АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. | Тюмень | Дело № | А70-10173/2017 |
30 августа 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2017 года. Полный текст решения изготовлен 30 августа 2017 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гонтарь Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Томиловой Елены Валентиновны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тюменской области
об оспаривании постановления 72 № 09-26/39/2297 о назначении административного наказания от 20.07.2017,
при участии
от ответчика – Важенина Н.А. на основании доверенности от 21.11.2016 №18,
установил:
Индивидуальный предприниматель Томилова Елена Валентиновна (далее – заявитель, ИП Томилова Е.В) обратилась в арбитражный суд с заявлением к МИФНС России №8 по Тюменской области (далее – Инспекция, ответчик) об оспаривании постановления 72 № 09-26/39/2297 о назначении административного наказания от 20.07.2017.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статями 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, своего представителя для участия в судебное заседание не направил.
Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимая во внимание определение суда от 02.08.2017 по настоящему делу, учитывая отсутствие возражений сторон, суд признал дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие заявителя.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, на основании поручения начальника Инспекции от 22.05.2017 №09-06/19, должностным лицом Инспекции в отношении ИП Томиловой Е.В. проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа на объекте, расположенном по адресу: Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Советская, 17 «б», ТЦ «САГ».
В ходе проверки Инспекцией установлено, что при внесении 22.05.2017 налоговым инспектором наличных денежных средств в сумме 10 руб., в счет оплаты сотовой связи поставщика услуг ТЕЛЕ-2 посредством платежного терминала №10089558 дважды не выдан кассовый чек, подтверждающий осуществление соответствующего платежа. Расчет произведен без применения ККТ, в связи с ее отсутствием в составе платежного терминала.
Таким образом, Инспекцией сделан вывод о том, что осуществлен наличный денежный расчет с клиентом за оказанную услугу без применения ККТ, что зафиксировано в акте 72 №18 от 22.05.2017.
В связи с выявленным фактом совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), 26.06.2017 должностным лицом Инспекции, в отсутствие ИП Томиловой Е.В., составлен протокол об административном правонарушении 72 №09-26/39/2297.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, и.о. начальника Инспекции вынесено Постановление 72 №09-26/39/2297 о назначении административного наказания от 20.07.2017, которым ИП Томилова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и подвергнута назначению административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование своих требований ИП Томилова Е.В. ссылается на то, что в силу действующего законодательства налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. В связи с чем, полагает, что полученные Инспекцией доказательства не могут считаться надлежащими доказательствами по делу.
Из заявления также следует, что Инспекцией допущены процессуальные нарушения, а именно, заявитель не извещен о месте рассмотрения дела, акт проверки не направлен в адрес заявителя.
Также заявитель указал, что платежный терминал имеет встроенное автоматическое устройство для расчетов ККТ; полагает, что все установленные нарушения свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении и акт проверки составлены с нарушением требований КоАП РФ. По мнению заявителя, правонарушение подлежит квалификации по части 6 статьи 14.5 КоАП РФ.
Инспекция возражает против заявленных требований, считает оспариваемое Постановление законным и обоснованным, а также полагает, что в ходе производства по делу налоговым органом не допущено процессуальных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемый акт.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 14.5. КоАП РФ неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон №54-ФЗ) определяет правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами (часть 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ).
Как следует из материалов дела и отмечено судом выше, в ходе проведенного контрольного мероприятия налоговым органом установлен факт осуществления ИП Томиловой Е.В. наличных денежных расчетов с клиентом за оказанную услугу без применения ККТ.
Проверка показала, что выявлены явные признаки работы платежного терминала №10089558, принадлежащего ИП Томиловой Е.В., установленного в ТЦ «САГ» по адресу: г.Ялуторовск, ул. Советская, 17 «б» без использования ККТ в составе терминала.
Инспекцией установлено, что ККТ в составе платежного терминала с номером 10089558 по обозначенному адресу за ИП Томиловой Е.В. в налоговом органе не зарегистрирована.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении ККТ. Пользователи обязаны, в том числе выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Законом №54-ФЗ.
В силу положений Закона №54-ФЗ выдаваемый покупателям документ (кассовый чек) должен быть отпечатан на ККТ в момент произведения расчета, а не в какое-либо иное время после наличного денежного расчета.
Учитывая изложенное, а также, что заявитель не представил доказательства регистрации ККТ в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении ККТ, суд отклоняет доводы заявителя о том, что терминал имеет встроенное автоматическое устройство для расчетов ККТ.
Материалами дела подтверждено, что при проведении проверки установлен факт осуществления ИП Томиловой Е.В. наличных денежных расчетов с клиентом за оказанную услугу без применения ККТ.
Налоговый орган правильно квалифицировал правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
При этом суд отклоняет довод заявителя о необходимости квалификации его действий по части 6 статьи 14.5 КоАП РФ - не направление при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека.
Суд исходит из того, что ответственность по части 6 статьи 14.5 КоАП наступает в случае, если ККТ была применена, но покупателю не был направлен кассовый чек или иной отчетный документ.
В рассматриваемом случае заявитель вообще не применил ККТ, а потому его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Суд также отклоняет довод ИП Томиловой Е.В. о том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, в связи с чем, полученные доказательства в ходе проверки не являются, по мнению заявителя, надлежащими доказательствами по дела об административном правонарушении. В указанной части суд исходит из нижеследующего.
Суд считает необходимым отметить, что сотрудники налогового органа в рассматриваемом случае действовали не в рамках Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а в рамках положений Закона № 54-ФЗ, позволяющего производить соответствующие действия.
Так, осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ в соответствии с положениями статьи 7 Закона № 54-ФЗ, статьи 7 Закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пункта 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, возложено на налоговые органы.
Перечисленные правовые нормы предоставляют налоговым органам право проводить в целях осуществления контроля за использованием ККТ соответствующие проверки.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2009 №41-АД09-3 и от 11.05.2012 №45-АД12-4 контрольная закупка, осуществляемая инспекцией в рамках проверки соблюдения законодательства о применении ККТ с целью выявления административных правонарушений, не является оперативно-розыскным мероприятием, и налоговый орган вправе проводить ее самостоятельно, следовательно, покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения ККТ не выходит за рамки полномочий налогового органа, а акт проверки является допустимым доказательством.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2015 № 2 (2015) по вопросу применения КоАП РФ, в частности, по вопросу №15 указано, что контроль за применением ККТ возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями (продавцами) кассовых чеков.
Таким образом, доводы ИП Томиловой Е.В. на незаконность контрольных проверочных мероприятий и недопустимость полученных доказательств являются несостоятельными.
Суд также отклоняет доводы заявителя о том, что Инспекцией допущены процессуальные нарушения. В частности, заявитель полагает, что не был извещен о месте рассмотрения дела и не получил акт проверки.
Материалами дела подтверждено, что акт проверки 72 №18 от 22.05.2017 направлен ИП Томиловой Е.В. сопроводительным письмом от 22.05.2017 №09-03/03201 по адресу: 625025, г.Тюмень, ул. Куйбышева, 129. Согласно информации официального сайта Почты России данное почтовое отправление получено адресатом 24.05.2017.
Судом также установлено, что уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 26.06.2017, направлено указанным выше почтовым отправлением. Дополнительно информация о явке указана также в сопроводительном письме от 22.05.2017 №09-03/03201.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также получил акт проверки.
Нарушений, допущенных Инспекцией при производстве по делу об административном правонарушении, которые могли повлиять на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела, судом не установлено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что выводы налогового органа являются правильными и соответствуют действующему законодательству.
С учетом вышеизложенного, материалами дела подтвержден как факт совершения административного правонарушения, так и вина ИП Томиловой Е.В. в содеянном.
Нарушения процедуры привлечения ИП Томиловой Е.В. к административной ответственности судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку материалами дела подтверждается факт совершения заявителем противоправных, виновных действий (бездействия), за которые частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность, суд считает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать ИП Томиловой Е.В. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Безиков О.А. |