НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 15.08.2006 № А71-5172/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426057 г.Ижевск, ул. Свободы,139

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Ижевск Дело № А71-5172/2006

А28

23 августа 2006 г.

Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2006г.

Полный текст решения изготовлен 23 августа 2006г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Лепихина Д.Е

при ведении судьей протокола судебного заседания

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Удмуртинвестстройбанк», г. Ижевск к

Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго- Камском регионе, г. Казань

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании присутствовали:

от заявителя: представитель Шумкова Е.А. по дов. № 58 от 17.07.06г.;

от административного органа: не явились, ходатайство о рассмотрении в отсутствие.

ОАО «Удмуртинвестстройбанк» обратилось в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго- Камском регионе №167 от 06.06.06г. о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Заявитель в судебном заседании заявленное требование поддержал.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на заявление.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156, 210 АПК РФ в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом.

По материалам дела, объяснениям представителя заявителя Арбитражный суд установил.

В периодс 26 февраля по 27 марта 2006г. административным органом была проведена выездная проверка заявителя на предмет соблюдения законодательства в области рынка ценных бумаг.

В ходе проверки административным органом сделан вывод, что заявителем нарушен порядок раскрытия информации, а именно: не опубликован в средствах массовой информации годовой отчет за 2001- 2003г.г.; не опубликованы в сети Интернет списки аффилированных лиц общества по состоянию на 30.09.05г., 31.12.05г., 31.03.06г. и текст Положения об общем собрании акционеров (утвержденного решением от 24.05.2002г. за № 16).

По факту указанных нарушений составлен протокол №203-10-9/3 от 16.05.06г. об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление от 06.06.06г. за № 167 о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.19 КоАП, в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.

Заявитель обратился в суд с требованием отменить указанное постановление в силу его незаконности.

Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в заявлении и отзыве на заявление, представленные доказательства, суд находит оспариваемое постановление подлежащим отмене исходя из следующего.

Часть 2 ст. 15.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, является Федеральная служба по финансовым рынкам (п.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04г. за № 317).

В части несоблюдения требования об опубликовании годового отчета за 2001- 2003 г.г.

Согласно п.1 ст. 97 ГК РФ общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет.

В соответствии с п.1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества.

В силу ст. 16 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

В судебное заседание заявителем представлен Договор №3-П от 03.03.2003г. на оказание услуг по опубликованию отчетности в средстве массовой информации, заключенный между ЗАО «Екатеринбургский Аудит- Центр» («Исполнитель») и ОАО «Удмуртинвестстройбанк» («Заказчик»).

Пункт 1.1. указанного Договора предусматривает обязанность Исполнителя оказать услуги по опубликованию предоставленной Заказчиком бухгалтерской отчетности Банка за 2002г. в составе: баланс кредитной организации, включая разделы по внебалансовым счетам и счетам доверительного управления; отчет о прибылях и убытках кредитной организации; сведения о выполнении основных требований, установленных нормативными актами ЦБ РФ, в средстве массовой информации – журнале «Банковский аудит и консультации».

Также в материалах дела имеются журналы «Банковский аудит и консультации» за № 2, 2002г. и № 2, 2003г., в которых в разделе «Публикуемая отчетность кредитных организаций» размещены балансы ОАО «Удмуртинвестстройбанк» по состоянию на 1 января 2002г. и 1 января 2003г. соответственно.

Публикация бухгалтерского баланса по состоянию на 1 января 2004г. совершена заявителем в газете «Известия Удмуртской Республики» № 81 (2499) от 01.06.2004г.

Таким образом, событие административного правонарушения по ч. 2 ст.15.19. КоАП, состоящее в нарушении порядка раскрытия годовых отчетов общества, опровергается имеющимися в деле документами. В связи с этим привлечение к административной ответственности за данное нарушение произведено незаконно.

В части несоблюдения требования об опубликовании Положения об общем собрании акционеров.

По норме п. 1.16. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.07.2003 № 03-32/пс (в редакции Постановления ФКЦБ РФ от 24.12.2003г. №03-49/пс), эмитенты, являющиеся акционерными обществами, обязанными в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны раскрывать сведения о содержании своих уставов и внутренних документов, регулирующих деятельность органов указанных эмитентов, путем опубликования указанных документов на странице в сети «Интернет». В случае внесения изменений в указанные документы (принятия их в новой редакции), устав и внутренние документы с внесенными изменениями должны быть опубликованы на странице в сети «Интернет» не позднее 3 дней с момента опубликования в сети «Интернет» сообщения о соответствующем решении общего собрания акционеров.

С учетом положения п.п. 8, 10 Указа Президента №763 от 23.05.96г. Постановление ФКЦБ РФ от 24.12.2003г. №03-49/пс вступило в силу с 18 марта 2004г. (даты официального опубликования в «Российской газете»).

Постановления ФКЦБ России от 02.07.2003 № 03-32/пс и от 24.12.2003г. №03-49/пс утратили силу в связи с изданием Приказа ФСФР от 16.03.2005г. № 05-5/пз-н об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

По п.8.4.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 16.03.2005г. № 05-5/пз-н,акционерные общества, обязанные в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны раскрывать информацию о содержании своих внутренних документов, регулирующих деятельность органов акционерного общества, со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями. Акционерное общество, указанное в настоящем пункте, обязано опубликовать тексты внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность его органов, на странице в сети Интернет не позднее 3 дней с даты составления протокола общего собрания акционеров (заседания совета директоров (наблюдательного совета)), на котором принято решение об утверждении соответствующего внутреннего документа, а в случае, если внутренний документ акционерного общества утвержден его уполномоченным органом управления до возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, - не позднее 3 дней с даты возникновения такой обязанности. В случае внесения изменений и/или дополнений во внутренние документы, регулирующие деятельность органов акционерного общества (принятия внутренних документов, регулирующих деятельность органов акционерного общества, в новой редакции), тексты указанных внутренних документов с внесенными в них изменениями и/или дополнениями (тексты новой редакции указанных внутренних документов) должны быть опубликованы акционерным обществом на странице в сети Интернет не позднее 3 дней с даты составления протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления акционерного общества, на котором принято решение о внесении изменений и/или дополнений (принятии новой редакции) указанных внутренних документов.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их введения в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Постановление ФКЦБ РФ от 24.12.2003г. №03-49/пс и Приказ ФСФР от 16.03.2005г. № 05-5/пз-н не содержат указания об опубликовании внутренних документов и в тех случаях, когда такие документы утверждены до вступления данных нормативных правовых актов в силу.

Как следует из материалов дела, Положение об общем собрании акционеров ОАО «Удмуртинвестстройбанк» утверждено решением общего собрания акционеров 24 мая 2002г. (протокол № 16), то есть задолго до вступления в силу п.1.16 и п.8.4.3. вышеуказанных Положений.

Следовательно, к спорному Положению об общем собрании акционеров требование закона об опубликовании его в сети «Интернет» не применяется, в связи с чем нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг заявителем не допущено.

В части несоблюдения требования об опубликовании списков аффилированных лиц общества.

В постановлении № 167 от 06.06.2006г. административным органом указано, что в нарушение п.1 ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», п.8.5.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 16.03.05г. № 05-5/пз-н ОАО «Удмуртинвестстройбанк» не опубликовало на странице в сети Интернет списки аффилированных лиц общества, составленные по состоянию на 30.09.2005г., 31.12.2005г. и 31.03.2006г.

Оспаривая постановление в данной части, заявитель ссылается, что, будучи кредитной организацией, руководствовался специальными нормами законодательства, в частности: Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации», Положением Банка России от 14.05.2003г. № 227-П «О порядке ведения учета и предоставления информации об аффилированных лицах кредитных организаций».

По норме статьи 57 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Центральным банком РФ утверждено Положение от 14.05.2003г. № 227- П о порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций.

Как следует из нормы п.3.1 указанного Положения, кредитные организации по мере внесения сведений (в том числе изменений и дополнений) в Список аффилированных лиц в срок не позднее 10 рабочих дней с момента внесения указанных сведений (изменений и дополнений), представляют в территориальное учреждение банка России уведомления в бумажной форме с приложением в электронном виде полных (скорректированных в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями) Списков аффилированных лиц.

Пункт 8.5.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 16.03.05г. № 05-5/пз-н, устанавливает, что акционерное общество, обязанное в соответствии с указанным Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 3 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 3 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список, но не ранее даты возникновения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.

Согласно п. 1.2. действие указанного Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации. Действие настоящего Положения не распространяется на Центральный банк Российской Федерации, а также на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг.

Исходя из содержания указанных правовых норм, представление списков аффилированных лиц в Банк России в соответствии с банковским законодательством не освобождает эмитента от обязанности опубликования данных списков в порядке, предусмотренном п. 8.5.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выразившееся в несвоевременном представлении списка аффилированных лиц, то есть не выполнение обществом предусмотренной нормативным правовым актом (Положением) обязанности к установленному в нем сроку, по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений.

В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня совершения административного правонарушения, а не со дня его обнаружения.

Такой правовой подход высказан в Постановлениях Президиума ВАС РФ № 9463/05 от 06.12.2005г. и № 14741/05 от 25.04.2006г.

ОАО «Удмуртинвестстройбанк» должно было разместить списки аффилированных лиц по состоянию на 30.09.05г. и 31.12.05г. на сайте в «Интернет» не позднее 05 октября 2005г. и 10 января 2006г. соответственно.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 06 июня 2006г., то есть по истечении двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Согласно п.6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности исключает производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (п. 18 Постановления Пленума Вас РФ № 2 от 27.01.2003г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях»).

Таким образом, требования заявителя в части нарушения сроков опубликования списков аффилированных лиц на даты 30.09.05г. и 31.12.05г. подлежат удовлетворению.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ, в виде нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выразившегося в неопубликовании в установленный срок списка аффилированных лиц по состоянию на 31.03.2006г. подтверждено материалами дела.

На дату принятия постановления о назначении административного наказания срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Следовательно, в данной части заявитель обоснованно привлечен к ответственности по ч.2 ст.15.19 КоАП за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 руб.

В настоящее время список аффилированных лиц опубликован на сайте заявителя в «Интернет», что подтверждается отчетом (исх. № 23/1368 от 20.07.2006г.) об исполнении предписания.

В соответствии со ст.2.9. КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Понятие «малозначительность» КоАП не раскрывается, как и не определен исчерпывающий перечень случаев применения положений данного Кодекса о малозначительности.

Статья 2.9.КоАП является нормой общего регулирования административных правоотношений, не предусматривающей каких-либо изъятий для отдельных видов правонарушений.

Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.

С учетом разъяснения, содержащегося в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив малозначительность правонарушения в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, учитывая, что в результате совершения правонарушения отсутствует существенная угроза охраняемым государством общественным отношениям, само нарушение не представляет большой общественной опасности, суд пришел к выводу о малозначительности совершенного ответчиком административного правонарушения, об освобождении ответчика от административной ответственности, ограничившись устным замечанием в его адрес.

Довод представителя ответчика о том, что общество, выполнив предписание № 495 от 19.06.06г., тем самым признало факт нарушений, судом отклоняется.

Исполнение предписания само по себе не свидетельствует о согласии с нарушением.

Более того, данное обстоятельство опровергается материалами дела.

В ходе производства по административному делу заявитель направил свои возражения и объяснения, в которых ссылался на отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности.

Таким образом, доказательств признания заявителем вменяемых правонарушений административным органом не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167, 176, 211 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Арбитражный Суд

решил:

1. Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго- Камском регионе о привлечении Акционерного коммерческого Удмуртского инвестиционно- строительного банка к административной ответственности по ч. 2 ст.15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. признать незаконным и отменить полностью, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

2. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.Е.Лепихин