НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 09.04.2008 № А71-1594/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426057 г. Ижевск, ул. Свободы,139

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-1594/2008

А31

10 апреля 2008г.

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2008 г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной

при ведении судьей протокола судебного заседания

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя Шмыковой С.В., с. Завьялово

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике, г. Ижевск

с участием третьих лиц: 1)Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, г. Ижевск;

2) Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Завьяловском районе, с. Завьялово

о признании незаконным решения налогового органа.

В судебном заседании присутствовали:

от заявителя: Шмыков С.В.- адвокат, по ордеру №08/81 от 25.03.08г.

от ответчика: Коробейников А.Ю.- госналогинспектор, по дов. № 05-10/03454 от 08.02.08г.

от третьего лица: не явились, уведомлены.

Предприниматель Шмыкова Светлана Вадимовна (далее- заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС № 8 по УР № 8423 от 06.02.2008г. об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 45897 руб. и обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части пенсии в сумме 45897 руб.

В предварительном судебном заседании, заявитель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просит еще взыскать и судебные расходы в сумме 2000 руб. Данное ходатайство судом удовлетворено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Третьи лица в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке ст. 200 АПК РФ в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что налоговый орган письмом №8423 от 06.02.08г. необоснованно в нарушение ст.ст. 2, 25 Федерального закона от 15.12.01г. №167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», п.п. 7,9 13 ст. 78 НК РФ отказал в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Ответчик (налоговый орган) заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. В обоснование своих возражений налоговый орган сослался, на то что, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленного в ст. 8 НК РФ; Федеральным законом от 15.12.01г. за №167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» не определен орган, который должен производить возврат излишне уплаченных страховых взносов и порядок его проведения. Следовательно, правовые основания для зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у налогового органа отсутствуют.

Третье лицо (ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ижевске) в своих пояснениях согласилось с заявленными требованиями, считая что администратором поступления в бюджет ПФР относительно страховых взносов является налоговый орган. Дополнительно пояснило, что заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Управлении Пенсионного фонда в Завьяловском районе УР. В Управлении Пенсионного фонда РФ в г.Ижевске ИП Шмыкова С.В. с учета снята 31.12.2001г.

По материалам дела и объяснениям лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Платежными поручениями № 20 от 24.01.06г., № 172 от 20.07.05г., № 266 от 20.10.05г., № 173 от 20.07.05г., № 175 от 21.07.05г. предприниматель Шмыкова Светлана Вадимовна произвела уплату единого налога на вмененный доход и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно указав в платежных поручениях КБК 18210202040061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии).

ИП Шмыкова С.В. обратилась в МРИ ФНС № 9 по УР с заявлением от 21.11.2007г. о возврате переплаты по страховым взносам в сумме 45897 руб.

Решением № 8423 от 06.02.2008г. налоговым органом в зачете (возврате) переплаты по страховым взносам ИП Шмыкоыой С.В. было отказано.

Свой отказ налоговый орган мотивировал тем, что на основании Федеральным законом №167- ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют.

Полагая, что отказ МРИ ФНС № 9 по УР, г. Ижевск в возврате переплаты по страховым взносам незаконен, заявитель обратился в суд за защитой нарушенного права.

Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В статье 3 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховые взносы определены как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

В Определении Конституционного суда РФ от 05.02.2004г. за №28-О разъяснена социально-правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: «… в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями. Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности».

В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ не определяет, какой орган должен принимать решение о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной и страховой части трудовой пенсии.

Данный вопрос урегулирован бюджетным законодательством РФ.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 24.08.2007г. №74н (подраздел 1 раздела 2 «Главный администратор доходов» Указаний), администраторы поступлений в бюджет осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 8 к Приказу Минфина РФ от 24.08.2007г. №74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Иных нормативно-правовых актов, подтверждающих полномочия федеральных органов государственной власти (их территориальных органов) по осуществлению функций администратора, в том числе по возврату (зачету) платежей из бюджетов всех уровней, не требуется.

На основании п. 44 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004г. №116н (в редакции Приказа от 12.11.2007г. № 103н), взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Приложением №8 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 24.08.2007г. №74н, предусмотрено, что администратором поступлений в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 182 1 02 02040 06 0000 160) названа Федеральная налоговая служба.

Следовательно, на налоговом органе, как на администраторе поступлений в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, лежит обязанность принятия решений о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм.

Факт наличия у ИП Шмыковой С.В. переплаты по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в общей сумме 45897 руб. налоговым органом не оспаривается, подтверждается материалами дела, в том числе Протоколом к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 18.01.2007г. № 612.

Доводы налогового органа, изложенные в отзыве на заявление судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании закона.

С учетом изложенного отказ налогового органа о возврате переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с КБК 18210202040061000160 в сумме 45897 руб., подлежит признанию незаконным, указанные суммы излишне уплаченных страховых взносов подлежат возврату заявителю.

Согласно ст. 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Суд приходит к выводу, что требование заявителя о взыскании судебных расходов на услуги адвоката в сумме 2000 руб. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд УР

решил:

1. Признать решение Межрайонной инспекции ФНС №9 по Удмуртской Республике, г. Ижевск №8423 от 06.02.2008г. «Об отказе в осуществлении зачета (возврата)», вынесенное в отношении Индивидуального предпринимателя Шмыковой Светланы Вадимовны незаконным.

2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике, г. Ижевск возвратить Индивидуальному предпринимателю Шмыковой Светлане Вадимовне, с. Завьялово, ул. Азина, д.13, ОГРН записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304180804900138 за счет средств соответствующего бюджета ошибочно уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 45897 руб.

3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике, г. Ижевск в пользу Индивидуального предпринимателя Шмыковой Светланы Вадимовны, г. Ижевск судебные расходы в размере 2000 руб. на оплату услуг адвоката и 1836 руб. госпошлины.

4. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике, г. Ижевск в доход федерального бюджета РФ 100 руб. госпошлины.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в месячный срок со дня его вынесения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья Т.С.Коковихина