевск (далее – ответчик, страхователь) финансовых санкций в размере 220 000 руб. 00 коп..
Заявитель требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, пояснениях по представленным ответчиком возражениям.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в возражениях, дополнительных возражениях от 14.03.2023 года, 27.04.2023 года, 31.05.2023 года, 23.06.2023 года.
Из представленных по делу доказательств, следует, что отделением в отношении ответчика проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон № 27-ФЗ), в ходе которых
установлено расхождение по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 319 застрахованных лиц по 328 отчетным формам. Установлено также представление неполных и (или) недостоверных сведений за 2021 года в отношении 7 застрахованных лиц: Дубовецев В.А., Абуткина Л.А. Бельцева И.С., Галимова В.И., Русских Е.В., Данилова Е.К., Плетнева Е.А.
Установлено, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год первоначально были представлены ответчиком своевременно, впоследствии, 25.03.2022 года страхователем были представлены сведения по форме СЗВ- СТАЖ (тип «доп») за 2021 год на 2 застрахованных лиц за каждый период; 01.06.2022 года - сведения по форме СЗВ-КОРР (тип «отм») на 1 застрахованное лицо.
В результате сверки представленных страхователем сведений выявлено расхождение между представленными сведениями по формам СЗВ-М и СЗВ- ТД за 2022 год в отношении 1 застрахованного лица (при наличии кадрового мероприятия «прием» от 01.12.2021 года отсутствуют сведения по форме СЗВ-М за февраль 2022 года.
В ходе проверки также выявлено нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в следующем. Протоколом проверки отчетности но форме СЗВ-М (доп.) за апрель 2022 и ноябрь 2021 года выявлена ошибка по коду результата 30 - «Указывается ФИО, содержащееся в страховом свидетельстве», то есть, выявлено расхождение данных ФИО, указанных в отчетности по форме СЗВ-М (доп.) за апрель 2022 и ноябрь 2021 года с данными, содержащимися в страховом свидетельстве в отношении застрахованного лица (Касимов Ринат Рифхатович СНИЛС 108878-26501).
Сведения по форме СЗВ-М (исх) за декабрь 2021 года, СЗВ-СТАЖ (исх.) за 2021 год были представлены страхователем с грубыми ошибками, а именно: «При предоставлении сведений о застрахованных лицах с типом формы «исходная» не должно быть ранее представленных сведений с типом «исходные» за отчетный период, за который представляются сведения».
В ходе проверки также установлено, что должником сведения по форме СЗВ-М за май 2022, октябрь, декабрь, ноябрь 2021 года первоначально были представлены ответчиком своевременно, впоследствии, 01.07.2022, 30.05.2022, 30.03.2022, 28.03.2022 года соответственно, страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М (тип «дополняющая») в общем числе на 31 застрахованное лицо.
На основании материалов проверок взыскателем составлены акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхований, по результатам рассмотрения материалов проверок, отделением вынесены решения о привлечении должника к ответственности по ч. 3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ), в виде взыскания финансовых санкций от 05.07.2022 № 019S19220007444, от 05.07.2022 № 019S19220007464, от 01.08.2022 № 019S19220008409, от 14.07.2022 № 019S19220007790, от 25.04.2022 № 019S19220004432, от 13.05.2022 № 019S19220005209, от 07.06.2022 № 019S19220006301, от 12.08.2022 № 019S19220008865, от 25.07.2022 № 019S19220008161, , от 11.07.2022 № 019S19220007617, от 11.07.2022 № 019S19220007609.
В целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику выставлены требования от 24.05.2022 № 019S01220004402, от 08.06.2022 № 019S01220005674, от 01.07.2022 № 019S01220006598, от 28.07.2022 № 019S01220007796, от 28.07.2022 № 019S01220007797, от 03.08.2022 № 019S01220007929, от 03.08.2022 № 019S01220007943, от 05.08.2022 № 019S01220008138, от 18.08.2022 № 019S01220008489, от 23.08.2022 № 019S01220008733, от 06.09.2022 № 019S01220009118.
Неуплата Управлением социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики задолженности финансовых санкций в сумме 220 000 руб. послужило основанием для обращения Отделением в суд.
В дополнение к доводам, изложенным в заявлении, Отделение указало, что довод ответчика о том, что Управление не располагает сведениями о всех тех застрахованных лицах, по которым оно должно было представить уточненные (исправленные) сведения по уведомлению Отделения об устранении ошибок и несоответствий от 18.03.2022 г. является несостоятельным по следующим основаниям. Управление создано Указом Главы Удмуртской Республики от 09.07.2021 № 120 «Об Управлении социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики» с 01.11.2021 путем реорганизации Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска в форме присоединения к нему территориальных органов, подведомственных Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики. Таким образом, обязанность по представлению уточненных (исправленных) сведений по уведомлению Отделения об устранении ошибок и несоответствий от 18.03.2022 г. возлагается на правопреемника - Управление. Кроме того, Отделение отмечает, что формы СЗВ-М ( исходные) за отчетные периоды с января по сентябрь 2021 г. представлялись Управлением социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска, т.е. самим реорганизованным лицом, к которому присоединились территориальные органы, подведомственные Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики.
Допущенная в акте о выявлении правонарушения от 30.05.2022 № 019S18220006477 опечатка заключается только в не указании Отделением даты представления Управлением отчетности по форме СЗВ-М за ноябрь (тип - дополняющая), а именно «04.02.2022 г.» и не является существенной для рассмотрения материалов проверки и не влечет за собой нарушение прав
страхователя. Доказательства представления Управлением позже установленного срока сведений в отношении 319 застрахованных лиц указаны в приложении 3 к решению от 05.07.2022 № 019S19220007444. 18.03.2022 года Отделением было направлено уведомление о выявлении расхождений между представленными сведениями по формам СЗВ-М и СЗВ- СТАЖ за 2021 год в отношении застрахованных лиц: Дубовцев В.А., Абуткина Л.А., Бельцева И.С., Галимова В.И., Русских Е.В., Данилова Е.К., Плетнева О.А., сообщение страхователю о выявленных расхождениях по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за 2021 год, список застрахованных лиц с выявленными расхождениями в представленных формах, по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается извещением о доставке следующих файлов: «019-003-012681.xls», «Soobschenie_5otdel.doc», «Uvedom.html», дата получения страхователем 18.03.2022. По расчету размера финансовых санкций по решению от 05.07.2022 г. Отделение пояснило, что выявлены расхождения между представленными сведениями по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2021 год, при этом, согласно Приложению 3 к решению от 05.07.2022 № 019S18220006477, в отношении 319 застрахованных лиц по 328 представленным отчетным формам сведения представлены не в установленный срок: (количество застрахованных лиц и периодов по ним, умноженное на 500,00 руб.)". 328 х 500 = 164000 руб. За представление неполных и (или) недостоверных сведений страхователем размер финансовых санкций составил: (количество застрахованных лиц и периодов по ним, умноженное на 500,00 руб.): 7 х 500 = 3500 руб. Согласно решению от 05.07.2022 Управление привлечено к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ «дополняющей» формы в отношений 3 застрахованных лиц; страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки до их обнаружения Отделением.
Заявитель считает довод ответчика о пропуске Отделением срока в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций по требованиям об уплате от 24.05.2022 и 08.06.2022 несостоятельным в связи с тем, что территориальный орган Фонда обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи, (часть восемнадцатая Закона № 27-ФЗ). В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, (часть девятнадцатая Закона N 27-ФЗ). Срок исполнения требования об уплате финансовых санкций от 24.05.2022 № 019S01220004402 в размере 500 руб. наступил 14.06.2022 года. ( не
превышает 3000 руб.). Срок исполнения требования об уплате финансовых санкций от 08.06.2022 № 019S01220005674 в размере 13000 руб. наступил 28.06.2022 года. (превысило 3000 руб.). Таким образом, срок подачи заявления о взыскании финансовых санкций по требованиям от 24.05.2022 № 019S01220004402 и от 08.06.2022 № 019S01220005674 в соответствии со ст.48 НК РФ - не позднее 28.12.2022 г. 15.12.2022 года, то есть, в пределах вышеуказанного срока, Отделение обратилось в суд с заявлением о взыскании с Управления финансовых санкций.
Решение о привлечении к ответственности от 25.07.22 № 019S19220008161 вынесено Отделением законно и обосновано в связи с тем, что исходная форма СЗВ-М за октябрь 2021 года представлена позже установленного срока, а именно 12.01.2022 года. Таким образом, в связи с тем, что дополняющие сведения на 1 застрахованное лицо представлены Управлением так же с пропуском установленного срока, 30.05.2022 г., решение от 25.07.2022 вынесено Отделением законно.
Возражая против требования Отделения, ответчик указал, что Управление фактически существует с 01.11.2021, и фактически не располагает сведениями о всех тех лицах, сведения о которых, согласно доводам Истца должно было предоставить до 25.03.2022. Вместе с тем, Управление вынуждено было предоставлять вышеуказанные сведения в корректирующей форме, в связи с требованиями сотрудников истца. Ответчик обращает внимание, что, в случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя. Установлено, что Управление представило сведения в адрес Отделения с нарушением сроков, однако, периоды нарушения составляли непродолжительное время, в том числе, с учетом выходных и праздничных дней в 2022 году. Также следует учитывать, что Управление, как орган исполнительной власти, фактически осуществляет свою деятельность с 01.11.2021, в связи с чем, в силу ряда организационных причин, а именно формирования штата сотрудников, местонахождения самого Управления и его обособленных подразделений, возникновения сбоев в работе сети Интернет и программного обеспечения, принятие Управлением мер по самостоятельному устранению нарушений.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Рассмотрев требование отделения в части взыскания финансовых санкций в размере 167500 руб. по требованию (500 руб. за каждое застрахованное лицо) от 28.07.2022 № 019S01220007796 суд считает его подлежащими удовлетворению частично.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 7) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 8) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 9) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая
лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Отделением выявлены расхождения между представленными сведениями по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за 2021 год.
В адрес должника 18.03.2022 направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий, которое получено им вы тот же день.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции № 211н, Страхователь в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления должен представить в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) индивидуальные сведения.
Таким образом, страхователю в срок не позднее 25.03.2022 года необходимо устранить выявленные расхождения.
Вместе с тем, обязанность по устранению несоответствий должником не исполнена, в установленный законом срок уточненные индивидуальные сведения в отношении 319 человек по отчетным 328 периодам застрахованных лиц не представлены.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что по состоянию на 05.07.2022 года страхователем уточненные сведения персонифицированного учета не представлены, расхождения по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за 2021 год не устранены в отношении следующих лиц:
-Дубовцев В.А. (СНИЛС 064-440-991 44);
-Абуткина Л.А. (СНИЛС 070-024-189 09);
-Бельцева И.С. (СНИЛС 136-649-339 90);
-Галимова В.И. (СНИЛС 145-046-053 32);
-Русских Е.В. (СНИЛС 151-429-692 63);
-Данилова Е.К. (СНИЛС 154-993-159 08);
-Плетнева О.А. (СНИЛС 185-485-698 34).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Представленными по делу доказательствами факт нарушения и вина ответчика подтверждены. Доказательств объективной невозможности представления сведений в установленные законодательством сроки, а также принятия всех зависящих от него мер по представлению отчетности в срок, страхователем не представлено. Привлечение заявителя к ответственности
является законным и обоснованным, нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено. Доказательств уплаты ответчиком финансовой санкции на день рассмотрения дела суду не представлено.
Рассмотрев требование отделения в части взыскания финансовых санкций в размере 1500 руб. по требованию от 28.07.2022 № 019S01220007797 арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 7) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 8) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 9) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж
застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. № 3п».
Согласно разделу 2 «Прядок заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)» - в поле «Тип сведений» знаком «X» отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии. Формы с типом «Дополняющая» представляются на застрахованных лиц, данные по которым не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за ошибок, содержащихся в ранее представленной отчетности, либо данные по ним в отчетности отсутствовали.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее Инструкция), страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ). При этом указанной нормой не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку а персонифицированных данных застрахованных лиц Андреевой Т.В. (СНИЛС117-794-118 81), Владимировой Н.А. (СНИЛС 035-914-102 38), Волковой О.В. (СНИЛС 072-625-427 58) до ее обнаружения отделением, ответчик реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд
дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Правовая позиция по данному вопросу изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, согласно которому такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая изложенное, требования заявителя в этой части удовлетворению не подлежат.
Рассмотрев требование отделения в части взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. по требованию от 23.08.2022 № 019S01220008733 арбитражный суд считает его подлежащими удовлетворению частино.
Как указано выше, в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В ходе проверки было установлено, что сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за октябрь 2022 года в отношении 1 застрахованного лица страхователем не представлены, при этом, имеются сведения по форме СЗВ-ТД, подтверждающие факт приема зарегистрированного лица Боталовой А.В. (СНИЛС 082-818-770 97) на работу 01.12.2021 года.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции № 211н, Страхователь в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления должен представить в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) индивидуальные сведения.
Таким образом, страхователю в срок не позднее 12.04.2022 года необходимо было устранить выявленные расхождения. Однако, по состоянию на 01.08.2022 года уточненные сведения страхователем не представлены, выявленные Отделением в ходе проверки расхождения не устранены.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Представленными по делу доказательствами факт нарушения и вина ответчика подтверждены. Доказательств объективной невозможности представления сведений в установленные законодательством сроки, а также принятия всех зависящих от него мер по представлению отчетности в срок, страхователем не представлено. Привлечение заявителя к ответственности является законным и обоснованным, нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено. Доказательств уплаты ответчиком финансовой санкции на день рассмотрения дела суду не представлено.
Рассмотрев требование отделения в части взыскания финансовых санкций в размере 1000 руб. по требованиям от 05.08.2022 № 019S01220008138, от 24.05.2022 № 019S01220004402 арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как было указано выше в силу п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проверки было выявлено нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования - расхождение данных ФИО, указанных в отчетности по форме СЗВ-М (доп) за апрель 2022, ноябрь 2021 года с данными, содержащимися в страховом свидетельстве в отношении застрахованного лица, в связи с чем, протоколом проверки отчетности по форме СЗВ-М (доп) апрель 2022, ноябрь 2021 года выявлена ошибка по коду результата 30 - «Указывается ФИО, содержащееся в страховом
свидетельстве».
В связи с выявленными расхождениями, заявителем в адрес должника 07.05.2022 и 13.01.2022 соответственно направлены уведомления об устранении данных расхождений, которые получены им 11.05.2022 и 13.01.2022.
Страхователем форма СЗВ-М (доп), с уточненными (исправленными) сведениями представлена по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью позже указанного срока, а именно 15.06.2022 и 28.01.2022 года соответственно.
Вместе с тем, в данном случае, выявленная ошибка в написании отчества застрахованного лица Касимова Р.Р. (СНИЛС 108-878-265 01) (ошибочно указано «Рифхатович») вместо «Рафхатович») является опечаткой (технической ошибкой) и не препятствует идентификации этого лица, поскольку остальные сведения (страховой номер индивидуального лицевого счета; идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя застрахованного лица) указаны верно, соответственно, данная ошибка является незначительной и не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, и как следствие, влекущая наложение финансовой санкции.
Суд обращает внимание, что Федеральный закон № 27-ФЗ не предполагает привлечение к ответственности за ошибки в правописании и опечатки, которые не влекут за собой невозможность для пенсионного фонда идентифицировать застрахованное лицо, произвести учет сведений о нем. Из материалов дела следует, что допущенная опечатка таких последствий не повлекла, сомнений в личности застрахованного лица у пенсионного фонда не возникло.
Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, требования заявителя в этой части удовлетворению не подлежат.
Рассмотрев требование отделения в части взыскания финансовых санкций в размере 34000 руб. (500 руб. за каждое застрахованное лицо) по требованиям от 08.06.2022 № 019S01220005674, от 01.07.2022 № 019S01220006598 арбитражный суд считает их подлежащими удовлетворению частично.
Так, в силу п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем,
представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
С 27.07.2020 начала действовать Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция N 211н).
В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 7) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 8)
суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 9) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ- ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. № 3п».
Как установлено Отделением и подтверждается материалами дела, сведения по форме СЗВ-М (исх.) за декабрь 2021 года в отношении 260 застрахованных лиц представлены страхователем 10.01.2022 года, то есть, в установленный законом срок.
Позже, 11.01.2022 года, страхователем представлена форма СЗВ-М (исх.) в отношении 29 застрахованных лиц.
При этом, сведения по форме СЗВ-М (исх) на 1 застрахованное лицо Ушакова Л.Г. (СНИЛС 061-779-438 93) уже были ранее представлены в форме СЗВ-М (исх) от 10.01.2022 г. по телекоммуникационным каналам связи, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, что подтверждается извещением о доставке формы СЗВ-М (исх); в отношении 2 застрахованных лиц Глинских Е.Е. (СНИЛС 094-909-754 23) и Поздеева М.В. (СНИЛС 061-239-894 63) представлены сведения по форме СЗВ-М (отм). Таким образом, проверкой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 26 застрахованных лиц.
Обязанность по представлению сведений по форме СЗВ-М считается исполненной при представлении страхователем таких сведений в соответствии с форматом, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 07.12.2016 № 1077п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)».
Таким образом, сведения по форме СЗВ-М (исх) за декабрь 2021 года,
были представлены страхователем с грубыми ошибками, а именно: «При предоставлении сведений о застрахованных лицах с типом формы «исходная» не должно быть ранее представленных сведений с типом «исходные» за отчетный период, за который представляются сведения».
Данной ошибке согласно таблице 7 формата данных сведений о застрахованных лицах, утвержденных Постановлением от 07.12.2016г. № 1077п, соответствует код 50, в связи с чем был сформирован отрицательный протокол от 13.01.2022 года со статусом «Документ не принят».
В соответствии с пунктом 38 Инструкции № 211н, Страхователь в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления должен был представить в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) индивидуальные сведения.
Таким образом, страхователю в срок не позднее 20.01.2022 года необходимо было устранить выявленные расхождения. Однако, уточненные сведения страхователем представлены лишь 28.01.2022 года, то есть позже установленного срока.
Установлено также, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исх.) за 2021 год на 1 застрахованное лицо были представлены страхователем 30.08.2021 года.
Позже, 30.03.2022 года, страхователем представлена форма СЗВ-СТАЖ (исх.) в отношении 42 застрахованных лиц.
Обязанность по представлению сведений по форме СЗВ-СТАЖ считается исполненной при представлении страхователем таких сведений в соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ- СТАЖ)».
Таким образом, сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исх) за 2021 год, были представлены страхователем с грубыми ошибками, а именно: «При предоставлении сведений о застрахованных лицах с типом формы «исходная» не должно быть ранее представленных сведений с типом «исходные» за отчетный период, за который представляются сведения».
Данной ошибке согласно таблице 7 формата данных сведений о застрахованных лицах, утвержденных Постановлением от 07.12.2016г. № 1077п, соответствует код 50, в связи с чем был сформирован отрицательный протокол от 13.01.2022 года со статусом «Документ не принят».
В соответствии с пунктом 38 Инструкции № 211н, Страхователь в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления должен был представить в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) индивидуальные сведения.
Таким образом, страхователю в срок не позднее 12.04.2022 года
необходимо было устранить выявленные расхождения. Однако, уточненные сведения страхователем представлены лишь 15.04.2022 года, то есть позже установленного срока.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Представленными по делу доказательствами факт нарушения и вина ответчика подтверждены. Доказательств объективной невозможности представления сведений в установленные законодательством сроки, а также принятия всех зависящих от него мер по представлению отчетности в срок, страхователем не представлено. Привлечение заявителя к ответственности является законным и обоснованным, нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено. Доказательств уплаты ответчиком финансовой санкции на день рассмотрения дела суду не представлено.
Рассмотрев требование отделения в части взыскания финансовых санкций в размере 15500 руб. по требованиям от 06.09.2022 № 019S01220009118, от 18.08.2022 № 019S01220008489, от 03.08.2022 № 019S01220007929, от 03.08.2022 № 019S01220007943 арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как было указано выше в силу п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
С 27.07.2020 начала действовать Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о
зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция N 211н).
В соответствии с пунктом 38 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Также в силу вышеуказанного пункта в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Согласно абзацу третьему статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Для привлечения страхователя к ответственности на основании указанной нормы права, необходимо доказать, что страхователь, имея
обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность, либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Принимая во внимание то, что согласно имеющимся доказательствам форма с типом «исх.» СЗВ-М за май 2022, октябрь, декабря, ноябрь 2021 года первоначально были ответчиком представлены, при этом, ответчиком самостоятельно были выявлены ошибки и 01.07.2022 (за май 2022), 30.05.2022 (за октябрь 2021), 30.03.2022 и 22.04.2022 (за декабрь 2021), 28.03.2022 и 22.04.2022 (за ноябрь 2021) представлены сведения по персонифицированному учету с типом «доп.» за указанный период на 31 застрахованное лицо, правомерность применения к страхователю финансовых санкций вызывает сомнение.
Однако Пенсионный фонд, расценив данное обстоятельство как непредставление страхователем в установленный срок сведений о каждом застрахованном лице, сделал вывод о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 приведенного Закона.
Суд признает позицию Пенсионного фонда ошибочной в связи со следующим.
Согласно имеющимся в деле доказательствам страхователем самостоятельно были выявлены ошибки в ранее представленной отчетности и направлены в Фонд сведения по персонифицированному учету с типом «дополняющие» за спорный период.
При этом суд исходит из того, что статьей 15 Федерального закона N 27- ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять, то есть вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда
принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12- П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать ответчика возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Иная оценка условий применения данной правовой нормы, при которой самостоятельное выявление ошибок плательщиком не освобождает его от применения ответственности, будет стимулировать сокрытие ошибок, приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства, что не отвечает целям правосудия.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами Закона N 27- ФЗ и установив, что страхователем самостоятельно представлены дополнительные сведения, а первоначально представленные заявителем сведения по исходной форме за май 2022, октябрь, декабря, ноябрь 2021 года были приняты пенсионным органом без замечаний, суд пришел к выводу об
отсутствии законных оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая изложенное, требование отделения в части взыскания 15500 руб. за непредставление в установленный срок сведений на 31 застрахованное лицо по форме СЗВ-М за май 2022, октябрь, декабря, ноябрь 2021 года удовлетворению не подлежит.
Суд полагает, что требования заявителя по требованиям от 28.07.2022 № 019S01220007796, от 28.07.2022 № 019S01220007797, от 23.08.2022 № 019S01220008733, от 08.06.2022 № 019S01220005674, от 01.07.2022 № 019S01220006598 подлежат удовлетворению частично на основании следующего.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 названного Кодекса.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 № 11019/09 разъяснено, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Следовательно, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и
учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя, к которым относится отсутствие неблагоприятных последствий нарушения, незначительный пропуск срока предоставления отчетности СЗВ-М и СЗВ- СТАЖ за отчетные периоды, доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, исходя из конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, суд считает возможным уменьшить размер финансовых санкций по решениям от 05.07.2022 № 019S19220007444, от 01.08.2022 № 019S19220008409, от 13.05.2022 № 019S19220005209, от 07.06.2022 № 019S19220006301 в общей сумме 202 000 в 10 раз до 20 200 руб.
Учитывая изложенное, требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению в размере 20 200 руб.
Таким образом, суд соглашается с заявителем в том, что страхователь не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства, не предпринял должных мер для контроля за надлежащей отправкой сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2. ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования», в связи с чем, требования о взыскании финансовых санкций в размере 20 200 руб. признаются судом обоснованными.
В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Согласно ст. 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С учетом принятого решения судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Республика, г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, д. 20А, ОГРН 1071831002462, ИНН 1831120771, дата и место государственной регистрации – 01.03.2007, г. Ижевск:
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В. Иютина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.02.2023 4:23:00
Кому выдана Иютина Ольга Васильевна