АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-6048/2018
30 мая 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2018 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Токмаковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи дело по заявлению
ООО «Профитек»
к УФАС по Тюменской области
об оспаривании решения от 16.04.2018 по делу № Т18/39-307
третьи лица - АО «Земельные ресурсы Тюменской области», ООО «Тюменский аудиторский центр»
при участии в судебном заседании:
от истца – Ахметов Д.Р. по доверенности от 09.04.2018г.;
от ответчика – Долгин О.В. по доверенности от 01.02.2018г.;
от третьих лиц – не явились, извещены;
установил:
ООО «Профитек» (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту - Управление) об оспаривании решения от 16.04.2018 по делу № Т18/39-307.
Определением от 23.04.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «Земельные ресурсы Тюменской области», ООО «Тюменский аудиторский центр»
Принимая во внимание положения ч. 4 ст. 137 АПК РФ, учитывая определение от 23.04.2018. по настоящему делу, а также с учетом мнения сторон, 23.05.2018 судом было вынесено протокольное определение о завершении предварительного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили.
В ходе судебного разбирательства от заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела скриншота с сайта саморегулируемой организации, подтверждающей прохождение Обществом внешнего контроля в 2017.
Учитывая, что судебное заседание проводилось с применением систем видеоконференц-связи, представитель заявителя ходатайствовал об объявлении в судебном заседании перерыва или отложении судебного разбирательства
В приобщении к материалам дела скриншота с сайта саморегулируемой организации, подтверждающей прохождение Обществом внешнего контроля, судом отказано. Основания к отказу изложены в мотивировочной части настоящего решения. В связи с изложенным, судом также отказано в объявлении в судебном заседании перерыва или отложении судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 12.03.2018 было опубликовано извещение № 1200700003918000001 о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Земельные ресурсы Тюменской области» за 2017.
По окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе поступили 2 заявки: от ООО «Профитек» и ООО «Тюменский Аудиторский Центр».
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие победителем признан ООО «Тюменский Аудиторский Центр». Заявка ООО «Профитек» была отклонена, поскольку она не соответствует требованиям, предусмотренным конкурсной документацией, а именно не представлен документ, подтверждающий прохождение внешнего контроля качества.
Не согласившись с результатом проведения открытого конкурса, ООО «Профитек» направило жалобу в Управление на действия АО «Земельные ресурсы Тюменской области» при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Решением №Т18/39-307 от 16.04.2018 Управление признало жалобу Общества необоснованной. Отказывая в удовлетворении жалобы Общества, Управление исходило из того, что заявка Общества не соответствует требованиям, предъявляемым конкурсной документацией, а именно в составе заявки отсутствовал документ о прохождении внешнего контроля качества в 2017 - 2018.
Не согласившись с указанным решением, ООО «Профитек» обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Заявленные требования мотивированы тем, что документ, подтверждающий прохождение Обществом внешнего контроля качества был представлен в составе заявки, а именно был представлен сертификат качества аудиторской деятельности от 23.04.2014 № 09-14/1-194. Общество также указывает, что конкурсная документация не предусматривала необходимость представления документа, подтверждающего прохождение внешнего контроля качества в 2017-2018.
При прохождении внешнего контроля качества в 2017-2018 со стороны саморегулируемой организации аудиторов какие-либо подтверждающие документы н выдавались. Сведения о прохождении короля качества являются открытыми и общедоступными, размещены на сайте СРО аудиторов, членом которой является компания /аудитор.
Общество также считает несостоятельными выводы Управления о том, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении заказчика может проводить только тот аудитор (аудиторская компания), которые прошли внешний контроль качества.
Управление с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в нем.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы и возражения сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрены случаи, когда в отношении организации проводится обязательный аудит.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что АО «Земельные ресурсы Тюменской области» относится к числу организаций, в отношении которых проводится обязательны й аудит.
Для отбора аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Земельные ресурсы Тюменской области» за 2017 последним был объявлен конкурс.
В силу п. 7 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) настоящий закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Заказчик осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым положением о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд заказчика, утвержденным протоколом совета директоров ОАО «Земельные ресурсы Тюменской области» № 5 от 27.01.2012.
В соответствии с п. 4.1.1 Положения с учетом изменений (протокол № 6 от 19.05.2015) настоящее Положение регламентирует закупки любых товаров, работ, услуг для собственных нужд заказчика, кроме осуществления заказчиком отбора аудиторских организаций для проведения обязательного аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.
Как указывалось выше, АО «Земельные ресурсы Тюменской области» был объявлен открытый конкурс по отбору аудиторской организации для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Земельные ресурсы Тюменской области» за 2017 г.
Конкурсная документация подготовлена в соответствии с Законом о контрактной системе, а также иным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1.2.1 конкурсной документации заказчик, проводит конкурс, предмет и условия которого указаны в информационной карте конкурса, в соответствии с процедурами, условиями и положениями настоящей конкурсной документации.
Пунктом 1.6 конкурсной документации заказчика установлены требования к участникам закупки.
Согласно п. 1.6.1. в конкурсе может принять участие любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала в соответствие требованиям Закона об аудиторской деятельности, другими федеральными законами и иным нормативным актам по проведению аудиторской деятельности.
Раздел 1.3 «Информационная карта конкурса» содержит п. 9, в котором установлены требования к участникам закупки:
Участник закупки должен соответствовать следующим обязательным требованиям, в том числе:
- устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса (копии документов, подтверждающих членство в саморегулируемом объединении аудиторов, заверенные участником размещения заказа в установленном порядке);
-наличие документа подтверждающего прохождение внешнего контроля качества в соответствие требованиям Закона об аудиторской деятельности.
В пункте 13 «Документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе» содержатся сведения, которые должны содержать заявка на участие в конкурсе:
- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п. 3-9 ч. 1 ст. 31 №44-ФЗ.
Согласно подп. 5 п. 13 Информационной карты в качестве документа, входящим в состав заявки на участие в конкурсе, определена копия документа, подтверждающего прохождении внешнего контроля качества в соответствии требованиями Закона об аудиторской деятельности.
Таким образом, конкурсной документацией предусмотрено представление в составе заявки копии документа, подтверждающего прохождении внешнего контроля качества в соответствии требованиями Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Согласно п. 1.6.6 и 1.6.7 конкурсной документации комиссия проверяет соответствие участников конкурса требованиям, указанным в пунктах 1, 2 подпункта 1.6.3. настоящего раздела, а также вправе проверять соответствие участников конкурса требованиям, указанным в п. 3-8 подп. 1.6.3. настоящего раздела.
Отстранение участника конкурса от участия в конкурсе или отказ от заключения договора с победителем конкурса осуществляется в любой момент до заключения договора, если заказчик, уполномоченный орган или конкурсная комиссия обнаружит, что участник конкурса не соответствует требованиям подп. 1.6.3. настоящего раздела, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В п. 2.3 инструкции предусмотрено, что единая комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации, единая комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе.
Обществом в составе заявки был представлен сертификат качества аудиторской деятельности №09-14/1-194 от 28.04.2014г., выданной Саморегулируемой организацией аудиторов Некоммерческое партнерство «Аудиторская ассоциация Содружество» подтверждающий прохождение внешней проверки качества работы за период с 2012 по 2013.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, аудитор обязаны: проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию (часть 2).
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (часть 3).
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов (часть 4).
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору ( часть 5).
Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций:
1) в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, - не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год;
2) в отношении индивидуальных аудиторов и иных аудиторских организаций - не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год (часть 8).
Таким образом, в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», внешний контроль проводится не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год.
Как следует из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом аукционе от 29.03.2018, заявка Общества не соответствует требованиям конкурсной документации, а именно в составе заявки отсутствует документ, подтверждающий прохождение Обществом внешнего контроля качества в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Как следует из пояснений АО «Земельные ресурсы Тюменской области», данных при рассмотрении дела Управлением, при рассмотрении и оценке документов, входящих в состав заявки данного участника, конкурсная комиссия установила, что в составе заявки Общества отсутствует документ, подтверждающий прохождение внешнего контроля качества в 2017 – 2018.
Как указывалось выше, Обществом в составе заявки на участие в конкурсе был представлен сертификат качества аудиторской деятельности от 23.04.2014 № 09-14/1-194.
В силу положений ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» внешний контроль проводится не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год.
Таким образом, учитывая, что в отношении ОАО «Земельные ресурсы Тюменской области» должен осуществляться обязательный аудит, для аудиторской организации, которая может быть привлечена для проведения обязательного аудита, необходимо представление документа подтверждающего проведение внешнего контроля, что прямо предусмотрено положениями конкурсной документации.
Общество представило в составе заявки на участие в конкурсе сертификат качества аудиторской деятельности от 23.04.2014 № 09-14/1-194, что подтверждает прохождение внешнего контроля за период 2012-2013. Вместе с тем в силу положений ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» внешний контроль в отношении Общества должен был проводиться также в последующем трехлетнем периоде.
Документ, подтверждающий проведение внешнего контроля в последующий трехлетний период (после 2013) Общество в составе конкурсной заявки не представило.
При указанных обстоятельствах суд считает, что Общество не представило документ, подтверждающий прохождение им внешнего контроля качества в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в связи с чем заявка Общества была правомерно отклонена организатором конкурса.
В отношении ходатайства Общества о приобщении к материалам дела скриншота с сайта СРО, в которой состоит Общество, подтверждающего прохождение внешнего контроля в 2017-2018, суд отмечает следующее. Указанный документ не был представлен Обществом в составе заявки на участие в конкурсе, в связи с чем представление указанного документа в ходе производства по делу в суде не имеет существенного значения для разрешения дела. В силу указанных выше положений конкурсной документации для подтверждения соответствия участника конкурса требованиям, установленным документацией, Общество обязано было представить документ, подтверждающий прохождение внешнего контроля качества, что Обществом сделано не было.
При этом суд отмечает, что необходимость представления указанного документа условиями конкурсной документации возлагается на участника конкурса. У конкурсной комиссии отсутствует обязанность по самостоятельному поиску информации о соответствии участника конкурса требованиям конкурсной документации (в части прохождения внешнего контроля), в том числе в общедоступных источниках (сайт СРО).
Учитывая данное обстоятельство, конкурсная комиссия ОАО «Земельные ресурсы Тюменской области» правомерно отклонила заявку Общества от участия в открытом конкурсе.
На основании изложенного, оспариваемое решение Управления №Т18/39-307 от 16.04.2018 является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.
Определением от 23.04.2018 по настоящему делу были приняты обеспечительные меры.
На основании ч. 5 ст. 96 АПК РФ обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 23.04.2018, подлежат отмене с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
Руководствуясь статьями 96, 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Отменить с момента вступления решения суда в законную силу обеспечительные меры, принятые в соответствии с определением Арбитражного суда Тюменской области от 23.04.2018 по делу № А70-6048/2018.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Сидорова О.В.