НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 20.05.2022 № А71-2739/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

г. Ижевск

Дело № А71- 2739/2022 

20 мая 2022 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Нурмухаметовой Ларисы Хаматовны г. Ижевск о признании незаконными и отмене определений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 11.02.2022 № 66, 89, 90 об отказе  в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Нурмухаметова Лариса Хаматовна (далее - заявитель, Нурмухаметова Л.Х.) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее – Управление Роспотребнадзора по УР, административный орган, ответчик) об отмене определения от 11.02.2022 № 66 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 11.03.2022 заявление Нурмухаметовой Л.Х. принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства, делу присвоен № А71-2739/2022, к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привечено Общество с ограниченной ответственностью «Ижевские термы».

Нурмухаметова Лариса Хаматовна также  обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями к Управлению Роспотребнадзора по УР об отмене определения от 11.02.2022 № 90, № 89 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Определениями суда от 15.03.2022 заявления Нурмухаметовой Л.Х. приняты к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства, делам присвоены №А71-3032/2022, №А71-3033/2022 соответственно, к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привечено Общество с ограниченной ответственностью «Ижевские термы».

Определением суда от 18.03.2022 по ходатайству заявителя дела                     № А71-3032/2022 и №А71-3033/2022 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен № А71-3032/2022.

Определением суда от 22.04.2022 по ходатайству заявителя дела № А71-2739/2022 и № А71-3032/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен № А71-2739/2022.

Определением суда от 11.05.2022 произведена замена судьи Е.А. Бушуевой на судью М.С. Сидорову.

Ответчик требование не признал по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.

В соответствии со ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Согласно ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.

12.05.2022 подписана и 13.05.2022 размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения по настоящему делу.

13.05.2022 от заявителя в электронном виде поступило заявление об изготовлении мотивированного решения.

17.05.2022 от ответчика поступило заявление об изготовлении мотивированного решения.

Из материалов дела судом установлено, что Нурмухаметова Л.Х. направила  в Управление Роспотребнадзора по УР (от 10.06.2021 вх. № 18-00-02/023-5524-ж-2021) обращение с требованием о привлечении ООО «Ижевские термы» к административной ответственности по ч.1 ст.14.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в кассовом чеке информации о цене услуги и объеме оказанной услуги в минутах.

По результатам рассмотрения обращения должностным лицом Управления Роспотребнадзора по УР вынесено  определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении  от 24.06.2021              в связи  с отсутствием события административного правонарушения.

Заявитель, не согласившись с вынесенным определением, обратилась  с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Решением Роспотребнадзора от 13.12.2021 № 42 определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменено, дел направлено на новое рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по УР.

По результатам рассмотрения требования Нурмухаметовой Л.Х. Управлением Роспотребнадзора по УР 11.02.2022 вынесено определение                № 89  об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Обращение Нурмухаметовой Л.Х. в части доводов об отсутствии информации в кассовых чеках было направлено для рассмотрения в налоговые органы.

Нурмухаметова Л.Х. направила  в Управление Роспотребнадзора по УР (вх. № 18-00-02/023-6097-ж-2021 от 25.06.2021) обращение с требованием о привлечении ООО «Ижевские термы» к административной ответственности по ч.1 ст.14.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в кассовых чеках либо ином другом документе информации о цене и фактическом объеме оказанной услуги.

По результатам рассмотрения обращения должностным лицом Управления Роспотребнадзора по УР вынесено  определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении  от 28.06.2021              в связи  с отсутствием события административного правонарушения.

Заявитель, не согласившись с вынесенным определением, обратилась  с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Решением Роспотребнадзора от 13.12.2021 № 43 определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по УР.

По результатам рассмотрения требования Нурмухаметовой Л.Х. Управлением Роспотребнадзора по УР 11.02.2022 вынесено определение                № 90  об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Обращение Нурмухаметовой Л.Х. в части доводов об отсутствии информации в кассовых чеках было направлено для рассмотрения в налоговые органы.

Также в Управление Роспотребнадзора по УР поступило обращение Нурмухаметовой Л.Х. (вх. № 18-00-02/023-13359-ж-2021 от 17.12.2021), содержащее требование о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Ижевские термы» по ч.1 ст.14.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в кассовых чеках за период с 01.12.2020 по 12.07.2021 доплаты информации о цене услуги и объеме оказанной услуги в минутах.

По результатам рассмотрения обращения должностным лицом Управления Роспотребнадзора по УР вынесено  определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 11.02.2022              № 66 в связи с отсутствием признаков события административного правонарушения.

Не согласившись с указанными определениями об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, Нурмухаметова Л.Х. обратилась в арбитражный суд с заявлением.

В обоснование требований заявитель указала, что  административным органом неверно определена объективная сторона административного правонарушения по ч.1 ст.14.5 КоАП РФ: при наличии приложенных к заявлению потерпевшей чеков доплаты, где отсутствуют время входа и время выхода, при котором исчисляется превышение времени пребывания, отсутствует цена и количество минут за превышение пребывания, указана только произвольная суммы стоимости доплаты. В единственном выдаваемом при окончательном расчете документе – чеке доплаты, выступающем в качестве договора публичной оферты, отсутствовала следующая информация: индивидуальное для каждого посетителя время входа и время выхода, цена услуги, количество минут превышения пребывания в термах. Кроме чека доплаты иные документы, где присутствовала бы эта обязательная информация, потребителю услуг не выдавалась. Потребитель был лишен возможности предоставления ему информации о реальном времени превышения пребывания и не мог проверить достоверность взыскиваемой с него суммы доплаты. Осознавая противоправность своих действий и предвидя наступление общественно вредных последствий, ООО «Ижевские термы» желало их наступления, поскольку его конечной целью было неосновательное обогащение путем массового обсчета всех посетителей Центра здоровья и отдыха «Ижевские термы». Данная возможность появилась в результате незаконной настройки сервера, а именно фиксирующего время  на 5 минут больше от фактического на выходе, с одной стороны, и сокрытия времени входа, выхода, цены услуги, количества минут превышения пребывания в термах в выдаваемом при окончательном расчете с потребителем документе, с другой стороны, что подтверждается протоколом Управления Роспотребнадзора по УР от 15.07.2021, постановлением от 22.09.2021 с наложением административного штрафа на ООО «Ижевские термы» в порядке ст. 14.7 КоАП РФ.

Управление Роспотребнадзора по УР фактически оставило без внимания и не рассмотрело по существу мотивы решений Роспотребнадзора от 13.12.2021 № 42, № 43 по отмене ранее выданных  определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. При повторном рассмотрении Управлением Роспотребнадзора по УР обстоятельства дела в полном объеме не проверены, всесторонне и объективно не рассмотрены.

Возражая против заявленных требований, Управление Роспотребнадзора по УР указало, что определения являются законными и обоснованными.  Законодательство о защите прав потребителей не содержит норм права, согласно которым выдаваемый потребителю кассовый чек и (или) товарный чек является предусмотренным законодательством о защите прав потребителей способом предоставления этому потребителю информации о товаре (работе, услуге). Не содержит данное законодательство и обязательных требований к содержанию предоставляемого потребителю кассового (товарного) чека. Согласно представленным чекам цена установлена, условия приобретения услуг (пребывание, превышение времени) установлены.  Контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники осуществляется налоговыми органами.

В возражениях на отзывы Нурмухаметова Л.Х. указала, что Управление Роспотребнадзора по УР незаконно выдает стоимость доплаты за цену, наименование услуги (в чеке указано «Абонемент, превышение времени пребывания») за условия приобретения услуги, которые определяются Правилами посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и включают индивидуальное для каждого посетителя время входа, время выхода и рассчитанных на их основании количество минут превышения, исходя из которых с учетом цены основного тарифа, а не цены тарифа предоплаты и определяется стоимость доплаты, которую незаконно административный орган выдает за цену. В единственном выдаваемом при окончательном расчете  документе – чеке доплаты, выступающей в качестве договора публичной оферты, кроме наименования и стоимости иной информации нет.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 части 1, части 3 статьи 28.1 КоАП РФ лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, может возбудить дело об административном правонарушении на основании заявления физических и юридических лиц, содержащего достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).

В силу частей 3, 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно абзацу 4 пункта 19.2 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.

Из статей 65, 71, 168, 189, частей 4, 6 статьи 210 и частей 2, 3 статьи 211 АПК РФ следует, что заявитель несет бремя доказывания фактов нарушения его прав и интересов; административный орган в свою очередь должен подтвердить обстоятельства, послужившие основаниями для привлечения к административной ответственности либо для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении. Решение о привлечении к административной ответственности, а равно определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении проверяется посредством выяснения определенных обстоятельств, в частности того, имелись ли у административного органа полномочия и законные основания для принятия оспариваемого акта.

В соответствии с п.п. 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом по ч.1 ст.14.5 КоАП РФ выступают общественные отношения в предпринимательской деятельности и торговли.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ, состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрены основные понятия, используемые в настоящем Законе, в том числе: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

В силу п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1, Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Данному праву потребителя корреспондирует обязанность изготовителя (исполнителя, продавца), установленная пунктом 1 статьи 10 Закона РФ № 2300-1, своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации, что предусматривается, в частности, пунктом 2 статьи 1, статьей 26.2 Закона РФ № 2300-1.

При этом информация, предусмотренная п.2 ст.10 Закона о защите прав потребителей доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Заявитель ссылается на то, что при оказании услуг ООО «Ижевские термы» в момент окончательного расчета никаких документов потребителям услуг с информацией об индивидуальном для каждого посетителя согласно п.п. 1.2, 1.3, 2.11, 2.15 Правил посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» времени входа, индивидуальном для каждого посетителя времени выхода, по которым рассчитывалось количество минут превышения пребывания в термах, о цене услуги и количестве минут, не выдавалось, кроме кассового чека доплаты, который и выполнял роль публичной оферты.

Как следует из Правил посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» (далее – Правила), в том числе размещенных на официальном сайте https://izhevsk.cityterms.ru/visit, до оплаты услуг, предоставляемых Центром здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и получения электронного браслета, посетитель обязан ознакомиться с Правилами посещения Центра, существующими тарифами и заполнить соответствующую расписку, заверив её подписью. Подтверждением того, что посетитель полностью ознакомлен с настоящими Правилами, полностью с ними согласен и обязуется их соблюдать, принимая на себя риск неблагоприятных последствий в случае их нарушения, являются заполненная и заверенная подписью расписка об ознакомлении и согласии с настоящими Правилами посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы», либо получение фискального чека, либо получение электронного браслета (п. 1.2).

Согласно п. 1.9 Правил время пребывания в Центре здоровья и отдыха «Ижевские Термы» контролируется посетителем самостоятельно.

Режим работы Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы»и прейскурант на стоимость посещения размещается у входа на территорию Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и на официальном сайте (п. 1.12 Правил).

Информация о фирменном наименовании, местонахождении, режиме работы Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы», номера телефонов руководителей размещены на информационном стенде («Уголок потребителя»), расположенном на территории Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» в удобном для ознакомления Посетителей месте. На информационном стенде также размещены перечень услуг, прейскурант на оказываемые услуги, настоящие Правила, Книга отзывов и предложений и иная необходимая в соответствии с законодательством Российской Федерации информация (п. 1.14 Правил).

Стоимость предоставления услуг Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» устанавливается Прейскурантом, утверждаемым директором ООО «Ижевские Термы» (п. 2.2 Правил).

Цены на посещение указаны на кассах Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и на интернет ресурсах Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» (п. 2.3 Правил).

Началом посещения водно-развлекательной зоны или термо-релаксационной зоны Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» считается пересечение центрального турникета, находящегося в фойе рецепции касс оплаты, на вход, а окончанием – пересечение этого же турникета на выход. Повторный вход посетителя через центральный турникет без оплаты нового билета не допускается (п. 2.11 Правил).

В соответствии с п. 2.15 Правил пребывание на территории Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» сверх времени, оплаченного по приобретённому тарифу или после окончания времени действия тарифа, оплачивается посетителем в кассе по тарифу доплаты за каждую минуту превышения.

Согласно разделу 8 Правил посетитель обязан: до оплаты услуг, предоставляемых Центром здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и получения электронного браслета, посетитель обязан полностью ознакомиться с Правилами посещения Центра, существующими тарифами и заполнить соответствующую расписку, заверив её подписью. Подтверждением того, что посетитель полностью ознакомлен с настоящими Правилами, полностью с ними согласен и обязуется их соблюдать, принимая на себя риск неблагоприятных последствий в случае их нарушения, являются заполненная и заверенная подписью расписка об ознакомлении и согласии с настоящими Правилами посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы», либо получение фискального чека, либо получение электронного браслета; самостоятельно следить за временем пребывания в Центре здоровья и отдыха «Ижевские Термы»; перед посещением Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» и совершением оплаты ознакомиться с действующими тарифами.

Таким образом, Правилами посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы» предусмотрено, что, получением электронного браслета посетитель подтверждает факт ознакомления с ними. При этом посетитель должен самостоятельно контролировать свое время пребывания в термах. В случае пребывания в комплексе сверх приобретенного по тарифу времени, посетитель обязан доплатить  за каждую минуту превышения.

Следовательно, до посетителей доведена информация о том, что за превышение установленного времени пребывания в термах, которое ими самостоятельно отслеживается, оно подлежит доплате.

Заявитель не оспаривает, что ознакомлена с Правилами посещения Центра здоровья и отдыха «Ижевские Термы», также указывает на то, что при входе ею была осуществлена оплата по тарифу, получен чек. Вместе с тем,  ссылается на то, что был лишен предоставления информации о реальном времени превышения пребывания. Однако, посетитель должен самостоятельно контролировать время пребывания в термах.

При этом заявитель не указывает время пребывания в Центре здоровья и отдыха «Ижевские Термы» в оспариваемые даты с 01.12.2020 по 12.07.2021.

Ссылки заявителя на неправильные настройки сервера, фиксирующего время входа и выхода, документально не подтверждены и, кроме того, данное обстоятельство может свидетельствовать о наличии в действиях общества признаков нарушения по ст. 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей», а не ч.1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Доводы заявителя об отсутствии в полученном от ООО «Ижевские термы» чеке информация о цене услуги и об объеме оказанной услуги в минутах, чем нарушаются права потребителя, отклоняются судом.

Законодательство о защите прав потребителей  не содержит норм права, согласно которым выдаваемый потребителю кассовый и (или) товарный чек является предусмотренным законодательством о защите прав потребителей способом предоставления потребителю информации о товаре (работе, услуге). Обязательных требований к содержанию предоставляемого потребителю кассового (товарного) чека с точки зрения законодательства о защите прав потребителей в нем не содержится. Требования к реквизитам кассового чека установлены Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники осуществляются  налоговыми органами.

Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ  налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного Федерального закона; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

Статьей 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ установлены требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности. Среди обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек: наименование товаров, работ, услуг, платежа, платы, их количество, цена (в валюте Ф) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС, а также применяемая при расчете система налогообложения.

Вместе с тем, при отсутствии указанных реквизитов лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, подлежит привлечению к административной ответственности по ч.4 ст.14.5 КоАП РФ.

Судом установлено, что ООО «Ижевские термы» за нарушения порядка применения ККТ, а именно невыполнение требования по корректному формированию кассового чека, за отсутствие в кассовом чеке реквизитов: количество и цена за единицу товаров, работ, с учетом скидок и наценок было привлечено постановлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике от 29.11.2021 № 18402120200012400006 к административной ответственности  по ч.4 ст.14.5 КоАП РФ в виде предупреждения.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 26.1 КоАП РФ определяет, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Исходя из указанной нормы, для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в отношении хозяйствующего субъекта необходимо наличие события административного правонарушения.

Согласно Преамбуле к Закону РФ № 2300-1 потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Частью 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2015 № 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5).

Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле доказательства, суд пришел к выводу о недоказанности заявителем  обстоятельств, необходимых для возбуждения в отношении ООО «Ижевские термы» дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, об отсутствии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 с.14.5 КоАП РФ, в связи с чем Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике оспариваемыми определениями правомерно отказало в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, основания для признания незаконными оспариваемых определений отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Нурмухаметовой Ларисы Хаматовны о признании незаконными и отмене определений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 11.02.2022 № 66, 89, 90 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Судья                                                                    М.С. Сидорова