НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 19.06.2018 № А71-5393/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-5393/2018

20 июня 2018 года

резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2018г.

решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2018г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.А.Бушуевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.С.Бабкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Импульс» г.Ижевск об оспаривании постановленияГлавного управления по государственному надзору Удмуртской Республики г.Ижевск,

при участии в заседании представителя заявителя по доверенности от 01.06.2017 Игнатьева А.Н., представителя ответчика по доверенности от 01.04.2018 Зардиновой З.С.,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Импульс» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 20.03.2018 № 37/1805, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Ответчик требование заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Из представленных по делу доказательств следует, чтона основании опубликованных 21.02.2018 в средствах массовой информации событий о том, что на детскую коляску, находящуюся во дворе жилого дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Нагорная 26, со строящегося объекта капитального строительства: «Многоквартирный 14 -этажный жилой дом с нежилыми помещениями на первом этаже по адресу: г.Ижевск, ул. Нагорная 30» («ЖК Морковь») упала балка-ригель, Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики 22.02.2018 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе проверки установлено, что строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный 14 - этажный жилой дом с нежилыми помещениями на первом этаже по адресу: г.Ижевск, ул. Нагорная 30» осуществляется на основании разрешения на строительство от 30.09.2016 №18-111118303000-541-2016, выданного ГУАиГ Администрации г. Ижевска сроком до 31.07.2018 застройщику ООО «СтройИнвестГрупп». Строительство осуществляется в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение негосударственной экспертизы проекта от 25.08.2016 №18-2-1-3-0046-16, выданное ООО «Экспертиза Союза Строителей Удмуртии». Согласно договору генерального подряда от 05.06.2017 №1 лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства, является ООО «Импульс».

Согласно акту осмотра от 22.02.2018 объект капитального строительствапо адресу: г.Ижевск, ул. Нагорная, 30 строится вблизи существующего индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул. Нагорная 26, строительная площадка огорожена забором, на момент осмотра велись работы по устройству монолитного каркаса, на шестом и девятом этажах установлены защитные экраны. При подготовке работ по заливке одиннадцатого этажа производилось складирование балок-ригелей непосредственно на месте проведения работ. При складировании балок-ригелей один конец опирался на ограждение и выходил за край строительного объекта, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, нарушает требования п. 5.4.22 СП. 12-135-2013. Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда.

По факту нарушений требований технических регламентов, которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, должностным лицом Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики в отношении ООО «Импульс» составлен протокол об административном правонарушении от 16.03.2018 № 02/1-07/7 и вынесено постановление от 20.03.2018 № 37/18 о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст.9.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Согласно объяснениям главного инженера ОО «Импульс» Габдуллина Р.Ф. от 16.03.2018 в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 9.4 КоАП РФ. Согласно акту осмотра от 22.02.2018, фототаблицам на объекте имеются ограждения по вертикали в трех ярусах, что исключает падение балки.

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого нарушения. Нарушение обществом положений п. 5.4.22 СП. 12-135-2013. Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда не образует объективную сторону вменяемого правонарушения. Общество на спорном объекте производило последовательные работы по монтажу опорных элементов опалубки на 11 этаже объекта и балки-ригели при монтаже были зафиксированы, в связи с чем, возможность их выступа или падения исключена. Складирования балок-ригелей не было. Представленный административным органом фотоматериал не является надлежащим доказательством по делу. Осмотр объекта капитального строительства произведен в отсутствие представителя общества. Обществом были приняты все меры по соблюдению требований техники безопасности при выполнении работ по устройству монолитного каркаса, а именно установлены на 6, 9, 11 этажах защитные экраны, выдерживающие разрыв при падении строительного материала, а также исключающие падение строительного материала. В оспариваемом постановлении неверно указана дата совершения правонарушения.

Возражая против требования заявителя, административный орган указал, что доводы заявителя об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения неправомерны, поскольку в связи с выполнением работ по монтажу монолитного каркаса объекта капитального строительства произведены устройство, разборка и складирование опалубка на объекте с нарушением требований в области строительства.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

В силу п. 1 Положения о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 № 588, Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции в сфере: регионального государственного строительного надзора; государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики; регионального государственного жилищного надзора.

Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В силу ч.6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно статье 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным, и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

В соответствии с п. 5.4.22СП 12-135-2003 Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 08.01.2003 № 2 (далее - СП 12-135-2003), разбирать и передвигать опалубку следует только с разрешения руководителя работ. При разборке опалубки следует принимать меры против случайного падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих лесов и конструкций. Элементы разборной опалубки необходимо опустить на землю, рассортировав с удалением выступающих гвоздей и скоб, и складировать в штабель. Запрещается складировать разбираемые элементы опалубки на подмостях (лесах) или рабочих настилах, а также сбрасывать их с высоты.

Материалами дела подтверждается, что на основании договора генерального подряда от 05.06.2017 №1 ООО «Импульс» является генеральным подрядчиком при строительстве объекта капитального строительства «Многоквартирный 14 - этажный жилой дом с нежилыми помещениями на первом этаже по адресу: г.Ижевск, ул. Нагорная 30», расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Нагорная, 30.

Учитывая положения ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ООО «Импульс» является лицом, ответственным за соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе строительства данного объекта капитального строительства и несет ответственность за несоблюдение данных требований.

Актом осмотра от 22.02.2018, фототаблицами, протоколом об административном правонарушенииот 16.03.2018 № 02/1-07/7 подтверждается, что в нарушение указанных норм ООО «Импульс»при подготовке работ по заливке одиннадцатого этажа объекта капитального строительства «Многоквартирный 14 - этажный жилой дом с нежилыми помещениями на первом этаже по адресу: г.Ижевск, ул. Нагорная 30» произвело складирование балок-ригелей, в результате которого один конец опирался на ограждение и выходил за край строительного объекта, что создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате возможности случайного падениябалок-ригелей.

Указанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.4 КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Доказательств принятия ООО «Импульс» всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства при строительстве объекта капитального строительства, а также доказательств невозможности исполнения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

Указанные заявителем меры, заключающиеся в установке защитных экранов, не предотвратили падение балки-ригеля, в связи с чем соответствующие доводы заявителя о принятии обществом всех мер по соблюдению требований законодательства при выполнении строительных работ подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела.

Таким образом, наличие состава вменяемого заявителю административного правонарушения материалами дела подтверждается.

Судом отклоняются доводы заявителя о том, что нарушение обществом положений п. 5.4.22 СП. 12-135-2013 не образует объективную сторону вменяемого правонарушении, поскольку СП. 12-135-2013 не содержит обязательных требований к зданиям и сооружениям при строительстве объектов капитального строительства.

Диспозиция ч.1 ст.9.4 КоАП РФ «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)» содержит указание не только на нарушение обязательных требований к зданиям и сооружениям, но и на нарушение требований технических регламентов, а также проектной документации.

Согласно разделу 16 проектной документации 500/15-ПОС-ТЧ «Перечень мероприятий и проектных решений по определению технических средств и методов работы, обеспечивающих выполнение нормативных требований охраны труда» при производстве работ необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в том числе СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве, часть2».

Постановлением Госстроя России от 17.09.2002 № 123 приняты и введены в действие строительные нормы и правила Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002» (далее - СНиП 12-04-2002).

В силу п. 7.1.1 СНиП 12-04-2002 при приготовлении, подаче, укладке и уходе за бетоном, заготовке и установке арматуры, а также установке и разборке опалубки необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более; движущиеся машины и передвигаемые ими предметы; обрушение элементов конструкций; шум и вибрация; повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

Отклоняются судом и доводы заявителя о том, что представленный административным органом фотоматериал не является надлежащим доказательством по делу со ссылкой на то, что проведение ответчиком фотосъемки 11 этажа объекта произведено с земли и не является объективным. Представленные административным органом фотографии достоверно свидетельствуют о факте складирования заявителем на участке спорного объекта капитального строительства балок-ригелей, один конец которых выходил за край объекта. О факте складирования (а не монтажа) свидетельствуют различные (неравные) расстояния между балками. Представленные заявителем фотоматериалы выполнены после проверки (после 22.02.2018 как указано на фотоматериалах), в связи с чем у заявителя имелись время и возможность зафиксироватьбалки-ригели, выполнить их монтаж.

Судом отклоняются также доводы заявителя о том, что осмотр принадлежащей обществу территории проведен с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ в отсутствие представителя общества, а также об указании в оспариваемом постановлении неверной даты совершения правонарушения. Указанные обстоятельства не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену постановления, не влекут за собой последствия, связанные с невозможностью правильного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности при рассмотрении дела не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя заявителя, но при наличии доказательств его извещения о месте и времени составления протокола. Постановление вынесено при наличии доказательств извещения привлекаемого к ответственности лица о времени и месте рассмотрения административного дела, в пределах полномочий ответчика и срока давности привлечения к административной ответственности.

Наказание назначено в минимальном размере.

Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку допущенное обществом нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области строительства.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 20.03.2018 № 37/18, вынесенного Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Импульс», г.Ижевск.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Е.А. Бушуева