Арбитражный суд Тюменской области
625000, г.Тюмень, ул. Хохрякова, 77
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень Дело № A70-2879/7-2008
«02» июля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 02 июля 2008 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Дылдиной Т.А. , при ведении протокола судебного заседания судьей Дылдиной Т.А. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Новотарманский детский сад «Огонек»
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Тюменской области
о признании незаконным бездействия и о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 89 821 руб.,
с участием представителей:
от Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Новотарманский детский сад «Огонек» (заявителя) – Байдалина А.Л. председатель ликвидационной комиссии на основании протокола №12 от 18.04.2008 года (л.д. 11),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Тюменской области (ответчика) – Семочкина Т.В. на основании доверенности от 09.01.2008 года,
установил:
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Новотарманский детский сад «Огонек» (далее по тексту – организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Тюменской области (далее по тексту – Инспекция, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии на 2007 год и обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 102287,00 руб.
Заявителем уточнены заявленные требования, организация просит обязать Инспекцию произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 89 821 руб.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Поскольку, уменьшение заявителем размера заявленных требований не противоречит законам, иным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает уменьшение заявителем размера заявленных требований.
Представитель Инспекции в судебном заседании выразил несогласие с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.02.2008 года организацией совместно с Инспекцией проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, по итогам которой был составлен акт сверки № 330.
Согласно указанному акту, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии за 2007 год, по состоянию на 22.02.2008 года, образовалась переплата в размере 115 946,92 руб.
По данным Пенсионного фонда сумма переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии за 2007 год у организации составила 102 287 руб., что подтверждается протоколом к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 22.02.2007 года №3134.
26.02.2008 года организация обратилась в Инспекцию с заявлением о возврате налоговым органом излишне уплаченной суммы страховых взносов.
28.02.2008 г. Инспекцией по результатам рассмотрения заявления страхователя принято решение № 6160 об отказе в осуществлении возврата.
Основанием для вынесения такого решения, по мнению Инспекции, явилось то, что страховые взносы не отвечают понятию налога, следовательно, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют.
Вместе с тем, согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, формой образования и расходования фонда денежных средств для реализации указанной цели являются соответствующие бюджеты.
В силу статьи 18 Бюджетного кодекса РФ и статьи 1 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в Российской Федерации», бюджетной классификацией является группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней.
Из приведенных норм права следует, что код бюджетной классификации - это цифровое обозначение группы доходов (расходов) бюджета.
Следовательно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов. В соответствии с Приложением 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации», администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
При этом в примечаниях к Приложению 11.1 «Главные распорядители средств федерального бюджета администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации» указанного Закона определено, что администрирование поступлений по всем подстатьям и программам соответствующей статьи осуществляется администратором, указанным в группировочном коде бюджетной классификации. Бюджетные поступления под кодом №18210202020060000160 относятся к группировочному коду 182 (Федеральная налоговая служба).
На основании подпункта 5 части 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ, налоговый орган обязан проводить мероприятия по зачёту или возврату излишне уплаченных сумм.
В соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Суд, принимая во внимание наличие соответствующего заявления о возврате сумм, уплаченных по неверному коду бюджетной классификации, а также наличие полномочий налогового органа - администратора соответствующих страховых платежей, которые вытекают из положений Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации», считает, что в данном случае у налогового органа, в который обращалась организация с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, отсутствовали основания для отказа в возврате.
В этой связи бездействие налогового органа, выразившееся в решении №6160 от 28.02.2008 года об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 102 287 руб., подлежит признанию незаконным.
В судебном заседании установлено, что, в соответствии с представленным расчетом по авансовым платежам на обязательное пенсионное страхование, сумма страховых взносов составляет 89 821 руб.
Факт наличия излишне уплаченных сумм страховых взносов и их сумма Инспекцией не оспаривается.
Суд считает, что возврат излишне уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд РФ может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ и в данном случае у налогового органа, в который обращался заявитель с соответствующей просьбой, отсутствовали основания для отказа в возврате.
На основании изложенного, суд считает необходимым обязать Инспекцию возвратить организации излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 89 821 руб.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина в сумме 5 194,63 руб. подлежит взысканию с Инспекции в пользу заявителя, в сумме 351,11 руб. – возврату заявителю из бюджета.
Руководствуясь статьями 102, пункту 3 статьи 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Действия (бездействие) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Тюменской области, выразившиеся в решении № 6160 от 28.02.2008г. об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 102 287 руб. Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Новотарманский детский сад «Огонек», признать незаконными.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Тюменской области произвести возврат Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Новотарманский детский сад «Огонек» излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 89 821 (Восемьдесят девять тысяч восемьсот двадцать один) руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Тюменской области в пользу Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Новотарманский детский сад «Огонек» расходы по госпошлине в сумме 5 194 (Пять тысяч сто девяносто четыре) руб. 63 копейки.
Возвратить Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Новотарманский детский сад «Огонек» из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 351 (Триста пятьдесят один) руб.11 копеек.
Исполнительные листы, справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (даты изготовления) в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.А. Дылдина